Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Елена ЖУКОВА,
Елена. ХОМЯКОВА,
г. Старый Оскол

Работа с родителями дошкольников

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и прочее. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. И часть первоклассников достаточно успешно справляется с этой задачей.
Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются, например, с такой проблемой, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками и пр. Взрослые пытаются решить эти проблемы своими средствами: заставляют ребенка учить уроки, взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния, как правило, не дают значимого эффекта. Прежде всего необходимо разобраться в причинах осложнений адаптации.
Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, получившей название «На пороге школьной жизни».

Цель программы: профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации к школе.

Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Содержание программы

Основной метод – интеракционный – формирование группы как целого, создание специфических групповых форм и правил поведения, акцент на действии механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.

Занятия проводятся в двух параллельных группахс родителями и детьми. Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе.

В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня развития комплексной психологической готовности. На занятиях с родителями ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.

Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы телесно ориентированной терапии.

Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

Количество занятийпо 5 в каждой группе, одно занятиесовместное. Продолжительность занятий60–80 минут. Оптимальное количество участников16–20 человек (8–10 семейных пар). Периодичность встреч – пять дней в неделю. Возможны варианты в количестве ведущих: два ведущих, при условии ведения занятий с детьми и родителями одновременно; один ведущий, если занятия с детьми и родителями разведены во времени.

Структура занятия

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания». Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Цель «приветствия» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.

Ожидаемые результаты

1. Отработка новых способов и приемов поведения.

2. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

3. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

4. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Тематическое планирование

 

Тема занятий с детьми

Тема занятий с родителями

Занятие № 1 (2 часа)

«Сегодня – дошкольник,
завтра – школьник» (Мотивационная готовность)

«Знакомство»

Занятие № 2 (2 часа)

«Кто я? Какой я?»
(Личностная готовность.
Развитие самооценки)

«Мотивационная готовность»

Занятие № 3 (2 часа)

«Школьные правила»
(Произвольность деятельности)

«Формирование самооценки ребенка.
Язык принятия – язык непринятия»

Занятие № 4 (2 часа)

Совместное занятие родителей и детей «Первый раз в первый класс»

Занятие № 5 (2 часа)

«Я среди других»
(Коммуникативная готовность)

«Взаимодействие с детьми.
Произвольная сфера ребенка»

Цикл занятий по программе «На пороге школьной жизни»
для детей старшего дошкольного возраста и родителей

ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Занятие 1. Знакомство

Цель: знакомство участников тренинга с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей.

Содержание занятия

1. Вводное слово

Ведущий знакомит родителей с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы; вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия, каким основным темам они будут посвящены.

2. Разминка

Упражнение «Знакомство»

Инструкция: каждый участник по часовой стрелке называет свое имя и говорит о своих ожиданиях и опасениях в предстоящей работе.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»

Инструкция: все участники сидят в кругу, а водящий стоит в центре. Он смотрит на окружающих и выбирает какой-либо признак, который объединяет нескольких человек, в том числе и водящего. Просит их поменяться местами, а сам при этом стремится занять место одного из них. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то обязательно останется без места. Он и будет ведущим.

Упражнение «Никто не знает, что...»

Инструкция: все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего они начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я... (умею, люблю, знаю и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет родителям следующую информацию:

– возрастные особенности развития детей 6–7 лет;
– особенности протекания кризиса 7 лет; роль родителей при взаимодействии с ребенком в кризисный период;
– проблемы адаптации ребенка к школе;
– помощь ребенку со стороны родителей в период адаптации к школе.

б) Практический блок

Упражнение «Идеальный родитель»

Материалы: большой лист бумаги, разноцветные фломастеры.

Инструкция: участники группы располагаются по кругу. Каждому предоставляется возможность высказать свое мнение о понятии «идеальный родитель». Все варианты записываются на листе бумаги.
Затем предлагается схема (рис. 1) на большом листе бумаги. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами.

Рисунок 1

Рисунок 1

Ведущий предлагает родителям синим фломастером отметить то место на схеме, где каждый из них, сравнивая себя с «идеальным родителем», находится в настоящее время.
Далее родителям предоставляется возможность поразмышлять и выбрать приемлемый для себя вариант расположения на схеме: где они «окажутся» после прохождения полного курса занятий тренинга. Используется красный фломастер.
Затем каждый родитель проговаривает, что ему может помешать стать «идеальным родителем», какие качества необходимо развить для преодоления этого препятствия.

Упражнение «Портрет моего ребенка»

Материалы: бумага, краски, модули, карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка. Ведущий предлагает обратить внимание на его внешность (глаза, нос, волосы, губы и т.д.) и выражение лица. Отметить, в чем он похож на них, когда они были маленькими. Затем родителям предлагается нарисовать портрет своего ребенка.

