Анна ПОТАНИНА,
нейропсихолог,
Александра СОБОЛЕВА,
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
www.detki-psy.ru
Как стать звездой
О статусной структуре детских
коллективов
В каждом коллективе, особенно детском,
существует статусная структура. Она
предусматривает некое количество «звезд»,
принятых, изолированных и отвергнутых. Интересно
ли вам, какую нишу в этой структуре занимает ваш
ребенок? Приглядитесь, ведь от этого зависит
очень многое в его настоящей и дальнейшей жизни.
Когда во время каникул приходишь в
пустую школу на очередные дежурства, вдруг
понимаешь, что в школе, в общем-то, очень даже
можно работать. Тепло, чисто и спокойно, школьная
столовая функционирует, а заботливая Татьяна
Ивановна заглядывает в учительскую и просящим
голосом говорит: «Хоть бы пообедал кто...
Соляночка сегодня хорошая...» В спокойной
обстановке, съев солянку с традиционной
школьной, синеватой и тугой, но почему-то вкусной
котлетой и запив все это жиденьким и сладким
какао с ватрушкой, впадаешь вдруг в состояние
непривычного умиротворения, и в ленивом сознании
опять мимолетно проносится: «Хорошо работать в
школе... Если бы не дети».
Чистый классный кабинет. Свободные
столы, хозяева которых, я думаю, находятся сейчас
в не менее блаженном состоянии, чем их
преподаватели.
А за свободные столы кабинета сегодня
в моих воспоминаниях садятся наиболее «типичные
представители» статусной структуры класса.
Больше смеяться, больше шутить...
Отвергнутые – это те, с которыми не
хочет дружить никто вообще, с которыми не хотят
иметь общих интересов, занятий и т.д., хотя они, в
свою очередь, тянутся к коллективу и принимают
многих. Обычно их четыре человека в классе из
тридцати.
За третьим столом, ближе к двери, сидел
двоечник и «дурачок» Кривцов. Ребята с ним
дружить не хотели, а учителя его никогда на
школьные мероприятия не брали, потому что
боялись непредсказуемых выходок. А я тогда
только что пришла в школу и горьким опытом не
была умудрена, и потом, мне настолько жалко было
этого несчастного одинокого Кривцова, что взяла
его в однодневный поход вместе со всеми. Когда мы
распределяли с ребятами обязанности, Кривцов
делал выразительные круги вокруг моего стола, а
потом не выдержал и спросил тоскливо: «Меня ведь
вы, небось, не возьмете, да?» – на что я радостно
ответила: «Возьмем, Кривцов, возьмем. И забудем на
этот день и об уроках, и обо всех неприятностях.
Будем больше смеяться, больше шутить...»
Ребята были счастливы и крайне
деловиты. Мальчики развели костер, девчонки
собирались варить какой-то фантастический
«лапшевник». И, когда мы вместе шуршали кульками
с принесенной провизией, со стороны костра
раздался пронзительный девчачий крик. Мы
кинулись к огню, и взгляду нашему открылась
следующая картина: у огня на траве сидела
отличница Костина в одном башмаке. А второй
ботинок, надетый на палку, озабоченно поджаривал
на огне Кривцов. Паленая резина стекала вниз, в
огонь, и лесной воздух отнюдь не озонировал. «Что
же ты делаешь, Артем?» – в сердцах крикнула я.
Кривцов поднял на меня молочно-пустые глаза и
невинно прошепелявил: «Вы же сами сказали –
больше смеяться, больше шутить...».
Так и не удалось мне хоть немного
помочь Кривцову хоть как-то сблизиться с
ребятами. Он так и остался «отвергнутым».
Предпоследняя парта, середина. Римма
Духанова. Очень хорошенькая худенькая девочка с
глазами испуганной лани. Не знаю, кто она по
национальности, но при взгляде на нее у меня в
голове возникает мешанина образов, весьма
далеких по местонахождению от средней полосы:
«...Куда спешишь, черкешенка младая... Шаганэ ты
моя, Шаганэ...» – и т.д. и т.п. Каждый раз, когда
кто-нибудь обращается к ней с вопросом, на ее лице
видна буря страданий. Ребята говорят о ней:
«Спрашиваю у Риммки: идешь на физру? – а она так
задрожала вся и глазки опустила. В общем,
«надевай паранджа, залезай под стол».
