Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2006

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

IV Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев

По традиции в дни весенних каникул один из уголков России собирает самых инициативных и сообразительных ребят на Всероссийский марафон учеников-занковцев. Организаторами Марафона вот уже несколько лет неизменно являются Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.

В этом году свои двери участникам Марафона открыл город Саратов, где 27–29 марта состоялся финальный тур. Во втором (региональном туре) приняли участие 204 команды из разных уголков России. Лучшие команды получили право участвовать в заключительном туре. И если изначально Марафон стартовал с 20 финалистами, то в этом году в Саратов приехали уже 90 участников, которых сопровождали 30 педагогов. Учеников-занковцев из 27 регионов нашей страны гостеприимно приняла саратовская прогимназия «Кристаллик» (директор Клевцова В.Л.).

Марафон, как известно, дистанция длинная… Поэтому, едва завершив ее четвертую часть, уже начинаем готовиться к пятой. Где же состоится заключительный тур Марафона? Что ожидает его участников и победителей?

Первая новость – это то, что авторы учебников решили учредить свои призы. А это значит, что еще четыре ребенка будут отмечены. Вторая новость – ИД «Федоров» учреждает приз за самое интересное освещение проведения регионального тура Марафона. Подробнее об этом мы сообщим тогда, когда вы начнете готовиться к проведению первого тура Марафона-2007. До встречи на длинной дистанции!

Список финалистов и победителей был напечатан в № 9/2006 г. газеты. В этом номере публикуются задания III тура и ответы к ним. Ответы на задания II тура (см. № 23/2005 газеты «Начальная школа») могут быть высланы по вашей заявке с указанием точного почтового адреса.

Команды-победители (слева направо): Великий Новгород (2 место), Саратов (1 место), Калуга (3 место)

Команды-победители (слева направо):
Великий Новгород (2 место), Саратов (1 место), Калуга (3 место)

Задания третьего тура марафона

Литературное чтение

Уважаемый юный читатель!
Займись «ремонтом» литературных текстов. Тебе помогут и знания, и сообразительность, и воображение.

1. «Почини» «сломанные» пословицы.

У семи нянек кулаками не машут.
Чем хвалишься, от того и наберешься.
Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.
После драки дитя без глазу.
С кем поведешься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего.

2. «Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения.

мокнут в море корабли.
Мокнут листья и цветы,
Целый месяц под дождём
мокнут лужи и зонты.
Мокнут парки и поля,
мокнет крыша, мокнет дом.
И далёко от земли
мокнет мокрая земля.

3. Досочини стихотворение (добавь всего одну строчку), чтобы оно оказалось интересным или неожиданным.

Щука щуку укусила...

Русский язык

Выступает  Н.В. Нечаева, научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Выступает Н.В. Нечаева, научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова

1. Отчего возникает двусмысленность при чтении каждого из этих предложений? Причину отметь в предложениях.

1. Как же они туда попадали? 2. В свое время она нашивала белые воротнички. 3. Как чудно он выглядит! 4. Дорогой друг рассказал мне одну историю.

Укажи, к каким частям речи относятся «проблемные» слова.

2. Найди вторую часть каждого предложения. Соедини их линией.

1. Снова ударил гром, и...
2. Ярость молний постепенно ослабевала, и...
3. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и...
4. Ярость молний постепенно ослабевает, и...

...загорелась на небе за рекой семицветная радуга.
...вслед за тем послышался резкий удар грома.
...начался ливень.
...начинался ливень.
...удары грома становятся все отчетливее и глуше.
...загорается на небе за рекой семицветная радуга.
...удары грома становились все отчетливее и глуше.

3. Прочитай «текст». На какие самостоятельные части речи похожи формы придуманных выделенных слов. Определи падеж у слов, похожих на имена существительные.

Математика

1. У мальчика столько же сестёр, сколько братьев, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестёр?

2. Крестьянка надоила в ведро 8 л молока. Как при помощи бидона вместимостью 5 л и банки вместимостью 3 л разделить пополам молоко из ведра?

3. В лыжных соревнованиях участвовали Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Юра пришёл к финишу раньше Миши, но позже Олега. Володя и Олег не пришли друг за другом, а Саша не пришёл рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. В каком порядке пришли к финишу мальчики?

Во время проведения интеллектуального марафона

Во время проведения интеллектуального марафона

Окружающий мир

1. Даны объекты живой природы:

акула, ворона, дятел, карп, лемминг, муха, росомаха, сайгак, сова, сокол, стрекоза, хомяк, щука.

Составь несколько вариантов группировки объектов. Укажи, по какому принципу ты их группируешь. Представителей групп записывай словами или цифрами.

2. Прочитай текст. Что в нем так, что не так? Исправь в тексте допущенные ошибки.