4. Обратная связь

Участники делятся своими впечатлениями.

5. Прощание

Упражнение «Пожелание соседу справа»

Инструкция: участники по кругу (против часовой стрелки) передают друг другу мяч и говорят пожелание своему соседу справа.

Занятие 2. Мотивационная готовность

Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка.

Содержание занятия

1. Приветствие

Упражнение «Зеркало»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Сейчас один из родителей будет «зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу, сидящему слева от себя, и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю» или «Да, я такая(ой), а еще я... (умею, знаю и т.п.)». Теперь тот, кто смотрелся в «зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева.

2. Разминка

Упражнение «Подари улыбку»

Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет информацию о важности мотивационной готовности для будущего первоклассника, методах развития мотивационной сферы, влиянии стиля воспитания на формирование мотивации ребенка в ходе подготовки к первому классу.

б) Практический блок

Упражнение «Мусорная корзина»

Инструкция: на листочках бумаги родители перечисляют все те качества, которые мешают им эффективно общаться с ребенком и от которых хотелось бы избавиться. После того как эти качества записаны, им предлагается подумать: что они хотели бы получить взамен, чтобы способствовать развитию у ребенка мотивационной готовности к труду, самостоятельности, усидчивости. Желаемые качества записываются на бумаге.
Записки с ненужными качествами надо выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя.

в) Информационно-практический блок

Родители знакомятся с результатами определения мотивационной готовности своего ребенка, полученными в ходе занятия с детьми.
При этом родители не только получают информацию о ребенке от психолога, но и сами участвуют в анализе полученных результатов, совместно создают родительскую модель поведения для развития мотивационной готовности ребенка к школе.

4. Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о прошедшей встрече.

5. Прощание

Упражнение «Пожелание себе...»

Инструкция: все участники тренинга сидят по кругу, каждый по очереди проговаривает для себя пожелание.

Занятие 3. Формирование самооценки. “Язык принятия – язык непринятия”

Цели: осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка; знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.

Содержание занятия

1. Приветствие

Упражнение «Подарок группе»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, мимики. При этом разговаривать нельзя.

2. Разминка

Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциации, возникающие на слово «первоклассник». Начинает тот, кому ведущий передает мяч. Первый играющий называет свою ассоциацию и перебрасывает мяч любому следующему игроку и т.д.

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет родителям информацию о понятии слова «самооценка», о том, как эта самооценка влияет на формирование «Я-концепции» первоклассника, о роли родителей в формировании самооценки ребенка. Так же ведущий знакомит родителей со способом общения с детьми – это «язык принятия» и «язык непринятия». Он показывает положительные и отрицательные стороны данного стиля общения. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.

б) Практический блок

Упражнение на «понимание»

Инструкция: группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на листе нарисовать композицию из геометрических фигур – двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения – на усмотрение команды).
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок, а вернувшись обратно, начинает объяснять своей команде, как изобразить то же самое, что он видел на чужой картинке (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия.

Обсуждение:

– С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
– Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
– Чем различаются рисунки?
– Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?

Упражнение на «принятие»

Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция: задумать предмет из тех, которые находятся в помещении, и место, на которое необходимо его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах:

1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;

2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.

Обсуждение:

– Как вы чувствовали себя в своей роли?
– Какие чувства вызывала у вас реакция группы?
– Как вы чувствуете себя сейчас?
– Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.

в) Беседа по результатам занятия с детьми
О самооценке каждого ребенка
Что положительного можно отметить?
На что перед школой необходимо обратить внимание?

г) Информационно-практический блок

Ведущий предоставляет родителям информацию о детях, собранную на занятии 2 (с детьми). Внимание родителей фиксируют на положительных достижениях формирования самооценки ребенка, а также ведущий дает рекомендации по состоянию самооценки каждого ребенка.

Упражнение «Ассоциация на слово “самооценка”» (диагностика, закрепление полученных данных и навыков)

Инструкция: ведущий, передавая мяч по кругу, предлагает назвать ассоциацию на слово «самооценка». При этом ведущий отслеживает, как родители усвоили новые понятия и свою роль в формировании самооценки, какие методы и способы воспитания они собираются использовать.

4. Обратная связь

Участники делятся своими впечатлениями о занятии.

5. Прощание

Упражнение «Прощание разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает участникам попрощаться, при этом использовать как вербальные, так и невербальные способы. Ни одно «прощание» не должно повторяться.

Занятие 4. Первый раз в первый класс (совместное занятие родителей и детей)

Цель: исследование и развитие навыков эффективного взаимодействия.

