Аркадий КУЗНЕЦОВ
Продолжение. Начало см. в № 34, 41, 46/2004; № 2, 11, 15, 24/2005.
Среди слов
Повесть
– А почему – говорят? – спросила Анну
Александровну в начале нового занятия Диана. –
Поэты ведь пишут.
– Пишут письма, записки, планы работы, –
заметила Анна Александровна. – А хороший
писатель всегда говорит с читателем, и особенно
– поэт в своих стихах. Он высказывает свои мысли,
используя самые различные, поистине чудесные
приемы.
– Ну какое же чудо – стихи? – не понял Федот.
– Самое настоящее. Вспомните, что мы уже
говорили об отличии стихов от прозы.
– Речь у поэтов выразительнее и более... как
это... емкая, то есть краткая, – вспомнил Шик.
– Не всегда более краткая, но всегда более
образная. И я обещала раскрыть те приемы, которые
для этого используют в стихах. Но вначале
посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.
Во-первых, какие вам удалось найти примеры стихов
с трехсложными размерами – дактилем,
амфибрахием и анапестом?
– Я нашла, – сказала Агаша слева. – Вот! – И
она прочитала в книге:
Что ты жадно глядишь
на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко
тревогу,
Все лицо твое вспыхнуло
вдруг...
– Это стихотворение Некрасова «Тройка». Здесь
ударение повторяется на каждом третьем слоге. Я
только забыла, как называется такой размер – два
слога нет ударений, а на третьем есть.
– Такой размер называется анапест, –
напомнила преподавательница. – Другие примеры
есть?
– Посмотрите, подходит ли вот это, – сказал
Юлик.
Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
Товарищ, мы едем далеко,
Подальше от грешной земли!
– Да, это амфибрахий – трехсложный размер с
ударением на втором слоге из трех. Больше, похоже,
у вас примеров нет?
Ребята подтвердили, что больше ничего не нашли.
– Еще у нас остался дактиль – размер с
ударением на первом слоге. Придется привести
пример мне:
Тучки небесные, вечные
странники!
Степью лазурною, степью
жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же,
изгнанники,
С милого севера в сторону
южную.
– Это начало стихотворения Лермонтова
«Тучки». Как видно, в русской поэзии достаточно
распространены как двусложные, так и трехсложные
размеры. Ну, а теперь – ваше творчество. Что вы
должны были постараться сочинить?
– Написать стихотворение с рифмами, которые
вы продиктовали: зима – дома, мороз – вопрос,
–ответила Агаша справа.
– Кто у нас такой смелый, что первым прочитает
то, что у него вышло?
– Давайте я, – вызвался Юлик. – У меня вышло
вот что:
Пришла зима
И снегом засыпала дома.
На дворе мороз,
А в голове вопрос.
– А какой у тебя вопрос? – спросила Диана.
– Ну мало ли какой! У меня всегда возникают
разные вопросы.
– Но, – заметила Анна Александровна, – в
стихотворении все должно быть как-то связано.
Здесь же мы не можем узнать, какой вопрос вызвал
мороз на дворе. И ритм до конца не выдержан... Вот
такие у меня к тебе, Юлик, замечания. А что у тебя,
Диана?
– Я написала так:
Зима, зима, зима,
В снегу стоят дома.
Ударили морозы,
Что я надену – вопросы.
– Диана, все неплохо, но позволь мне
подправить последнюю строчку. Не лучше ли так:
«Что мне надеть – вопросы!» Так в строчках будет
одинаковое количество – чего?
– Слогов, – смутившись, догадалась Диана.
– Но так лучше, действительно, – отозвался
Федот.
– А у тебя что получилось? – спросила Федота
преподавательница.
– У меня... я написал только две строчки.
– Ну! Федот, да не тот! – отозвалась Диана.
– Подумаешь, принцесса! – ответил мальчик.
– Не ссорьтесь! – сказала им Анна
Александровна. – А то прямо получается: «У поэтов
есть такой обычай – в круг сойдясь, оплевывать
друг друга...»
– Это ваши стихи? – удивилась Агата.
– Нет, конечно, это – Дмитрий Кедрин. Федот,
давай, прочитай свои строчки.
