Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2006

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Анна ПОТАНИНА,
нейропсихолог,
Александра СОБОЛЕВА,
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии www.detki-psy.ru

Поведение – двойка!

Все знакомые мамочки спокойно прогуливаются по прилегающим к дому кусочкам природы, толкая нарядные коляски с лежащими в них не менее нарядными, уютно посапывающими малышами. А ваш ребенок орет не только дома, но и на улице. В двенадцатиградусный мороз он умудряется скинуть все одеяла, не переставая орать до своего посинения и до ваших слез...
В первый раз после рождения малыша скудное зимнее солнце взошло для вас, когда ему стукнуло три года. На санках, из которых он все время вываливался и в которые вы найдя и откопав его в сугробе, снова с трудом запихивали, «дирижер» был отвезен в детский сад. Туда же на дневное время переехал «оркестр», чтобы было не скучно воспитателю. В детском саду территория, естественно, больше – есть где разгуляться. Можно лупить всё подряд, одушевленное и неодушевленное, гонять на горшках по горшечной, постреливая из «приватизированного» у друга водяного пистолета, носиться ракетой взад и вперед...
А потом – школа, в которой учителя в один голос называют вашего ребенка «трудным». Подобных ему детей в классах много – гиперактивных, агрессивных, враждебных, импульсивных, реактивных. И как следствие этого – низкое внимание, «девичья» память и плохое усвоение учебного материала.
Наравне со всеми минусами у таких детей есть один плюс, причем очень большой: с их недостатками бороться легче, чем с недостатками так называемых «легких» детей, потому что у первых они видны невооруженным глазом. А противника, которого знаешь, всегда легче победить!

С появлением на свет ребенка из семьи навсегда уходит Спокойствие.   На его месте тут же поселяются Шум,
Разгром и Беспокойство.
Их силами создается музыкальный ансамбль, специализирующийся по классу игры
на ваших нервах.
Дирижером становится
ваше любимое чадо,
блестяще владеющее
этим искусством
с первых же дней
своей жизни...

«НЕ ХОЧУ И НЕ БУДУ!»

Давайте разберемся, что же такое «трудные» дети. Намеренно или непроизвольно они совершают свои проступки, с одним из которых вы можете справиться сами, а с другими – только опытный профильный специалист.

...Даша долго не засыпает одна. Обычно мама ложится рядом, пытаясь рассказать ей на ночь какую-нибудь сказку. Но Даша начинает вертеться, вставать кверху попкой, юлить и повторять: «Тесется, тесется, тесется...» «Где чешется, Дашенька?» – заботливо спрашивает мама. А из-под одеяла – сопение, возня и сердитое: «Тесется, тесется, тесется...» Когда у Даши не «тесется», она кусает маму. Когда не кусает – щиплет. Если мамы нет рядом – вертится и не спит до двух ночи. В чем причина? У нее – гипертонус и связанная с ним бессонница. Ей плохо, а на усталость и раздражение она реагирует импульсивно.

Комментарий психолога

Если вы наблюдаете у своего ребенка подобное поведение, попытайтесь выявить и устранить причину его беспокойства. Трудно объяснить ребенку, что кусаться, щипаться и драться нехорошо. Так же, как нельзя ущипнуть, укусить или шлепнуть малыша в ответ.
Для ребенка в возрасте до 7 лет отдельные импульсивные проявления недовольства нормальны, если они не слишком сильны и агрессивны. Вы думаете, это редко встречается? На самом деле – очень часто, причем и в школе, и дома. Чуткие мамы уже научились различать импульсивные реакции малыша на какой-либо дискомфорт. Например, когда ребенок начинает плакать или капризничать на ночь, мама точно знает: «он просто устал» – и укладывает его в кроватку.

