Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2006

ГОДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

Окружающий мир

Программа И.П. Товпинец

Оценка выполнения заданий

При обработке результатов контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценки. Ответ высокого уровня соответствует отметке «5», среднего уровня – «4», низкого уровня – «3». Практика изучения усвоения программного материала по курсу «Окружающий мир» в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.
При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может их оценить по двухбалльной системе: «выполнено» – «не выполнено» («правильно» – «неправильно»).
Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, так как это приведет к снижению качества ответов.
Дозировку заданий учитель определяет по собственному усмотрению. Он создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий, в случае необходимости дает дополнительное время ученикам, фиксируя эти случаи.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Омск здесь" - портала обо всем самом интересном и важном, что произошло, происходит и произойдет в городе Омске и за его пределами. Новости экономики и политики, культуры и спорта, интервью с персонами, мнение которых заслуживает внимания, критические статьи и рассказы о положительном опыте и достижениях, увлекательные видеосюжеты, фоторепортажи и фотоотчеты, заметки увлеченных людей и интересные рассуждения популярных блоггеров -- все это Вы найдете на интернет-страницах сайта omskzdes.ru. Уверены, данный ресурс заинтересует не только омичей и жителей других городов Сибири, но и всех тех, кому не безразлично, что происходит в России и мире.

1-й класс

Что тебя окружает

Задание 1

Составь схему «Окружающий мир». Запиши названия групп объектов (3–4) в схему.

Учитель дает образец составления схемы на доске.

.

Задание 2

Запиши характерные признаки весны, которые ты наблюдал.

Задание 3

Заполни пропуски:

С наступлением весны перелетные птицы ______________________________________ .
Многие птицы весной ___________________ и ____________________________________ .

Задание 4

Какие изменения происходят с растениями весной? __________________________________

Охрана природы

Задание 5

Составь памятку по охране природы. Заполни пропуски.

Не рви ______________________________.
Не ломай ____________________________.
Не собирай ___________________________.
Не разжигай __________________________.

Правила безопасности дорожного движения

Задание 6

Составь и запиши правила безопасности для пешеходов в городских условиях. Заполни пропуски.

Переходи проезжую часть только при __________ сигнале светофора.
Переходи проезжую часть по ______________ переходу.
Не перебегай дорогу перед _________________________.
Не играй в мяч или салки на __________________________________.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – учащиеся приводят по 3–4 примера обозначенных групп объектов в схеме «Окружающий мир».

  • Низкий уровень – учащиеся приводят по 1–2 примера обозначенных групп объектов.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся раскрывают не менее 3–4 характерных признаков сезонных изменений природы весной с пояснениями некоторых природных связей, приводят результаты личных наблюдений.

  • Низкий уровень – учащиеся называют в среднем по 2 признака сезонных изменений природы весной.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся дают правильные полные ответы.

  • Низкий уровень – ответы учащихся неполные.

Задание 4

  • Высокий уровень – учащиеся выделяют в среднем по 3 признака особенностей жизнедеятельности растений весной (распускание почек, появление листьев на листопадных деревьях и кустарниках, цветение раннецветущих растений и пр.).

  • Низкий уровень – ответы неполные.

Задание 5

  • Высокий уровень – учащиеся кратко формулируют правила охраны природы.

  • Средний уровень – ответы содержательные, но неполные.

  • Низкий уровень – ответы неполные.

Задание 6

  • Высокий уровень – учащиеся адекватно ситуации формулируют правила безопасного дорожного движения для пешеходов.

  • Средний уровень – ответы содержательные, но неполные.

2-й класс

Планета Земля

Задание 1

Заполни пропуски.

Я видел небесные тела (3–4 примера). _____________________________________
Звезды – небесные тела, которые __________ свет.
Планеты – небесные тела, которые _________________свет.
Планета, на которой есть жизнь – _______________________________________.
Луна – ____________________________________________________________.