Учителя, поняв, что ни устного, ни
письменного вразумительного ответа от нее
добиться невозможно, оставили ее в покое и ждут,
когда она тихо досидит до окончания девятого
класса...
Школьник может временно оказаться в
числе отвергнутых, если он новенький и пришел в
класс с уже сложившейся статусной структурой.
Однако через какое-то время он обязательно
займет в ней подобающее ему место.
Маша Забелина оказалась в числе
отвергнутых, когда перешла в другую школу. Из
этого положения ученица вышла блестяще, и вот
каким образом.
Учитель физкультуры в седьмом классе
не разрешал девочкам ходить в тренировочном
костюме, а требовал короткую форму. Девочки
решили договориться и в знак протеста прийти на
занятие в мужских «семейных» трусах. В
результате трусы с собой принесли только две:
«новенькая» Маша и еще одна девочка. На
построении они стояли рядом – худенькая Маша в
трусах от груди до колен с торчащими из штанин
спичечными ногами, и Таня, очень крупная и
толстая, в трусах, которые чуть ли не лопались на
ней. Насколько смешно они выглядели,
представляете сами. В тот же день Машу «приняли»
в классе: ребята сполна оценили ее смелый
поступок.
Еще в положении отвергнутого может
оказаться ученик, который часто и подолгу болеет,
и статусная структра класса формируется в его
отсутствие.
Мой мальчик – культурный...
Изолированные – это дети, как и
отвергнутые, принимающие всех и тянущиеся к
другим. Однако их принимают максимум три
человека из класса. Таких обычно 3–4 ученика на
класс из приблизительно тридцати человек.
Второй стол, середина. Миша Липатов.
Посмотреть на Мишу – неплохой мальчик, учится
очень прилично, а по математике и всем
техническим предметам – и вовсе хорошо. Он и
музыкой занимается, и компьютер знает. Мама его –
миловидная дамочка – внешне напоминает
Мерчуткину, сошедшую в наш век со страниц
рассказа Чехова. Она тщательно следит за сыном и
приходит на разборку в школу из-за каждой
неудачной оценки. Появление ее в школе обычно
предваряется физруком. Он спешно заходит в
учительскую и, не вынимая свистка изо рта,
зловеще сообщает: «Ну, фсе». На букву «Ф». Ф-се.
«Мерчуткина идет. Щас будет рассказывать, как
нынче кофий пила безо всякого удовольствия. В
общем, я вас предупредил». И испаряется. Ему что!
Миша от физкультуры всегда освобожден. А мы
гадаем, кто из нас будет нынче отчитываться перед
Мишиной мамой. И мы отчитываемся.
Но как, когда, по каким неизвестным
учителям детским секретным каналам ребята
узнают (или догадываются?) о том, что говорится
мамой тет-а-тет учителю? А говорится
приблизительно вот что: «Мой мальчик не такой,
как все. Он у меня культурный. Почему у него
ошибки в диктанте? Потому что другие достали эту
книжку, по которой вы диктуете, и списывают. А мой
– не такой. Он честный».
И не хотят общаться ребята с Мишей.
Даже физику сдувать не просят. А Миша, прекрасно
чувствуя сложившуюся вокруг него обстановку,
тщетно заглядывает в глаза одноклассников,
пытаясь завязать с ними дружбу. Нормально
относятся к нему в классе трое: девочка Таня, с
которой он вместе занимается в музыкальной
школе, технарь Алексей, «конкретно повернутый»
на всеобщей компьютеризации, и еще один мальчик,
«отвергнутый», который принимает всех...
Нас – большинство
Принятые – дети, являющиеся основной
массой класса; одни из них могут приближаться к
«изолированным» и быть кумирами для четырех
человек, а другие – для тринадцати человек, а это
– почти «звездность». Хотя, в отличие от
предыдущих категорий, у «принятых» больше
взаимных выборов, они не будут выбирать больше,
чем выбирают их.
Как быстро заполняются парты в нашем
пустующем классе! Это занимают свои места
девочки и мальчики, которых большинство.