1. Приветствие

Упражнение «Мое имя и мой любимый персонаж»

Инструкция: все участники (родители и дети) по кругу произносят свое имя, имя сказочного персонажа, который им нравится, и три качества личности литературного героя, привлекательных для члена группы.

2. Разминка

Упражнение «Жираф, слон, крокодил»

Инструкция: группа стоит кругом, в центре – ведущий.
Показывая на одного из участников, ведущий называет животное, которое необходимо изобразить: слон (хобот – рука вытянута вперед), жираф (шея – руки вверх), крокодил (пасть – руками).
К показу должны присоединиться рядом стоящие и показать руками: у слона – уши, у крокодила – гребень, у жирафа – пятнышки на теле.
Кто замешкался или ошибся – становится ведущим.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»

3. Основная часть

Упражнение «Слепой и поводырь»

Инструкция: упражнение выполняется в родительско-детских парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого». «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря».

Упражнение «Совместный рисунок»

Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники в детско-родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета и карандаша, также и его смена, могут производиться тоже молча, без слов. По окончании рисования – совместное обсуждение в кругу.

Упражнение «Пожелания»

Инструкция: все участники располагаются в круге так, чтобы дети стояли отдельно от родителей. Далее каждый при передаче мяча своему соседу произносит какое-нибудь пожелание.

4.  Обратная связь

Обмен впечатлениями.

5. Прощание

Упражнение «Колокол»

Занятие 5. Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера ребенка

Цель: обучение родителей эффективным способам общения.

Содержание занятия

1. Приветствие

Упражнение «Поздороваться разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает участникам тренинга по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия также предлагает ведущий (за руку, локтем и т.п.). В течение игры способ приветствия меняется несколько раз.

2. Разминка

«Я знаю, что ты (вы)...»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Участники перебрасывают друг другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю, что вы... (называется качество, характеризующее участника тренинга как родителя)».

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет родителям информацию о произвольной сфере ребенка 6–7 лет: как в поведении проявляется возрастная норма развития произвольности, какие трудности ожидают будущего первоклассника при несформированной произвольной сфере; как родители могут помочь ребенку в развитии произвольной сферы.

б) Информационно-практический блок

Ведущий предоставляет родителям информацию об эффективных способах общения и сотрудничества со своим ребенком.
Проводятся обсуждение результатов и обмен впечатлениями от занятия 4.

Упражнение «Идеальный родитель»

Инструкция: ведущий вывешивает мишень, идентичную мишени, использованной на занятии 1 (см. рис. 1), и предлагает родителям подумать: где они находятся относительно «идеального родителя» после цикла занятий в группе.

Ведущий предлагает сравнить схемы-мишени с первого и последнего занятий.

4. Обратная связь

Упражнение проводится совместно с детьми. Родители и дети обмениваются впечатлениями о занятиях в группе.

5. Прощание

Упражнение «Пожелай самому себе»

Инструкция: каждый участник по кругу, держа мяч в руках, говорит себе пожелание на будущее, на период начала школьной жизни.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Занятие 1. Сегодня – дошкольник, завтра – школьник

Цель: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности.

Содержание занятия

1. Приветствие

Инструкция: взявшись за руки, передать по кругу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кому передаем импульс.

2. Знакомство

Инструкция: упражнение проводится в несколько этапов:

а) ведущий кратко рассказывает о себе (имя, где работает, что больше всего любит, почему захотел стать психологом и т.п.);

б) затем ведущий предлагает всем познакомиться друг с другом. Сделать это можно следующим образом: на счет «три» каждый громко называет свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) – закрывает рот ладошкой;

в) ведущий предлагает познакомиться по очереди. Каждый, у кого в руках окажется мяч, называет свое имя, говорит, сколько ему лет (а ведущий прикрепляет ему визитку с именем);

г) в заключение ведущий предлагает участникам, перекидывая мяч друг другу, называть свое имя и имя того, кому они хотят передать мяч. Надо обращать внимание на то, чтобы в игре приняли участие все дети.

3. Разминка

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»

Инструкция: все участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он просит поменяться местами тех, кто обладает каким-то общим для большинства играющих признаком (например, кто похож на маму, кто любит мороженое и т.п.). Сам водящий при этом стремится занять свободный стул. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то один остается без места. Он и становится ведущим.

Упражнение «Что лежит в портфеле?»

Инструкция: дети стоят в кругу. Ведущий бросает одному ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.

4. Основная часть

Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»

Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему.

Рисуночное упражнение «Кто где?»

