Людмила ОРЛОВА,
учитель школы № 556
г. Москва
Приложение 2
Сад-праздник эпохи Возрождения
Цели. Знакомство с садово-парковым
искусством, «языком цветов» эпохи Возрождения;
обучение конструктивному рисованию; расширение
знаний учащихся; развитие интереса к изучению
окружающего мира.
Оборудование. Фото парка Версаля,
картины с изображением цветочных городских
клумб; «лабиринт» на полу класса; карточки с
изображением цветов и букетов из этих цветов,
карточки с надписями, что обозначают эти цветы;
видеоаппаратура, видеозапись с изображением
сада Версаля; таблицы конструктивного рисования
цветов.
Урок дан в рамках проекта «Я
садовником родился».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Столы в классе стоят вдоль стены и
окон, середина свободна, там скотчем «выложен»
лабиринт. Дети будут сидеть на стульях вдоль
столов лицом к доске. На доске – фото с видами
парка Версаля и цветов, таблицы конструктивного
рисования цветов.
I. Вступление
Учитель. Дорогие гости! Уважаемые
ученики! Мы приглашаем вас в гости в город
Мастеров, умевших создавать парки и сады, да
такие, что вызывают восторг и в наше время.
Предстоит много и хорошо работать, но без помощи
друг друга вам не обойтись.
Сейчас вы зайдете в класс парами и остановитесь
около доски.
Мы постарались создать в классе атмосферу
праздника.
Просим вас поддерживать это настроение и бережно
относиться к тому, что сделано.
Дети заходят в класс,
останавливаются у доски, рассматривают
фотографии сада Версаля.
II. Основная часть
У. Нравится ли вам этот сад?
Почему? Что находится на самой высокой точке
местности?
Дети. Дворец.
У. С него открывается
величественный вид на террасы, лестницы, водоемы,
аллеи, лучами расходящиеся от дворца. Такой сад –
пример классического сада эпохи Возрождения. И
не просто сада, а «сада-праздника». Создание
такого сада требовало большого искусства,
мастерства, знаний. Сад переходит в огромный
парк, где много тенистых аллей из лип, грабов,
кипарисов, рощи из свободно растущих деревьев,
беседки, фонтаны, скульптуры, водопады, цветники,
скамейки, «секретные сады», гроты. В этом парке
отдыхали, веселились, устраивали праздники,
свидания, гуляния.
Пришло такое искусство из Италии, где в условиях
теплого климата гармонично сливались природа,
искусство садовников и архитектуров. Особо
прославился архитектор Себастьяно Серлио.
Создавали сад в виде геометрического орнамента.
Деревья, кусты были материалом, а создатель – как
бы скульптором. Зеленые, цветущие растения
подстригали в форме конусов, шаров, арок, пирамид.
Все это было с восторгом перенято французами во
время военных походов. Кстати, Франция была
единственной страной в Европе, которая только в
создании садов и проявила себя в эпоху
Ренессанса, да и то позднего периода. Французы
оказались отличными учениками.
Самый известный из французских садов – Версаль.
Его спроектировал садовник-архитектор – мастер
Андре Ленотр во время правления «короля-солнце»
Людовика XIV (1638–1715). Версаль развивался с востока
на запад, и в утренние часы солнце золотом
отражалось в ровной глади водоема, образуя
«золотой луч» и «золотую ось» Версаля. Давайте же
посмотрим фильм.
Дети садятся на стулья и смотрят
фильм «Сад в Версале». Фильм был снят родителями,
побывавшими во Франции в туристической поездке.
– Обратите внимание на объекты,
показанные на фотографиях. В то время было модно
делать вместо заборов живые изгороди. Для этого
сажали густой кустарник – самшит, лавр, мирт.
Такая изгородь долговечна и прочна. Для
развлечения гостей из таких кустарников
создавались зеленые лабиринты. Хозяин увлекал
гостей интересной беседой, незаметно заводил в
глубь лабиринта и неожиданно исчезал, оставляя
всех в растерянности. Выбраться оттуда было не
так легко – подстриженные кусты были выше
человеческого роста, очень густые, образовывали
узкие ходы и тупики. Блуждать приходилось иногда
очень долго. Были и «шутейные лабиринты». Если
гости уставали бродить в поисках выхода, то
просто перелезали через них.
