Александра СОБОЛЕВА
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
www.detki-psy.ru
Когда учитель плачет
А плакать он может по многим причинам.
Из-за нечитаемого почерка, например. Или из-за
того, что дети не хотят читать программные
произведения. Но самая, пожалуй, основная причина
– это неусвоение ребенком учебного материала.
Ведь реализация и состоятельность личности
учителя происходит только тогда, когда дети
усваивают пройденный материал. Опытный учитель
никогда не будет обвинять своих учеников, потому
что считает, что их ошибки – его собственные
ошибки. Но что же делать учителю, который, с одной
стороны, должен четко следовать программе и
научить ребенка любой ценой, а с другой стороны,
его бросает в дрожь от одного вида еще не
открытой тетради конкретного Коли Петрова? Можно
ли корригировать его неграмотность в рамках
массового обучения письму в классе? Давайте
попробуем вместе разобраться в истоках
трудностей и возможностях овладения
грамотностью в условиях массовой школы.
Рассказывает учитель:
«Я не знаю, чем это можно объяснить, но
в школе появилось много необучаемых детей. Я
всегда знала, что бывают люди грамотные как бы по
природе своей. Другой группе, «врожденно
неграмотной», правописание дается всегда с
большим трудом. Но раньше, после какого-то
времени занятий с репетиторами, они начинали
писать относительно грамотно, я бы сказала,
прилично. А теперь, я вижу, и правила наизусть
знают, а пишут – Боже мой! Вот открываю тетрадь
пятиклассницы. Ошибки – нарочно не придумаешь:
«нагАризонте», «обЪстановка», «пожалустО», а вот
вообще перл – «пОлесос». Спрашиваю у другого: «В
слове «стучат» вторую «т» зачем написал?» – «А
это запасная», – говорит ученик. Такое
впечатление, что он делает это нарочно. Я лезу из
кожи вон, чтобы сделать из них грамотных людей, а
они как будто специально делают абсолютно
дурацкие ошибки.
И действительно, количество детей с
трудностями обучения письму и нарушениями
письма увеличивается год от года. По самым общим
подсчетам, таких детей на сегодня около 25
процентов. Причем трудности обучения, которые
испытывали школьники с самого начала,
сохраняются у них и по окончании школы. Не всегда
возраст ребенка определяет его главную проблему,
поэтому второй критерий при выделении групп –
жалобы и трудности, связанные с изучением
предмета. Можно выделить несколько основных,
наиболее часто встречающихся проблем:
несформированность образа буквы и
образа слова, пропуск и путаница букв;
нечитаемый почерк;
незнание основных орфографических
правил и обилие ошибок «на правило»;
несоответствие между знаниями правил
и безграмотным письмом, то есть неумение
применить правило в процессе письма;
неумение составлять связные,
логичные тексты;
нелюбовь или даже ненависть к чтению;
плохие оценки на почве негативного
психологического фона на уроках русского языка;
негативное отношение к предмету.
Следует отметить, что в большинстве
случаев эти проблемы не существуют по
отдельности, а образуют целый комплекс. Как
правило, чисто нейропсихологические
предпосылки, затрудняющие освоение языка,
отягощены психологическими сложностями. Далеко
не всегда распутать этот клубок можно в
комплексе, то есть приходится с каждой проблемой
разбираться самостоятельно. Прежде всего надо
понять, из каких составляющих складывается
грамотность, и разобраться с каждым звеном в
отдельности.
Нейропсихологическая готовность к
письму
Оказывается, ребенок с нормальным
слухом, зрением и интеллектом может писать
неграмотно из-за незрелости некоторых отделов
мозга, отвечающих за двигательные функции рук,
речевое внимание, пространственную
ориентировку. Именно это чаще всего и становится
причиной низкого уровня грамотности, плохого
почерка и неудовлетворительного поведения на
уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит
от работы больших полушарий головного мозга, от
их взаимодействия. Правое полушарие отвечает за
целостный образ, скажем, того или иного предмета,
а левое – за правильное его называние или
написание. Бывает так, что доминирует правое
полушарие, а левое недоразвито: не такой уж
редкий случай активного школьника с ярким
воображением – и абсолютно неграмотного!