...Антон учится во 2-м классе, ему 10 лет. Его основной ответ на любые предложения: «Нет! Не хочу!» Фраза сопровождается топаньем ног, сжатием кулаков и истерическим плачем. Например:
– Садись делать уроки! – Нет! Не хочу! (Топот, слезы, истерика.)
– Пойдем играть! – Нет! Не хочу! А? Пойдем. (Дошло. Идем играть.)
Его ответы сначала приводили учителей в недоумение, а теперь все знают, что у Антона просто выработался определенный стереотип поведения. На всякий случай он всегда отвечает учителю «Нет!», так как в подсознании твердо отложилось, что учитель, в общем-то, ничего приятного предложить не может. Дети сначала его не любили и относились к нему довольно враждебно, часто обижали. Он понял: от одноклассников, в принципе, тоже ничего хорошего ждать не приходится. Даже когда в класс пришла новенькая Ася, и, не зная его, подошла к Антону знакомиться, он сначала по инерции сказал: «Нет, не хочу!», а потом на всякий случай толкнул ее.
...Антон вырос в неблагополучной семье, где родители занимались выяснением личных отношений, а ребенок был предоставлен сам себе. Если кто-то в семье и обращал на него внимание, то только для того, чтобы дать подзатыльник или обругать. В Антошкиной тетради по математике мы видим: 24 + 2 = 26; 24 + 6 = 26; однако если дать ему тот же самый пример 24+6 отдельно, независимо от предыдущего, мальчик сосчитает правильно. Вообще он многое в жизни делает неосознанно, по инерции. Например, запросто может ответить на обычное учительское: «Антон, не вертись!» – «Сама дура». Он часто не соизмеряет своего положения – ни статусного, ни физического. На шлепок родителя может ответить тем же, а другого ребенка, который младше его по возрасту, ударить за что-нибудь слишком сильно, не по злобе, а просто не понимая, что сам намного сильнее.

Комментарий психолога

Отсутствие должного внимания к развитию ребенка (так называемая педагогическая запущенность) приводит к личностной обедненности и недостатку интеллектуального развития.

...Реакция Валерика на любое отрицательное событие всегда одна и та же: он убегает из дома. Судьба у малыша непростая: к своим родителям он попал из детского дома. Приемные папа и мама, правильные и ласковые, никогда его не ругают, а после очередного возвращения отмывают своего Геккельберри, переодевают и продолжают любить. Но: украл велосипед – побег! получил двойку – побег! пожурил отец – снова ночевка на свежем воздухе у Москва-реки. Геккельберри тоже спал в бочке, но надо сказать, что климат в Америке мягче и криминальности в те времена было меньше. Новые родители не спят, мучаются и думают: «Что же мы делаем не так?» Да все так, но Валерик, скорее всего, сын алкоголиков. И как следствие – отсталость умственного развития.

Комментарий психолога

Дети с одинаковой реакцией на любые раздражители, внушают опасение: это говорит о недостатке интеллекта.
Приведенные нами примеры демонстрируют крайнюю форму инертности в поведении. Единичные ее проявления бывают у любого человека – как ребенка, так и взрослого, и не должны вызывать опасения!
(Например, когда женщина в троллейбусе на минуту задумывает, отключает интеллект, и ее реакция на любые раздражители становится одинаковой.)

«ШАРОВАЯ МОЛНИЯ»

Школьные учителя хорошо знакомы с детьми, импульсивно реагирующими на раздражители. Например, ученик встает посреди урока и молча выходит из класса. Он пошел в туалет. Ему туда надо. Еще не осознав, чего ему хочется, ребенок отправляется по назначению. Это, конечно, лучше, чeм вообще не выйти в случае нужды, но другие дети сначала поднимают руку и спрашивают разрешения. У этого же – действия опережают сознание. Некоторые дети начинают бродить по классу или покидают его, когда урок надоедает, другие в той же ситуации бросают ручку об стенку.

...Ванечка – мальчик очень душевный и ласковый (так его характеризовали учителя). Однако его действия порой носят импульсивный, порывистый характер. То он, словно шаровая молния, носится по школьным коридорам, сбивая все на своем лету. То, не сдержавшись, может обидеть, ударить сверстника, а потом, осознав, извиниться. Раньше Ванины поступки трактовались как намеренные, специальные, а теперь учителя, несмотря на то, что он по-прежнему доставляет им немало хлопот, поняли, что ребенок делает все это не нарочно, не со зла, и прощают.

