Основные умения педагогической
деятельности
Ориентационные
Уметь систематически осуществлять
работу по формированию у учащихся научного
мировоззрения, политической, общей и
экологической культуры, воспитанию любви к
Родине, активной жизненной позиции, осознания
общественного долга, чувства дружбы всех
национальностей, сознательной дисциплины и
исполнительности, по воспитанию гражданской
нравственности, гуманности, доброты и щедрости,
отзывчивости и справедливости, самокритичности,
скромности и искренности, трудовой и умственной
активности; осуществлять ориентацию на
профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Академические
Уметь внимательно слушать и слышать,
адекватно воспринимать информацию; владеть
всеми видами внимания и памяти; работать с
источниками знаний; уметь составлять план
свернутый (развернутый), конспектировать,
тезировать, аннотировать, реферировать; делать
сокращенные записи и обозначения (NB –
начальные буквы латинских слов: nota bene – «обрати
внимание», или «т.н.» – так называемый и т.п.);
мобилизовать себя на самостоятельную
познавательную работу, на систематическое
самообразование; уметь изучать и применять
рекомендации психолого-педагогической науки, а
также передовой педагогический опыт; уметь
составлять библиографию, пользоваться
каталогами.
Перцептивные
Уметь видеть весь класс одновременно и
каждого ученика в отдельности; по внешним
признакам и поведению распознавать их состояние,
уровень понимания учебного материала, процесс
формирования знаний и умений учащихся; понимать
состояние ученика (физическое, психическое,
физиологическое); проявлять чувство эмпатии по
отношению к учащимся; уметь вовремя распознать
появление мотивационного вакуума и снижение
познавательного интереса, чтобы определить и
ликвидировать причины этого явления; уметь
учитывать накопленную перспективную информацию
в совершенствовании педагогической
деятельности.
Мобилизационные
Уметь мобилизовать учащихся на
познавательную деятельность своевременно,
готовить их к восприятию нового материала на
основе изученного; возбуждать положительные
мотивы учения и познавательный интерес, включать
в учебную деятельность всех учащихся в
соответствии с их индивидуальными
способностями, особенностями и
подготовленностью; вырабатывать у них волю,
настойчивость, оперативность; уметь переключать
учащихся с одного вида деятельности на другой,
помогать учащимся преодолевать затруднения.
Организаторские
Уметь определять по внешним
проявлениям, поступкам изменение
психологического состояния детей, понимать и
объяснять особенности их поведения в конкретных
жизненных ситуациях; мысленно ставить себя в
позицию воспитанника; увлекать учащихся,
заинтересовывать их новыми перспективами и
общественно полезными делами; распределять
поручения с учетом индивидуальных особенностей
и интересов учащихся; учитывать взаимоотношения,
личные симпатии и антипатии учащихся при их
группировке для выполнения общей задачи; важно
также быстро принимать решения и находить
наиболее сильные средства педагогического
воздействия; искать наилучшую форму требований и
варьировать их в зависимости от индивидуальных
особенностей учащихся и педагогической
обстановки и, наконец, способность
ориентироваться в изменяющихся условиях,
перестраивать свое поведение, если в этом есть
необходимость.
Коммуникативные
Уметь устанавливать педагогически
целесообразные взаимоотношения с отдельными
учащимися, малыми группами и ученическими
коллективами, а также с родителями и учителями;
находить контакт, общий язык и правильный тон с
разными людьми в различных обстоятельствах;
располагать к себе воспитанников, при
необходимости перестраивать отношения с
коллективом и отдельными учащимися, находить
индивидуальный подход к ним; регулировать
внутриколлективные отношения школьников.
Гностические
Уметь видеть у учащихся проявления
психических процессов, свойств и состояний,
социально-психологических установок и мотивов
поведения; вскрывать положительные и
отрицательные социально-психологические
явления в классе (школе), характер
внутриколлективных, межколлективных и
межличностных отношений; определять сферу
эффективности применения методов обучения и
воспитания; анализировать опыт других учителей с
целью обобщения и переноса эффективных форм,
методов и приемов в практику своей работы;
соотносить свой опыт с педагогической теорией.
Дидактические
Уметь вести педагогическую
деятельность в соответствии с рекомендациями
психолого-педагогической науки и передовой
практики; осуществлять при обучении умственное
воспитание учащихся, вооружать их учебными
умениями и навыками, создавать условия для
творческой познавательной деятельности (своей и
учащихся), благоприятный психологический
микроклимат, проявлять педагогический оптимизм;
использовать рационально все средства обучения,
уметь рационально планировать все виды
педагогической деятельности, проводить
различные мероприятия, систематически работать
с родителями и населением, уметь анализировать
работу (и ее результаты) свою и своих коллег,
дисциплинированно выполнять поручения.