Инструкция: дети получают задание: на листе бумаги, сложенном пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить фигурки нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. По завершении работы все садятся в круг. Дети обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок, – догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник, и объяснить, почему он так думает.
Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности и об эмоциональном отношении к школе можно предложить детям диагностическое задание: рисунок «Детский сад – Школа». Ребенок делает рисунок на разных сторонах листа. Анализируются цветовое решение, содержание рисунков, величина изображения и прочее.

Упражнение «Представь себе»

Инструкция: проводится работа с пластическим образом школьника и дошкольника. Детям дается задание: по сигналу начать двигаться как школьник или сесть как дошкольник – начать говорить как школьник или дошкольник и т.п.

5. Обратная связь

Обмен впечатлениями.

6. Прощание

Упражнение «Колокол»

Инструкция: дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и опускают их, при этом произносят слово «бум». Первый раз – тихо, второй – громче, третий – очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.

Занятие 2. Кто я? Какой я?

Цели: сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки.

Содержание занятия

1. Приветствие

Упражнение «Здороваемся разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает детям начать передвигаться по классу в любом порядке. По сигналу (колокольчик) все начинают здороваться друг с другом тем способом, который предлагает ведущий, например: поздороваться спинами, коленями, руками и пр.

2. Разминка

Упражнение «Ласковое имя»

Инструкция: дети стоят в кругу. Водящий становится в центр круга лицом к одному из участников и протягивает руки вперед ладонями вверх. Участник, напротив которого он остановился, кладет свои ладошки сверху и, глядя в глаза, называет водящего ласковым именем (словом). Поблагодарив, водящий переходит к следующему участнику и т.д., пока не обойдет всех по кругу. Игра заканчивается тогда, когда все побывают в роли водящего.

Упражнение «Аплодисменты»

Инструкция: участники стоят в кругу. Водящий подходит к любому из них и начинает ему аплодировать. Затем они вдвоем с первым участником подходят к третьему, аплодируют ему и т.д. Последний ребенок получает аплодисменты от всей группы. Желательно, чтобы первый ребенок, к которому подошел ведущий, был активный, уверенный в себе, а аплодисменты всей группы достались несмелому, застенчивому, испытывающему трудности в общении.

3. Основная часть

Диагностическое задание «Нарисуй себя» (методика А.Прихожан)

Инструкция: каждому ребенку предлагается сложенный пополам лист бумаги, на одной четвертой части которого нужно нарисовать плохого мальчика или девочку (в зависимости от пола ребенка), на другой четверти – хорошего, а на третьей части – нарисовать самого себя. Для изображения «плохого» персонажа используются черный и коричневый карандаши, для «хорошего» – красный и синий, а самого себя можно рисовать всеми четырьмя карандашами. Задание позволяет получить информацию о самооценке ребенка и об эмоциональном отношении к себе.

Упражнение «Копилка первоклассника»

Инструкция: детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.

Упражнение «Гадалка»

Инструкция: ведущий изображает цыганку и предлагает детям «погадать». Дети по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка-гадалка, расскажи, какой я?» Ведущий держит за спиной карточки с написанными на них «светлыми» качествами людей. Он вытаскивает их по одной и предъявляет ребенку со словами: «Правильно я нагадала?». Ребенок может согласиться, засомневаться или отказаться. Задача ведущего, с одной стороны, – поддержать ребенка, с другой – убедить в том, что это качество у него присутствует.

Кричалка «Я хороший»

Инструкция: каждому участнику группы предлагается представить себя стоящим на сцене. В качестве сцены – стул. Ребенок становится на стул лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу: «Я очень хороший». Причем первый раз тихо, второй раз – громче, а третий – очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными аплодисментами и криками «Браво!».

4. Обратная связь

Обмен впечатлениями.

5. Прощание

Упражнение «Колокол».

Занятие 3. Школьные правила

Цель: изучение сформированности навыков произвольности, умения следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задание.

Содержание занятия

1. Приветствие

Упражнение «Подари улыбку»

Инструкция: ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу слева, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное. Упражнение выполняется в кругу.

2. Разминка

Упражнение «Собираем портфель»

Инструкция: дети сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я положу к себе в портфель...» – и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий ребенок, и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.

Упражнение «Громко – тихо»

Инструкция: ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь...», «На уроке физкультуры ты говоришь...», «У доски отвечаешь...», «Повторяешь правило...» – и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!», или прошептав: «Тихо».

3. Основная часть

Диагностическое задание «Графический диктант» (методика Д.Б. Эльконина)

Инструкция: ведущий предлагает выполнить задание – нарисовать узор по клеточкам сначала под диктовку взрослого, а затем дорисовать до конца строчки самостоятельно. Всего 3–4 узора.

