Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2006

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Светлана ДОВБНЯ,
Алтайский край,
с. Кулунда
festival.1september.ru

Родительское собрание:
«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Советы психолога и педагога

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Задолго до первого сентября начинаются семейные советы.

Нередко бывает, что родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. А вот этого как раз и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

Организованность проявляется и в малом, и в большом: умеет ли ребенок без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение: убрать на место вещи, игрушки и т.д.

Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием. Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех ее членов, в том числе и ребенка. Это относится, прежде всего, к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения: вставай, ешь, гуляй в одно и то же время, умей занять себя интересным делом; чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями; найди время для общих семейных дел и труда; старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу все на место, аккуратно ешь и др.).

Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в воскресные дни. Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается. Это касается как изменения времени сна, приема пищи, других режимных моментов, так и содержания детской деятельности. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребенком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделают по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:

  • уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых; ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;

  • поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной; поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду.

Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.

Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

Нужна ли специальная подготовка к школе?

Мы выяснили, как важно для последующего обучения сформировать у ребенка самостоятельность, организованность, умение общаться со взрослыми и сверстниками, научить его играть.

Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?

Ответы на них совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в первый класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе. И действительно, школьная программа построена таким образом, что обучение начинается «с нуля».

Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые, силовые и математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счету. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от личных проблем. Кроме того, ребенка лучше научить читать до школы: в 4–5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6–7 лет. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Казалось бы, чего проще? Ведь к этому времени все дети хорошо говорят, прекрасно понимают обращенную к ним речь. Да, конечно, но при этом слова выступают для них, как и для нас с вами, только как обозначения предметов, действий, понятий. Попробуйте спросить ребенка: «Какие слова больше похожи – рак, мак или незабудка? И вы убедитесь, как ваша умница дочка уверенно ответит: «Конечно, мак и незабудка». Почему? Да потому, что она и не заметила слова слова, она сравнила рака с названиями двух цветков и, конечно, не нашла сходства между маком и раком. Совсем другую картину вы увидите, как только начнете с ней заниматься, готовить ее к обучению грамоте, научите вслушиваться в звуки речи.

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Поиграем с сыном в жуков. Вот жуки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полет и жужжание. «Какую песенку мы пoeм?» – пpepывaeт жужжание мама. «Ж-ж-ж», – отвечает она сама, если сын не понял ее вопроса. И малыш с удовольствием присоединится: «Ж-ж-ж». «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук. Слышишь, как он поет свою песенку? Давай-ка вместе – ж-ж-жук».

Нужно отметить: произнести таким образом слово четырехлетнему ребенку совсем не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук ж и протянуть его. Поэтому первое время ребенок повторяет слова вслед за мамой.

«Давай еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка, угадай: это очень вкусное слово, сладкое, ты очень любишь кушать это летом. Ну конечно, ты угадал: мороженое. Давай вместе скажем это вкусное слово так, чтобы услышать в нем песенку жука. А еще какое ты знаешь вкусное слово? Ну-ка, вспоминай, мы иногда едим это с чаем». «Варенье?» «Послушай внимательно: ва-ре-нье. Слышишь ты в нем песенку жука? Нет, этой песенки там нет. Ты правильно подумал: действительно, варенье – это вкусно, сладко, но только жук не оставил в нем свою песенку. А в слове пирожное ты слышишь песенку жука?» «Да!» – Ну-ка, скажем это слово вместе: пирож-ж-жное. Ты прав, там есть эта песенка. А вот еще одно вкусное слово – конфета. Поет ли в нем свою песенку жук? Скажи сам медленно и внимательно послушай: кон-фе-та. Нет, в этом слове нет песенки жука».

