Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Юлия АЛЕКСАНДРОВА,
учитель начальных классов,
г. Волгоград

Знатоки отчего края

Брейн-ринг по краеведению и экологии

Реализация образовательного компонента «Окружающий мир» и экологическое воспитание в начальной школе должны строиться на краеведческом подходе. Если ребенка не научить понимать мир родной природы, осознавать ее уникальность и невосполнимость, то свое поведение он будет строить лишь на основе потребительских позиций.
Представленное внеклассное мероприятие носит обобщающий характер и может быть рекомендовано для проведения во 2–4 классах в зависимости от эколого-краеведческой работы, проводимой учителем.

Цели игры. Актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края и о характерных признаках степной зоны, формировать экологические представления на примере жизнедеятельности природных объектов Волгоградской области, понимание их уникальности и неповторимости, совершенствовать умение работать с географической картой у доски и с натуральными наглядными пособиями в группе, воспитывать чувство гордости за родной край, развивать желание познавать природу родного края.

Оборудование. Географическая карта Волгоградской области (на доске); Красная книга Волгоградской области; коллекция насекомых; аудиокассета «Прилетайте, птицы. Музыкальные игры» (звукозапись № 8); карточки с заданиями; звуковые сигналы на каждом игровом столе, магнитофон.

ХОД ИГРЫ

Участники игры, заходя в класс, достают из ящика эмблему (не глядя). Дети рассаживаются по командам, каждая команда – вокруг своего стола в зависимости от полученной эмблемы.
Вступительное слово ведущий-учитель сопровождает показом на карте Волгоградской области.

Учитель. Природа нашего края удивительна и разнообразна. Глядя на карту Волгоградской области, мы видим, что очертания ее границ очень напоминают по форме сердце. Природа края, в котором мы живем, – это единый живой организм, в котором реки – кровь, они несут жизнь в разные уголки. На территории нашей области есть разные природные зоны – степи, полупустыни, есть и леса. И, конечно, везде обитают разнообразные и уникальные виды растений и животных. К сожалению, из-за неграмотной деятельности человека многие уникальные природные объекты стали исчезать. Вам известно, что волгоградские ученые-биологи создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Ребята, вы очень много интересного знаете о родной природе. Сегодня же в нашей игре победит та команда, которая знает наш край лучше других. Эта команда получит звание «Знатоки отчего края».

Выбор капитанов команд. Представление жюри.

Конкурс 1. «Защита эмблем»

Команды за 1 минуту должны определить, что (кто) изображено на эмблеме и почему именно этот природный объект выбран в качестве эмблемы.

Орел степной. (Определить эту птицу можно по стройному телу, наличию «штанишек» на лапах, по заостренному и загнутому книзу клюву. Эта птица изображена на эмблеме, так как наша область расположена в степной зоне. Степной орел – редкий вид птиц, занесенный в Красную книгу Волгоградской области.)

Тополь. (Типичное для нашего края широко распространенное дерево, которое в большом количестве высаживается на территории нашей области, особенно вдоль дорог. Это неприхотливое растение обладает высокой способностью улавливать газы и пыль, его семена легко распространяются ветром.)

Тюльпан Шренка. (Это степной первоцвет, очень красивое растение, имеет цветки разнообразной окраски. Данный вид занесен в Красную книгу» Волгоградской области.)

Ответы оцениваются от 1 до 3 баллов.

Конкурс 2. «Знаете ли вы?»

Вопрос задается всем участникам, право ответа имеет та команда, которая быстрее нажмет на кнопку звукового сигнала. Время обдумывания – не более 30 сек.

  • Зачем божьей коровке яркая окраска? (Это знак предупреждения о ядовитости.)

  • Чем питаются степные орлы? (Многочисленными грызунами: сусликами, полевками.)

  • Куда деваются насекомые с наступлением холодов? (Прячутся в коре деревьев, в почве, зимуют в виде личинок.)

  • Назовите самое распространенное млекопитающее степи. (Суслик.)

  • Назовите деревья Волгоградской области, выделяющие вещества – фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы и очищающие воздух. (Черемуха, дуб, ель, сосна.)

  • Почему стрижи, ласточки и некоторые другие птицы улетают от нас в теплые края? (Они питаются летающими насекомыми, которые исчезают с наступлением холодов.)

  • Какая птица поет в полете? (Жаворонок.)