Из города Мурома Северо-Восточной Руси отправился в Санкт-Петербург богатырь Илья Муромец. Ехал он напрямик через пески и барханы. Запустела эта ближняя дорога потому, что на ней обосновался страшный Филин-Разбойник. Но верная шпага выручила богатыря. Освободил он путь-дорогу для честного народа. Срубил Филину-Разбойнику голову и привез ее в стольный град Санкт-Петербург царю Владимиру Красное Солнышко. Слава о его подвиге стала передаваться из уст в уста, пока не сложилась в басню «Илья Муромец и Филин-Разбойник».

3. Поставь цифры в таблицу в нужном порядке от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в тундре летом много птиц.

1. Солнце не поднимается высоко.
2. Много озёр и болот.
3. Земля прогревается недостаточно.
4. Подо мхом – вечная мерзлота.
5. Много личинок комаров.
6. Вода не просачивается в землю.
7. Много корма для птенцов.
8. Гнездится много птиц.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕГО ТУРА

За каждую предметную область – максимум 18 баллов.

Литературное чтение

1. Правильное выполнение задания

У семи нянек дитя без глазу.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
После драки кулаками не машут.
Не суйся в волки, если хвост – тёлкин.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Команда прогимназии «Кристаллик» на мастер-классе Т.Н. Просняковой

Команда прогимназии «Кристаллик» на мастер-классе Т.Н. Просняковой

Оценка. Начисляем по 1 баллу за каждую правильную пословицу. Итого – максимум 6 баллов.

2. Правильное выполнение задания

Целый месяц под дождём
мокнет крыша, мокнет дом.
Мокнут листья и цветы,
мокнут лужи и зонты.
Мокнут парки и поля,
мокнет мокрая земля.
И далёко от земли
мокнут в море корабли.

Оценка. Начисляем по 1 баллу за каждую строчку, размещенную правильно. Итого – максимум 8 баллов.

3. Правильное выполнение задания

Оцениваем: правильность ритма, правильность рифмы, наличие смысла в получившемся высказывании, наличие творческой находки.

Начисляем по 1 баллу за каждый названный пункт. Итого – максимум 4 балла.

 

Русский язык

1. Правильное выполнение задания:

Кроме этого, возможно словесное пояснение, например: двусмысленность в предложениях возникает по причине разной постановки ударения.

Оценка. Правильно выполненное задание оценивается в 4 балла.

Отсутствие одного указания на ударение или на часть речи, а также любая допущенная ошибка снижает оценку на 0,5 балла.

2. Правильное выполнение задания:

Снова ударил гром, и начался ливень.
Ярость молний постепенно ослабевала, и удары грома становились все отчетливее и глуше.
Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе за рекой семицветная радуга.
Ярость молний постепенно ослабевает, и удары грома становятся все отчетливее и глуше.

Оценка. Правильно выполненное задание оценивается в 7 баллов. Одна ошибка при установлении связи частей предложения снижает оценку на 2 балла.

3. Правильное выполнение задания:

Оценка. Правильно выполненное задание оценивается в 7 баллов. Указание на часть речи – 3 балла, одна ошибка снижает оценку на 0,5 балла. Определение падежа – 4 балла, одна ошибка снижает оценку на 0,5 балла.

Математика

1. Правильное выполнение задания

Ответ: в семье 3 сестры и 4 брата.

Решение. Из первой части условия следует, что мальчиков в семье на 1 больше, чем девочек.

Пусть девочек в семье – х (детей).
Тогда мальчиков в семье – х + 1 (детей).
Из условия задачи следует, что у каждой девочки – х – 1 сестер и х + 1 братьев.
По условию задачи у девочки в 2 раза меньше сестер, чем братьев. Получаем уравнение:

(х – 1) · 2 = х + 1.

Дальше решение уравнения.

Примечание. Задача может быть решена и другими способами, например подбором, логическим рассуждением или арифметическим способом.

Оценка. Любое верное решение с доказательным пояснением – 3 балла. Любое верное решение с логическими пропусками в пояснениях – 2 балла. Решение отсутствует, представлен только ответ – 1 балл.

2. Правильное выполнение задания

Решение и ответ. Отлить из ведра молоко в трехлитровый бидон и перелить его в пятилитровый. Снова налить из ведра молоко в трехлитровый бидон и долить из него пятилитровый бидон доверху. В трехлитровом бидоне остался 1 л молока. Перелить молоко из пятилитрового бидона в ведро и вылить в него литр молока из трехлитрового бидона. Налить молоко из ведра в трехлитровый бидон и перелить его в пятилитровый. Получилось по 4 литра в ведре и пятилитровом бидоне.

Ведро

Бидон (5 л)

Бидон (3 л)

1
2
3
4
5
6
7
8

8 – 3 = 5 (л)

5 – 3 = 2 (л)

2 + 5 = 7 (л)

7 – 3 = 4 (л)


0 + 3 = 3 (л)

3 + 2 = 5 (л)
5 – 5 = 0 (л)
0 + 1 = 1 (л)

1 + 3 = 4 (л)

0 + 3 = 3 (л)
3 – 3 = 0 (л)
0 + 3 = 3 (л)
3 – 2 = 1 (л)

1 – 1 = 0 (л)
0 + 3 = 3 (л)
3 – 3 = 0 (л)

Примечание. Представлено 2 способа оформления решения, которые одновременно являются и ответами.

