Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Вера СМЕЛЯНСКАЯ,
учитель начальных классов,
школа № 20,
г. Белгород

Судьба природы – наша судьба...

Дети часто слышат слова о том, что природу нужно беречь. Но что стоит за этими, давно ставшими привычными, фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет право на существование не меньше, чем его собственная? Надеемся, что предлагаемый ниже материал поможет в решении этих вопросов.

Тема. «Судьба природы – наша судьба».

Цели. Показать красоту родной природы, воспитывать любовь к ней.

Оборудование. Карта Белгородской области; рисунки с изображениями видов природы, птиц, насекомых, животных; рисунки-плакаты на тему «Береги природу»; карточки с заданиями.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание Михаила Пришвина.

Часть фразы, выделенная курсивом, закрыта.

На доске:

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

М. Пришвин

– Кто из вас попробует предположить, что Пришвин считает необходимым человеку, как рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы?

Дети высказывают свои мнения.

Учитель полностью открывает высказывание.

– Согласны ли вы с Пришвиным?

Дети отвечают.

У. Родина включает в себя все: и птиц, и рыб, и зверей, и горы, и воздух. Земля – это дом, в котором мы живем, здесь нам жить, пить воду, дышать воздухом. Человек – частица природы.

III. Работа с краеведческим материалом

Ученик 1.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

У. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы даем природе свою любовь и защиту. В руках человека – красота и богатство родной земли.

Что вы можете рассказать о природной зоне, в которой мы живем?

Дети. Она располагается на острогах Среднерусской возвышенности, изрезана балками и оврагами.
– Это холмистая равнина.
– Характерная особенность ландшафта – меловые обнажения.
– Климат умеренный, средняя продолжительность солнцестояния – 1800 часов в год.

У. Послушаем рассказ наших экологов о том, какую работу по охране природы ведут в Белгородской области.

Эколог 1. Разработана и осуществлена Программа оздоровления экологической обстановки в области, расчитанная на 5 лет:

– расчищены реки Оскол, Тихая Сосна, Везелка, Валуй, Айдор;
– действуют около 30 общественных экологических объединений;
– разбито около 40 новых парков, скверов, аллей;
– в Белгороде заложен Ботанический сад;
– ежегодно проводятся массовые мероприятия в честь Всемирного дня Земли (22 апреля), Всемирного дня охраны окружающей среды (5 июня).

Эколог 2. На предприятиях установлены пылеулавливающие фильтры. Производственные процессы переведены на газообразное топливо. На Лебединском горнообогатительном комбинате сократили выбросы вредных веществ на 563 тонны в год.

Эколог 3. Проводится операция «Чистый воздух», в ходе которой осуществляются замеры токсичности и дымности автомобилей.

Эколог 4. В 1999 году создан Государственный природный заповедник «Белогорье», включающий 5 заповедных участков.

Подготовленные ученики делают сообщения об этих участках.

Ученик 2. Старейший заповедный участок «Лес на Вереске» создан в 1922 году на территории бывшей Заказной рощи графов Шереметевых на правом берегу реки Ворсклы. Здесь растут дубы, которым 250–300 лет, имеется 25 видов мхов, 900 видов грибов, 61 вид лишайников, 550 видов цветковых растений и папоротников.
На заповедном участке находится дендропарк, в котором произрастает 230 видов экзотических растений, привезенных с Дальнего Востока, Сибири, Канады, Кавказа, Крыма и других мест.

Ученик 3. Заповедный участок «Отрасьевы Яры» создан в 1995 году. Его площадь – 900 гектаров, он находится в 8–10 километрах от участка «Лес на Вереске». На этом участке можно найти 400 видов растений.

Ученик 4. Заповедный участок «Ямская степь» создан в 1935 году в 12 километрах от города Губкина. На площади 566 гектаров растет 661 вид высших сосудистых растений, 20 видов из них занесены в Красную Книгу.

Ученик 5. Заповедный участок «Лысые горы» создан в 1933 году в 7 километрах от города Губкина. Его ценность составляют степь и естественный широколиственный лес, 506 видов цветов, 17 видов млекопитающих, 84 вида птиц, 5 видов земноводных и пресмыкающихся.

Ученик 6. Заповедный участок «Стенки Изгорые» создан в 1995 году и занимает площадь 267 гектаров. Он расположен в 9 километрах от города Новый Оскол. В нем охраняют нагорные дубравы с меловыми соснами, ковыльные степи и меловые обнажения.

У. Давайте найдем все эти участки на карте Белгородской области.

Дети работают с картой.

IV. Физкультминутка

V. Исследовательская работа

У. Сейчас мы будем работать группами по 4 человека и решать экологические задачи. Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом.

Учитель раздает карточки с задачами.

Задача 1

Какие цветы можно дарить на день рождения?

а) Любые цветы, которые тебе нравятся.
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.

Задача 2

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

Задача 3

Можно ли весной брать с собой в лес собаку?

а) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
б) Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.

Задача 4

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три-четыре цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

Задача 5

Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?

а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300–500 лет.
б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.

VI. Пауза «В мире интересного»

Выслушиваются сообщения детей, подготовивших материалы об интересных моментах из жизни растений и животных. Например:

Ученик 7. Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма – в 2 раза.

Ученик 8. Единственный костер загрязняет воздух так же, как 5200 человек, выдохнувших одновременно. Место под костром не зарастает 5–7 лет.

Ученик 9. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы – принеси жабу, и они исчезнут.

Ученик 10. Оберегая лягушек, мы помогаем выжить цапле, которая ими питается.

Ученик 11. Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, останавливающие кровь. Также это растение укрепляет волосы.

VII. Итог урока

У. Какие правила поведения в природе мы должны знать? Что нам дает природа?

В ходе ответов детей на доске появляются записи:

  • Красота – лес, цветы, снежинки.

  • Источник здоровья – море, солнце, воздух.

  • Источник познания – отвечает на многие вопросы, будит творческую мысль.

  • Материалы для хозяйственной деятельности – лесоразработки, изготовление бумаги, стройматериалов.

– А теперь давайте выберем лучшие плакаты на тему «Береги природу», которые вы подготовили к этому уроку.

Дети анализируют работы, выбирают лучшие.