Если вы позволите, я приведу отрывок из
сочинения на свободную тему, написанного
10-летней девочкой с доминантой правого
полушария:
«Жила-была Пуговка. Их было четыре
сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась,
ее пришили назад почему-то черными нитками. Она
обиделась и решила оторваться навсегда. Она
повертелась, покрутилась на тоненькой ножке,
ниточка перетерлась, пуговка упала и
потерялась... Сначала она закатилась в темную
щель пола и испугалась, что не выберется никогда,
а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и
пошла путешествовать по свету...»
Далее описаны приключения Пуговки в
водопроводном люке, на куртке пожарника и прочее.
Оценка учителя: «5» – за содержание и «2» – за
грамотность, что вполне справедливо – ошибок в
нем не счесть...
Из 1200 детей, обратившихся в наш Центр с
жалобами на трудности овладения письменной
речью, обследование с помощью
нейропсихологических методик выявило
нейродинамические нарушения, сочетающиеся, как
правило, с дефектами моторики, речевого внимания,
пространственной ориентировки, зрительного
восприятия, логического мышления. Вспомним слова
основоположника отечественной нейропсихологии
А.Р. Лурия: «...акт письма ни в какой мере не
является результатом деятельности какого-либо
одного центра; в его осуществлении принимает
участие целая система взаимосвязанных, но
высокодифференцированных зон коры головного
мозга». Можно представить, что трудности
овладения письмом для этой группы детей вполне
объяснимы. Хотите, я устрою вам маленький
нейропсихологический «ликбез», и вы тоже
поймете, что в ошибках ваших нерадивых учеников
виноваты не вы и не они сами, а особенности их
развития, характерные для сегодняшнего дня?
Все отделы мозга А.Р. Лурия условно
разделил на три блока.
Если недостаточно развит первый блок,
отвечающий за активизацию мозга, то ребенок
быстро утомляется. Это, как ни печально, часто
расценивается учителем как интеллектуальная
несостоятельность. На самом деле такой ребенок
может быть очень смышленым и сообразительным,
просто его энергетического ресурса хватает
ненадолго. На уроке такие дети зевают, быстро
перестают воспринимать информацию, начинают
вертеться и мешать другим. Одним из необходимых
условий повышения тонуса является обеспечение
кислородом и усиление кровотока (дыхательная
гимнастика, специальный массаж и двигательная
коррекция).
Недостаточность второго блока
приводит к проблемам с памятью и трудностям
пространственной ориентировки, а это
проявляется в зеркальном написании букв и цифр,
путанице букв «б» и «д», неправильном
расположении в тетради записи, в ошибках при
устном счете. Также второй блок мозга
обеспечивает фонематический слух и зрительное
восприятие.
При недостаточном развитии третьего
блока – программирования и контроля –
ученик не соблюдает любые правила и не может
себя контролировать, даже если хочет! Во-первых,
это правила учебные – он не умеет действовать по
образцу в соответствии с правилами. То есть
правила знает, а пишет все равно с «дурацкими»
ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы
поведения. Он может встать во время урока, играть
в то время, когда все остальные усердно работают,
забыть поднять руку или принести необходимое.
Структуры мозга, функциональная
несформированность которых мешает усвоению
школьных предметов, со временем, если будут
созданы благоприятные условия для развития
ребенка, созреют, но когда это произойдет,
ребенок упустит уже очень многое из школьного
материала. И как бы репетиторы ни мучили своих
учеников, грамотно писать они не будут, если не
устранить истинную причину. Бывают случаи, когда
при благоприятных обстоятельствах развитие
мозга ребенка до некоторой степени
активизируется без внешней помощи. При каких
условиях это может произойти? Во-первых, если
ребенок живет за городом в хороших экологических
условиях и его мозг насыщается кислородом
активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых,
если он не сидит за компьютером, а играет со
сверстниками в различные игры, правила которых
выдумываются и дополняются по ходу игры.
