Елена ГАЙДАЕНКО,
г. Улан-Удэ
Проектная деятельность учащихся
Шаги в науку – с 1-го класса
Ребенок любознателен, то есть ему все
«любо знать», все интересно, все хочется
потрогать, попробовать, изучить устройство и
принцип действия. Это ли не явно выраженные
врожденные исследовательские качества? С
возрастом происходит трансформация
исследовательской направленности. В раннем
детстве интересно абсолютно все! Но проходит
совсем немного времени, и проявляется
избирательность – исследуется только то, что в
поле зрения вызывает настоящий интерес. Как
будто лучом фонарика высвечивается какая-то
часть, но внимание надолго не задерживается.
Затем ребенок идет в детский сад, школу, и ему
приходится изучать и исследовать очень много
заданного – запланированного разными
программами и стандартами. И очень часто на
исследование того, что вызывает наибольший
интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это
несмотря на личностноориентированный подход в
обучении!
Исследовательские качества, конечно,
не угасают совсем, но переходят в пассивный
багаж. А в классе седьмом-восьмом, когда
начинаются олимпиады, конференции, учителя
пытаются «развивать исследовательские умения,
качества» (как часто это выражение встречается в
пояснительных записках!), но фактически
приходится не столько развивать, сколько
реанимировать «впавшее в кому».
Исследовательский дух может проснуться и
проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а
может так и остаться в спячке (см. схему 1).
В начальной школе действенным
средством сохранения интереса к исследованиям
становится творческое проектирование. В школах
довольно распространены психологические игры и
тренинги. Почему бы во время их проведения или на
классном часе не выполнить коллективный проект
(а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчивым
объяснением всей «кухни» исследования и
правилами оформления его хода и результатов?
Кто-то из великих сказал, что «на свете
нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь
тысячи тем для исследований, для выполнения
проектов. Исследовать можно поступки и их
последствия, человеческие достоинства и
недостатки. Например: «Как сохранить доброту в
людях». В игровой форме четко определяются
объект исследования – люди (группа, класс) и
предмет исследования – доброта. В дальнейшем не
будет путаницы в определении, что есть что.
Представление и защита проектов в
начальной школе – это еще не стендовый доклад, не
аргументированная защита, но красочное действо,
проекты «в картинках», наука «в цветочек».
Проекты учащихся 5–11-х классов широко
представлены в интернете, журналах, а о проектах
учащихся начальной школы только пишется,
говорится, но образцов очень мало.
В начальной школе было бы очень
эффективно провести конкурсы проектов,
выполненных самими малышами, малышами с участием
членов семьи, разновозрастными группами
школьников («коллективное шефство» из
пионерской истории: за каждым старшеклассником
«закрепляется» младший школьник или, например,
пятиклассник и первоклассник выполняют проект
вдвоем, а их работу курирует десятиклассник).
Защита проектов должна проходить
открыто, с приглашением родителей. Хорошо также
приглашать младших школьников на защиту
проектов старшеклассников (всегда можно найти
темы, которые будут в общих чертах понятны и
малышам). Для учащихся начальной школы было бы
полезно и привыкание к научной терминологии, и
наблюдение за техникой выступлений, и сравнение
себя с ровесниками и учащимися старших классов,
расширение круга общения.
Занятия исследовательской
деятельностью, выполнение творческих проектов
развивают аналитические способности, формируют
способность принимать решения, повышают
конкурентоспособность. Ведь ни для кого не
секрет, что в недавнем прошлом многие наши
изобретатели и рационализаторы не всегда могли
должным образом оформить свое «детище». А в
современном мире без подобных умений просто не
обойтись!
Конференции различного уровня для
учащихся старших классов называют «стартом в
науку», а подготовку к этому самому старту нужно
начинать именно в начальной школе (см. схему 2).
Если систему подготовки к
проектированию, олимпиадам, конференциям
представить в виде домика, то видно, что большая
роль отводится не только личности учащегося, но и
личности его учителя. Движение вперед (вверх)
опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше,
тем выше планка достижений.
|