Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2006

ГОДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

Наталья ЦИРУЛИК

Трудовое обучение

Программа Н.А. Цирулик

В соответствии с задачами, обозначенными в программе Н.А. Цирулик «Трудовое обучение. Программа для четырехлетней начальной школы», необходимо проанализировать успешность обучения по трем линиям:

1. Развитие ручной умелости.
2. Развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу.
3. Развитие умения планировать.

Предлагаем детям два вида заданий. Первое – на точное повторение образца (в этом случае мы изучаем умение детей ориентироваться в задании и контролировать свою работу в процессе и после ее выполнения), второе – на создание собственного образа по заданным условиям.

Работы выполняются полностью самостоятельно без коллективного анализа и планирования.

1-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике мозаики, точно повторив расположение деталей. (См. рис. 1)

Рис. 1.

Рис. 1.

Цели задания.

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец, точно его восприняв и контролируя свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Чтобы дети могли рассмотреть детали, между ними необходимо оставлять промежутки. Образец во время урока находится постоянно перед глазами детей. Он прикреплен к доске, чтобы дети могли провести анализ и постоянно контролировать свою работу.

У детей на парте бумажная основа для приклеивания, бумага одного цвета для деталей, шаблон квадрата со стороной 3 см, карандаш, ножницы, клей. Если дети уже могут начертить квадрат, дайте размер стороны квадрата 3 см.

Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой бумаги одного цвета.

В зависимости от того, как дети выполнили подобное задание в первом полугодии, его можно усложнить, предложив детям повторить фигурку, повернув ее в другую сторону.

Оценка умения планировать

Учитель наблюдает за процессом работы детей на том этапе, когда они уже самостоятельно провели анализ и приступили к практической работе.

  • 4-й уровень – ученик разметил с помощью шаблона или начертил на цветной бумаге шесть квадратов. Это значит – он увидел, что треугольники равны половине квадрата (планирование полное и рациональное);

  • 3-й уровень – ученик разметил два квадрата, восемь треугольников нарисовал от руки (планирование полное, но нерациональное);

  • 2-й уровень – разметил два квадрата, вырезал их, наклеил. Потом разметил треугольники, вырезал их и наклеил (планирование неполное);

  • 1-й уровень – размечал по одной детали: разметил один квадрат, вырезал, наклеил. Затем другой квадрат и т.д. (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец (ориентировка и контроль)

Оцениваем готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно;

  • 2-й уровень – два элемента расположены неверно;

  • 1-й уровень – готовая работа полностью не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем по готовой работе ее качество. В данном случае – умение обвести шаблон, точно вырезать по прямой линии, аккуратно приклеить.

  • 4-й уровень – детали вырезаны точно по линии контура и аккуратно приклеены;

  • 3-й уровень – детали имеют небольшие отклонения от заданного размера, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – детали имеют большие отклонения от заданного размера;

  • 1-й уровень – качество работы на низком уровне.

Задание 2

Придумать поделку из готовой коробочки (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров», любой год издания, С. 56–61).

Цели задания:

1. Оценить развитие творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Это задание предложите детям после того, как они выполняли поделки из учебника (с. 56–61). Желательно, чтобы все принесли примерно одинаковые коробочки в форме параллелепипеда, в основании которых или квадрат или прямоугольник, близкий к квадрату.

Это могут быть коробочки от витаминов, лекарств и т.д.

Кроме того, понадобятся цветная бумага, ножницы, клей, а также пластилин, который может пригодиться кому-то из детей.

Оценка уровня творческого воображения

  • 4-й уровень – ученик создал оригинальный образ, не похожий на те, что в учебнике;

  • 3-й уровень – образ новый, но в нем использованы детали из учебника;

  • 2-й уровень – образ заимствован из учебника, но внесены некоторые изменения;

  • 1-й уровень – ученик полностью повторил поделку из учебника, то есть он не смог придумать другой образ.

Оценка уровня ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое;

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество ниже среднего;

  • 1-й уровень – работа выполнена крайне небрежно.

