Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
 

«Я садовником родился...»

Из опыта работы

Проект «Я садовником родился», разработанный Людмилой ОРЛОВОЙ, учителем школы № 556 г. Москвы, представлен очень подробно, пошагово, для того чтобы можно было понять все этапы подготовительной и организационной работы класса. Рассмотрев план этой творческой деятельности, вы сможете убедиться в том, что в течение полугода дети имели возможность раскрывать свои способности и пополнять багаж знаний.*

24.09.2004. Разведка, поиск сигналов бедствия.

1. Дать задание найти беспорядок в природе, увидеть сигналы бедствия. Особое внимание обратить на школьный двор.

2. Обсудить увиденное на классном часе 27.09.2004 г.

27.09.2004. Обсуждение увиденного на классном часе.

1. Выслушать мнение детей об увиденном в природе.

2. Чем дети могут помочь природе?

3. Выбрать место, территорию для оказания помощи.

4. Учитель объясняет, что такое проект. (Проект – мечта, цель.)

5. Для чего мы будем создавать проект?

6. Создание рисунков на тему «Такое мне не нравится», «Это плохо», «Природе нужна помощь».

11.10.2004. Проект «Я садовником родился».

1. Составление замысла проекта. Выбор места работы.

2. Обсуждение с детьми действий по пути движения к мечте. Как достичь цели? Что можно изучить? Чему научиться? У кого просить помощи?

3. Первый шаг – урок рисования на тему «Такой будет наша мечта».

4. Дети получают домашнее задание – рассказать родителям о проекте.

22.10.2004 г. Эскиз клумбы.

Дети отвечают на поставленные вопросы:

1. Что видели дети, когда были на улицах города? Видели ли они красивое оформление клумб?

2. Как были высажены цветы? Подобран ли цвет? Что выращивают весной, летом?

3. Зачем украшают улицы?

4. Какая от этого польза?

5. Знают ли ученики названия цветов?

Дети рисуют клумбу-мечту.

15–25.10.2004. Сбор информации по претворению проекта в жизнь.

1. Дети записывают свои мысли, пожелания, планы – каким путем двигаться к цели.

2. Учитель вносит изменения в планирование по учебным предметам.

3. Согласуются графики, планы проекта.

4. На уроке природоведения проводится тема «Культурные растения. Декоративные растения. Легенды о растениях».

22.11.2004. Оформление собранного материала.

1. Обучение работе со скоросшивателями и файлами.

30.11.2004.

1. Знакомство со значением слов «маршрутный путеводитель».

2. На уроке труда ученики работают по теме «Вырезывание из кругов цветов» (деление целого на части и симметричное вырезывание).

01.12.2004. Информация для родителей.

1. Подробное знакомство взрослых на родительском собрании с темой, идеей, целями и задачами проекта.

2. Выяснение, чем они могут помочь детям, учителю, как надо обсуждать с детьми темы, как правильно помогать.

3. Поручение родителям напечатать титульные листы к записным книжкам и маршрутным путеводителям детей.

03.12.2004. Дооформление работы.

1. Разложить все собранные материалы по файлам.

2. Подписать записные книжки.

3. Оформить титульный лист «Маршрутного путеводителя».

4. Создать эмблему проекта.

06.12.2004. Составление маршрутных путеводителей.

1. Класс делится на группы.

2. Дети последовательно распределяют и планируют свою деятельность.

3. Составляются путевые листы – шаги к намеченной цели.

4. Дети получают задание – найти фотографии с изображением цветов.

15.12.2004. Классный час.

1. Просмотр принесенных фотографий с изображениями цветов.

2. Деление цветов на культурные и декоративные.

3. Игра «Собери букет» (открытки с видами цветов – культурные декоративные).

4. Домашнее задание: сбор открыток, фантиков с цветами и др.; загадок, пословиц, сказок, музыкальных и художественных произведений, в которых говорится о цветах.

18.01.2005 г. Экскурсия в Биологический музей им. К.А. Тимирязева.

20.01.2005; 27.01.2005. Уроки изобразительного искусства «Конструктивное рисование»

1. Обучение конструктивному рисованию цветов:

а) ромашка;
б) мак;
в) тюльпан.

2. Закрепление навыков рисования цветов простым карандашом и в цвете.

3. Выставка работ.

11.02.2005. «Садово-парковое искусство»

Интегрированный урок. Ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство, развитие речи. (См. Приложение 1)

16.02.2005. Развитие речи. Составление рассказа по картине «Посадка цветов».

1. Рассматривание картины.

2. Повторение частей речи.

3. Составление предложений по вопросам:

– Что делают дети?
– Кто чем занят?
– Какие цветы высаживают?
– Какое время года изображено?
– Зачем сажают цветы?
– Во что одеты дети?
– Какое у них настроение?

4. Запись текста после устного пересказа.

22.02.2005. Окружающий мир. «Все профессии важны».

1. Рассказ о профессиях людей, занятых в озеленении городов.

2. Рассматривание оформления цветочных клумб в Москве (календари, фотографии).

3. Выступление озеленителя из «Мосзеленстроя».

Март 2005. Проектная неделя «Эпоха Возрождения». Садово-парковое искусство эпохи Возрождения.

1. Сады и парки, озеленение городов эпохи Возрождения.

2. Растительные орнаменты в архитектуре, быту.

3. Изображение цветов в работах мастеров эпохи Возрождения.

4. Язык цветов.

11.03.2005 – 31.03.2005. Подготовка к уроку «Сад – праздник», оформление класса.

22.03.2005. Посадка семян астры на рассаду.

1. Знакомство с правилами посадки семян и рассады.

2. Работа по группам: закладка семян.

3. Знакомство с правилами ведения дневника наблюдений.

28.04.2005. Проведение урока «Сад – праздник» (см. Приложение 2).

25.04.2005. Родительское собрание.

1. Рассказ-отчет о проделанной работе по проекту.

2. Работа над созданием энциклопедии цветочных культур. Показ готовых работ.

3. Помощь в посадке цветов.

29.04. – 20.05.2005. Составление обращения (реклама) к учащимся школы, учителям, родителям в реализации проекта.

1. План обращения.

2. Цель обращения.

3. Оформление обращения.

Выступления учащихся со своими обращениями перед одноклассниками, учащимися начальной и средней школы. Развешивание объявлений в холле школы.

16.05. – 20.05.2005. Высадка цветов в грунт.

26.05.2005. Фестиваль цветов.

Заключение.

Выступление перед родителями.


* Даты соответствуют 2004–2005 учебному году, когда проводилась работа.