Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Юрий МАКАРОВ,
Малеевская средняя школа,
Московская область

Метод проектов

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все,
что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А.П. Чехов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

Статья опубликована при поддержке компании "КАН-СТРОЙ", основная сфера деятельности которой — озеленение и обустройство различного рода территорий в Москве и Московской области, а также сопутствующие этим видам деятельности услуги, в том числе вывоз мусора после проведения строительных работ, вывоз грунта и вывоз снега, проведение освещения территории, укладка дорожных покрытий, ремонт и обустройство дорожек, обеспечение безопасности территории и организация удобной парковки. С подробной информациоей, об услугах, оказываемых компанией, и их стоимостью Вы можете ознакомиться на сайте http://kan-stroy.ru/. Что бы Вы ни заказали специалистам компании: благоустройство городской, муниципальной или частной территории, территории детского сада, школы или предприятия, можете быть уверены, что созданный дизайнерами "КАН-СТРОЯ" проект будет полностью соответствовать рельефу местности, почве и ландшафту, а обустраиваемые и озеленяемые площади, по Вашему желаю, будут украшены альпийскими горками, клумбами, газонами, искусственными фонтанами, экзотическими и традиционными растениями. Все работы будут выполнены оперативно, грамотно и на высоком профессиональном уровне.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • Достигнут конечный результат.

  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

  • Результат проекта может быть использован другими коллективами.

  • Информация о проекте широко распространена.

  • Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

  • Получено удовольствие от своей деятельности.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  • Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить...

  • Методы-виды деятельности.

  • Результат.

Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

Анализируя опыт работы, приходим к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • баланс ролей;

  • четкость целей;

  • согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

  • выработка единой системы ценностей;

  • формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;

  • воспитание поддержки и взаимного доверия;

  • разработка подходящей методики работы;

  • обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

  • регулярный отчет о проделанной работе;

  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

  • развитие навыков общения.

Отчет должен содержать следующие разделы:

  • Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.

  • Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.

  • Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.

  • Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.

  • Список использованной литературы.

Наша школа много лет работает над экологическими проектами. Перед представлением проекта на конкурс мы проводим его публичную защиту в школе, во внешкольном заведении, на районной конференции.

Например, в рамках темы «Проблемы природных экосистем» мы представляем проекты, связанные с исследованием водной среды, растительного покрова, животного царства, природных комплексов особо охраняемых природных территорий и их компонентов. В рамках темы «Экологические проблемы города» мы представляем проекты, связанные с исследованием экосистем города и отдельных его компонентов – почвы, воздуха, диких и домашних животных, питьевой воды, источников энергии, основных источников загрязнения, а также микроэкосистем города – районов, домов, квартир. Изучая экосистемы сел и деревень, особое внимание обращаем на состояние почвы, воды, сельскохозяйственных культур и других растительных сообществ, удобрений и средств защиты растений, подсобных хозяйств, сельскохозяйственных угодий, очистных сооружений. Проводим комплексные краеведческие исследования, отражающие аспекты жизни поселка, деревни в прошлом и настоящем.

Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего с целью извлечь экологические уроки из деятельности наших предков, которые могут подсказать найти решение экологических проблем сегодня.

При выборе тематики работ мы исходим из того, что в первую очередь должны знать дом, в котором живем. Да, сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о конкретном городе, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат.

В нашей школе на протяжении многих лет работает экологическая группа «Исследователи природы». Ее первый годичный проект – «Путешествие с водой из класса в класс» – дал материал для работы с учениками с 1-го по 11-й класс.

Вот темы, которые разрабатывали дети:

– «Вода и жизнь» (1–4-й классы);
– «Голубые артерии района» (5-й класс);
– «Наблюдение за развитием желтой кубышки» (6-й класс);
– «Определение растений прибрежной зоны водоемов» (7-й класс);
– «Все течет, все изменяется» (8-й класс);
– «Оздоровление организма водой» (9-й класс);
– «Геоботаническое описание площадок около водоема» (7–8-й классы);
– «Санитарно-химическое исследование воды в поселке: водопровод, родник, колодец» (9–11-е классы);
– «Гигиена открытых водоемов» (11-й класс);
– «Выращивание растений методом гидропоники» (10-й класс – практическая работа в школьной теплице).

Что дает работа над проектом?

Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие города с окружающим миром:

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;

  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;

  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;

  • посещают местные предприятия;

  • совершают учебные экскурсии по родному краю;

  • посещают музеи и другие учреждения культуры;

  • проводят экологический мониторинг;

  • занимаются краеведческой работой;

  • сотрудничают с санэпидемцентром, Обществом охраны природы, средствами массовой информации.

На основе полученной информации:

  • составляют списки, отчеты;

  • выпускают разовые или периодические бюллетени;

  • выступают перед учениками своего класса или школы;

  • сотрудничают с другими школами района;

  • пишут рефераты;

  • пишут заметки в местные газеты;

  • фотографируют;

  • рисуют.

Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

Этой цели можно достичь:

  • направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность;

  • находя сторонников и партнеров среди сотрудников различных ведомств, природоохранных комитетов и органов власти для совместного творческого решения местных экологических проблем;

  • проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы как при непосредственном общении, так и через СМИ;

  • участвуя в экологических конкурсах и олимпиадах, представляя на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками.