2-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике мозаики из частей квадрата (ЦируликН.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: учебник для 2 класса. Самара: Корпорация «Федоров», 2002 и другие годы издания. С. 74). (См. рис. 2.)

Рис. 2.

Рис. 2.

Цели задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец, то есть ориентироваться и контролировать свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна, поэтому между деталями необходимо оставлять зазоры. Образец в течение урока постоянно прикреплен к доске, чтобы дети могли проанализировать его и контролировать свою работу.

У детей на парте – бумажная основа для приклеивания деталей, цветная бумага одного цвета, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой одноцветной бумаги.

Задание можно усложнить, предложив развернуть фигурку на 180 градусов.

Оценка умения планировать

Учитель оценивает умения детей, наблюдая за процессом работы.

  • 4-й уровень – ученик вырезал все детали, разложил на основе, приклеил (планирование полное);

  • 3-й уровень – ученик вырезал все детали, не раскладывая на основе, приклеил их (планирование полное);

  • 2-й уровень – ученик вырезал часть деталей, наклеил их, затем вырезал другие детали и наклеил (планирование неполное);

  • 1-й уровень – ученик вырезал по одной детали и приклеивал каждую отдельно (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец

Учитель оценивает готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно;

  • 2-й уровень – две детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – готовая работа не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем уже готовую работу.

  • 4-й уровень – детали вырезаны и приклеены точно;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими отклонениями от контура, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – детали вырезаны с большими отклонениями от контура, приклеены небрежно;

  • 1-й уровень – вырезанные детали не соответствуют заданным размерам, приклеены небрежно.

Задание 2

Создать художественный образ из цветной бумаги и готовой объемной формы (Цирулик Н.А. , Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Самара, Корпорация «Федоров», любой год издания. С. 88–89).

Цели задания

1. Оценить развитие творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Это задание предложите детям после того, как поработаете по с. 88–89 учебника, и дети познакомятся с возможными вариантами создания образов.

На контрольный урок дети приносят одинаковые емкости: или баночки из-под йогурта, или цилиндр от туалетной бумаги, а также цветную бумагу, ножницы, клей, карандаш.

Оценка творческого воображения

  • 3-й уровень – работа оригинальная, не похожая на те, что помещены в учебнике;

  • 2-й уровень – образ оригинальный, но оформление использовано такое же, как в учебнике;

  • 1-й уровень – и образ, и оформление взяты из учебника.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество выполнения работы высокое;

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество ниже среднего;

  • 1-й уровень – работа выполнена на низком уровне.

3-й класс

Задание 1

Склеить мозаику из деталей круга. (Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй. Самара: Корпорация «Федоров», 2003, 2004. С. 57.) (См. рис. 3.)

Рис. 3.

Рис. 3.

Цели задания

1. Оценить ручную умелость.
2. Оценить умение планировать работу.
3. Оценить умение повторить образец и контролировать свою работу.

Организация работы

Приготовьте крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна. Предложите детям склеить такую же фигуру, как на доске.

У каждого ученика на парте цветная бумажная основа, бумага цветная с двух сторон или чисто белая, копировальная бумага, калька, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – разметил детали круга, вырезал все детали, разложил их на основе и только после этого приклеил;

  • 3-й уровень – разметил все детали, вырезал их и сразу стал наклеивать;

  • 2-й уровень – круг разметил, вырезал часть деталей, наклеил их, затем стал вырезать другие;

  • 1-й уровень – сделал разметку, вырезал и наклеивал по одной детали.

Оценка умения повторить образец

Оцениваем уже готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – одна деталь расположена неверно, остальные правильно;

  • 2-й уровень – две-три детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – то, что наклеено, не соответствует предложенному образу.

Оценка ручной умелости (умения вырезать по кривой линии)

  • 4-й уровень – все детали вырезаны идеально;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими погрешностями;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.

