Ирина ГРИБОВА,
учитель начальных классов
НОУ «Экономическая школа-лицей»,
г. Москва
Тема. «История на карте».
Цели. Познакомить детей с
различными видами карт; с помощью условных
обозначений научить их читать и разбираться в
исторических картах; расширять кругозор
учащихся, развивать воображение, логическое
мышление, интеллектуальные способности.
Оборудование. Учебник «Введение в
историю» 3 кл. (авт. Е.В. Саплина, А.И. Саплин);
Тетрадь творческих заданий к учебнику истории.
(3 кл.); таблички с названиями различных видов
карт (географические, контурные, игральные,
исторические, пиратские (карты кладов), карт
городов); с изображением условных обозначений на
исторических картах; иллюстрации первых карт,
хранящихся в музеях, сельского пейзажа; выставка
детских карт; детские рисунки с изображением
машины времени; пластилин, зубочистки, кусочек
картона; образцы географических, исторических,
контурных, игральных и пиратских карт, карт
городов, карта неизвестного путешественника;
магнитофон, аудиозаписи музыкальных фрагментов;
книги: «Легенды Древней Руси» (серия «История
России», авт. В. Калашников); «Всемирная история
для детей – Древний Египет», (авт. П. Микель);
«Древний Египет и Древняя Греция» (Детская
энциклопедия: 3 т. – изд-во «Терра»); Новые
горизонты: 8 т.; «Страны, народы, цивилизации»
(«Энциклопедия для детей», изд-во «Аванта»).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Человек составлял карты
по мере того, как знакомился с окружающим его
миром. И сегодня на уроке мы с вами будем
исследовать прошлое по историческим картам. Тема
нашего урока так и называется – «История на
карте». Для того чтобы мы могли перенестись в
далекое прошлое, нам понадобится машина времени,
которую вы рисовали на самом первом уроке
истории. У каждого из вас она своя. Но прежде чем
отправиться в увлекательное путешествие, мы
должны вспомнить все, что вы знаете о картах. А
помогут вам в этом образцы карт, которые висят на
доске.
Дети рассматривают на доске образцы
различных карт, узнают среди них знакомые.
III. Повторение изученного материала
У. Ребята! Какие бывают карты?
Дети. Карты бывают игральные,
пиратские карты кладов, карты городов,
географические карты.
У. Правильно. Для нас привычны
современные очертания стран и материков. На
карту наносятся различные знаки, которые
помогают получить нужную информацию. Так,
географическая карта может рассказать о природе
страны, о полезных ископаемых, поведать о
развитии транспорта. Игральные карты бывают
детские и взрослые. Вам они тоже хорошо знакомы.
Ну и, конечно же, пиратские карты, где особым
знаком помечено место спрятанных сокровищ.
Хорошо знакома вам и карта нашего города. А вот
перед вами новая карта. Это контурная карта,
потому что на ней изображены только контуры суши
и водоемов (рек, озер, морей, океанов).
Ребята! А все ли иллюстрации на доске можно
назвать картами?
Д. Нет! Среди того, что вывешено
на доске, есть рисунок сельской местности. Он не
является картой.
У. Что объединяет все карты,
кроме игральных, и отличает их от рисунка с
изображением пейзажа?
Д. На картах изображаются суша
или ее участки, водоемы, населенные пункты, леса,
горы, пустыни.
У. А чем исторические карты
отличаются от географических?
Д. На исторических картах, кроме
суши и водоемов, с помощью условных обозначений
отражены события, происходившие в стране в
разные периоды ее истории.
У. Верно. Умение разбираться в
исторической карте поможет нам в исследовании
прошлого. Условные обозначения используются на
исторических картах вместо подробного рисунка и
помогают лучше понять, какое именно событие
отражено.
IV. Игра «Догадайся сам!»
У. Сейчас мы с вами сыграем в
игру, которая называется «Догадайся сам!». Я буду
показывать карточку с условным обозначением, а
вы должны будете расшифровать его значение.
Итак, вот какие условные знаки можно увидеть на
исторических картах.
Учитель показывает карточки с
условными обозначениями, дети объясняют их
содержание, карточку магнитом прикрепляют к
доске.
– Вот теперь, когда мы повторили
много интересного и нужного материала про
исторические карты, можно отправляться в
увлекательное путешествие в прошлое.
V. Знакомство с новым материалом
У. Дети! Возьмите свои рисунки с
изображением машины времени и займите на ковре
удобное место.