Успевающие хорошо и не очень. Но те, которым
хорошо среди ребят и с которыми хорошо ребятам.
Те, у которых много друзей «по интересам», те, с
которыми можно нормально работать учителю.
Вот хорошенькая чистюля Наташа
Федорова. Когда она готовится к уроку –
залюбоваться можно: достанет из портфеля
тетрадочку, пригладит любовно рукой и положит на
угол стола аккуратненько, следом – тщательно
обернутый учебник и такой же дневник и все уложит
так ровненько, в стопочку. И в тетради у нее такая
красота и симметрия, что учителя приходят в
неописуемый восторг и – да простит им директор
эту необъективность! – усиленно стараются
поставить ей «отлично» по всем предметам,
любуясь честным трудом, которым она зарабатывает
свои твердые четверки.
Подружки ее, Юля и Леночка, под стать ей
– умненькие, серьезные, трудяги. Они вместе учат
уроки, и я знаю, что вместе с ними занимается и
Леночкин кот Дымка, который как бы выступает в
роли «жертвы науки». Девочки сажают его между
оконных стекол и строго говорят: «Сиди, Дымка,
пока алгебру не выучим». И Дымка терпеливо сидит,
потому что знает, что как только один предмет
будет выучен, девочки выпустят его на волю и
наградят за терпение чем-нибудь вкусным, а сами
будут пить чай со сладеньким, гладить его и
приговаривать: «Молодец, Дымка, алгебру одолел!»
Саша Дмитриев. Вторая парта по центру.
Спортсмен, вольная борьба. Обычно он
немногословен, в науках не силен, но и не глуп:
четверки, иногда – тройки. Но он настолько
достойно себя держит, он настолько не позволяет
себе применить свои бойцовые навыки в школе, что
– честь ему и хвала! – он «принят» большей
половиной класса – и мальчиками, и девочками.
Нина Попова. Троечница, но так
миловидна, словоохотлива, доброжелательна и
кокетлива, что ее любят все.
Алешка Курбатов. Просто замечательный
мальчишка. Азартный, горячий, всегда рвущийся «в
бой». Он твердо уверен, что функция отстаивания
справедливости в классе лежит на нем, и поэтому
он говорит правду в глаза всем, невзирая на лица;
за «честь и достоинство» может побороться и
действием. Не боится сцепиться на перемене даже с
ненамеренно нахамившим десятиклассником. За это
страшно уважаем дамской структурной половиной.
Их так много, «принятых» окружающими
детьми. Они все разные и все по-своему
замечательные. Но кто же тогда такие «звезды»?
А чтобы в классе было светлее...
Стать «звездой» непросто. Ведь
«звезда» – это не только когда тебя «выбирают»
более половины детей: это еще и взаимность, то
есть когда ты принимаешь большинство других
«звезд» в классе. Таких обычно бывают
четыре-шесть человек.
Ленечка летит, парит надо всеми, и
счастлив в классе тот, кого, пролетая, он задевает
своим крылом. Школа для него – это большая сцена,
на которой можно самовыражаться сколько угодно.
Смешно все, все развлекательно так, что не до
учебы. Какие тут науки, когда в школу пришел новый
военрук! Смешной! Большой, как шкаф, но на самом
деле очень стеснительный. И это видно всем, а уж
наметанному взгляду Ленечки и подавно. Поэтому
когда бывший майор, а ныне преподаватель ОБЖ в
средней школе Алексей Кириллович подходит, жутко
смущаясь, к директрисе, чтобы поздравить ее с
новым учебным днем, Ленечка, спрятавшись за его
спиной, утробным басом вопрошает: «Скажите, а где
здесь уборная?» Майор тут же растворяется в
воздухе. А директриса – как это непедагогично! –
рыдает от смеха, и вместе с ней все окружающие.
Шутки буквально выпрыгивают из Ленечки, и, как бы
это ни было странно, он никогда никого еще не
обидел своей остротой. Наоборот, его «приколов»
ждут все. Одноклассники ходят за ним толпами, да и
учителя бы ходили, только не по чину им!
А когда Ленечка впервые влюбился,
причем влюбился так же талантливо и открыто, как
делал всё на свете, – все в школе, от мала до
велика, следили за сюжетом романа, а учительская
ходуном ходила от его отчаянных стихотворных
строк: «...и долго буду я, как труп, ходить под
окнами твоими...»
