Ирина ТОВПИНЕЦ
Окружающий мир
Программа И.П. Товпинец
Оценка выполнения заданий
При обработке результатов контрольных
работ учитель может использовать уровневую и
балльную оценки. Ответ высокого уровня
соответствует отметке «5», среднего уровня – «4»,
низкого уровня – «3». Практика изучения усвоения
программного материала по курсу «Окружающий
мир» в системе развивающего обучения показывает,
что учащихся, полностью не выполнивших
предлагаемые самостоятельные работы,
практически не бывает, если иметь в виду
нормальное состояние здоровья и самочувствие
ребенка.
При выполнении некоторых заданий не
предусмотрена уровневая оценка, учитель может их
оценить по двухбалльной системе: «выполнено» –
«не выполнено» («правильно» – «неправильно»).
Предлагаемые варианты контрольных работ не
рекомендуется проводить на одном уроке по всем
заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, так
как это приведет к снижению качества ответов.
Дозировку заданий учитель определяет по
собственному усмотрению. Он создает спокойную
доброжелательную обстановку и предоставляет
ученикам необходимое время для выполнения
заданий, в случае необходимости дает
дополнительное время ученикам, фиксируя эти
случаи.
Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Омск здесь" - портала обо всем самом интересном и важном, что произошло, происходит и произойдет в городе Омске и за его пределами. Новости экономики и политики, культуры и спорта, интервью с персонами, мнение которых заслуживает внимания, критические статьи и рассказы о положительном опыте и достижениях, увлекательные видеосюжеты, фоторепортажи и фотоотчеты, заметки увлеченных людей и интересные рассуждения популярных блоггеров -- все это Вы найдете на интернет-страницах сайта omskzdes.ru. Уверены, данный ресурс заинтересует не только омичей и жителей других городов Сибири, но и всех тех, кому не безразлично, что происходит в России и мире.
1-й класс
Что тебя окружает
Задание 1
Составь схему «Окружающий мир». Запиши
названия групп объектов (3–4) в схему.
Учитель дает образец составления
схемы на доске.
Задание 2
Запиши характерные признаки весны,
которые ты наблюдал.
Задание 3
Заполни пропуски:
С наступлением весны перелетные
птицы ______________________________________ .
Многие птицы весной ___________________ и
____________________________________ .
Задание 4
Какие изменения происходят с растениями
весной? __________________________________
Охрана природы
Задание 5
Составь памятку по охране природы.
Заполни пропуски.
Не рви ______________________________.
Не ломай ____________________________.
Не собирай ___________________________.
Не разжигай __________________________.
Правила безопасности дорожного
движения
Задание 6
Составь и запиши правила безопасности
для пешеходов в городских условиях. Заполни
пропуски.
Переходи проезжую часть только при
__________ сигнале светофора.
Переходи проезжую часть по ______________ переходу.
Не перебегай дорогу перед _________________________.
Не играй в мяч или салки на __________________________________.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
раскрывают не менее 3–4 характерных признаков
сезонных изменений природы весной с пояснениями
некоторых природных связей, приводят результаты
личных наблюдений.
Низкий уровень – учащиеся называют
в среднем по 2 признака сезонных изменений
природы весной.
Задание 3
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся
выделяют в среднем по 3 признака особенностей
жизнедеятельности растений весной (распускание
почек, появление листьев на листопадных деревьях
и кустарниках, цветение раннецветущих растений и
пр.).
Низкий уровень – ответы неполные.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся кратко
формулируют правила охраны природы.
Средний уровень – ответы
содержательные, но неполные.
Низкий уровень – ответы неполные.
Задание 6
Высокий уровень – учащиеся
адекватно ситуации формулируют правила
безопасного дорожного движения для пешеходов.
Средний уровень – ответы
содержательные, но неполные.
2-й класс
Планета Земля
Задание 1
Заполни пропуски.
Я видел небесные тела (3–4 примера).
_____________________________________
Звезды – небесные тела, которые __________ свет.
Планеты – небесные тела, которые _________________свет.
