Галина ХЛОБЫСТОВА,
учитель
начальных классов
гимназии № 3,
г. Сургут
Земля Югорская
Конкурс знатоков
Учитель. Сегодня мы с вами вступаем
в общество знатоков родного края. Раздел этой
науки называется «краеведение»:
край-ведать-знать.
И сегодня мы проводим конкурс знатоков земли
Югорской.
Почему земли Югорской? Что такое Югра?
Дети. Так назывался наш край в
древности.
У. Югра – древняя Югорская
земля. Гораздо позднее она была названа
Ханты-Мансийским автономным округом. Но обо
всем – по очереди. Какие города Тюменской
области вы знаете?
Дети отвечают.
– Вы назвали Тобольск. Что вы знаете
об этом городе?
Рассказывает подготовленный ученик.
Ученик 1. «То-бо-лес!» – то есть
большой лес. Старинное название города обязано
такому вот восклицанию первых россиян. В 1587 году
был основан град Тобольск. Он впоследствии и стал
на долгое время столицей Сибири. Теперь
областным центром является город Тюмень.
У. Тюменская область образована
14 августа 1944 года. По территории она самая
большая среди областей страны. Область
простирается от берегов Карского моря до степей
Казахстана и от Урала до Енисея. Почти вся
территория области занята Западно-Сибирской
равниной, а на западе и северо-западе возвышаются
Уральские горы. Какие изменения происходили на
этой территории?
Основные изменения в
административно-территориальном положении
Ханты-Мансийского автономного округа
1708 год
Указом царя Петра I учреждена
Сибирская губерния. В нее вошли города Березов,
Сургут.
1775 год
Указом царицы Екатерины II создана
Тобольская губерния, в которую вошла почти вся
Западная Сибирь.
1918 год
Тобольская губерния переименована в
Тюменскую, и губернский центр перенесен в город
Тюмень.
1923 год
Упразднены губернии, уезды, волости.
Образованы Уральская область, Тобольский округ и
районы: Березовский, Сургутский, Самаровский,
Кондинский.
1930 год
Постановлением ВЦИК образован
Остяко-Вогульский национальный округ с центром в
селе Самарово.
1934 год
В связи с разукрупнением Уральской
области создана Обь-Иртышская область с центром
в городе Тюмени. В этом же году округ вошел в
состав Омской области.
1944 год
Указом Президиума Верховного Совета
СССР образована Тюменская область, в состав
которой вошел Ханты-Мансийский национальный
округ.
1977 год
Ханты-Мансийский национальный округ
получил статус автономного.
1993 год
Ханты-Мансийский автономный округ
становится равноправным субъектом Российской
Федерации в соответствии со статьей 65
Конституции Российской Федерации.
– Итак, в работу включаются команды
знатоков земли Югорской.
Задание 1. Поэтическая страница
У. Прочитайте и объясните смысл
строк Ювана Шесталова:
Ой, Сибирь, вторая Родина,
Я пришелся ко двору!
Как вы можете объяснить смысл
следующего высказывания:
«Доброе время настало, счастливый век пришел, в
дружбе живут все народы...»?
Прочитайте отрывок из стихотворения Ювана
Шесталова «Здравствуй, край Мансийский милый»:
Здравствуй,
Край Мансийский милый –
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Подумайте, почему поэт называет свой
край милым?
Почему можно сказать, что он любуется красотой
своего края, гордится его людьми?
Задание 2. «Разгадайте кроссворд»
У. Люди каких национальностей
живут на Югорской земле?
Продолжаем путешествовать по родному
краю. Мы снова в Тобольске.
Тобольский кремль
Каменный Тобольский Кремль взамен
деревянного острога стали строить по велению
Петра I в конце ХVII века. Центром Тобольского
Кремля стал Софийский собор – первый каменный
храм Сибири, возведенный в 80-х годах ХVII века.
Великолепная колокольня собора высоко
вознеслась над округой. Ее было видно за десятки
верст, а перезвон колоколов охотники слышали
далеко-далеко в тайге.
А что и кого можно встретить в тайге?
Задание 3. «Вопросы мудрой совы»
Мудрая сова хочет понять, как ученики
знают богатый растительный и животный мир нашего
края. Она предлагает вам три задания.
береза
шиповник
земляника
ель
кедр
кислица
малина
сосна |
деревья
кустарники
травянистые
растения
|
1. Дерево с короткими колючими
иглами.
2. Дерево, у которого иголки расположены
парами.
3. Листопадное хвойное дерево.
4. Кустарник, который называют сибирским
кипарисом.
5. Дерево с короткой мягкой хвоей.
6. Хвойное дерево со съедобными орехами.
Ответы: 1. Ель. 2. Сосна. 3.
Лиственница. 4. Можжевельник. 5. Пихта. 6. Кедр.
По первым буквам названий предметов
прочитайте, какие перелетные и зимующие птицы
встречаются у нас.
– Наш край может гордиться не
только природой, но и людьми. Со стихами Ювана
Шесталова вы уже знакомы. А какие знаменитые люди
жили на Югорской земле?
Ученик 2. Среди белокаменых
палат Тобольского Кремля есть и скромный
деревянный домик Петра Ершова – знаменитого
сказочника, чей Конек-Горбунок летал над
здешними Алафеевскими горами.
Ершов учительствовал в бывшей мужской гимназии
(теперь в нем размещается пединститут – здание
гимназии перестроено). В Тобольске жил
композитор А. Алябьев, провел детские годы
Д. Менделеев – великий химик.