В-третьих, если он занимается активными
физическими упражнениями. Но даже при этом у
большинства детей отмеченные трудности
сохраняются или даже прогрессируют.
Что предпримет наблюдательный
учитель, желая научить грамотности своего
труднообучаемого ученика? Сделает ему выговор по
поводу «глупых ошибок» и отвратительного
почерка? Нарисует ему страшную картину будущего
всех безграмотных людей? Посоветует родителям
нанять репетитора? Засадит за дополнительные
занятия?
Я могу сказать вам заранее: ни один из
вышеперечисленных методов не поможет, к тому же
нанесет ребенку моральную травму: к трудностям
овладения родным языком прибавится еще и страх,
ненависть к предмету. Тут уж будет и вовсе не до
учебы! К тому же вид исчерканных красной ручкой
тетрадей вызовет у ребенка нежелание сначала
выполнять домашние задания (и действительно,
какой смысл: сделал – двойка и не сделал – тот же
результат), а затем и посещать уроки, на которых
он предстает в невыгодном свете. Конечно, надо
строго дифференцировать: бывают дети, которым
трудно дается предмет из-за особенностей их
развития, а бывают лентяи. Как определить, к какой
группе отнести неуспевающего ученика? По
характеру ошибок. Если характер ошибок схож с
примерами, приведенными ниже, тетрадь вашего
ученика сигнализирует: «Нужна срочная
нейропсихологическая помощь».
Сигнал «Нужна помощь!»
Отсутствие пропусков между словами и
предложениями;
Несоблюдение границ полей в тетради и
устойчивое несоблюдение правил переноса;
Зеркальное письмо: буквы э, з, б,
в и другие повернуты в другую сторону;
Повторение одной и той же буквы
(«пироп» вместо «пирог»);
Замена букв: б–д («колодок»), ж–х
(мужомор), и–у (клумат), т–п (пигр);
Ошибки в ударных слогах («учетель»
вместо «учитель»);
Пропуск букв, недописывание слов и
букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);
Забывание редко встречающихся букв (ъ,
э);
Нечитаемый почерк, слишком мелкое или
слишком крупное написание, резкое колебание
почерка (от мелкого – к крупному).
Как помочь ребенку преодолеть
подобные проявления в письме, знают
нейропсихологи. Что же может сделать учитель?
Обратите внимание родителей на
характер ошибок в тетради ученика, чтобы они
обратились к специалистам для своевременной и
эффективной помощи ребенку.
Постарайтесь избегать отрицательных
оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите
ребенка за то, что хорошо получается.
Введите поощрительную систему за
хорошо написанную работу в виде, например,
веселых наклеек на тетрадях; положительные
эмоции – важный стимул для питания функций.
Попробуйте оценивать вашего ребенка
не только с точки зрения успеваемости: такой
подход положительно отразится на его самооценке.
Воздержитесь от эмоциональных
пометок в школьных тетрадях или в дневнике
шариковыми ручками с толстым нажимом.
Посоветуйте родителям создать
ребенку благоприятные условия для развития:
каждое утро растирать ребенку шейную и
затылочную зоны жестким полотенцем, ежеутренне
принимать контрастный душ, правильно питаться
(полезная пища для ума – бананы, орехи, мед,
лимоны).
Предлагаем вам некоторые упражнения
из нашей практики коррекции, которые можно
использовать в классе. Эти упражнения –
прекрасное подспорье, если вы занимаетесь
репетиторством:
1. Если ребенок пропускает буквы,
проводите «волшебные диктанты», в которых слова
пишутся не буквами, а черточками: каждая буква –
черточка.
2. Ребенок не дописывает окончания?
Поможет такой же диктант, но окончания пусть
пишет буквами: например, «здоровый» – «— — — —
— ый». Если ребенок делает ошибки в суффиксах и
окончаниях, предложите поиграть – придумать
слова на предпоследнюю букву: вы говорите –
«слон», ребенок – слово, начинающееся на о.