Планета, на которой есть жизнь –
_______________________________________.
Луна – ____________________________________________________________.
Задание 2
Сделай рисунок с надписями, как
происходит смена дня и ночи на земном шаре при
его освещении Солнцем. Используй учебник.
Географическая карта
Задание 3
Какие формы поверхности обозначаются на
географической карте?
Отметь, какие формы поверхности ты наблюдал во
время поездок, путешествий.
Ориентирование по карте
Задание 4
Заполни пропуски.
Мой город (село) __________ расположен
__________ от Москвы.
Северный Ледовитый океан расположен ___________ от
Москвы.
Черное море расположено _______________________ от Москвы.
Город Санкт-Петербург расположен __________от Москвы.
Моря Тихого океана расположены________________ от
Москвы.
Примечание. Учитель предлагает
учащимся для выполнения задания обязательно
использовать географическую карту.
Наблюдение погоды
Задание 5
1. Назови характеристики погоды.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Запиши знаками сводку погоды на
текущий день по своим наблюдениям.
Сезонные изменения в природе
Задание 6
Назови, какие изменения происходят в
жизни растений и животных весной.
У растений ________________________
У животных _______________________
Задание 7
Запиши, как размножаются животные.
Звери _______________________________
Птицы _______________________________
Рыбы ________________________________
Насекомые ___________________________
Задание 8
Как нужно ухаживать за комнатными
растениями? (3–4 правила)
Правила безопасности
Задание 9
Назови правила безопасности, которые
важно соблюдать. (3–4 примера)
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – учащиеся дают 5
правильных ответов.
Средний уровень – 4 правильных
ответа.
Низкий уровень – в среднем 3
правильных ответа; имеют место и ошибочные
суждения.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
выполняют схематический рисунок смены дня и ночи
на земном шаре, делают подписи к частям рисунка,
используют учебник.
Низкий уровень – учащиеся
затрудняются выполнить работу самостоятельно,
нуждаются в поэтапной помощи учителя.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся
отмечают более двух видов основных форм земной
поверхности (равнинная, горная), отмечают, что они
наблюдали в природе, и характеризуют их условные
обозначения на карте.
Низкий уровень – учащиеся называют
равнины и горы как основные формы поверхности,
называют их цветовые обозначения на карте.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся дают 5
правильных решений.
Средний уровень – учащиеся дают 4
правильных решения.
Низкий уровень – учащиеся дают 2–3
правильных решения; имеют место неточности
обозначений.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся
выделяют 4 основных фактора характеристики
состояния погоды, адекватно записывают
характеристику погоды знаками и словесными
описаниями.
Средний уровень – ответы неполные.
Низкий уровень – ответы неполные,
имеются неточности в знаковых характеристиках
состояния погоды.
Задание 6
Высокий уровень – учащиеся на 3–4
примерах обосновывают особенности
жизнедеятельности растений, жизни животных в
связи с изменением погодных условий весной.
Средний уровень – учащиеся
обосновывают на 2–3 примерах особенности
жизнедеятельности растений и животных весной.
Низкий уровень – приведены по два
примера жизнедеятельности растений и животных
весной без раскрытия связей живой и неживой
природы.
Задание 7
Высокий уровень – учащиеся дают 4–5
правильных ответа о размножении разных групп
животных, имеют навык демонстрации усвоенной
информации в таблице.
Средний уровень – учащиеся дают 4
правильных ответа, нуждаются в помощи при
оформлении записи в таблице.
Низкий уровень – ответы неполные,
учащиеся нуждаются в помощи при записи данных в
таблицу.
Задание 8
Высокий уровень – учащиеся
называют 3–4 правила ухода за комнатными
растениями, приводят примеры из опыта.
Средний уровень – ответы неполные.
Задание 9
Высокий уровень – учащиеся
обосновывают 4 правила безопасного поведения в
быту, приводят примеры негативных последствий их
несоблюдения.
Средний уровень – учащиеся
обосновывают 2–3 правила безопасного поведения в
домашних условиях.
Низкий уровень – ответы неполные.
3-й класс
Тела и вещества
Задание 1
Назови тела природного происхождения
(3–4 примера).