Основная цель проводимой работы – просвещение учащихся, населения по вопросам бережного отношения к природе, оказание консультации по очистке воды в домашних условиях, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике в том, что чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого действительно хочет.

Творческие, приключенческо-игровые, информационные проекты находят применение при проведении международных экологических акций. В нашей школе этому отводится целый день. Например, 22 марта мы проводим День воды. Девиз дня: «Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы» (С. Аксаков). Утром перед уроками проводится радиолинейка «Вода, ты жизнь...».

В каждом классе проводятся тематические классные часы:

  • 1-й класс: «Стакан воды...»;

  • 2–3-й классы: «Кому нужна чистая вода?»;

  • 4-й класс: «Как мы из чистой воды делаем грязную?»;

  • 5-й класс: «Несколько строк из тайн воды»;

  • 6-й класс: «Тема воды в произведениях местных поэтов»;

  • 7-й класс: «Голубые артерии района»;

  • 8-й класс: «Особенности местной воды»;

  • 9-й класс: «Оздоровление организма водой»;

  • 10-й класс: «Санитарно-химическое состояние воды нашего поселка»;

  • 11-й класс: «Удивительный мир воды».

В этот день школьники, родители, дошкольники посещают организованные выставки: экофото – «Красота воды в природе», рисунков «Морское дно», сочинений – «Мои мысли о воде», высказываний о воде.

После уроков проводятся тематические мероприятия: вечер для учащихся 1–4-х классов «Вода – вещество самое распространенное и самое удивительное», для 5–7-х классов – игра «Счастливый случай» по теме «Вода», для 8–11-х классов – конференция «Сохраним свою землю, на которой живем, голубой и зеленой».

Заканчивается день подведением итогов, награждением наиболее отличившихся учеников и классов.

Еще один крупный проект в нашей школе посвящен охране Земли. В рамках этого проекта 22 апреля мы проводим День Земли.

«Земля... В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека – в Земле» – с этих слов начинается линейка. Тематика классных часов в рамках этого проекта самая разнообразная: «Земля заболела», «Земля в опасности», «Красота спасет мир», «Наш общий друг – природа», «Будут ли на Земле прекрасные цветы?», «Ужасно интересно то, что неизвестно», «Выносить ли сор из избы?», «Будь здорова, земля богатырская!», «Землянам – чистую планету», «Сохраним родную Землю». Фотовыставка «Земли моей лицо живое», конкурс плакатов «Предотвращай появление мусора» заставляют практически всех включиться в работу.

Старшеклассники серьезно готовятся к защите своих проектов на общешкольной конференции «Земля... Какой она достанется потомкам?!». Ученики 1–4-х классов выпускают и развешивают по дачным участкам листовки «Это зависит от каждого из нас», а 5–8-е классы проводят мониторинг «Сделаем Землю чище».

Обязательно во всех классах в этот день проводится природоохранная операция «Наш дом – Земля», во время которой школьники убирают территорию школы и поселка, сажают кустарники и деревья, работают в школьной теплице. В районе стали традиционными посадка аллей памяти, работа по благоустройству старинных усадеб, работа в парках, скверах.

Желающие, работая над приключенческим проектом «Инопланетянин», получают анкету-задание.

Представьте: вы – ИНОПЛАНЕТЯНЕ, прилетели на НЛО и первый раз ступили на Землю. Отвечайте на наши вопросы:

– Будете ли вы вредить нашей биосфере?
– Если вы друзья и намерены быть бережными, чего вы не станете делать на Земле?
– В каком состоянии сейчас биосфера вашей планеты?
– Каковы были этапы развития цивилизации на вашей планете?
– Много ли цивилизаций в космосе вам известно? Какие они (в двух словах): мирные исследователи, или агрессивные завоеватели?

Ждем ваших ответов.

Оргкомитет

Что говорят наши дети, участвовавшие в экологических проектах?

Вопрос. Почему вы стали заниматься экологией?

Ответ. Потому что это интересно. Именно здесь я занимался практическими делами. В содружестве с учителем мы изучали мир живой природы, себя, устанавливали связи между объектами окружающего мира.

Вопрос. Что вы получили из этого?

Ответ. Участвуя в экскурсии, я научился наблюдать. Экспедиция на Черное море научила жить по законам группы, работа в санэпидемцентре – навыкам исследовательской работы. Это то, что нужно знать будущему студенту. Ценно, что знания и умения добывались в результате собственного труда.

Вопрос. Как сделать работу интересной?

Ответ. В каждом деле есть свои изюминки. Надо увидеть их и раскрыть. Надо верить, что главное дело получится. От работы надо просто получать удовольствие.
Соприкасаясь с природой, ученики видят заботу о животворящих силах, о всем сущем на земле: о крохотном детеныше природы, о душевном состоянии друга, о плотине на речке, дающей жизнь рыбам и душевный покой людям, о благе человека и о том, чтоб всегда доставляла нам радость радужная стрекоза, случайно севшая на ладонь.