Грамматическая
мозаика
Грамматическая мозаика – это тексты,
предложенные писательницей Тамарой КРЮКОВОЙ для
учебника по русскому языку Г.Г. Граник. Нами в
конце каждого текста предложены задания и
методические рекомендации, но учитель из разных
строчек может создать «свой» узор и по-новому
вплести эти задания в канву урока.
В конце первого класса или во втором
после чтения этого текста детьми по ролям
предложите ученикам придумать свою историю для
дошкольников, которые еще не знакомы со знаками
препинания.
Знаки препинания
Однажды
Точка, Вопрос и Восклицание собрались на совет.
– Друзья, мы должны навести в текстах порядок, –
сказала Точка.
– Зачем? – спросил Вопрос.
– Без нас ничего не понятно. Посудите сами: окна
выходят во двор котята пошли гулять. То ли окна
выходят во двор. То ли во двор котята пошли. То ли
котята пошли гулять.
– А лучше так: пошли гулять! – добавило
Восклицание.
– Вот именно, – подтвердила Точка. – Если не
навести порядка, то никто не разберёт, о чём речь.
– Может, встанем в конце предложений? –
предложил Вопрос.
– Отличная идея! – Поддержало Восклицание. – Это
будет так: Окна выходят! Во двор котята! Пошли
гулять!
– Разве это правильно? Как окна могут выходить?
Может быть, лучше так: Окна выходят во двор?
Котята пошли гулять? – подсказал Вопрос.
– Нет, нельзя задавать вопросы и не получать ни
одного ответа, – сказала Точка. – Давайте
сделаем так: Окна выходят во двор. Котята пошли
гулять.
– Понял! Дадим каждому своё место! Я буду
восклицать, кричать, восторгаться, командовать.
Здорово! – воскликнуло Восклицание.
– А я, вероятно, лучше всего справлюсь с
вопросами? – спросил Вопрос.
– Тогда я встану в конце всех других предложений,
– сказала Точка.
Точка
Законченность чтобы придать
выраженью,
Мы точку поставим в конце предложенья.
Вопрос
Сколько? Где? И почему?
Как? Зачем? Когда? Кому?
Кто везде сует свой нос?
Любопытный знак – вопрос.
Восклицание
Когда кричим и восклицаем,
И чувства бурно выражаем,
В конце мы обязательно
Знак ставим восклицательный.
Детям даются непунктированные
тексты.
Прочитайте. Расставьте знаки
препинания. Объясните, почему вы так сделали.
Сорока
Где была сорока?
На ярмарку летала.
Что она купила?
Красивую брошку.
Дорого ли дала?
Даром.
Как так?
Сорока брошь украла.
Кошмар! Грабеж!
Как она могла?
Украла она не со зла.
Ей понравилась брошь.
А где деньги возьмешь?
Подумайте, какие орфограммы здесь чаще
всего употребляются. Видите сколько их! Вы можете
предложить ученикам 2-го и 3-го классов придумать
задание к этому тексту. Ученикам любого класса
можно предложить вопрос: Согласны ли вы с тем, что
бабушка совсем не умница? Обоснуйте свою точку
зрения.
Бабушка и внучка
Идет Катенька с бабушкой по улице,
каблучками постукивает. Юбка с оборочками.
Вышитая кофточка. Сумочка через плечо. В косичке
бант. Чудная девочка, просто умница! А бабушка?
Бабушка внучке юбочку нагладила, кофточку
вышила, ленточки вплела, ботиночки почистила,
сумку собрала. Глупая бабушка и совсем не умница!
Вырастит из внучки лентяйку.
Предложите ребятам озаглавить этот
текст. А еще попросите их ответить на вопрос,
виноват ли Ваня?
Кто виноват?
С утра Ваня собирался в школу. Куда
подевались носки? Где же рубашка? Почему ботинок
оказался на полке? Ужас! Какие непослушные вещи!
Но тут не вещи виноваты. А кто?
Этот текст, просто находка для тех, кто
повторяет орфограмму «правописание не с
глаголом»!
Правила хорошего тона
Не бегай по коридору! Не прыгай на
диване! Не топай ногами! Не суйся куда не следует!
Не пререкайся! Не зажигай спички! Не рисуй на
обоях! Не включай музыку на всю мощь!
Сколько же вещей нужно не делать, чтобы вести
себя хорошо!
Этот текст можно предложить и в конце
первого класса, и в четвертом классе.
Первоклассникам можно предложить
непунктированный текст. А четвероклассников
можно попросить обосновать постановку знаков
препинания. Обратить внимание на предложения с
однородными членами.
Запасливый медведь
Что медведь на зиму запасает?
Землянику, малину, орехи да коренья. Хороши
запасы! Где он их хранит? На себе. Все лето медведь
жирок нагуливает, а зимой его тратит. Ай да мишка!
Если Вы предложите своим ученикам этот
текст до фразы: «Вот привереда!», у Вас появится
возможность спросить у ребят: Кто мог быть этим
гостем?
Безусловно, учитель обратит внимание детей на
фразеологизм «заморить червячка».
Привередливый гость
Сегодня ко мне пришел гость.
– Здесь есть чем заморить червячка?
– Конечно! Вот сливочный торт.
– Фу! Я не люблю крема.
– Хочешь конфет?
– Я не ем сладкого.
Гость повернулся и ушел. Вот привереда!
А он нашел на земле червячка и славно
полакомился. Трудно угодить ежику.
Продолжение следует
|