3. В случае если школьник путает
буквы, надо создать их устойчивый образ.
Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из
бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки,
слепить из пластилина, а затем пусть он с
закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно
писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия
родителей будут идти параллельно со снижением
требований по технике чтения – эффект обеспечен!
4. Предложите придумать и нарисовать
картинки, в которых акцент сделан на проблемных
буквах: например, «корова» – корова с глазами в
виде букв о, «интеллигент» – рожица, у
которой в каждом глазу по букве л.
5. После каждых 20 минут занятий
делайте небольшую паузу: пусть в младших классах
это будут игровые дыхательные или двигательные
упражнения, в старших – 2 минуты на что-то веселое
из истории предмета. Если вы видите, что у одного
из ребят «потухли глаза» или он начал
отвлекаться на постороннее, предложите ему
стереть с доски или сбегать за мелом. Пусть
отвлечется, чтобы дать отдохнуть мозгу.
6. Чтобы отработать правила, вместе с
ребятами придумывайте забавные рассказы, такие
как мини-сказка про ПРЕ и ПРИ (Таня Егорова, 11 лет):
«Жила-была ПРИдумка. Она любили ПРИдумывать
всякие наряды. Как-то раз ПРИдумала она себе
платье. ПРИмерила – неПРИятно. ПРИсела.
ПРИзадумалась, решила ПРИшить к платью кружева.
ПРИшила и ПРИшла показать ПРЕ. «ПРЕлестно,
ПРЕвосходно!» – ответила ПРЕ. ПРИдумка
ПРИпрыгнула, ПРИхлопнула, ПРИтопнула, ПРИльнула
к ПРЕ и сказала, что в следующий раз ПРИдумает
что-нибудь специально для ПРЕкрасной ПРЕ.
«ПРЕмного благодарна, – ответила ПРЕ».
И тогда часть занятий для ребят
превратится в игру. А вы знаете, что они
недоиграли все – и большие, и маленькие? Из их
жизни, хотя бы в вашем предмете, исчезнет
насильственная ежедневная зубрежка.
Чтение – это важно!
Учитель. А мне все равно кажется,
что это оттого, что не читают. Раньше под подушкой
у ребенка находили книгу, а теперь – ну если
только мобильник новой модели. Откуда же он
писать грамотно будет? Ничто в природе не
возникает из ничего.
Нейропсихолог. Абсолютно
правильно говорите, но не учитываете одного. А
если у ребенка нарушение зрительной памяти? Он
может и читать, но запоминать, как написаны в
книге слова, не будет. Или такой вариант. Проводим
диагностику тринадцатилетнего мальчика. А он не
может разобраться в элементарных
логико-грамматических конструкциях. Например,
спрашиваю: кем тебе приходится брат отца?
Отвечает – дядей. А отец брата? Всех перечислил, а
так и не догадался, что отец его брата ему
приходится папочкой родным. Вы что думаете – это
редко бывает? Да на каждом шагу. Он просто не
понимает, о чем написано в книге. Если детство
человека с нормальной мозговой организацией
прошло в нормальной семье, как он может книг не
любить? У нас часто бывает: подкорректировали
функции – мама радуется: любовь к чтению
проснулась. Естественно, это бывает в семьях, где
родители сами читают и детей приобщают. А
нечитающий человек грамотным быть не может, это
точно, на одном Розентале правил русского языка
не освоишь.
«Мощный компенсаторный механизм», –
скажет о значимости чтения нейропсихолог. «Без
чтения не бывает письма», – скажет учитель – и
они сразу же придут к общему согласию. Одна из
основных причин, по которой дети не хотят читать,
такая же, как и у письма, – нейропсихологическая,
но есть и еще одна, как ни печально это звучит, –
причина семейная или педагогическая.