Упражнение «Шифровка»

Инструкция: детям предлагается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Необходимо внести в эти фигуры знаки, соответствующие образцу, например: в квадрате поставить точку, в круге – вертикальную черту, в ромбе – горизонтальную черту, треугольник оставить пустым.

Упражнение «Урок и перемена»

Инструкция: в начале игры ведущий называет различные формы деятельности (играем, читаем, пишем, считаем...), а дети отвечают, когда они этим занимаются («На уроке» или «На перемене»).
Затем правила игры меняются. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, говорит: «На уроке...», «После уроков...», «На перемене...». Ребенок же называет виды деятельности, которыми он может заниматься в обозначенное время, например: «На уроке я слушаю учителя», «Я пишу», «Я решаю задачу» и пр.

Диагностическое задание «Домик»

Инструкция: дети изображают на листе бумаги домик по образцу как можно точнее. Ведущий наблюдает за их работой, фиксируя все вопросы, комментарии, реакции. Затем задает всем детям по очереди вопрос: «Как ты считаешь, твой домик такой же, как у меня на рисунке?» – и фиксирует ответы.

4. Обратная связь

Обмен впечатлениями

5. Прощание

Упражнение «Колокол»

Занятие 4. Первый раз в первый класс (совместное занятие родителей и детей)

Занятие 5. Я среди других (коммуникативная готовность)

Цель: развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Содержание занятия

1. Приветствие

Упражнение «Улыбка»

Инструкция: все стоят в круге, держась за руки. Начинающий поворачивается к своему соседу слева и дарит ему улыбку. Тот, ответив улыбкой, поворачивается к своему соседу и т.д. Завершается приветствие произнесением имени каждого ребенка, причем дважды: первый раз его произносит ведущий: «И... (имя ребенка) здесь!», – затем дети все вместе повторяют. Ведущий подводит итог: «Все мы здесь?»

2. Разминка

Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»

Инструкция: ведущий приглашает двух участников в центр круга и обращает внимание на их внешность, выражение лица, позу, а затем предлагает группе найти у них пять сходных и пять различных качеств. Игра повторяется несколько раз по желанию участников.

Упражнение «Путаница»

Инструкция: ведущий предлагает участникам встать поближе друг к другу, образовав тем самым плотный круг, и вытянуть руки в середину круга. По команде ведущего все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одна рука. При этом нельзя браться за руки тех, кто стоит рядом.

Затем необходимо «распутаться» таким образом, чтобы получился один или несколько кругов.

3. Основная часть

Упражнение «Найди игрушку»

Инструкция: выбирается водящий, который выходит из комнаты. В его отсутствие мелкий предмет или небольшая игрушка прячется у одного из участников. Затем ребята называют отличительные качества того ребенка, у которого спрятана игрушка. Когда водящий находит игрушку, он сообщает, какие качества помогли ему ее найти.

Упражнение «Щепка на реке»

Инструкция: ведущий объясняет правила игры: «Встаньте в два ряда на расстоянии вытянутой руки. Вы все – вода одной реки. По воде сейчас поплывут Щепки. Они могут плыть быстро, медленно, прямо или вращаясь, с открытыми или закрытыми глазами. Вода плавно, спокойно помогает Щепкам найти дорогу. Щепки, доплывшие до конца реки, становятся Водой». После игры все делятся впечатлениями.

Упражнение «Льдина»

Инструкция: на полу из газет выкладывается «льдина» такого размера, чтобы на ней легко могли разместиться все дети. Затем ведущий убирает часть газет и предлагает вновь расположиться на «льдине». Далее газеты убираются до тех пор, пока не останется совсем небольшой «обломок льда». Детям необходимо решить задачу: разместиться так, чтобы места хватило всем. Рвать и раздвигать газеты нельзя. В конце ведущий подводит итог: что позволило (или помешало) решить задачу? Участникам предлагается обняться после пережитого испытания.

4. Далее занятие проводится совместно – родители и дети (см. «Занятие 5 для родителей»).

Список литературы

1. Гиппенрейтер И.М. Общаться с ребенком. Как? М., 1998.

2. Даринская В.М. Радость семейного общения. Воронеж, 2000.

3. Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.

4. Лидерc А.Г., Бурменская Т.В., Карабанова О.А. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1996.

5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002.

6. Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковинько. М., 1997.

7. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

8. Сартан Г. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 1998.

10. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998.

11. Хухлаева О. Хочу быть успешным. Методическое пособие для школьных психологов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня // Школьный психолог. 1999. № 28.

12. Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников // Школьный психолог. 2002. № 11.