Ответы оцениваются по 1 баллу.

Конкурс 3. «Кто это?»

Практическая работа с коллекционным материалом. Нужно по внешнему виду определить насекомое – жителя нашего края, рассказать о его образе жизни и характерных признаках. Время выполнения – 1 мин.

Жук-носорог. (Наличие двух плотных жестких крыльев; крупный коричневый выпуклый блестящий жук; у самцов на лбу большой рог, с помощью которого они дерутся между собой.)

Богомол. (Крупное хищное насекомое, с вытянутым телом. На длинных передних лапах имеются шипы, с помощью которых насекомое захватывает добычу; интересна и характерная поза богомола, напоминающая молящегося человека: так насекомое подкарауливает свою жертву.)

Шмель. (Имеет две пары прозрачных крыльев с перепонками, тело покрыто волосками; питается нектаром, очень полезен в природе, так как опыляет цветковые растения. Живет в общине семьей.)

Ответы оцениваются от 1 до 5 баллов.

Конкурс капитанов

Капитанам команд дается задание на карточках и 2–3 мин на подготовку ответа. Ученики работают с географической картой.

  • Покажите на карте границы области, ее столицу и назвать самый северный и самый южный города. (Волгоград, Урюпинск, Эльтон.)

  • Назовите и покажите на карте 5 самых крупных рек нашей области (Волга, Дон, Хопер, Медведица, Иловля.)

  • Покажите на карте водохранилища и крупные, наиболее примечательные озера Волгоградской области. (Волгоградское и Цимлянское водохранилища; озера Эльтон, Горько-соленое, Боткуль, обладающие уникальными лечебными свойствами.)

Ответы оцениваются от 1 до 5 баллов.

Конкурс 4. «Определи птицу по голосу»

Дети прослушивают аудиозаписи и угадывают голоса чайки, лебедя, цапли, журавля, жаворонка.

Ответы оцениваются по 1 баллу.

Конкурс 5. «Театр родной природы»

Участники каждой команды с помощью движений и мимики по очереди разыгрывают имитационную ситуацию. Описания ситуаций на карточках раздает ведущий. Команды-соперники отгадывают, какие природные явления на них изображены, и объясняют смысл наблюдаемого.

  • Дует слабый ветерок – деревья слегка шелестят листьями; дует сильный ветер – деревья раскачиваются и гнутся. (В степной зоне часто дуют ветры-суховеи.)

  • Семена прорастают, пробиваясь через почву; постепенно они превращаются во взрослое растение, на котором распускаются цветки. (Вспомнить опыт по проращиванию семян и росту растений.)

  • Птичьи мама и папа снуют к гнезду и от гнезда, где сидят их голодные птенчики. Родители без отдыха кормят своих прожорливых малышей. (Вспомнить наблюдения и прочитанные произведения о поведении птиц весной.)

Ответы оцениваются от 1 до 5 баллов в зависимости от полноты показа и объяснения ситуации.

Конкурс 6. «Экологические задачи»

Время на решение – 1 мин. Выбор сложности задачи зависит от уровня математических знаний учащихся.

  • В чистом пруду жило 50 рыб. Отходы с фабрики загрязнили воду. Чтобы спасти рыб, их необходимо перевезти в другое водохранилище. К сожалению, в грязной воде 20 рыб погибли. Посчитай, сколько рыб удалось спасти.

  • В парке был 61 скворечник. 20 из них сломались. Ребята починили 5. Сколько сейчас в парке несломанных скворечников?

  • В лесу росло 99 красивых дубов. Неосторожный мальчик оставил на опушке леса стеклянную бутылку, которая стала причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Сколько деревьев сгорело во время пожара?

Ответы оцениваются от 1 до 3 баллов.

Конкурс 7. «Почему?»

Право ответа – у команды, первой нажавшей на кнопку звукового сигнала. Необходимо объяснить, почему так названо животное или растение: мать-и-мачеха, рябина, скворец, синица, воробей, трясогузка.

Ответы оцениваются от 1 до 3 баллов.

Пока жюри подсчитывает баллы, дети читают стихи о природе. Команда-победительница награждается призами. Заключительное слово предоставляется членам жюри. При подведении итогов игры обязательно подчеркнуть: очень важно знать, понимать и изучать родную природу. Познавая отчий край, ребята осуществляют очень нужное дело. Все участники игры – настоящие патриоты своей Родины.