Задание 2

Придумать своего «чудика» (Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй. Самара: Корпорация «Федоров», 2002, 2003, 2004, 2005. С. 72–73.)

Цели задания

1. Оценить творческое воображение детей.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Задание выполняется в процессе работы по данной теме. На предыдущем уроке дети рассматривали предложенные образцы, отвечали на вопросы и выясняли, из каких материалов и как они выполнены. Учитель предложил подумать дома о назначении этих поделок: «На следующем уроке каждый расскажет, где найдет применение ваш личный «чудик» и как он будет выглядеть». В зависимости от этого учитель порекомендовал принести необходимые материалы (они перечислены на с. 73 учебника).

Оценка творческого воображения

  • 3-й уровень – ребенок придумал свой образ «чудика»;

  • 2-й уровень – работа повторяет один из образцов учебника с некоторыми изменениями;

  • 1-й уровень – ученик точно повторил один из образцов учебника.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое;

  • 3-й уровень – работа имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качественная сторона работы на среднем уровне;

  • 1-й уровень – работа низкого качества.

4-й класс

Задание 1

Выполнить мозаику из деталей квадрата, разделенного по-новому. (См. рис. 4.)

Рис. 4.

Рис. 4.

Цели задания

1. Оценить умение ученика планировать свою деятельность.
2. Оценить умение повторить образец.
3. Оценить ручную умелость.

Организация работы

На доске дать рисунок квадрата, разделенного на детали. Дети во втором классе уже складывали фигурки из деталей квадрата («Пифагор»), но этот квадрат разделен по-другому. Детям надо выбрать размер квадрата, разделить его на детали, как на доске, и сложить фигурку. Фигурка, склеенная из деталей, постоянно висит на доске.

Задание можно усложнить, попросив детей повернуть фигурку в другую сторону. Если и такое задание для некоторых будет легким, можно изначально дать ее без деления на детали.

У детей на партах – основа для приклеивания, бумага одного цвета, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

Учитель оценивает работу детей, наблюдая за ними.

  • 4-й уровень – разрезал квадрат на детали, расположил детали на основе и приклеил (планирование полное);

  • 3-й уровень – ученик приготовил все детали и стал наклеивать, не расположив на основе (планирование неполное);

  • 2-й уровень – ученик вырезал часть деталей и стал их наклеивать (планирование частичное);

  • 1-й уровень – ученик вырезал и наклеивал каждую деталь в отдельности.

Оценка умения повторить образец

  • 4-й уровень – разметил квадрат самостоятельно и выложил фигурку без ошибок;

  • 3-й уровень – разметил квадрат самостоятельно, но фигурку выложил с одной ошибкой;

  • 2-й уровень – квадрат разметил с некоторой помощью учителя, фигурку выложил с несколькими ошибками;

  • 1-й уровень – квадрат разметил с помощью учителя, фигурку сложить не смог.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – детали размечены, вырезаны и приклеены очень аккуратно;

  • 3-й уровень – детали размечены, вырезаны и приклеены с небольшими погрешностями;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего уровня;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.

Задание 2

Оформить тряпичную куклу – закрутку (ЦируликН.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество. Самара: Корпорация «Федоров», любой год издания. С. 81).

Цели задания

1. Оценить уровень творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

На предыдущем уроке дети читали текст, рассматривали рисунки на с. 81. Обсуждали, что надо принести для изготовления куклы-закрутки.

Чтобы подсказать детям идеи относительно оформления куклы, рассмотрите внимательно одеяние кукол на с. 79 и 80 учебника.

Дома дети подберут необходимые материалы и принесут в школу. Вполне возможно, что за один урок они не закончат работу. Продолжите ее на следующем.

Оценка творческого воображения

  • 3-й уровень – кукла получилась интересной, с богатым оформлением (например, ученик сделал волосы, повязал платок, сшил юбку, фартук и т.д.);

  • 2-й уровень – в оформлении присутствует менее четырех деталей;

  • 1-й уровень – в оформлении куклы мало деталей.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качественная сторона работы на высоком уровне;

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.