Назови тела неприродного происхождения (3–4
примера).
Заполни пропуски.
Все тела состоят из одного или
нескольких _______________________________
Вещества находятся в _____________, ______________ состояниях.
Вода в природе
Задание 2
Назови водоемы, которые ты видел во
время поездок, походов, путешествий.
Задание 3
Чем отличается вода в реках и озерах от
воды в морях и океанах?
Задание 4
Какие правила безопасного поведения
надо соблюдать у водоемов?
Воздух
Задание 5
Назови свойства воздуха.
Приведи примеры использования воздуха
человеком.
Полезные ископаемые
Задание 6
Назови группы полезных ископаемых,
приведи по два примера использования различных
видов полезных ископаемых. ______________________
В школе и в семье
Задание 7
Сформулируй и запиши важные для тебя
правила поведения и общения в школе, дома, в
семье.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – учащиеся дают
правильные определения, дополняя неполные
формулировки понятий, приводя примеры тел
природного и неприродного происхождения.
Средний уровень – ответы неполные.
Низкий уровень – ответы неточные,
имеют место ошибки.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
называют 3–4 вида водоемов, которые они видели, в
ответы включаются собственные обозначения
водоемов.
Низкий уровень – учащиеся
перечисляют по три-четыре вида водоемов, в ответы
не включаются непосредственные наблюдения видов
водоемов, которые могли наблюдать дети. Ответы
формализованные.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся
характеризуют качество солености водоемов,
характерное для морей и океанов.
Низкий уровень – учащиеся дают
правильные краткие ответы без пояснений.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся в
свободной форме обосновывают правила
безопасного поведения у водоемов, в ответах
содержится до 3 содержательных суждений.
Средний и низкий уровни – учащиеся
констатируют, что необходимо соблюдение правил
безопасного поведения у водоема, без обоснования
и конкретизации высказанных утверждений.
Задание 5
1.
Высокий уровень – учащиеся
характеризуют 4 и более свойств воздуха с
пояснениями.
Средний уровень – учащиеся
называют до 4 свойств воздуха.
Низкий уровень – учащиеся называют
в среднем 3 свойства воздуха.
2.
Высокий уровень – учащиеся
обосновывают в среднем до 4 значительных для
раскрытия темы примеров использования воздуха
человеком в разных сферах деятельности.
Средний уровень – учащиеся
приводят по 3 примера использования воздуха.
Низкий уровень – в ответах
содержатся 2–3 примера использования воздуха.
Задание 6
Задание предусматривает выявление у
учащихся умений переводить усваиваемую
текстовую информацию в табличную запись,
систематизируя полученные знания.
Высокий уровеньь – учащиеся
самостоятельно включают в таблицу названия всех
3 групп полезных ископаемых (топливные (горючие),
строительные, рудные) и кратко раскрывают
особенности их использования. Ответы включают
4–5 содержательных примеров.
Средний и низкий уровни – учащиеся
нуждаются в помощи при оформлении записи в
таблицу.
В ответах, соответствующих низкому
уровню, содержится до 2 характеристик
использования полезных ископаемых. Учащиеся
затрудняются систематизировать полезные
ископаемые по группам.
Задание 7
Выполнение данного задания следует
оценивать не по количеству суждений, а с позиции
выражения позитивной гуманистической позиции
ученика как его установки в общении и поведении.
Такие ответы можно отнести к высокому уровню
коммуникативного взаимодействия.
4-й класс
Наша страна Россия.
Россия на карте
Задание 1
Заполни пропуски:
Наша страна Россия расположена на
материке ____________________________
По величине территории Россия
_______________________________________
Задание 2
Россию называют страной великих рек.
Поясни это утверждение.
Задание 3
Назови, с какими государствами Россия
граничит на Западе. Используй карту.
Природные зоны
Задание 4
Составь и запиши план характеристики
природных зон.
Задание 5
Назови меры охраны природы тундры или
лесной зоны. (3–4 примера. Учащиеся выполняют один
вариант задания по выбору.)