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание ребенка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начал намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

В чем сложность обучения чтению в русском языке? В нем нет четкого соответствия звука и буквы, как, например, в грузинском языке. Практически все согласные буквы обозначают два звука – твердый и мягкий. Видя букву м, мы не знаем, какой звук должны произнести – твердый (м) или мягкий (мь). Только гласный, который стоит после согласного указывает на твердость или мягкость предшествующего согласного. При чтении мы должны обязательно «забегать» глазами вперед, читать как бы круговым движением: сначала смотрим на гласную, затем возвращаемся к согласной и только после этого читаем слог. Гласные буквы а и я, о и ё, y и ю обозначают соответственно один и тот же гласный звук – а, о, у, но буквы а, о, у, ы, э указывают, что предшествующий им согласный нужно произносить твердо, а буквы я, ё, ю, и, е указывают на мягкость этого согласного. Именно отсюда происходят у детей те хорошо знакомые учителям «муки слияния»: ребенок не может открыть для себя правило ориентации на гласную букву и тщетно пытается сложить в слово непокорные буквы. Чем свободнее ваш малыш научится играть со звуками родного языка, тем легче произойдет овладение чтением. Вторая сторона обучения грамоте – письмо. Нужно ли учить ребенка писать письменными буквами до школы? Нет, ни в коем случае! «Но ведь именно с письмом первоклассники испытывают наибольшие трудности!» – возразят нам многие мамы и папы, вспоминая ужасные каракули в тетрадях. Да, это так. Писать малышу, особенно шестилетнему, очень трудно. И именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учебы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, – говорит мама, – только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь очень внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого.

Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя, можно значительно раньше. Но не давайте ребенку сразу большую картинку. Начинайте с раскрашивания, например, воздушного шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.

Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьется зрительный контроль за движениями руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребенок письмом в первом классе.

В школе есть еще один предмет, к которому родители начинают готовить ребенка задолго до поступления в школу, – это математика. Давайте посмотрим, как считает малыш.

– Наша Дашенька, – рассказывает мне молодая бабушка, гордо глядя на прелестную внучку четырех лет, – свободно считает уже до двадцати!

– Какая умница! – искренне восхищаюсь я и, вынув из вазы четыре конфеты, кладу их перед Дашей.

– Сколько здесь конфет, Дашенька?

– Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь... – быстро, скороговоркой начинает девочка.

– Даша, что ты?! – с ужасом восклицает бабушка и обращается ко мне: – Ей, видно, не хочется сейчас считать.

– Да нет, дело не в этом. Девочка заучила числовой ряд, что, кстати, не сложно при хорошей детской памяти. Но она совсем не соотносит эти слова с количеством предметов. Учить считать – это значит с самого начала считать что-то: кубики, конфеты, пуговицы, кукол – что угодно. И начинать не с двадцати и даже не с пяти, а с двух предметов: «Один, два», – и при этом дотрагиваться пальчиком до того, что считаем. «Сколько всего?» Оказывается, это очень трудный вопрос! «Сколько?» – спрашивает мама, и Вова повторяет: «Один, два». Этому его уже научили. «Так сколько же всего?» – начинает сердиться мама. И слышит в ответ уже шепотом: «Один, два», – и уже слезы на глазах – чего от него хотят?

Он сделал точно так, как показала мама, – пальчиком посчитал: «Один, два». Мама забыла после этого обвести рукой оба предмета и сказать: «Всего два».

Это для нас очень просто, а малыша нужно всему учить! Но это, конечно, случаи с маленькими дошколятами. Ваш ребенок уже большой, он легко справляется с таким счетом и действительно умеет посчитать предметы до 10 и до 20. А как он умеет думать?

Пусть ребенок считает каждый раз в практической деятельности и узнает разные способы определения количества. А чтобы было еще интереснее, а в школе еще легче, научите его придумывать и решать задачи. Начинайте с самых простых. Дайте ребенку два яблока, а одно возьмите себе. И покажите, какие разные вопросы можно задать, какие задачи придумать: «У мамы одно яблоко, а у Кости – два. Сколько всего яблок у мамы и Кости?» Числа небольшие, процесс решения совсем не затрудняет мальчика, его внимание должно быть направлено на составление задачи. А можно по-другому придумать: «У мамы одно яблоко, а у Кости – два. На сколько яблок у мамы меньше, чем у Кости?» – «На одно!» – радостно кричит Костя. Теперь предложите сыну самому придумать задачку. Сначала она будет очень похожа на вашу, только не про яблоки, а про конфеты. Важно, чтобы Костя понял принцип составления задач, а разнообразие сюжетов придет с вашей помощью попозже.

Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться. Желаем успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!