Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Людмила ПОТРЯСАЕВА,
руководитель проектной деятельности,
учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 1065,
г. Москва

Чудо-задачник

Урок – творческий проект

Метод проектов обрел популярность во многих странах мира еще в начале прошлого века. Там он уже давно стал обычной и привычной формой работы по предметам. В России снова повернулись лицом к проектам лишь в конце XX столетия. За столь короткий период еще не сформировалась конкретная методика организации работы по этой теме. И, значит, педагогам, ступившим на путь проектной деятельности, во многом предстоит стать такими же первооткрывателями, как и их воспитанники.

Метод проектов предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе всего лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.

Работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Несколько лет назад наша школа приняла на вооружение метод проектов, как форму работы по предмету. И в этом году увидел свет «конечный продукт» проекта – сборник задач учеников младших классов «Чудо-задачник». Предлагаю вашему вниманию описание практической стороны работы над проектом.

1. Создание рабочей группы

Идея создания именно сборника задач возникла случайно. На уроке математики при закреплении темы учитель попросил детей придумать свои задачи. «Задач принесли много, – говорят участники проекта. – Их было интересно решать, гораздо интереснее, чем задачи из учебника. Потому что, во-первых, задачи были про нас самих, во-вторых, мы устроили настоящее соревнование по составлению и решению задач. А самое удивительное – что за контрольную работу не было ни одной “двойки” и всего одна “тройка” (у долго болевшего ученика). После контрольной кто-то пожалел, что придется выбросить выручившие нас задачи. И тут возникла мысль – передать их другому классу. А потом посыпались предложения: передать младшим братьям и сестрам, предложить им самим придумывать задачи. Идея росла, как снежный ком. После долгих обсуждений мы решили сделать свой собственный задачник. Подобралась группа энтузиастов. Мы попросили помощи у учителя».

2. Анализ существующих учебных пособий по математике

Для начала ребята просмотрели все сборники и учебники, которые только смогли найти дома и в магазинах. Оказалось, что все они написаны людьми взрослыми. Текст задач получается тоже взрослый, также как и иллюстрации. А пособий, которые делали бы сами дети для своих сверстников, не удалось найти ни одного.

3. Выбор направления деятельности

Творческая группа учеников начальной школы поставила перед собой цель: создать такой задачник, который подошел бы для ученика из любого младшего класса, обучающегося по любой программе. Работа велась в течение нескольких месяцев. Участники проекта собирались два раза в неделю и под руководством учителя создавали уникальное пособие (делились своими идеями, искали пути их реализации, работали с полученными материалами и т.д.).

4. Разработка структуры будущего задачника

Во время подготовительной работы были четко определены виды задач, с которыми дети работали на уроках.

5. Написание задач силами учащихся начальной школы

Все желающие попробовали свои силы в создании собственных задач тех видов, которые уже были изучены.

6. Анализ и отбор полученного материала

Далее из всего предложенного были отобраны наиболее интересные по содержанию и способу решения задания. Чтобы не возникло обид, авторы проекта подробно объяснили свой выбор.

7. Иллюстрирование отобранного материала

Дети хотели, чтобы задачник получился ярким и красочным. Когда творят взрослые, за дело берется профессиональный художник. Но наши талантливые дети и здесь не подкачали. Едва было объявлено задание, на авторский коллектив обрушился настоящий шквал рисунков и фотографий. Выбрать наиболее подходящие – это и стало главной проблемой. После долгих споров невостребованную часть работ было решено убрать в архив для последующего использования в других проектах.

8. Проверка решаемости задач и работа над содержанием сборника

Прежде чем компоновать собранный материал в книгу, было решено проверить решаемость наших задач. Для этой цели ученикам разных классов предложили отдельные странички будущего сборника. В итоге мы не только убедились в том, что задания посильны для школьников, но и получили замечательные рассуждения о способах подхода к их выполнению. После недолгих колебаний было решено оформить отдельной рубрикой. Так в задачнике появились «Советы бывалых».

