Галина ЛАРИОНОВА,
учитель начальных классов школы № 27,
г. Тверь
Введение в историю
Кроссворды на уроках
4-й класс
Пропедевтический курс начального
исторического образования ставит своей целью
подготовить учащихся к восприятию и усвоению
предмета истории в старших классах; обучить
младших школьников ориентироваться в
исторической информации, носителями которой
являются предметы материальной культуры,
исторические тексты, карты, таблицы,
архитектурные памятники и т.д.
Главная цель пропедевтических курсов
в начальной школе – их направленность не только
на получение информации, но прежде всего на
создание условий для развития и
совершенствования всех познавательных
процессов у младших школьников.
Особое место на уроках истории
занимает кроссворд. Цель создания кроссворда –
поставить собеседника в затруднительное
положение, как говорят, заставить поломать
голову. Разгадывание кроссвордов является для
ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей
и тренирующей его ум, приучающей к четкой логике,
к рассуждению и доказательству.
Детям нравится отгадывать кроссворды
– нравится и сам процесс, и результат.
При составлении кроссвордов
учитывались следующие принципы:
соответствие содержанию и целям
уроков;
подбор логических заданий в
соответствии с возрастными и психологическими
особенностями младших школьников;
осуществление через логические
задания кроссвордов обогащения словарного
запаса учащихся, уточнения и дополнения
изученного материала.
Тематические кроссворды могут
использоваться на любых этапах урока: для
самостоятельной индивидуальной работы, занятий
в группах или коллективной работы.
Вопросы даются в виде текстов или
иллюстраций.
Методические рекомендации к
использованию кроссвордов
Можно предложить несколько вариантов
работы с кроссвордами:
даются вопросы, на которые дети
отвечают, вписывая ответы в сетку;
дается заполненная сетка кроссворда,
ученики записывают свои вопросы (кроссворд
наоборот);
дается тема кроссворда, а ученики
составляют вопросы и сетку, выписывая из текста
учебника слова, подходящие к ключевому.
Рассмотрим работу с кроссвордом на
разных этапах урока.
КРОССВОРД «ИСТОРИК»
Вопросы
1. Фамилия человека, которого
называют «первым русским историком». 2. Наука,
к которой пробудился большой интерес в русском
обществе к концу ХVIII века. 3. Как
называется запись важнейших событий, которую
вели из года в год, из лета в лето? 4. Как
раньше называлось правительственное письмо и
послание? 5. Как называются церковь и жилые
помещения, в которых живут монахи? 6. Назовите
учреждение для хранения старых документов. 7. Как
называется издание, в котором Карамзин впервые
опубликовал более 40 летописей и грамот?
Ответы:
1. Карамзин. 2. История. 3. Летопись.
4. Грамота. 5. Монастырь. 6. Архив. 7.
Книга.
КРОССВОРД С ПОРТРЕТАМИ «ЧТО ДЕЛАЛИ ЭТИ
ЛЮДИ?»
Ответы: 1. Петр I. 2.
Екатерина II. 3. Александр I. 4. Иван III. 5.
Иван IV. 6. Александр II. 7. Николай II.
Ключевое слово: правили.
Изучение нового материала
Специальным образом составленный кроссворд
может оказать большую помощь ученикам при
пересказе текста учебника, если ответы будут
являться опорными словами, по сути – планом
пересказа.
Тема. «На верфях Адмиралтейства».
Учитель организует работу в группах,
предлагает план работы:
I. Прочитайте текст. Значение
новых слов выясните по толковому словарю.
Дети читают текст «Необычный царь».
II. Ответьте на вопросы
кроссворда «Реформатор».
Дети узнают название первой русской
газеты, первого музея в России, нового календаря
и дату его введения Петром I.
Вопросы
1. Имя царя, правившего с 1682 по 1725 г.
2. В 1703 году вышла первая русская ...
«Ведомости». 3. При Петре I был создан
русский Военно-морской ... . 4. Наука, которая
изучает прошлое человечества. 5. В
1700 году введено новое летоисчисление –
юлианский ... . 6. При Петре I был открыт
первый ... – Кунсткамера. 7. 1721 год –
важная ... в истории России. 8. В 1721 году
Петру I дали новый ... . 9. Титул Петра I с 1721
года. 10. Царь Петр Великий был провозглашен
императором, а Россия стала называться –
Российская ... .
Ответы: 1. Петр. 2. Газета. 3. Флот.
4. История. 5. Календарь. 6. Музей. 7.
Дата. 8. Титул. 9. Император. 10. Империя.
III. Подготовьте пересказ текста,
пользуясь ответами на вопросы кроссворда как
планом.
После выполнения предложенного
задания на доску вывешивается сетка кроссворда с
ответами. Один ученик рассказывает изученный
материал, используя кроссворд как план для
пересказа.
Закрепление новых знаний
I. Тема. «“Хождение за три моря”
Афанасия Никитина».
Учитель организует фронтальную
работу с кроссвордом, читает вопросы:
1. Какое море раньше называлось
Стамбульским?
2. Какое море раньше называлось Хвалынским?
3. Какое море в Индийском океане переплыл
Афанасий Никитин?
4. Как называется страна, в которой побывал
и которую описал в своих записках русский купец?
5. Из какого города отправился в свое
путешествие Афанасий Никитин?
6. Вспомните первое слово в названии
записок путешественника.
7. Не дойдя до какого города, умер Афанасий
Никитин?
У учеников на листочках получается
запись.
Дома дети могут сами написать
вопросы к ответам кроссворда «Никитин».
II. После изучения нового
материала учитель читает вопросы, а ученики
самостоятельно записывают ответы в сетку
кроссворда. Затем идет проверка:
III. Ученикам предлагается
ключевое слово, например, ополчение, к каждой
букве которого надо подобрать из текста
«поперечное» слово:
Дома дети могут пользоваться этими
словами как опорными при пересказе текста
учебника.
Проверка домашнего задания
Учитель организует работу с
кроссвордами следующим образом:
1. Самостоятельная работа. Для
многократного использования одного кроссворда
можно применять кальку или оформить кроссворд
как перфокарту, вырезав отверстия для букв.
2. Взаимопроверка в парах. Один
ученик читает вопросы, а другой на них отвечает.
3. Индивидуальный опрос. Вопросы
задает учитель, а ученики отвечают; ученик задает
подготовленные дома вопросы, а другой ученик
отвечает.
Таким образом, работая с кроссвордами
на уроках истории, дети:
лучше усваивают учебный материал,
учатся выделять главное,
делать логические выводы; используя
опорные слова,
облегчают себе изложение нового
материала;
проявляют больший интерес к предмету.
|