Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Людмила ОРЛОВА,
учитель начальных классов,
ГОУ ЦО № 556,
г. Москва

За семью печатями

Игра по истории и москвоведению

4-й класс

Тема. «За семью печатями».

Оформление. Двусторонние карточки с текстами и печатями, обозначающими этапы игры. 1. Откуда пошло выражение, или в каких случаях так говорят? (Действительность в ее развитии.) 2. Вперед, в Белокаменную! (Происшествия.) 3. И сказал поэт стихами... (Рассказ-повествование.) 4. Знаете ли вы их имена? (Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.) 5. Гордость земли Русской. (Наука о развитии человеческого общества.) 6. В мире исторических фактов. (Наука о развитии какой-либо области знаний.) 7. Выдающиеся архитектурные памятники. (Ход развития событий.)

ХОД ИГРЫ

Учитель. В рамках недели истории, проходящей в школе, мы проводим игру «За семью печатями». Это выражение обозначает что-то важное, ценное, скрытое от посторонних глаз очень хорошо, надежно. Что же будет скрыто в нашей игре? Перед вами семь печатей, за каждой печатью – семь вопросов. Как только вы откроете все семь печатей, вы прочитаете слово, записанное на обратной стороне свитков. Но и это не все: надо из семи значений этого слова выбрать одно – самое точное, главное.

Печать 1. Откуда пошло выражение, или в каких случаях так говорят?

1. Это выражение часто применяют к человеку, который со дня на день откладывает принятие решения. В давние времена был обычай класть челобитные на высокое имя в особый ящик перед царским дворцом. На решение вопросов уходили долгие месяцы и годы. («Положить в долгий ящик».)

2. Так говорят о человеке, который небрежно, кое-как выполняет работу. А родилось выражение в допетровские времена, когда знатные люди носили одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых спадали до колен. В такой одежде не поработаешь! А чтобы поработать, надо было засучить рукава. («Спустя рукава».)

3. Это выражение употребляется в наше время в значении «запомнить раз и навсегда». В давние времена, когда люди были неграмотны, на дощечках вместо записей делали зарубки – метки. Название дощечек стало частью этого выражения. («Зарубить на носу».)

4. Это выражение употребляется в наше время для обозначения громкого крика. А раньше с этой площади оглашались царские указы. Чтобы перекрыть многолюдный шум и говор, глашатаю приходилось кричать громким голосом. («Во всю Ивановскую».)

5. В московские времена бояре и разные приказные чины приходили к царю с благодарностью или с просьбой «на честной поклон», то есть падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень подчинения. («Бить челом», а просьба – «челобитная».)

6. Во времена ордынского владычества русские князья проходили между двумя кострами, «чтобы очистить себя от злых помыслов на хана». Так говорят о человеке, оказавшемся в трудном положении. («Между двух огней».)

7. По летописи так объявлял войну своим соседям киевский князь Святослав. Выражение употребляется в смысле открытого заявления о начале решительных действий. («Идти на вы», «Иду на вы».)

Статья опубликована при поддержке портала о кредитах, вкладах и микрозаймах "CreditBus". Сайт поможет Вам быстро получить микрозайм через систему контакт, открыть вклад и выгодно вложить Ваши сбережения. Самые лучшие и самые выгодные предложения от разных компаний России, портал работает только с проверенными партнёрами. Ежедневное обновление финансовых новостей мира, аналитики и качественных исследований. Подробную информацию Вы сможете узнать на сайте: http://creditbus.ru/.

Печать 2. Вперед, в Белокаменную!

1. Как назывался налог, который брали в старину на границах русских земель со всех проезжающих? (Мыт.)

2. Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий.)

3. Как звали московского князя, который укрепил, усилил княжество благодаря тому, что мог договориться с Золотой Ордой, откупиться от нее и сохранить мир? (Иван Калита.)

4. Какого князя впервые назвали «государь всея Руси»? Именно при нем появились символы государственной власти: герб, скипетр, держава. (Иван III.)

5. При Иване Грозном из Москвы была отправлена экспедиция, целью которой было освоение Сибири. Русские казаки дошли до Иртыша, основали целый ряд поселений. Кто руководил экспедицией? (Ермак.)

6. С какого князя ведется родословная московских князей? (С Даниила.)

7. Кто, согласно легенде, подарил царский венец внуку Ярослава Мудрого? (Константин Мономах.)

Печать 3. И сказал поэт стихами...

1. Враждовать с ним уж князья не могли,
Нынче спорить с Москвой уж князьям не с руки:
Ведь чуть что – князь Иван собирает полки.
Чем богаче Москва, тем хозяйство крупней,
Тем Ивану сподручнее княжить на ней.
И Москва собрала вкруг себя города,
Лишь с Москвою считалась отныне Орда.