В отношении успеваемости – у него
бывают разные оценки, но никого не возмущает, что
занимается он время от времени. Потому что когда
его охватит вдохновение, он встанет в позу
Пушкина на лицейском экзамене (когда старик
Державин его заметил), откинет со лба кудрявую
светлую прядь, и польется речь. И будут в той речи
и глубина знаний, и острота мыслей, и будут
лучисто-чистые взгляды, посылаемые высокой
комиссии, которая будет твердить в один голос:
«Блестяще!.. Блестяще!»
Леночка Соколова отличалась
рассудительностью и «непротивлением злу» с
младших классов. Однажды мальчики 3-го «Б» решили
устроить своеобразный конкурс: задирать
девочкам юбчонки и дергать их за косички, а
«лучшей» объявить ту, которая отреагирует на их
провокации самым неожиданным образом. Сколько
было услышано разнообразных непечатных слов,
сколько получено тумаков, сколько наставлено
синяков – никто не считал. А когда они попытались
проделать эту процедуру с Леночкой, в класс
неожиданно вошла учительница. Невольно защищая
всю женскую популяцию, она импульсивно
воскликнула: «Лена, дай им сдачи!» Девочка,
спокойно поправив одежду и прическу, ответила:
«Зачем, они же мальчишки!» И в 3-м «Б» взошла
первая «звезда».
Когда учителя говорят о Сереже между
собой, фраза строится примерно так: «Сережа
Павлов – это... это...» Далее характеристика
сопровождается поднятием руки и глаз ввысь и
счастливой улыбкой. И действительно – в нем так
много тепла, доброты и одновременно чувства
собственного достоинства, что о нем уже в пятом
классе можно сказать: «Это порядочный человек».
Его компания – почти все мальчики и лишь
несколько девочек – души в нем не чают.
Мальчикам, однако, он поставил твердое условие –
будет с ними дружить, если они «не будут ругаться
плохими словами». На что, естественно, получил
ответ типа: «Еще чего!» или: «Много хочешь – мало
получишь», или еще что-то такого же типа.
И тогда Сережа покинул компанию. И стал
сидеть за последней партой один. И переживал
очень. А в день четвертый его одиночества домой к
нему с повинной явилась его ушастая компания и
сказала: «Ладно уж, Серый, не будем!» Сережа сразу
бросился к ним на шею, а потом срочно оделся и
отправился с ними гулять. Но обещания, данного
ему, никто ни разу не нарушил и при нем никто не
сквернословил. Сережа Павлов, как светло в
классе, когда ты сидишь за своим столом!
«Звезды» занимают наивысшую ступень в
классной иерархии. Они пользуются наибольшим
уважением среди сверстников и сами принимают
многих.
В процессе исследований рейтинга
среди детейосновных личностных качеств «звезд»
мы сделали вывод, что чаще всего «звезде» в
первую очередь присущи качества
эмоционально-личностного характера, такие, как:
доброта, сердечность, искренность,
чувствительность, веселость, спокойствие,
душевность.
Заметим, что данные качества в
понимании детей несколько не те, что в нашем,
взрослом.
Итак, «доброта» в нашем с вами
понимании – это очень абстрактное понятие.
Например, если наши знакомые не дали нам вчера
взаймы, нами это не будет расцениваться как
жадность. Однако в понимании детей любая
подобная мелочь непростительна.
«Сердечность» во взрослом понятии
является разделом «душевности». Для детей
«сердечность» – это умение сочувствовать. А
«душевность» в их понимании – это принятие
других.
«Искренность» в понятии детей – это
честность со всеми и во всем.
Особое внимание нужно обратить на
качество «спокойствие». Это качество в детском
понятии синоним нашей «уравновешенности».
Противовес ему у ребят – «нервный», «псих».
На втором месте стоят морально-волевые
качества. Это честность, справедливость,
ответственность, решительность, отвага.
«Отвага» и «решительность» являются
синонимами в детском понимании.
«Честность» в глазах школьника – это
порядочность по отношению к кругу
одноклассников (сказать неправду взрослому не
считается зазорным).
