Нинель ДМИТРИЕВА,
Наталья СЕЛЮНИНА
Окружающий мир
Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
1-й класс
Правильное определение понятий
Задание 1
Подчеркни правильное определение
понятия «природа»:
а) Природа – всё, что окружает
нас.
б) Природа – это растения и животные.
в) Природа – это всё, что существует в
окружающем мире независимо от человека.
Уровни выполнения задания
Узнавание объектов окружающего мира.
Подведение частных понятий под общее.
Задание 2
а) Напиши названия объектов. (Даны
рисунки: ель, лиса, малина, дуб, ёж, щука, муха,
ландыш).
б) Распредели эти объекты на две
группы. Дай название второй группе.
Растения . . . . . . . .
Уровни выполнения задания
а)
4-й уровень – все объекты
узнаны и подписаны;
3-й уровень – не узнаны и не
подписаны 1–2 объекта;
2-й уровень – не узнаны и не
подписаны 3–4 объекта;
1-й уровень – не узнаны и не
подписаны более 4 объектов.
б)
4-й уровень – все объекты
распределены правильно, дано название группы
«Животные»;
3-й уровень – допущена 1
ошибка при распределении объектов, дано название
группы «Животные»;
2-й уровень – допущено 2–3
ошибки при распределении объектов, группа
«Животные» не названа;
1-й уровень – допущено
более 3 ошибок при распределении объектов, группа
«Животные» не названа.
Задание 3
В каждой группе объектов зачеркни
«лишнее» слово. Напиши название группы.
а) Книга, автомобиль, пингвин,
диван.
б) Облако, солнце, камень, оса, река.
Уровни выполнения задания
4-й уровень – правильно
вычеркнуты лишние слова, группы названы верно;
3-й уровень – правильно
вычеркнуты лишние слова, группы не названы;
2-й уровень – допущена 1 ошибка,
группы не названы;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 4
Укажи стрелкой, к какому понятию
относится каждый из этих объектов:
берёза сирень
клён смородина
земляника тюльпан укроп
Кустарник Дерево
Травянистое растение
Уровни выполнения задания
4-й уровень – верно
распределены объекты по группам;
3-й уровень – допущены 1–2
ошибки;
2-й уровень – допущено 3–4
ошибки;
1-й уровень – допущено более 4
ошибок.
Знаешь ли ты свою страну?
Задание 5
Нарисуй и раскрась флаг России.
Уровни выполнения задания
2-й класс
Подведение частных понятий под общее
Задание 1
Даны названия объектов:
Земля, Австралия, Луна, Африка,
Евразия, Северная Америка, Марс.
а) Подчеркни названия материков;
б) допиши недостающие названия материков.
Уровни выполнения задания
4-й уровень – верно подчеркнуты
и дописаны все недостающие названия материков;
3-й уровень – верно подчеркнуты
названия материков и дописано одно недостающее
название;
2-й уровень – допущена 1 ошибка
в подчеркивании материков, недостающие названия
не указаны;
1-й уровень – допущены 2–3
ошибки в подчеркивании материков, недостающие
названия не указаны.
Умение работать с таблицей.
Дифференциация тел и веществ окружающего мира по
их состоянию
Задание 2
Запиши в каждую графу таблицы не менее
3–4 названий веществ.
Вещества |
твердые |
жидкие |
газообразные |
|
|
|
Уровни выполнения задания
4-й уровень – названия веществ
в каждой группе указаны верно;
3-й уровень – допущены 1–2
ошибки;
2-й уровень – допущены 3–4
ошибки;
1-й уровень – допущено более 4
ошибок или таблица не заполнена.
Выделение существенных признаков
понятия
Задание 3
Укажи стрелкой существенные признаки
воздуха.
Воздух |
лёгкий
прозрачный
ароматный
бесцветный
газообразный
без запаха
имеет форму
сжимаем
упругий |
Уровни выполнения задания
4-й уровень – правильно указаны
6 существенных признаков воздуха (прозрачный,
бесцветный, без запаха, газообразный, сжимаем,
упругий);
3-й уровень – правильно указаны
4–5 признаков;
2-й уровень – правильно указаны
3 признака;
1-й уровень – правильно указаны
1–2 признаков.
Установление причинно-следственных
связей
Задание 4
Продолжи предложение:
Смена дня и ночи происходит потому,
что...
Уровни выполнения задания
Умение составлять схемы
Задание 5
Нарисуй схему круговорота воды в
природе. (Дан рисунок, на котором нужно
обозначить стрелками круговорот воды в природе).