– У меня – вот:
На Севере, где длинная зима,
Из снега люди делают дома.
– Откуда ты это знаешь, Федот?
– Слышал в передаче по телевизору.
– А ведь это неожиданный поворот! И написано
хорошо. Но, конечно, вам надо было бы еще
постараться, чтобы стихи стали по-настоящему
выразительными. Давайте включим наш волшебный
компьютер! Наберу слова: «Особенности
поэтической речи».
На экране высветились слова: «Поэтический
образ».
– Начнем вновь со стихов Есенина, и тоже
зимних.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Здесь все передает образ березы. Краткие слова:
«точно серебром» – а не, допустим, «как будто это
серебро». Сразу же – зрительный образ: «Белая
береза под моим окном». Береза – белая,
«принакрылась снегом», «белой бахромой». Все –
белое...
– Мне кажется, что и окно – белое, – сказала
Агафья.
– Это появляется настоящая цветопись. А что
такое «принакрылась снегом»? Как будто это не
береза, а...
– Девушка, женщина, – продолжил Шик.
Экран показал слова: олицетворение и метафора.
– Береза сравнивается с женщиной, может быть,
богиней, волшебницей, – это олицетворение. А
«снегом, точно серебром» – это метафора.
По-гречески – «сравнение» снега с серебром. То же
самое, когда кисти сравниваются с бахромой.
Береза как будто в одежде с бахромой.
– Как будто видно: снег блестит, как серебро! –
откликнулся Юлик.
– Да, и это уже – маленькое чудо стиха. А
дальше до конца, продолжается олицетворение:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Осыпает ветки
Новым серебром.
– И заря тоже как богиня – она «ходит кругом»,
да еще, как человек, «лениво», и осыпает ветки
серебром. Береза как будто стоит в центре мира, а
вокруг – смена дня и ночи, заря. Это ведь выражает
древнее представление о мире с богами природы и
небесных стихий... А вы можете придумать метафоры
и примеры олицетворения?
– Но это же Есенин, он великий поэт, – заявила
Диана.
– А вот послушайте стихотворение, написанное
почти вашей сверстницей, всего на два года вас
старше:
День сегодня холодный. Стужа.
Наморозил окна мороз.
Распустилось чудесное кружево,
Словно тысячи маленьких
звезд.
– Ну, как?
– «Мороз» и «звезд» – не очень точная рифма, –
нашелся Шик, понимая, что его «мороз» неудачен.
– А ведь тут одна метафора вырастает из
другой, морозные узоры – «кружево», а кружево –
как «тысячи маленьких звезд».
– Но эта девочка все-таки старше нас, – не
унимался Юлиан.
– А как вам вот это?
Почему сегодня стужа,
Почему дышу с трудом?
Потому, что тетя Лужа
Обернулась дядей Льдом!
– Вот это олицетворение! – сказала Агафьяю –
Лужа – тетя, лед – дядя.
– Это вообще написал восьмилетний мальчик!
Один из самых известных ныне здравствующих наших
поэтов – Евгений Евтушенко.
– Поэзия – почти как сказка, – отметила Диана.
– Лучше сказать – это образы, которые
возникают у нас в сознании и помогают лучше
ощутить и снег, и мороз, и солнце, и облака... А
знаете, в какой стране поэзия достигла
предельной краткости в изображении природы и
настроения человека?
– В какой?
– В Японии. Более тысячи лет назад там уже
сочинялись поэтами знаменитые пятистишия. Я
наберу на компьютере слово танки – японское
пятистишие. Смотрите, что появилось на экране:
Я не могу найти цветов
расцветшей сливы,
Что другу я хотела показать:
Здесь выпал снег,
И я узнать не в силах –
Где сливы цвет,
где снега белизна?
Правда ведь, мы словно видим эту двойную белизну
– снега и цветов сливы? И ничего не добавить. А
вот еще:
Покоя не могу найти я и во сне,
С тревожной думой не могу
расстаться...
Весна и ночь...
Но снится ночью мне,
Что начали цветы повсюду
осыпаться.
Здесь для удобства нашего восприятия стихи
переведены с привычными для нас ритмом и
рифмовкой. А есть в японской поэзии еще более
короткие стихотворения. Это трехстишия, хокку.