«Ответственность» подразумевает
отношение скорее к учебе и в детских отношениях,
как правило, не дифференцируется.
«Справедливость» соответствует
общему понятию и определяется детьми наиболее
ясно.
Следующими по рейтингу являются
интеллектуальные характеристики: ум, причем это
в понятии детей далеко не хорошая успеваемость, а
умение ориентироваться в любой ситуации. Далее
при оценке «лучшего» дети упоминают следующие
качества: знания, умения, навыки, достижения,
коммуникативность, внешние характеристики.
Интересно, что высокая коммуникативность,
которая наверняка бы стояла на первом месте у
взрослых, не имеет в глазах ребят большого
значения и стоит на предпоследнем месте.
Нельзя забывать, что «звезда» – это
ребенок, который принимает большую половину
класса. Причем не всех, а именно большую половину.
У «звезды» могут быть и враги, и люди, которых она
недолюбливает. И это нормально.
Мы видим, что наиболее ценное место,
которое школьник занимает в статусной структуре
класса, – это место «звезды».
Что же нужно сделать, чтобы ваш ребенок
стал «звездой»?
G В детском понимании «звезда»,
прежде всего, обладает добротой. А доброта детям
запоминается больше в мелочах. Поэтому
необходимо приучать ребенка находить в себе силы
делиться всем, что в вашем понятии совершенно
неделимо, и не говорить ему: «Не отдавай никому
свое яблоко или бутерброд, а то ты до обеда
останешься голодным». Дайте ему лишний, пусть
поделится. Или не давайте ничего. Пусть у него
будет запасная ручка – наверняка кто-нибудь
будет нуждаться в ней.
G Научите вашего ребенка быть
«душевным». Это, как мы помним, в понимании детей
– доброе отношение к одноклассникам. Расскажите
ему о каждом из них что-нибудь хорошее, найдите в
каждом какие-то достоинства, умейте оправдать
недостатки. Никогда не сплетничайте при ребенке
и не осуждайте при нем его товарищей, учителей и
знакомых.
G Научите ребенка сочувствовать
чужому горю, не смеяться над неудачами других – и
он станет «сердечным».
G «Веселость» – это не признак
легкомыслия, не заставляйте ваших детей быть
слишком серьезными – пусть смеются, пусть
хохочут, пусть учатся смотреть с юмором на мир!
G «Искренность» (в нашем понятии –
честность). Если вы хотите привить это качество,
то должны демонстрировать его постоянно по
отношению к объекту вашего воспитания.
G «Спокойствие» (уравновешенность).
Не дергайте ребенка по мелочам, не кричите на
него, берегите его нервную систему – она так
уязвима! Скинув на него свои отрицательные
эмоции, вы успокаиваетесь. А ребенок, придя в
школу, накопленные дома отрицательные заряды
разряжает на других.
Причинами неуравновешенного
поведения ребенка бывают и мозговые нарушения.
Если вы чувствуете, что у вас в семье теплая
обстановка, а ребенок тем не менее излишне
возбужден, то вам необходимо показать его
нейропсихологу.
Как сделать ребенка справедливым,
решительным, целеустремленым, как воспитать в
нем силу воли, отвагу – думаем, вы знаете сами.
Только помните, что дети плохо дифференцируют
эти понятия, а некоторые и вовсе не понимают их
значения. И поэтому, когда, засучив рукава, вы
вновь начнете увеличивать свет вашей «звезды»,
не забудьте договориться о терминах. Или
объясните детям, чего вы от них хотите, простым
детским языком!
«Звездность» иногда может перерасти в
культ. Если все начинают слишком уж превозносить
положительные качества, это уже плохо. И не
только для «звезды». Ученик, ставший объектом
культа, становится школьным диктатором, которому
все слепо подчиняются. Часто такое подчинение
приводит окружающих детей к неверным и нелепым
поступкам, которые они могут совершать по
приказу диктатора, ради, как они говорят, «идеи».
Нельзя путать понятия «звезда» и
«лидер» (в отрицательном смысле этого слова).
«Лидера» в классе могут ненавидеть или бояться.
Но подчиняться ему будут только для того, чтобы
не быть в числе отвергнутых или изолированных.
|