Уроки истории
Задание 6
Поясни, что изучает история.
Задание 7
Что можно узнать из вещественных
источников изучения истории? Приведи 3–4 примера.
Задание 8
Что нового ты узнал о природе и истории
родного края из экскурсии в краеведческий музей?
Приведи 3–4 примера.
Задание 9
Нарисуй ленту времени и отметь на ней
события, которые произошли в истории России в
следующие годы: 1941–1945, 1147, 1380, 1961, 2005.
Задание 10 (выполняется по желанию)
Поясни, почему важно изучать историю
своей Родины в прошлом и настоящем.
Задание 11 (выполняется по желанию)
Какие ты сделал для себя открытия при
знакомстве в школе с учебным предметом
«Окружающий мир»? Ответ запиши.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Можно дать суммарную оценку выполнения
первой и второй частей задания.
Высокий уровень – учащиеся дают
правильные и точные ответы.
Средний уровень – ответы неполные.
Низкий уровень – задание выполнено
с ошибками.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
правильно называют не менее 3 крупных рек
европейской части России и Сибири, описательно
характеризуют их протяженность, полноводность.
Низкий уровень – учащиеся называют
менее 3 рек России, имеются неточности в
географических обозначениях, ответы неполные.
Задание 3
Главная цель данного задания – выявить
не работу памяти, а умение учащихся работать с
географической картой как источником
информации.
Высокий уровень – учащиеся
называют государства, с которыми Россия имеет
сухопутную границу на Западе (Норвегия,
Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша
(граничит с Калининградской областью), Беларусь,
Украина).
Низкий уровень – ответы неполные,
имеют место неточности в обозначении названий
географических объектов.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся
выделяют 5–6 позиций характеристики природной
зоны в определенной содержательной
последовательности (географическое положение и
пр.).
Средний уровень – учащиеся
выделяют не все важные компоненты
характеристики природной зоны.
Низкий уровень – ответы неполные,
не выдержана содержательная последовательность
обозначения важных характеристик природной
зоны.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся
характеризуют до 3 важных факторов необходимости
охраны природы тундры или лесной зоны и
объясняют последствия нарушения природных
связей для экологии региона.
Низкий уровень – учащиеся называют
1–2 фактора охраны природы той или иной зоны в
ключе долженствования («надо», «необходимо») без
объяснения важности этих мер или последствий
нарушения природных связей для экологии региона.
Задание 6
Высокий уровень – в ответах
содержится характеристика истории как науки о
прошлом, дается оценка ярких, знаменательных
событий становления Российского государства,
выдающихся исторических деталей для укрепления
могущества нашей Родины; имеют место суждения о
значении изучения прошлого для современности.
Низкий уровень – в ответах
называются некоторые яркие события истории
Отечества без их оценочной характеристики.
Задание 7
Высокий уровень – ответы
достаточно полные с конкретными иллюстративными
примерами.
Низкий уровень – ответы неполные,
суждения на уровне перечисления вещественных
источников.
Задание 8
Главным результатом полученных ответов
должно быть выявление умения учащихся
интерпретировать и обобщать знания, полученные в
опыте непосредственного взаимодействия с
разными источниками информации (вещественными).
Высокий уровень – учащиеся
высказывают до 4 содержательных суждений в
аспекте поставленной задачи с оценкой их
личностной познавательной значимости.
Средний уровень – учащиеся дают
описание нескольких объектов экспозиции
краеведческого музея, оценочная позиция
представлена слабо.
Низкий уровень – учащиеся называют
объекты экспозиции краеведческого музея без
оценки их личностно-познавательной значимости.
Задание 9
Высокий уровень – учащиеся
правильно указывают исторические события по
памятным датам, обозначают их в хронологической
последовательности на ленте времени.
Средний уровень – учащиеся
правильно называют исторические события по
памятным датам, но неточно выстраивают их в
хронологической последовательности на ленте
времени.
Низкий уровень – учащиеся
затрудняются в составлении схемы ленты времени,
испытывают большие трудности в организации
выполнения задания, нуждаются в поэтапной помощи
учителя.
|