Комментарий психолога

Если вашему ребенку уже 8–10 лет, а реакции на неблагоприятные для него события слишком импульсивны, необходимо обратиться к специалисту-нейропсихологу.

...Большая перемена в школе, если разобраться, не так уж велика. Можно успеть только перетащить портфель из класса в класс, сжевать в буфете коржик и выпить сока. Эти неотложные дела ребята должны уместить в 20 отмеренных минут. Поэтому они спешат сбросить на пол свои «сундуки» и занять очередь. Сегодня они бегут, натыкаясь и перепрыгивая через яростно сопящий и рычащий клубок. Это дерутся шестиклассники. Единственная претензия, которая может возникнуть при виде этой драки, – что дерутся они на кафельном полу и в стеклянном проходе к столовой, а следовательно, могут получить в пылу сражения серьезные травмы. «Брэк!» – говорит им проходящий мимо физрук, и, как судья на ринге, разводит противников в разные стороны за шкирки. В каждой руке у него оказывается по разъяренному, тяжело дышащему бульдожку. Даже в запальчивости своей дети сразу соображают: «Надо затихнуть...» В данный момент их необузданная агрессия направлена не на учителя физкультуры, а друг на друга. Нормально ли в этом возрасте разрешать споры в честном бою? Нормально. Это – выход накопившейся и природой заложенной в человеке агрессии. И, может быть, этот неуемный жизненный темперамент впоследствии даст возможность для других, настоящих побед. Помните, у Есенина: «...Светлоглазый и светловолосый, средь мальчишек всегда герой, часто, часто с разбитым носом приходил я к себе домой...» А в результате – один из лучших русских поэтов... Жизненная кипучая, агрессивная энергия дает миру артистов и ученых, первопроходцев и спортсменов...

Подростки, марширующие в сторону стадиона в красных шарфах и скандирующие: «Спартак – чемпион!», – находят прекрасный бескровный метод для выхода своих отрицательных эмоций. Надписи, приклеенные к потолку, горелые спички и прожженные кнопки лифтов – это «следы» агрессии тех ребят, которые боятся проявить ее открыто в силу физической или духовной слабости.

Вы переживаете, когда видите синяк под глазом вашего сына? Не допускаете мысли, что это ваши дети могли прожечь кнопки лифта? И вы терпеть не можете, когда сын напяливает этот жуткий шарф и идет на стадион? Однако это – нормально, а главное – это пройдет.

ПЛОХО ВЕЛ СЕБЯ НА УРОКЕ...

Знакомая запись в дневнике: «Плохо вел себя на уроке. Мешал соседу по парте». Понятно, что учителю очень трудно работать, если в классе шум и возня. Но эта запись не должна внушать вам мыслей о немедленном строгом наказании или нотации. Возможно, вашему ребенку просто надо было подсмотреть ответ примера, а сосед загораживал тетрадь. А ваш уже видел цель и весь урок упорно отодвигал локоть несговорчивого одноклассника. Мотивы ясны, цель благородная – получить хорошую оценку, так что порицания не заслужил (в конце концов, он же для вас старался!).

Бывает, что дети находят выход своим эмоциям в доставлении всяческих неприятностей учителю. Для чего? А это уже проба себя. И цель ясна: пусть видят, какой я смелый! Совершается все не со зла. И, как бы ни были несчастливы преподаватели, можете сделать вывод: если у вашего ребенка есть четкая цель и мотивы для совершения проступка, что-что, а с интеллектом у него все в полном порядке.

ПОСЛЕ ШКОЛЫ – ПОЛУЧИШЬ!

Часто бывает, что дети ведут себя враждебно по отношению к сверстникам активно и осознанно. Девочки, например, могут договориться все вместе «не дружить со Светкой, потому что она воображает», или что-нибудь в том же духе. Мальчишки могут подкараулить «доставшего» их чем-либо одноклассника и избить.