Конструктивные
1. Конструктивно-содержательные
умения
Уметь отбирать (селекционировать),
анализировать, синтезировать и конструировать
учебно-воспитательный материал в соответствии с
целями обучения и воспитания, с учетом уровня
обученности и воспитанности учащихся; различать
науку и учебный предмет, осуществлять
дидактическую переработку материала науки в
материал преподавания; преобразовывать учебный
материал и неадаптированные тексты с учетом
опыта школьников и в соответствии с конкретными
дидактическими задачами урока, прогнозировать
трудности и ошибки, с которыми могут встретиться
учащиеся; педагогически обоснованно строить
структуру урока, рассматривая его как звено в
системе уроков; выявлять и приводить в движение
потенциальные воспитывающие возможности
различных видов деятельности учащихся;
педагогически целесообразно определять
поручения для отдельных учащихся и коллектива,
менять их логику в соответствии с выдвигаемой
целью воспитания.
2. Конструктивно-оперативные
умения
Уметь планировать структуру действий
учащихся и педагогическое руководство их
деятельностью; выявлять уровень воспитанности
учащихся и проектировать развитие личности и
коллектива; руководить процессом обучения,
воспитания и развития школьников; педагогически
целесообразно выбирать и обоснованно применять
методы обучения и воспитания; стимулировать и
организовывать разнообразные формы
деятельности учащихся; управлять поведением,
дисциплиной и активностью учащихся; владеть
приемами и средствами педагогической техники в
изменяющихся ситуациях.
3. Конструктивно-материальные умения
Уметь проектировать материальную базу
для учебно-воспитательной работы.
Прикладные
Уметь организовывать и проводить
массово-затейнические мероприятия,
спортивно-туристические игры и походы; уметь
декламировать, рисовать, петь, танцевать, шутить,
поддерживать беседу и др.
Умения педагогического мышления
Самостоятельно анализировать
педагогические явления (условия, причины,
явления, стимулы, средства, формы проявления),
осмысливать каждую часть в связи с целым,
исходные идеи, выводы закономерностей,
адекватные логике рассматриваемого явления;
правильно диагностировать явление, то есть
определять, к какой категории
психолого-педагогических понятий относится
явление в целом; находить основную
педагогическую задачу, проблему и оптимальное ее
решение с учетом всех конкретных особенностей,
подходить к педагогическому явлению конкретно,
всесторонне, исторически; находить в нем
решающее звено, существенные признаки, в
единичном – общее, то есть овладеть умением
теоретически и практически решать
педагогические задачи.
Умения педагогической техники
Уметь организовывать себя, управлять
внутренним возбуждением и торможением адекватно
ситуациям, заинтересовывать, слушать,
вдохновлять и сдерживать учащихся; владеть
культурой речи, техникой, мимикой, жестами; уметь
придавать лицу необходимые выражения, голосу –
интонации; планировать педагогические
воздействия, владеть искусством общения с детьми
(индивидуальный подход и т.п.), управлять своим
вниманием и вниманием детей, по внешним
признакам определять душевное состояние
ребенка, определять чувство меры в
педагогических воздействиях; владеть приемами
выразительного показа определенных чувств
своего субъективного отношения к тем или иным
действиям детей; соблюдать культуру речи (дикция,
интонация, модуляция и др.) в любых сложных и
конфликтных ситуациях.
Речевые умения
Уметь владеть внутренней речью
одновременно с внешней, правильно применять
интонации и модуляцию голоса, не допускать
форсирования голоса ни при каких условиях (не
подавлять шум в классе и т.п.); владеть правильной
грамотной устной и письменной речью; соблюдать
оптимальный темп речи, сопровождать речь
необходимыми жестами и мимикой; включать в
устную речь необходимое чтение, а также
иллюстрации, наглядные пособия и технические
средства обучения; пользоваться правилами
выразительной речи, рационально и методически
правильно оформлять записи и рисунки на классной
доске; соблюдать требования единого
орфографического режима в школе; добиваться от
учащихся выполнения всех перечисленных
требований и правил.
Исследовательские умения
Уметь осознанно совершенствовать свое
педагогическое мастерство; анализировать,
критически оценивать, выделять ведущие идеи и
результаты своей деятельности; внедрять в свою
работу рекомендации психолого-педагогической
науки и передового опыта; выбирать и
обосновывать исследовательскую тему; подбирать
соответствующую литературу, необходимую для
осмысления темы исследования и сопоставления
своего опыта с отраженным в литературе по данной
проблеме; прогнозировать средства и методы
исследования; определять и обосновывать: а) цель;
б) объект; в) предмет; г) задачи; д) гипотезу; е)
этапы исследования; находить и применять
соответствующие методики исследования;
обобщать, описывать и литературно оформлять
полученные результаты; формулировать выводы и
рекомендации по окончании исследования и на их
основе принимать решения по итогам
исследовательской работы.
|