Задание 2

Сделай рисунок с надписями, как происходит смена дня и ночи на земном шаре при его освещении Солнцем. Используй учебник.

Географическая карта

Задание 3

Какие формы поверхности обозначаются на географической карте?
Отметь, какие формы поверхности ты наблюдал во время поездок, путешествий.

Ориентирование по карте

Задание 4

Заполни пропуски.

Мой город (село) __________ расположен __________ от Москвы.
Северный Ледовитый океан расположен ___________ от Москвы.
Черное море расположено _______________________ от Москвы.
Город Санкт-Петербург расположен __________от Москвы.
Моря Тихого океана расположены________________ от Москвы.

Примечание. Учитель предлагает учащимся для выполнения задания обязательно использовать географическую карту.

Наблюдение погоды

Задание 5

1. Назови характеристики погоды.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Запиши знаками сводку погоды на текущий день по своим наблюдениям.

Сезонные изменения в природе

Задание 6

Назови, какие изменения происходят в жизни растений и животных весной.

У растений ________________________
У животных _______________________

Задание 7

Запиши, как размножаются животные.

Звери _______________________________
Птицы _______________________________
Рыбы ________________________________
Насекомые ___________________________

Задание 8

Как нужно ухаживать за комнатными растениями? (3–4 правила)

Правила безопасности

Задание 9

Назови правила безопасности, которые важно соблюдать. (3–4 примера)

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – учащиеся дают 5 правильных ответов.

  • Средний уровень – 4 правильных ответа.

  • Низкий уровень – в среднем 3 правильных ответа; имеют место и ошибочные суждения.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся выполняют схематический рисунок смены дня и ночи на земном шаре, делают подписи к частям рисунка, используют учебник.

  • Низкий уровень – учащиеся затрудняются выполнить работу самостоятельно, нуждаются в поэтапной помощи учителя.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся отмечают более двух видов основных форм земной поверхности (равнинная, горная), отмечают, что они наблюдали в природе, и характеризуют их условные обозначения на карте.

  • Низкий уровень – учащиеся называют равнины и горы как основные формы поверхности, называют их цветовые обозначения на карте.

Задание 4

  • Высокий уровень – учащиеся дают 5 правильных решений.

  • Средний уровень – учащиеся дают 4 правильных решения.

  • Низкий уровень – учащиеся дают 2–3 правильных решения; имеют место неточности обозначений.

Задание 5

  • Высокий уровень – учащиеся выделяют 4 основных фактора характеристики состояния погоды, адекватно записывают характеристику погоды знаками и словесными описаниями.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – ответы неполные, имеются неточности в знаковых характеристиках состояния погоды.

Задание 6

  • Высокий уровень – учащиеся на 3–4 примерах обосновывают особенности жизнедеятельности растений, жизни животных в связи с изменением погодных условий весной.

  • Средний уровень – учащиеся обосновывают на 2–3 примерах особенности жизнедеятельности растений и животных весной.

  • Низкий уровень – приведены по два примера жизнедеятельности растений и животных весной без раскрытия связей живой и неживой природы.

Задание 7

  • Высокий уровень – учащиеся дают 4–5 правильных ответа о размножении разных групп животных, имеют навык демонстрации усвоенной информации в таблице.

  • Средний уровень – учащиеся дают 4 правильных ответа, нуждаются в помощи при оформлении записи в таблице.

  • Низкий уровень – ответы неполные, учащиеся нуждаются в помощи при записи данных в таблицу.

Задание 8

  • Высокий уровень – учащиеся называют 3–4 правила ухода за комнатными растениями, приводят примеры из опыта.

  • Средний уровень – ответы неполные.

Задание 9

  • Высокий уровень – учащиеся обосновывают 4 правила безопасного поведения в быту, приводят примеры негативных последствий их несоблюдения.

  • Средний уровень – учащиеся обосновывают 2–3 правила безопасного поведения в домашних условиях.

  • Низкий уровень – ответы неполные.