Поступки детей могут быть различны из-за половой принадлежности, но и те, и другие действуют по заранее приготовленному плану, роли в котором подробно и тщательно распределены. Случаев враждебного поведения школьников полно, вот один из типичных.

...Леху Селиванова в школе все боялись и предпочитали быть в его компании, потому что лучше пользоваться дурной репутацией, чем постоянно получать пинки. А Лехе все больше и больше нравилось нести сладкое бремя власти. И еще нравилось, что когда он проходит по школьному коридору, старшой, как в сказке, хоронится за среднего, средний – за младшего, а от младшего и ответа нет. Естественно, когда в класс пришла новая девочка, Леха должен был объяснить ей, кто «в доме хозяин». А потому каждый день с утра он отвешивал ей чувствительную затрещину. Девочка молча терпела, но однажды наконец решила воспользоваться запрещенным приемом, которому ее научила сестра: резко нагнулась и ударила коварного обидчика головой в живот прямо на глазах всего класса! Естественно, школьный народец в душе стонал от восхищения, но вслух выразить эмоции боялся. А на перемене к девочке подошел первый Лехин помощник Славка Лакомкин и сказал: «Теперь тебе – крышка». После уроков вся компания Селиванова стояла за гаражами, мимо которых проходила дорога девочки к дому. На стреме маячил верный оруженосец Лакомкин. Надо сказать, что «жертва» была сообразительная, поэтому, увидев маячащую фигуру дозорного, на рожон лезть не стала, а спаслась бегством. Безусловно, девочке бы очень не поздоровилось, если бы она попала в тот день в руки разгоряченной компании Селиванова. Назавтра обида Лехи несколько остыла, а потом он сделал вид, что ничего вообще не было... Во всяком случае, девочку больше никто не трогал.

Итак, ребенок может нарушать общепринятые нормы поведения осознанно и неосознанно. Давайте научимся различать те и другие проявления и подумаем, как на них реагировать.

Неосознанные действия

1. Реакция на раздражители не зависит от их характера (нехороший симптом, когда поведение всегда однотипное).

Совет психолога

Необходимо срочно обратиться к специалисту, потому что одинаковая реакция на разные раздражители – признак недостаточности интеллектуального развития (врожденного или вследствие неправильного воспитания и развития).

2. Реакция на раздражитель адекватна, но импульсивна (чаще всего эти дети плохо себя контролируют).

Совет психолога

Если ребенок действует импульсивно и не осознает последствий, необходимо отреагировать на ситуацию так, как если бы он поступил осознанно, и попытаться научить ребенка контролировать себя (игра по правилам).
Если ребенок проявляет устойчивые импульсивные реакции в школьном возрасте, необходимо обратиться к нейропсихологу.
Если реакция на раздражитель слишком бурная, необходимо обратиться к невропатологу или к психоневрологу.

Сознательные действия

1. Целенаправленное причинение вреда другому.
2. Причинение вреда для достижения поставленной цели.

Совет психолога

Если ребенок дошкольного возраста пытается вести себя враждебно, например, специально плюется или говорит плохие слова и ждет от вас реакции, вы должны оставить его выпады без внимания. Если ребенок школьного (чаще подросткового) возраста проявляет враждебность к более слабому, ваша реакция должна быть другой: попробуйте пробудить в нем чувство вины и сострадания, показать какой-нибудь хороший фильм с ярко выраженным отрицательным героем и осудить его вместе с ребенком. Можете рассказать случай из жизни, предоставив ему самому оценить поступки героев.

Но если проявления агрессии вашего ребенка носят яркий постоянный характер, если он находится в состоянии постоянного конфликта с собой и окружающим миром, если его агрессия неадекватна ситуации, это может говорить о нарушениях психики. Есть серьезный повод для визита к психиатру.

Как много они доставляют хлопот, наши озорные, активные, агрессивные дети... Но их повышенная активность говорит еще и о большом запасе жизненной энергии. А какова наша с вами задача? Направить эту энергию в мирное русло!

Фото В.Алексеева