У. Побродим по старым улицам.
Дома здесь искусно украшены деревянной резьбой.
Искусство это такое же древнее, как и сам город.
А как красивы, как причудливы местные
водосточные трубы!
Мимо Тобольского вокзала идут поезда к Сургуту.
Шатровые перекрытия вокзала напоминают о
временах Ермака, о палатках первопроходцев.
Садимся в поезд и отправляемся в Сургут.
Ученик 3.
История... Народы, даты...
В веках теряется исток.
Царя велением когда-то
Смолистый вырос городок.
Ученик 4. Шел 1593 год. На правом
берегу Оби в 300 километрах вверх по течению от
места впадения в нее Иртыша основан город Сургут.
А через 50 лет в Сургуте были уже 2 атамана,
2 попа, 3 подьячих, 3 пушкаря, 1 палач на 200
человек жителей.
Ученик 5.
Из века в век в медвежьем захолустье,
В краю никем не хоженных дорог
Жирели гуси, появлялись грузди,
Роняли кедры шишки на песок.
Здесь рябчики и лебеди гнездились,
Сюда, изнемогая от икры,
Шли к мелководью тайных нерестилищ
Тяжелые, как бревна, осетры.
Полярного сияния салюты,
Невыносимый комариный гул –
Заштатным городишкой
Три с лишним века
Прозябал Сургут.
Ученик 6. С 1825 года Сургут
становится местом ссылки.
Года... Снега, сугробы синие,
Тайга... Побеги нелегки.
Проходят поколенья ссыльных –
Народники, большевики.
У. Прошли годы. Неузнаваемо
изменилась жизнь коренного населения ханты и
манси.
Подготовленные ученики читают стихи:
В глухой тайге среди лесов и топи,
Где только зверь когда-то мог пройти,
Теперь геологи прокладывают тропы,
Ведут сквозь дебри новые пути.
Ты идешь по тайге с рюкзаком за плечами.
Открываются тайны твоими руками.
Ты идешь, а навстречу бураны, метели,
Но даже не вспомнишь о теплой постели.
Зябли люди в тундре, по тайге блуждали,
Кровь твою, планета, черную искали –
Черную от боли, горькую от соли.
Шли и не стонали от бродячей доли.
А в земле бурлила, отдыха не зная,
Огненная сила, сила нефтяная.
Черная от боли, горькая от соли
Вырваться хотела из земной неволи.
И вот набатная весть
Прозвучала в газетах, в эфире:
– Открыли геологи нефть
В лесной болотной Сибири!
Там, где снежные вышки и холод
Край нехоженых
троп стерегут,
На Оби поднимается город,
Молодеющий новый Сургут.
Плывут по рекам с нефтью караваны,
Посмотришь вдаль – волнуется душа:
Стальным гигантом вытянулись краны
Вдоль берегов Оби и Иртыша.
Приезжай, друг, в таежный город
И богатства возьми у земли.
Я уверен, за счастье сочтешь ты
Строить город у нас на Оби.
Над рекой облака
проплывают тревожно,
Волны в Карское море бегут.
Что такое Сургут?
На словах рассказать невозможно.
И забыть невозможно Сургут!
У. Молодцы! Вы много знаете о
своем городе. Но продолжим наш конкурс. Мы
говорили о растениях и птицах. У нас еще остались
звери и рыбы.
Задание 4. «Веселый художник»
У. Надо нарисовать животное
нашего леса. Обсудите в командах, кто что будет
рисовать. Каждый игрок должен изобразить
какой-то элемент рисунка.
Дети выполняют задание.
Задание 5. «Любитель-рыболов»
У. Отгадайте загадку:
Над водою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет гибко –
На крючок попалась...
(Рыбка.)
О ком пойдет речь в этом задании?
Д. О рыбах.
У. Что является основной пищей
народов ханты и манси?
Д. Рыба.
У. Как называются блюда,
приготовленные из рыбы?
а) Рыба в тесте. (Расстегай.)
б) Рыба, сваренная с картошкой. (Уха.)
в) Сырая мороженая рыба, нарезанная
кусками. (Патанка.)
г) Проваренная в жире истолченная сухая
рыба (Варка.)
Отгадайте еще одну загадку:
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)
Какая рыба водится в наших водоемах?
Ответить на этот вопрос я предлагаю через игру
«Разведение рыб».
Команда на каждой рыбке должна написать ее
название (из тех, что водятся в наших северных
водоемах), и по одной рыбке выпустить в свое
озеро. Победит тот, кто быстрее это сделает. (Карп,
карась, окунь, щука, язь, нельма, муксун, стерлядь,
чабак, плотва, нырок, ерш, осетр.)
Дети выполняют задание.
У. Многое в жизни ханты связано с
природой. Эти люди, гармонично вписывающиеся в
окружающую среду, рационально пользуются дарами
природы. Ханты не срубит зря дерево, не сломает
ветку, не затопчет цветы, не загубит без нужды и
не в срок животное или птицу. И мы, волею судьбы
оказавшиеся рядом с ними, должны считаться с
этим, не должны наносить им вреда.
Какая наука заботится о сохранении природы?
Д. Экология.
Задание 6. «Юный эколог»
У. Это задание поможет вам
вспомнить, как нужно обращаться с природой.
Командам раздаются знаки поведения в
природе.Каждая команда должна объяснить – что
они обозначают.
Жюри подводит итоги конкурса. Победители
награждаются призами.
|