Уровни выполнения задания
4-й уровень – задание выполнено
верно;
3-й уровень – на схеме вода
уходит под землю вертикально;
2-й уровень – схема не
закончена: нет подземного движения воды;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Переход от общего понятия к частному
Задание 6
а) Напиши 2–3 названия растений
каждой группы.
1. Водоросли:_________________________.
2. Мхи: ______________________________.
3. Хвойные: ___________________________.
4. Цветковые: _________________________.
5. ?
б) Напиши, какая из групп растений
пропущена.
Уровни выполнения задания
4-й уровень – названия
представителей групп даны верно, выполнен пункт
б;
3-й уровень – допущены 1–2
ошибки;
2-й уровень – допущены 3–4
ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
3-й класс
Подведение частных понятий под
общее
Задание 1
Выпиши из данных названий объектов те,
которые относятся к зоне лесов.
верблюд, ягель, кедр, орешник,
можжевельник, тетерев, земляника, дятел, чайка,
дрофа, сайгак, волк, бурундук, лиса, песец, соболь,
ковыль
Уровни выполнения задания
4-й уровень – задание выполнено
верно;
3-й уровень – допущены 1–2
ошибки;
2-й уровень – допущены 3–4
ошибки;
1-й уровень – допущено 5 или
более ошибок.
Умение составлять схему
Задание 2
Составь схему состава почвы.
Уровни выполнения задания
4-й уровень – верно указаны 6
компонентов (песок, глина, вода, воздух,
органические вещества, минеральные вещества);
3-й уровень – ответ неполный –
пропущены 1–2 компонента;
2-й уровень – допущены ошибки
или названо не более 3 компонентов;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Установление связей внутри природного
сообщества
Задание 3
Составь одну-две цепи питания в
природном сообществе луг.
Уровни выполнения задания
4-й уровень – верно составлены 2
цепи питания;
3-й уровень – верно составлена 1
цепь питания;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Переход в записи информации от одной
знаковой системы к другой
Задание 4
Сделай словесное описание погоды,
используя ее знаковую запись.
Уровни выполнения задания
4-й уровень – дано полное
словесное описание погоды;
3-й уровень – допущены
неточности, словесное описании погоды неполное;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Соотнесение года и века
Задание 5
Заполни таблицу.
Год |
век |
событие |
988
1242
1380 |
|
|
Уровни выполнения задания
4-й уровень – задание выполнено
верно (указан век и историческое событие);
3-й уровень – задание выполнено
частично;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
4-й класс
Твоё государство
Задание 1
1) Перечисли государственные
символы России.
2) Назови главный город региона, в котором ты
живёшь.
3) Какие символы есть у твоего региона?
Уровни выполнения задания
4-й уровень – даны верные
ответы на 3 вопроса;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 2
Назови 2–3 государства-соседа России и
их столицы.
Уровни выполнения задания
4-й уровень – верно указаны
государства и их столицы;
3-й уровень – верно указаны
государства, допущена 1 ошибка в указании столиц;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Раскрытие связи между строением и
функцией органа
Задание 3
Назови самый крупный орган
человеческого тела. Назови его функции (значение
для человека).
Уровни выполнения задания
4-й уровень – задание выполнено
верно (орган – кожа; функции – защита, дыхание,
осязание);
3-й уровень – допущена 1 ошибка
или неточность;
2-й уровень – допущены ошибки;
ответ неполный;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 4
Почему кости черепа соединены
неподвижно, а кости рук имеют подвижное
соединение?
Уровни выполнения задания
4-й уровень – дан правильный
ответ (кости черепа защищают головной мозг;
подвижное соединение костей рук позволяет
выполнять различные движения);
3-й уровень – ответ неполный;
2-й уровень – допущены ошибки в
объяснении;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Подведение частных понятий под общее
Задание 5
Заполни таблицу. Приведи 3–4 примера
каждой группы полезных ископаемых.
Полезные ископаемые |
рудные |
горючие |
строительные |
|
|
|
Уровни выполнения задания
4-й уровень – задание выполнено
верно;
3-й уровень – допущены 1–2
ошибки;
2-й уровень – допущены 3–4
ошибки;
1-й уровень – более 4 ошибок или
таблица не заполнена.
Соотнесение года и века
Задание 6
Укажи век.
34 год –
731 год –
1028 год –
1915 год –
2006 год –
Уровни выполнения задания
4-й уровень – задание выполнено
верно;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3
ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
История России
Задание 7
Расположи исторические события в
хронологическом порядке.
Основание Санкт-Петербурга;
крещение Руси;
первый полёт человека в космос;
Бородинская битва;
Великая Отечественная война;
Куликовская битва.
Уровни выполнения задания
|