Безусловно, семья, в которой книга
сопровождает ребенка с момента его рождения,
семья, в которой читают родители, – это еще одна
предпосылка грамотности и «чутья» родного языка.
При отсутствии читающей модели, то есть близкого
человека, увлеченного чтением, ребенок
практически никогда не берет книгу сам. Он должен
ощущать, что жизнь его родителей немыслима без
книг, тогда и в его жизнь они войдут.
Никогда не будет читать тот ребенок, в
семье которого книг нет вообще. А сейчас,
несмотря на изобилие печатной продукции, таких
семей очень много. Практика пользования
общественными библиотеками уходит в прошлое, но
все чаще учителя слышат в качестве главной
причины неприготовленного задания по литературе
слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся
из поколения в поколение, красочно оформленные
фолианты, полные собрания сочинений – большая
редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве
«лучшего подарка». Родитель, который сам не
радуется книге, никогда не научит этой радости
ребенка.
Среди причин, отбивающих интерес к
чтению, есть и причины, которые можно назвать
школьными. Несмотря на то что предмет
«литература» существует в школьном расписании,
любовь к книге от этого не увеличивается, а
иногда и пропадает совсем.
Негативное отношение к чтению
порождено и неудачно составленной школьной
программой, которая не учитывает возрастных и
психологических особенностей детей и
подростков. Учебник литературы для 5-го класса
начинает знакомство с произведениями Чехова
рассказом «Степь». Специалистам понятно, какую
роль сыграл этот рассказ в становлении Чехова
как писателя, какое значение он имеет в
литературе. Но для любого пятиклашки – это
нудное повествование без начала и конца. Вот и
складывается представление о Чехове как о
скучном писателе. Абсолютное недоумение
вызывает у шестиклассников одна из лучших
пушкинских повестей – «Станционный смотритель».
Они искренне не понимают: в чем проблема? Почему
такой замечательный, симпатичный и веселый гусар
не мог остаться жить на станции вместе с Дуней и
ее отцом? И еще большее недоумение – сюжет
«Метели». Вся прелесть коллизии, так тонко и
легко описанной Пушкиным, остается недоступной
большинству. Потянет ли детей к этим повестям
позже, когда они подрастут и станут обладателями
хоть каких-нибудь знаний по истории? Весьма
сомнительно. В возрасте 10–11 лет ребенок не может
еще оценить в книге ничего, кроме сюжета. Сладить
со школьной программой нелегко, и тут огромную
роль играет личность, профессионализм и
увлеченность учителя.
Что же может сделать учитель, чтобы
стимулировать процесс чтения?
Попробуйте перед началом «скучного»
произведения писателя прочитать детям один из
наиболее веселых, коротких и соответствующих
возрасту ребенка рассказов.
Составьте на лето индивидуальный
список чтения, соответствующий интересам
ребенка – тогда это будет выглядеть, как совет
старшего друга и знак внимания.
Говорите о необходимости семейного
чтения родителям.
Организовывайте просмотр
видеоматериалов по программным произведениям,
объясняя разницу между прочтением произведения
и просмотром фильма.
Советуйте родителям покупать
аудиокассеты с произведениями писателей.
Рекомендуйте прослушивать
литературные произведения в исполнении
артистов-профессионалов.
Немного о мотивации и о методах
обучения письму
Но и это еще не все. Посмотрим, что еще
считается важной составляющей грамотности по
законам психологии. Л. Выготский пишет:
«Школьник, приступающий к письму, не только не
ощущает потребности в этой речевой функции, но он
еще в высшей степени смутно представляет себе,
для чего эта функция нужна ему». То есть ребенок
попросту не понимает, зачем ему надо владеть
письменной речью – ведь со сверстниками и
родителями он может объясниться с помощью устной
речи!