Дети садятся или ложатся на ковер,
который постелен в классе, перед собой кладут
рисунки. Учитель включает магнитофон. Звучит
тихая и спокойная музыка.
– Итак, сели поудобнее в своей
машине, включили зажигание. Начинаем наше
путешествие. На старт! Внимание! Поехали!
Набираем высоту и отправляемся исследовать
прошлое. Полный назад! Позади 1000 лет, 2000 лет, 3000
лет, 4000 лет. Стоп! Мы с вами в Древнем Египте.
Делаем первую остановку. Ребята, подумайте,
почему мы остановились именно в Египте, оставив
позади 4000 лет?
Д. Наверное, эта страна как-то
связана с темой урока.
У. Именно здесь мы узнаем, кто
придумал первую карту.
Первая карта была создана в Древнем Египте более
4000 лет назад. Она представляла собой плоский
кусок глины с нацарапанными острой палочкой
линиями и символами. Потом египтяне обожгли эту
глиняную лепешку в огне, она стала более прочной
и сохранилась до наших дней. Посмотрите, как она
выглядела.
Учитель показывает иллюстрации и
фотографии древних египетских карт.
VI. Практическая работа
У. А сейчас мы с вами попробуем
сделать своими руками карту, как это делали
древние египтяне. Но только вместо глины мы
возьмем пластилин, а острую палочку нам заменит
обыкновенная зубочистка. Садитесь за свои парты.
Дежурные по классу кладут каждому
учащемуся на парту кусочек пластилина,
зубочистку и картон в форме неровного круга. Под
звуки музыки дети лепят из пластилина плоскую
лепешку, накладывают ее на картон, прижимая
пальцами, и царапают на ней зубочисткой линии,
знаки, символы. Готовые работы дети кладут на
свободную парту у доски и рассматривают, какие
получились карты.
VII. Проверка домашнего задания
У. К сегодняшнему уроку дома вы
придумали и нарисовали свои собственные карты, и
теперь мы с удовольствием посмотрим и послушаем,
что же у вас получилось.
Дети выходят к доске и подробно
рассказывают о своих картах, после чего каждая
работа вывешивается на доску.
– Ребята, чей ответ вам понравился
больше? Объясните почему. А чья карта вам
понравилась? Объясните почему. Кто из ребят
больше всех использовал условных обозначений? А
хорошо ли это? Почему?
Д. Больше всего условных
обозначений на карте у Пети, и это делает его
карту более понятной.
VIII. Работа в группах
У. Продолжаем наше путешествие в
прошлое на машине времени. Устраиваемся
поудобнее.
Дети выходят из-за парт,
располагаются на ковре. Учитель включает музыку.
– Итак, в добрый путь! Ветер
странствий переносит нас на одно столетие назад,
на другое столетие...
Стоп, машина! Вторая остановка. Мы с вами в
неизвестной стране, и в руках у нас карта
неизвестного путешественника.
Карта со с. 22 Тетради творческих
заданий к учебнику истории. Класс делится на две
одинаковые группы. Каждая группа получает одну и
ту же карту и одинаковое задание – придумать имя
и фамилию путешественника и сочинить от его
имени историю о том, где он бывал, какие земли и
города видел.
– Ребята! Обязательно используйте в
своей истории о путешественнике условные
обозначения, которые есть на ваших картах.
Разукрасьте цветными карандашами территории
государств, где был ваш путешественник,
придумайте также названия городов, рек, гор,
лесов, островов, кораблей. Желаю вам удачи!
Группы приступают к работе. Для
удобства можно сдвинуть несколько парт, чтобы
детям каждой группы было удобно работать рядом.
Учитель в ходе работы помогает ученикам советом.
Третьеклассники распределяют обязанности: кто
придумывает историю от имени путешественника,
кто разукрашивает карту, кто будет отвечать.
После выполнения задания учащиеся отвечают у
доски. Анализируются устные ответы, внешний вид
карты, положительные моменты в работе каждой
группы.
IХ. Итог урока
У. Вот и подошел к концу наш урок,
посвященный исследованию прошлого с помощью
исторических карт и условных обозначений на них.
Что нового и интересного вы узнали на уроке? Что
вам особенно понравилось? Что вам хотелось бы
узнать еще? Над чем захотелось поработать в
свободное время?
Ребята, это наше первое знакомство с
историческими картами. Надеюсь, что оно вам
понравилось.
|