Вот смотрите:
Вершина в снегу,
Но дымкой овеяны склоны.
Вечер померк.
И все уже рисуется перед глазами. Тут три краски.
Какие?
– Белая, наверное, зеленая и темная, – сказала
Агата.
– Вот какие и цветопись и светопись! А бывает в
стихах еще и звукопись. Сейчас я наберу слово
аллитерация.
На экране возникли строки:
Ты волна моя, волна!
Ты гуллива и вольна:
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!
Вспомните, откуда эти стихи?
– Они из «Сказки о царе Салтане» Пушкина, –
вспомнил Юлик.
– Это князь Гвидон из бочки обращается к
волне, – уточнила Агафья.
– А чувствуете ли вы по этим стихам волну? –
спросила Анна Александровна.
– Да, чувствуем, – сказал Федот.
– Как будто волны качают бочку, – заметила
Диана.
– Вы заметили, как этого достигает Пушкин?
Во-первых, мерный ритм стиха, как бы покачивание
бочки на новой волне в каждой строчке. А еще –
звуки: «волна моя, волна», «гуллива и вольна»,
«плещешь», «точишь»...
– Тут много звуков л и ш, как будто вода и в
самом деле плещет и шумит, – уверенно определил
Юлиан.
– А еще – ч, щ... Такое нарочито частое
чередование звукоподражательных согласных.
Слово гуллива – редкое, оно осознанно выбрано
Пушкиным, чтобы было два л... Это и есть
аллитерация – «звукоподражание». Вы видели в
стихах цветопись, а это – звукопись. Посмотрим
другие примеры из произведений Пушкина, например
описание Полтавской битвы:
Швед, русский колет, рубит,
режет,
Бой барабанный, крики,
скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье,
стон...
Тут и отрывистые слова, воспроизводящие атаки, и
шипящие звуки – как будто разрывается картечь.
– А еще – «бой барабанный», как будто бьют в
барабан, «ржанье» – и правда, как будто кони ржут,
– добавил Юлик.
– Вот сколько звуков и интонаций боя сразу! А
ведь в русской литературе эти приемы были
освоены еще в очень давние времена. Вот как
скачет конница в знаменитом произведении
двенадцатого века – «Слове о полку Игореве»:
Поутру в пяток потопташа
поганые полны
половецкые...
Скачут воины и тут же
стреляют из луков:
Рассушась стрелами
по полю...
– И опять поскакали – «по полю», – подметила
Агата.
– Ну хорошо, это так писали давно. А в более
современных стихах есть такая же аллитерация? –
поинтересовался неугомонный Федот.
– Сколько угодно. Ее, пожалуй, даже стало в
двадцатом веке больше. Вот посмотрите:
Били копыта.
Пели будто:
– Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб...
Это начало стихотворения Владимира Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям». Слова,
напоминающие топот копыт, мы воспринимаем
настороженно; и неспроста: ведь дальше лошадь
падает на мостовую. А вот и еще пример:
Зимы холодное и ясное начало
Сегодня в дверь мою три раза
постучало.
Я встал и вышел. Острый, как
металл,
Мне знойный воздух сердце
спеленал...
Это из стихотворения Николая Заболоцкого
«Начало зимы». Какой звук здесь чаще всего
повторяется?
– Я думаю, что л, – сказал Юлик.
– Это, наверно, звон льда или зимний ветер, –
добавила Агафья.
– Вот так, – подытожила Анна Александровна. –
Теперь вы, я думаю, действительно поняли, что
поэты именно говорят на своем особом языке, а не
просто пишут.
– И не просто говорят, – заметил Федот. – Они
как будто разыгрывают представление, как
артисты. Показывают фокусы, как эти...
иллюзионисты.
– А еще они как будто играют с теми, кто читает
и слушает их стихи, – продолжил Юлик.
– Я могу согласиться с вами! Именно так: поэзия
– и игра, и представление, но еще и словесная
картина, и словесная музыка. И домашнее задание
предлагаю вам такое: попробуйте теперь сочинить
стихи – ну хоть четверостишие, где были бы или
метафоры – сравнения, или олицетворения, или
аллитерация. А вдруг это у вас получится? Тогда
вам доступно делать чудеса, которые бывают в
поэзии!
|