Предлагаю вам побывать в роли гостей и погулять
по лабиринту. Вы пойдете с закрытыми глазами.
Только тот, кто идет первым, будет видеть и искать
дорогу в лабиринте.
Класс делится на группы. Дети
проходят по лабиринту, выходят на ковер, садятся.
– Что вы чувствовали? Чего боялись
люди в лабиринте?
Д. Остаться одному и
заблудиться.
У. В парках люди проводили много
времени, играли, прогуливались, влюбленные
назначали свидания. Как можно передать кому-то
записку, сообщение?
Д. По телефону, по почте.
У. Можно ли было в то далекое
время, о котором мы говорим, позвонить? Отправить
телеграмму?
Д. Нет.
У. Люди писали письма и записки.
Письма были не только деловые, но и
романтические, любовного содержания. Отправить
их было не всегда удобно: вдруг кто-то прочитает и
узнает тайну. Поэтому влюбленным помогал букет
цветов, который отправляли вместо письма. А как
можно было понять смысл такого послания? Для
этого надо было знать язык цветов.
Например, гиацинт по количеству бутонов
«назначал» день встречи, а колокольчик по
количеству цветков «уточнял» даже час свидания.
Белая гвоздика говорила о доверии, красная – о
любви, лилия обозначала чистоту, астра – печаль.
Англичане дарят любимым анютины глазки. Эти
цветы считаются символом верности, мудрости.
В древнегреческой легенде говорится о том, что
они появились из-за гнева Афродиты. Когда она
купалась, увидела, что на нее смотрят люди. Она
попросила Зевса наказать любопытных, и он всех
превратил в анютины глазки.
О многих цветках существуют легенды и мифы. Какие
вам известны?
Дети рассказывают.
– Вот незабудки. (Учитель показывает
иллюстрацию.) Они являются символом памяти,
любви. По легенде, богиня цветов Флора спустилась
на землю и стала давать цветам имена, но,
удаляясь, услышала слабый голосок. Это был
маленький голубой цветок, который богиня даже не
заметила. Цветок тоже попросил у Флоры имя, и она
назвала его незабудкой, наделив его чудесной
силой – возвращать память тем людям, которые
начинают забывать своих близких и родных.
Легенды разных народов очень созвучны. Так, одна
из них гласит, что во время Крымской войны
незабудки спасли жизнь солдату: в то время, когда
он спустился в овраг за цветами, вспомнив о
любимой жене, от разрыва снаряда погиб весь
взвод.
История цветов, парков, садов – это часть истории
человечества. Через века, разные эпохи, времена
люди пронесли любовь к прекрасному. Великий
Леонардо да Винчи, проявляя нешуточный интерес к
изучению цветов, участвовал в строительстве
вилл, дач.
А на полотне Сандро Боттичелли «Весна» богиня
плодородия Флора изображена в окружении цветов,
которые художник предварительно тщательно
изучил. Цветы вдохновляют, делают человеческую
душу богаче, чище, добрее. Каждый должен
взрастить свой сад и, отдавая дань природе,
совершенствовать свой внутренний мир.
В садах в то время к цветочным посадкам
относились очень строго, подбирая их особо
тщательно. Основным любимым цветком была роза –
символ любви. Очень любили ирисы, лилии, тюльпаны,
примулы.
Цветы различаются по форме, размеру, цвету. Но все
их можно вписать в геометрические фигуры (обращается
к таблице). Такой способ художники называют
конструктивным рисованием. На таблицах вы видите
этапы рисования ромашки, мака, тюльпана, лилии,
розы. Это поможет вам в работе, когда вы будете
«высаживать» цветы на аллее сада нашего
«Версаля».
На рулоне обоев у доски дети рисуют
цветы, руководствуясь таблицей.
III. Итог урока
У. Спасибо за работу. Вы молодцы!
Что вам понравилось? Кому вы скажете спасибо?
Новых вам побед в освоении наук!
Публикация статьи произведена при cсодействии службы поддержки «Мама, я тут!». Данный сервис представляет собой бесплатное средство слежения за детьми . Не знаете, где сейчас Ваш ребенок? Зарегистрируйтесь на сайте и установите приложение на Ваш мобильный телефон – теперь не нужно беспокоиться о том, где находится ребенок в Ваше отсутствие.
|