3-й класс

Тела и вещества

Задание 1

Назови тела природного происхождения (3–4 примера).
Назови тела неприродного происхождения (3–4 примера).

Заполни пропуски.

Все тела состоят из одного или нескольких _______________________________
Вещества находятся в _____________, ______________ состояниях.

Вода в природе

Задание 2

Назови водоемы, которые ты видел во время поездок, походов, путешествий.

Задание 3

Чем отличается вода в реках и озерах от воды в морях и океанах?

Задание 4

Какие правила безопасного поведения надо соблюдать у водоемов?

Воздух

Задание 5

Назови свойства воздуха.
Приведи примеры использования воздуха человеком.

Полезные ископаемые

Задание 6

Назови группы полезных ископаемых, приведи по два примера использования различных видов полезных ископаемых. ______________________

В школе и в семье

Задание 7

Сформулируй и запиши важные для тебя правила поведения и общения в школе, дома, в семье.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводя примеры тел природного и неприродного происхождения.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – ответы неточные, имеют место ошибки.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся называют 3–4 вида водоемов, которые они видели, в ответы включаются собственные обозначения водоемов.

  • Низкий уровень – учащиеся перечисляют по три-четыре вида водоемов, в ответы не включаются непосредственные наблюдения видов водоемов, которые могли наблюдать дети. Ответы формализованные.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся характеризуют качество солености водоемов, характерное для морей и океанов.

  • Низкий уровень – учащиеся дают правильные краткие ответы без пояснений.

Задание 4

  • Высокий уровень – учащиеся в свободной форме обосновывают правила безопасного поведения у водоемов, в ответах содержится до 3 содержательных суждений.

  • Средний и низкий уровни – учащиеся констатируют, что необходимо соблюдение правил безопасного поведения у водоема, без обоснования и конкретизации высказанных утверждений.

Задание 5

1. 

  • Высокий уровень – учащиеся характеризуют 4 и более свойств воздуха с пояснениями.

  • Средний уровень – учащиеся называют до 4 свойств воздуха.

  • Низкий уровень – учащиеся называют в среднем 3 свойства воздуха.

2. 

  • Высокий уровень – учащиеся обосновывают в среднем до 4 значительных для раскрытия темы примеров использования воздуха человеком в разных сферах деятельности.

  • Средний уровень – учащиеся приводят по 3 примера использования воздуха.

  • Низкий уровень – в ответах содержатся 2–3 примера использования воздуха.

Задание 6

Задание предусматривает выявление у учащихся умений переводить усваиваемую текстовую информацию в табличную запись, систематизируя полученные знания.

Высокий уровеньь – учащиеся самостоятельно включают в таблицу названия всех 3 групп полезных ископаемых (топливные (горючие), строительные, рудные) и кратко раскрывают особенности их использования. Ответы включают 4–5 содержательных примеров.

Средний и низкий уровни – учащиеся нуждаются в помощи при оформлении записи в таблицу.

В ответах, соответствующих низкому уровню, содержится до 2 характеристик использования полезных ископаемых. Учащиеся затрудняются систематизировать полезные ископаемые по группам.

Задание 7

Выполнение данного задания следует оценивать не по количеству суждений, а с позиции выражения позитивной гуманистической позиции ученика как его установки в общении и поведении. Такие ответы можно отнести к высокому уровню коммуникативного взаимодействия.

4-й класс

Наша страна Россия.

Россия на карте

Задание 1

Заполни пропуски:

Наша страна Россия расположена на материке ____________________________
По величине территории Россия _______________________________________

Задание 2

Россию называют страной великих рек. Поясни это утверждение.

Задание 3

Назови, с какими государствами Россия граничит на Западе. Используй карту.

Природные зоны

Задание 4

Составь и запиши план характеристики природных зон.

Задание 5

Назови меры охраны природы тундры или лесной зоны. (3–4 примера. Учащиеся выполняют один вариант задания по выбору.)

Уроки истории

Задание 6

Поясни, что изучает история.

