Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2006

ВЫ СПРАШИВАЛИ...

Валентина СОКОЛОВА,
консультант Управления экономики
Федерального агентства по образованию

Вы спрашивали...

Работаю учителем начальных классов. За выполнение функций классного руководителя в школах установлена доплата из средств федерального бюджета в размере 1 тыс. руб. Указанная выплата у нас осуществляется по отдельной ведомости. Просим сообщить, выплачивается ли вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в каникулярный период, в период командировок и во время нахождения на курсах повышения квалификации? Начисляются ли на эту сумму северные надбавки и районные коэффициенты?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2006 г. № 67) утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектам РФ на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.

В соответствии с пунктом 3 Правил в размере субсидии, предоставляемой субъекту РФ на выплату вознаграждения за классное руководство, учитываются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы: а именно:

– вознаграждение за классное руководство, как и другие доходы налогоплательщика, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;

– вознаграждение за классное руководство учитывается при определении налоговой базы по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– к заработной плате педагогических работников, включающей вознаграждение за классное руководство, наряду с выплатой районных коэффициентов, установленных Правительством РФ за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также выплачиваются процентные надбавки за стаж работы в данных районах и местностях.

Отсутствие в пункте 3 Правил упоминания об указанных надбавках при определении размера субсидий не может служить основанием для отказа работникам в выплате этих процентных надбавок к заработной плате с учетом вознаграждения за классное руководство, поскольку это противоречит статье 317 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», при расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относится и вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться:

– при исчислении среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска;

– при определении среднего заработка, сохраняемого за педагогическими работниками общеобразовательных учреждений по основному месту работы, направленными с отрывом от основной работы для повышения квалификации в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, поскольку сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 с последующими изменениями и дополнениями);

– в других случаях исчисления среднего заработка.

Поэтому порядок выплаты вознаграждения за классное руководство, предусматривающий осуществление выплаты вознаграждения за классное руководство по отдельной ведомости в целях обеспечения необходимой отчетности, не может являться основанием для невключения его в состав месячного заработка.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, а также периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются для работников рабочим днем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам. В связи с этим в отношении учителей, которым установлено вознаграждение за классное руководство с 1 января 2006 года, необходимо внести изменения в тарификационные списки.

Сохраняется ли в настоящее время право сельских учителей на бесплатные квартиры с отоплением и освещением?

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст.ст. 72 и 76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству .

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты нормативные правовые акты о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с представлением социальной поддержки педагогическим работникам. Но возмещаются эти расходы в различных регионах по-разному. В соответствии с нормами ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В настоящее время федеральный законодатель не отменил льготы для педагогических работников, а лишь предложил субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки.

Поскольку педагогические работники не несли расходов при получении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, следовательно, субъекты РФ могут определить механизм возмещения расходов по предоставлению таких льгот тем учреждениям, которые предоставляют педагогическим работникам коммунальные услуги.

Судебные решения, принимаемые судами в этом плане, свидетельствует о достаточной их эффективности в деле защиты прав педработников образовательных учреждений