Валентина СОКОЛОВА,
консультант Управления экономики
Федерального агентства по образованию
Вы спрашивали...
Работаю учителем начальных классов.
За выполнение функций классного руководителя в
школах установлена доплата из средств
федерального бюджета в размере 1 тыс. руб.
Указанная выплата у нас осуществляется по
отдельной ведомости. Просим сообщить,
выплачивается ли вознаграждение за выполнение
функций классного руководителя в каникулярный
период, в период командировок и во время
нахождения на курсах повышения квалификации?
Начисляются ли на эту сумму северные надбавки и
районные коэффициенты?
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854
«О порядке предоставления в 2006 году финансовой
помощи бюджетам субъектов Российской Федерации
в виде субсидий на выплату вознаграждения за
выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам государственных
общеобразовательных школ субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных
школ» (в редакции постановления Правительства
Российской Федерации от 4 февраля 2006 г. № 67)
утверждены Правила предоставления в 2006 году
финансовой помощи бюджетам субъектам РФ на
выплату вознаграждения за выполнение функций
классного руководителя.
В соответствии с пунктом 3 Правил в
размере субсидии, предоставляемой субъекту РФ на
выплату вознаграждения за классное руководство,
учитываются районные коэффициенты,
установленные Правительством РФ, а также
отчисления по единому социальному налогу,
страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование и страховым взносам по
обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Это означает, что вознаграждение за
классное руководство является не
компенсационной выплатой, а составной частью
заработной платы: а именно:
– вознаграждение за классное
руководство, как и другие доходы
налогоплательщика, учитываются при определении
налоговой базы по налогу на доходы физических
лиц;
– вознаграждение за классное
руководство учитывается при определении
налоговой базы по единому социальному налогу,
страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование и страховым взносам по
обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
– к заработной плате
педагогических работников, включающей
вознаграждение за классное руководство, наряду с
выплатой районных коэффициентов, установленных
Правительством РФ за работу в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, также
выплачиваются процентные надбавки за стаж
работы в данных районах и местностях.
Отсутствие в пункте 3 Правил
упоминания об указанных надбавках при
определении размера субсидий не может служить
основанием для отказа работникам в выплате этих
процентных надбавок к заработной плате с учетом
вознаграждения за классное руководство,
поскольку это противоречит статье 317 Трудового
кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22
августа 2004 г. № 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Положения об
особенностях порядка исчисления средней
заработной платы, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об
особенностях порядка исчисления средней
заработной платы», при расчете среднего
заработка для всех случаев его определения
учитываются все предусмотренные системой оплаты
труда виды выплат, применяемые в соответствующей
организации независимо от источников этих
выплат.
К таким выплатам относится и
вознаграждение за классное руководство, в связи
с чем оно должно учитываться:
– при исчислении среднего
заработка для оплаты отпусков и выплаты
компенсации за неиспользованные отпуска;
– при определении среднего
заработка, сохраняемого за педагогическими
работниками общеобразовательных учреждений по
основному месту работы, направленными с отрывом
от основной работы для повышения квалификации в
образовательные учреждения дополнительного
профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов, поскольку
сохранение среднего заработка в указанном
случае предусмотрено пунктом 26 Типового
положения об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
(утверждено постановлением Правительства РФ от 26
июня 1995 г. № 610 с последующими изменениями и
дополнениями);
– в других случаях исчисления
среднего заработка.
Поэтому порядок выплаты
вознаграждения за классное руководство,
предусматривающий осуществление выплаты
вознаграждения за классное руководство по
отдельной ведомости в целях обеспечения
необходимой отчетности, не может являться
основанием для невключения его в состав
месячного заработка.
Периоды осенних, зимних, весенних и
летних каникул, установленных для обучающихся,
воспитанников образовательных учреждений и не
совпадающие с ежегодными оплачиваемыми
основными и дополнительными отпусками
работников, а также периоды отмены учебных
занятий (образовательного процесса) для
обучающихся по санитарно-эпидемиологическим,
климатическим и другим основаниям являются для
работников рабочим днем.
За время работы в указанные периоды
оплата труда педагогических работников
производится из расчета заработной платы,
установленной при тарификации, предшествующей
началу каникул или периоду отмены учебных
занятий (образовательного процесса) по указанным
выше причинам. В связи с этим в отношении
учителей, которым установлено вознаграждение за
классное руководство с 1 января 2006 года,
необходимо внести изменения в тарификационные
списки.
Сохраняется ли в настоящее время
право сельских учителей на бесплатные квартиры с
отоплением и освещением?
Федеральным законом от 29 декабря
2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации» определено, что до
внесения изменений в федеральные законы и иные
нормативные правовые акты в части замены льгот
по оплате жилья и коммунальных услуг в
соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ,
сохраняется прежний порядок предоставления
указанных льгот, установленный федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами
до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ
в Российской Федерации не должны издаваться
законы, отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина.
Согласно ст.ст. 72 и 76 Конституции РФ
общие вопросы образования и жилищное
законодательство находятся в совместном ведении
РФ и субъектов РФ, в связи с чем принимаемые по
ним законы и иные нормативные правовые акты
субъектов РФ не могут противоречить
федеральному законодательству .
В настоящее время во многих субъектах
РФ приняты нормативные правовые акты о размере,
условиях и порядке возмещения расходов,
связанных с представлением социальной поддержки
педагогическим работникам. Но возмещаются эти
расходы в различных регионах по-разному. В
соответствии с нормами ст. 3 Гражданского
процессуального кодекса РФ заинтересованное
лицо вправе в порядке, установленном
законодательством о гражданском
судопроизводстве, обратиться в суд за защитой
нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или
законных интересов.
В настоящее время федеральный
законодатель не отменил льготы для
педагогических работников, а лишь предложил
субъектам РФ установить размер, условия и
порядок возмещения расходов в связи с
предоставлением указанных мер социальной
поддержки.
Поскольку педагогические работники не
несли расходов при получении льгот по оплате
жилья и коммунальных услуг, следовательно,
субъекты РФ могут определить механизм
возмещения расходов по предоставлению таких
льгот тем учреждениям, которые предоставляют
педагогическим работникам коммунальные услуги.
Судебные решения, принимаемые судами в этом
плане, свидетельствует о достаточной их
эффективности в деле защиты прав педработников
образовательных учреждений
|