Всем известно, что взрослые весьма активно участвуют в школьной жизни своих детей, но при этом они не всегда способны понять значения некоторых слов, которыми легко пользуются ребята. Специально для тех, кто давно окончил школу, мы создали краткий юмористический словарик школьных терминов.

9. Компьютерная верстка задачника и его презентация

Поскольку основу творческого коллектива создателей «Чудо-задачника» составили ученики начальных классов, а они только начинают осваивать информационные технологии, то на этой стадии работы основную нагрузку взяли на себя учителя.

Именно благодаря им задачник приобрел тот вид, который привлек к себе внимание на Всероссийском образовательном фестивале дошкольников и младших школьников «Понарошкин мир». «Чудо-задачник» стал победителем фестиваля в номинации «Лучшая книга», а его создатели приняли активное участие в праздничной церемонии награждения.

Показать товар лицом – кто сможет сделать это лучше, чем авторы? Так решили ребята и продемонстрировали все достоинства задачника в театрализованной презентации (см. Приложение).

Идея проекта очень понравилась не только детям, их родителям, учителям школы, но и методистам ОМЦ ЮЗАО г. Москвы. Являясь членами жюри «Ярмарки идей на Юго-Западе», они высоко оценили результат творческого проекта детей и «Чудо-задачник» получил Диплом I степени.

Затем благодаря моральной поддержке директора школы С.А. Кушнирова и материальной помощи депутата Московской городской думы А.Г. Семеникова нам удалось напечатать «Чудо-задачник» в Щербинской типографии. И теперь мы имеем прекрасно оформленные на 96 листах 284 задачи, авторами которых являются 125 учеников с 1-го по 4-й класс и их 12 учителей.

Главным отличием сборника от ему подобных и педагогической находкой авторского коллектива является его «незавершенность». Каждый ребенок, взявший книгу в руки, может проявить свои способности: после каждого раздела оставлен чистый лист под рубрикой «Мои задачи». На нем можно записать свои собственные задачи, аналогичные только что решенным.

Для любителей математики и просто азартных людей подготовлен сюрприз: решивший как можно больше задач и заполнивший страничку «Ответы» школьник получает шанс выиграть приз.

В ходе работы у участников проекта возник интерес к математике, повысилась успеваемость по предмету. Они научились планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, анализировать полученные факты, аргументировать свое мнение, принимать решения, устанавливать социальные контакты, создавать «конечный продукт» – материальный носитель проектной деятельности, представлять созданное перед аудиторией, оценивать себя и других.

Полученный в процессе работы опыт в очередной раз убедительно доказал, что нет бездарных детей. Под умелым руководством заинтересованных педагогов наши школьники способны сотворить Чудо.

Приложение

Презентация «Чудо-задачника»

На сцену выбегают мальчики-газетчики.

Мальчик 1. Внимание! Внимание!

Мальчик 2. Готовится к изданию!

Мальчик 1. Не журнал и не газета!

Мальчик 2. Не учебник, не тетрадь!

Мальчик 1. Это сборник!

Мальчик 2. Чудо-сборник!

Хором.

Он поможет вам, ребята,
Получить оценку «5».

Мальчик 1. Внимание! Внимание!

Мальчик 2. Готовится к изданию!

Убегают. Выходит редактор.

Редактор.

О Боже! Сроки поджимают!
Должна увидеть книга свет!
Нам рукопись отдали дети,
Она – их творческий проект
И плод совместных дум, деяний.
К тому же
Хранится дружбы там секрет.
Работать будем мы всю ночь,
Но детям мы должны помочь!

Уходит. Занавес открывается. Редактор и Учитель держат за руки Задачник.

Редактор. Позвольте представить вам наш «Чудо-Задачник».

Учитель. Почему задачник, это и так понятно. Почему чудо?