Задание 7

Что можно узнать из вещественных источников изучения истории? Приведи 3–4 примера.

Задание 8

Что нового ты узнал о природе и истории родного края из экскурсии в краеведческий музей? Приведи 3–4 примера.

Задание 9

Нарисуй ленту времени и отметь на ней события, которые произошли в истории России в следующие годы: 1941–1945, 1147, 1380, 1961, 2005.

Задание 10 (выполняется по желанию)

Поясни, почему важно изучать историю своей Родины в прошлом и настоящем.

Задание 11 (выполняется по желанию)

Какие ты сделал для себя открытия при знакомстве в школе с учебным предметом «Окружающий мир»? Ответ запиши.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

Можно дать суммарную оценку выполнения первой и второй частей задания.

  • Высокий уровень – учащиеся дают правильные и точные ответы.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – задание выполнено с ошибками.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся правильно называют не менее 3 крупных рек европейской части России и Сибири, описательно характеризуют их протяженность, полноводность.

  • Низкий уровень – учащиеся называют менее 3 рек России, имеются неточности в географических обозначениях, ответы неполные.

Задание 3

Главная цель данного задания – выявить не работу памяти, а умение учащихся работать с географической картой как источником информации.

  • Высокий уровень – учащиеся называют государства, с которыми Россия имеет сухопутную границу на Западе (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша (граничит с Калининградской областью), Беларусь, Украина).

  • Низкий уровень – ответы неполные, имеют место неточности в обозначении названий географических объектов.

Задание 4

  • Высокий уровень – учащиеся выделяют 5–6 позиций характеристики природной зоны в определенной содержательной последовательности (географическое положение и пр.).

  • Средний уровень – учащиеся выделяют не все важные компоненты характеристики природной зоны.

  • Низкий уровень – ответы неполные, не выдержана содержательная последовательность обозначения важных характеристик природной зоны.

Задание 5

  • Высокий уровень – учащиеся характеризуют до 3 важных факторов необходимости охраны природы тундры или лесной зоны и объясняют последствия нарушения природных связей для экологии региона.

  • Низкий уровень – учащиеся называют 1–2 фактора охраны природы той или иной зоны в ключе долженствования («надо», «необходимо») без объяснения важности этих мер или последствий нарушения природных связей для экологии региона.

Задание 6

  • Высокий уровень – в ответах содержится характеристика истории как науки о прошлом, дается оценка ярких, знаменательных событий становления Российского государства, выдающихся исторических деталей для укрепления могущества нашей Родины; имеют место суждения о значении изучения прошлого для современности.

  • Низкий уровень – в ответах называются некоторые яркие события истории Отечества без их оценочной характеристики.

Задание 7

  • Высокий уровень – ответы достаточно полные с конкретными иллюстративными примерами.

  • Низкий уровень – ответы неполные, суждения на уровне перечисления вещественных источников.

Задание 8

Главным результатом полученных ответов должно быть выявление умения учащихся интерпретировать и обобщать знания, полученные в опыте непосредственного взаимодействия с разными источниками информации (вещественными).

  • Высокий уровень – учащиеся высказывают до 4 содержательных суждений в аспекте поставленной задачи с оценкой их личностной познавательной значимости.

  • Средний уровень – учащиеся дают описание нескольких объектов экспозиции краеведческого музея, оценочная позиция представлена слабо.

  • Низкий уровень – учащиеся называют объекты экспозиции краеведческого музея без оценки их личностно-познавательной значимости.

Задание 9

  • Высокий уровень – учащиеся правильно указывают исторические события по памятным датам, обозначают их в хронологической последовательности на ленте времени.

  • Средний уровень – учащиеся правильно называют исторические события по памятным датам, но неточно выстраивают их в хронологической последовательности на ленте времени.

  • Низкий уровень – учащиеся затрудняются в составлении схемы ленты времени, испытывают большие трудности в организации выполнения задания, нуждаются в поэтапной помощи учителя.