Во время проведения интеллектуального марафона

Во время проведения интеллектуального марафона

Оценка. Представлено полное словесное решение – 6 баллов. Представлено полное решение, оформленное таблицей, – 5 баллов. Решение имеет 1 пропуск в изложении – 4 балла. Решение имеет 2 пропуска в изложении – 3 балла. Решение имеет 3 пропуска в изложении – 2 балла. Решение имеет более 3 пропусков в изложении – 1 балл.

3. Правильное выполнение задания

Ответ. Первым к финишу пришёл Олег, за ним Юра, за Юрой Володя, затем Миша и последним Саша.

Решение. Так как Саша не пришел рядом ни с Юрой, ни с Олегом, ни с Володей, он пришел рядом с Мишей – единственным возможным соседом.
Значит, Саша мог прийти или первым, или последним.
Первым он не может быть, так как Миша по условию задачи пришел позже Олега и Юры.
Значит, Саша пришел последним, а Миша – четвертым.
По условию задачи и предыдущим рассуждениям Юра, Миша, Саша и Олег пришли в таком порядке: ..., Олег, ..., Юра, ..., Миша, Саша.
Так как Олег и Володя не пришли друг за другом, Володя не мог прийти ни первым (перед Олегом), ни вторым (после Олега). Значит, он пришел между Юрой и Мишей и занял третье место.
Следовательно, мальчики пришли в таком порядке: Олег, Юра, Володя, Миша, Саша.

Оценка. Верное решение без логических пропусков – 9 баллов. Верное решение с 1–2 логическими пропусками или неверными рассуждениями – 8 баллов. Верное решение с 3–4 логическими пропусками или неверными рассуждениями – 7 баллов. Верное решение с 5–6 логическими пропусками или неверными рассуждениями – 6 баллов. Верный ответ без пояснений – 5 баллов. Решение с одной ошибкой и пояснением – 4 балла. Решение с одной ошибкой без пояснений – 3 балла. Решение с двумя ошибками и пояснением – 2 балла. Решение с двумя ошибками и без пояснений – 1 балл.

Окружающий мир

1. Могут быть следующие варианты группировки.

1. По классам

Млекопитающие: хомяк, росомаха, лемминг, сайгак.
Птицы: сокол, дятел, сова, ворона.
Рыбы: акула, щука, карп.
Насекомые: стрекоза, муха.

2. По питанию

Хищники: росомаха, сокол, сова, акула, щука, стрекоза.
Растительноядные: хомяк, карп, лемминг, сайгак.
Насекомоядные: дятел.
Всеядные: ворона, муха.

3. По среде обитания

Водные: акула, щука, карп.
Сухопутные: ворона, дятел, муха, росомаха, сова, сокол, стрекоза, хомяк, лемминг, сайгак.

4. По природным зонам и сообществам

Лес: росомаха, сокол, дятел, сова, ворона.
Степь: хомяк, ворона, сова, сайгак.
Тундра: сова, лемминг.
Водоёмы: щука, карп, акула.

Оценка. Всего за задание – 8 баллов (по 1 баллу за каждый способ классификации плюс по 1 баллу за правильное распределение объектов в выбранную группу). Если все четыре основания для классификации найдены, но не названы, оценка снижается на 2 балла, то есть задание оценивается в 6 баллов.

Внимание! При группировке объектов по природным зонам и сообществам некоторые животные попадают в две или три группы (сова, еж, ворона)

Долгожданное первое место! С.Г. Яковлева награждает победителей

Долгожданное первое место! С.Г. Яковлева награждает победителей

2. Правильное выполнение задания

Из города Мурома Северо-Восточной Руси отправился в Киев богатырь Илья Муромец. Ехал он напрямик через густые (непроходимые) леса. Запустела эта ближняя дорога потому, что на ней обосновался страшный Соловей-разбойник. Но верный меч выручил богатыря. Освободил он путь-дорогу для честного народа. Срубил Соловью-разбойнику голову и привез ее в стольный град Киев князю Владимиру Красное Солнышко. Слава о его подвиге стала передаваться из уст в уста, пока не сложилась в былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Оценка. Всего за задание – 3 балла. За каждое неверное или пропущенное исправление минус 0,5 балла.

3. Правильное выполнение задания

Оценка. Всего за задание – 7 баллов. Минус 1 балл за каждое нарушение последовательности.

По традиции марафона команда-победитель прошлого года передает факел знаний команде города Саратова, занявшей I место в этом году

По традиции марафона команда-победитель прошлого года передает факел знаний команде города Саратова, занявшей I место в этом году