Учитель и Редактор по очереди читают стихотворение-представление:

Чудес на свете есть немало,
Куда свой взор ни поверни.
Бежать за ними не пристало
На край земли.
Известны всем от мала до велика
Те семь чудес, что славят целый свет.
Но есть и нам о чем поведать миру:
Наш сборник – это чудо из чудес!
В нем заключен тот опыт школьной жизни,
Те знания, что каждый получил,
И он пронизан лишь одним желаньем:
Помочь другому в меру своих сил.
Создатели его – простые дети,
Их можно встретить повсеместно.
Но их мечта, и это нам известно –
Привить любовь к любимой их науке.
И разве ж это не удача,
Не чудо дивное,
Что так решается одна задача,
Стоящая пред каждым педагогом:
Взрастить такое поколение,
Грядущему и прошлому на удивление,
Людей заботливых и славящих мечту,
Готовых руку помощи любому протянуть?
Редактор и Учитель уходят.
Задачник. Я рад приветствовать, друзья,
Вас в этом зале!
Увидеть поскорей меня
Вы все мечтали.
Ведь я – конечный результат
Деяний многих талантливых
Учеников начальной школы.
Готов представить вам на суд
Свое я содержание
И об одном лишь вас прошу –
Пожалуйста, внимание!

Задачник уходит. Дети поют частушки.

Разрешите нам представить
Наш задачник чудный.
Он полезный, он красивый
И совсем не нудный.
Мы не ели, мы не спали –
Все задачник составляли.
Не едим, не спим опять –
Как же все теперь решать?
А директор нашей школы
Издал вот какой приказ:
Кто решит аж все задачи,
Тому премию он даст.
У меня живет котенок,
Очень он мне нравится.
Напишу о нем задачу –
Пусть теперь прославится.
Закатала мама летом
Сорок банок огурцов.
Часть умяли мы на даче –
Чем не тема для задачи?
Заяц беленький, пушистый
Убегал от волка.
Посчитаем лучше скорость,
Чем смотреть без толка.
На березе растут груши –
Как же так случилось?
Тут задача на смекалку
У нас получилась.
Мы придумали задачи
Про себя и про друзей.
Как нам хочется увидеть
Наш задачник поскорей!
Дети уходят. Выходят бывалые.
Бывалые. Решить задачу нужно в срок,
А ты был невнимателен.
Но мы дадим тебе урок –
Подскажем, как найти проход
И в дебрях математики.

Звучат советы бывалых.

Бывалый 1. Математика – наука точная, ее правила надо учить. Если ты знаешь правила, то сможешь решить любую задачу.

Бывалый 2. Если решаешь задачу дома, то лучше возьми черновик и попытайся сначала решить на нем.

Бывалый 3. Внимательно прочитай задачу, а если она трудная, то прочитай несколько раз.

Бывалый 4. Если не смог решить с первого раза – не отчаивайся: попробуй еще раз.

Задачник. Придумали задачи дети. Но всем известно, что взрослые не всегда способны понять значение некоторых слов, которыми легко пользуются ребята. Чтобы избежать подобной проблемы, мы придумали краткий словарик школьных терминов:

  • Школьник – главный сотрудник школы; человек с большим портфелем.

  • Урок – разговор с умным человеком; отдых после перемены.

  • Контрольная – попытка извлечь знания из головы.

  • Отличник – отличный человек.

  • Хорошист – ленивый отличник.

  • Троечник – трудолюбивый двоечник.

  • Учебник – утяжелитель школьного портфеля.

  • Черновик – грязная история рождения мыслей.

Задачник уходит. Выбегают мальчики-газетчики.

Мальчик 1. Внимание! Внимание!

Мальчик 2. Смотрите содержание!

Мальчик 1. Для тех, кто любит математику,

Мальчик 2. Объявлен конкурс любознательных.

Хором.

Будешь думать головой –
Приз в награду будет твой!

Выходят все участники представления и поют песню на мотив «Вместе весело шагать...»:

Вместе лучше все ж решать
Все задачи, те задачи, те задачи
И, конечно, помогать
Тем, кто младше, тем, кто младше.

Дорогой задачник наш! Мы поздравляем,
Обрести друзей скорее мы желаем.
Ты на полке в магазине не теряйся,
В руки детские попасть ты постарайся.

В мир большой тебя сегодня отпускаем
И счастливого пути тебе желаем.
Ты ребятам молодым и любознательным
Помоги найти дорогу в математике.

Под заключительные слова песни Задачник уходит со сцены и из зала, остальные прощально машут ему рукой.