О каком князе идет речь? (Об Иване Калите.)

2. Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
А князя Дмитрия ...
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живет.

Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

3. А еще в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете
Пестрый сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.

Назовите описанный собор. (Преображенский собор, или храм Василия Блаженного.)

4. Царь спешил на стройку:
Там умело возводили стены мастера
Для большого, для живого дела –
Первого печатного двора.

О каком царе говорится? (Об Иване IV, Грозном.)

5. А впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен:
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились головой.

Какое событие описано? (Ледовое побоище.)

6. Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

Кому был поставлен памятник? (Минину и Пожарскому.)

7. Пирует с дружиной отважный казак
В юрте слепого Кучума.
Средь пира на руку склонился казак,
Грызет его черная дума.

Назовите имя казака. (Ермак.)

Печать 4. Знаете ли вы их имена?

1. Этот умный, дальновидный и расчетливый князь начал осторожно, но настойчиво и последовательно наносить удары тем, кто был против объединения русских земель вокруг Москвы. При нем были заложены основы государства. (Иван III.)

2. Это был умный политик, образованный начитанный человек, но в нем рано проявились черты тирана. При нем была ослаблена власть князей и бояр и укреплена власть царя. (Иван IV, Грозный.)

3. Этот правитель обладал редкой физической силой: легко гнул подковы, отличался любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться, не боялся никакой работы. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством. (Петр I.)

4. Полная опасностей жизнь приучила его внимательно наблюдать явления природы. В числе трех лучших студентов он был послан за границу на учебу, после возвращения в Россию стал профессором и первым русским ученым, получившим звание академика. (М.В. Ломоносов.)

5. По преданию, это был человек исключительной силы и мужества. Он создал ополчение для борьбы с войсками хана Батыя. (Евпатий Коловрат.)

6. Жил этот крестьянин в Смутное время. О нем написана опера. Он оказал службу царскому дому – погиб за царя. (Иван Сусанин.)

7. «Вот повести минувших лет, откуда пошла земля Русская, кто в Киеве стал первым княжити и откуда Русская земля стала есть...». Такими словами начинает он свой рассказ. Кто он? (Летописец Нестор, автор «Повести временных лет».)

Печать 5. Гордость земли русской

Создайте галерею портретов исторических деятелей, героев, полководцев, простых граждан, прославивших Русь (Россию). Обоснуйте свой выбор.

 

 

Печать 6. В мире исторических фактов

По современным газетам расскажите об интересных исторических фактах. (Используются материалы из газет, которые дети подготовили к неделе истории.)

 

 

Печать 7. Выдающиеся архитектурные памятники

1. Самая большая из этих построек сооружена 2600 лет до н.э. Ее высота – 150 м, строилась она 30 лет. На строительстве работало 100 тыс. человек. (Египетская пирамида фараона Хеопса.)

2. Главный храм Афинского Акрополя, сооруженный в честь богини Афины в V веке до н.э. (Парфенон.)

3. В III веке до н.э. 2 млн человек было занято на строительстве этого сооружения. Протяженность сооружения – более 5 тыс. км, высота – 7–8 м, ширина – 5–6 м. Достраивалось оно в ХV–ХVI веках, в течение многих столетий являлось оборонительным сооружением для защиты страны от иноземных вторжений. (Великая Китайская стена.)

4. Этот храм находится на территории Московского Кремля. Он возведен по поручению Ивана III. Итальянский мастер построил храм по лучшим образцам русской архитектуры. В этом соборе венчались на царство все русские цари. (Успенский собор.)

5. Девять глав этого московского собора в плане представляют восьмиугольную звезду. Он четыре столетия удивляет мир своей красотой, формой и декоративной отделкой. (Храм Василия Блаженного.)

6. День начала строительства этой крепости является днем основания Петербурга. Построена она по чертежам самого Петра I, задумана как оборонительная военная крепость. (Петропавловская крепость, 27 мая 1703 года.)

7. Сначала это был частный дом. Потом в нем разместили первую в Москве библиотеку. В архитектуре дома сочетаются скромность, пышность, изящество и простота. (Дом Пашкова в Москве.)

Заключение. Итоги, награждение

У. Перевернем «печати». Какое слово открылось?

Дети. История.

У. Выберите правильное определение слова «история».

Учитель зачитывает определения, написанные на обороте листов.

И – действительность в ее развитии;
С – происшествия;
Т – рассказ-повествование;
О – прошлое, сохраняющееся в истории человечества;
Р – наука о развитии человеческого общества;
И – наука о развитии какой-нибудь области знаний;
Я – ход развития события.

Дети отвечают.

– Молодцы! Спасибо за участие в игре.