А теперь еще немного о педагогической
составляющей, о школьных программах и о том,
какой ущерб они способны порой нанести
успеваемости ребенка. Начнем с самого начала – с
написания букв. Оговорюсь, что я разбираю методы
обучения с точки зрения нейропсихологии, может
быть, существуют другие доводы в защиту этих
методов. Но о том, что написание букв по новым
принципам «безотрывного письма» и скорочтение
наносят прямой ущерб нейрофизиологическому
здоровью учеников, ученые твердят давно, ратуя за
здоровьесберегающие технологии в обучении.
Приведу два примера из начальной
школы. Первый – это безотрывное письмо, когда
ребенку при написании буквы необходимо иметь в
виду не только следующую букву, но и ту, что идет
за ней. Несмотря на многочисленные голоса
педагогов-практиков, психологов и физиологов,
вопрос о безотрывном письме до сих пор еще не
пересмотрен.
Второй пример – нормативы скорости
чтения, которые выдвигают на первый план
техническую сторону чтения в ущерб
содержательной стороне и которые никто не
снимает даже в коррекционно-развивающих
классах».
Конечно, мы не можем идти вопреки
общеустановленным методам преподавания письма в
начальных классах и учить так, как считаем
нужным, но главное – это понимание сложностей, с
которыми столкнулся маленький человек. И тогда
можно что-то подкорригировать, где-то уступить,
пойти навстречу. Ведь на самом деле ребенок,
которому не дается правописание, чувствует себя
не так уж уверенно в жизни.
Расстройство в овладении письмом
приводит школьника к нежеланию и отказу сначала
выполнять домашние задания в письменном виде, а
потом и посещать уроки, на которых этот дефект
обнаруживается наиболее отчетливо.
У большинства детей этот дефект влияет
на настроение, может развиться депрессия,
отчаяние, стремление к самоизоляции. Если не
проведена соответствующая коррекция, то
безграмотность может сохраниться и в зрелом
возрасте, и ребенок не сможет заниматься
интеллектуальной деятельностью и достигать
успехов в профессиях, требующих составления
текстов в письменной форме и их грамотного
оформления; ему придется ограничиться кругом
профессий, где навыков письма не требуется. В
каждодневной жизни тоже иногда требуется
оставить записку или написать открытку, а люди,
некомпетентные в письме, стараются не делать
этого, чтобы не обнаружить безграмотность.
Поэтому если вашему ребенку не дается
правописание, необходимо прежде всего выявить
причины, мешающие ему освоить письмо, и убедить
его в том, что трудности, стоящие на его пути,
вполне преодолимы. Ребенка необходимо
заинтересовать и пробудить в нем желание «писать
без ошибок». Не забудьте о том, что у ребенка уже
создался школьный негативизм к предмету, и от
того, какой будет обстановка, в которой вы
занимаетесь, зависит его успех. Попытайтесь
наладить с ним контакт, занимайтесь в спокойной,
доброжелательной обстановке, и успех обеспечен!
Приведенные в этой статье рекомендации
обязательно помогут, если вы будете
последовательно и регулярно им следовать,
вставляя в малых дозах в обязательную программу.
А достижения подкрепляйте словами:
«Неужели ты это сам придумал?!»
«Ты на совесть потрудился! Я тобой
горжусь!»
«Приятно посмотреть на твою работу!»
«Видишь, какие у тебя замечательные
способности!»
«Посмотри, ты же сам справился!»
«Это трудное задание, но ты его
выполнил отлично!»
«Ты сделаешь это не хуже других!»
«Я бы так здорово не смогла!»
Литература
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический
подход к диагностике трудностей обучения. М.:
Изд-во Министерство общего и среднего
образования РФ, 1998. С. 8.
2. Выготский Л.С. Психология развития
человека. М.: ЭКСМО, 2003. 896 с.
3. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Луриевская
концепция функциональных блоков мозга в
коррекции дисграфии и дислексии. Международный
институт чтения. Вып. 2. М.: ИНЛОКК, Материалы 7-й
Международной конференции по психологии,
педагогике и социологии чтения. Ч. 1. 2004.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции
человека и их нарушения при локальных поражениях
мозга. М.: Изд-во МГУ, 1969. 504 с.
|