Светлана САМЫКИНА
Литературное чтение
В классе одновременно работают все учащиеся.
Текст предоставляется каждому ученику в
отпечатанном виде. Задания и вопросы учитель
читает вслух, потом дети перечитывают их про
себя. При замере скорости чтения учитель дает
первый сигнал спустя несколько секунд после
начала чтения и второй – через минуту после
первого сигнала. Количество знаков в отрывке
подсчитывает учитель. Учащиеся работают в
текстах контрольных работ карандашом.
Для того чтобы дети смогли воспользоваться этими
текстами, их нужно напечатать крупным шрифтом.
1-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
– Ты откуда? Я тебя ушиб? О,
бедная, бедная... Ну, не сердись... Виноват.
Каштанка поглядела на незнакомца сквозь
снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед
собой коротенького человечка с бритым пухлым
лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку.
– Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая
пальцем с её спины снег. – Где твой хозяин? Должно
быть, ты потерялась? Ах, бедный пёсик! Что же мы
теперь будем делать?
Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную
нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила ещё
жалостнее.
– А ты хорошая, смешная! – сказал незнакомец.
Совсем лисица! Ну, что ж, делать нечего, пойдем со
мной. Может быть, ты и сгодишься на что-нибудь...
Ну, фюйть!
Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой,
который мог означать только одно: «Пойдём!»
Каштанка пошла.
(А.П. Чехов)
1. Прочитай текст тихо, вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь,
простым карандашом.
3. Данный текст – отрывок из:
а) рассказа;
б) сказки;
в) научной статьи;
г) научно-популярного рассказа.
4. О незнакомце – герое данного
текста можно сказать так (нужное обведи кружком):
а) он смелый, храбрый, не боится
собак;
б) он очень добрый, отзывчивый человек;
в) он человек равнодушный, думает только о
себе;
г) он злой человек, уводит собаку от хозяина.
5. Подчеркни слова, выражения,
которые помогли тебе выполнить пункт 4 этого
задания.
Анализ стихотворения
Задание 2
Зима сбежала за ворота
Под беспощадный птичий свист.
И вылупился желторотый
Ещё дрожащий мокрый лист.
Он жадно ловит капли света,
Он тоже рад бы засвистать...
Когда-нибудь к исходу лета
И он научится летать.
(М.В. Бородицкая)
1. Прочитай стихотворение тихо,
вполголоса.
2. Как надо читать стихотворение?
а) торжественно;
б) задумчиво, печально;
в) с тревогой в голосе;
г) радостно, бодро.
Обведи правильный ответ кружком.
3. Подчеркни прямой линией строчки,
где поэт о неживом говорит как о живом.
4. Найди рифмы, соедини карандашом
рифмующиеся строчки.
5. Придумай заголовок для
стихотворения. Напиши его.
Можно ли сказать, что в этом
стихотворении весна – звучное время года?
а) да; б) нет.
Подчеркни волнистой линией строчки,
которые помогли тебе ответить на этот вопрос.
Определение стилевой принадлежности
текста
Задание 3
1. Снег, выпадающий из атмосферы,
образует на поверхности нашей планеты снежный
покров, который может сохраняться только в
течение холодного времени года – сезонный
(временный) – или накапливаться в течение
нескольких лет – многолетний (постоянный)
снежный покров.
(Ю.Ф. Флоринская)
2. Я открыл глаза. Белый и ровный
свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну –
за стёклами всё было снежно и безмолвно. В
туманном небе на головокружительной высоте
стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался
желтоватый круг...
Через окно я увидел, как большая серая птица села
на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё
посыпался снег. Птица медленно поднялась и
улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь,
падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
(К.Г. Паустовский)
1. Прочитай текст 1 тихо, вполголоса.
2. Прочитай текст 2 вполголоса.
3. В каком из этих двух текстов чувствуется
присутствие автора, его чувства? Напиши
4. Выбери правильные ответы и обведи буквы
кружком:
а) первый текст – научный;
б) первый текст – литературный,
художественный;
в) второй текст – научный;
г) второй текст – литературный,
художественный.
5. В том тексте, который ты считаешь
научным, подчеркни те слова, которые могут
встретиться только в научном тексте.
6. В том тексте, который ты считаешь
художественным, найди сравнение, подчеркни его.
Уровни выполнения работы
Задание 1
1–2. Темп чтения (при норме 25 слов в
минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 20–25 слов в минуту;
2-й уровень – 15–20 слов.
1-й уровень – менее 15 слов.
3. Правильный ответ – А, это
рассказ.
4–5. Задание на понимание
характера главного героя
Правильный ответ – Б.
Могут быть подчеркнуты фразы:
Я тебя ушиб?
О, бедная, бедная...
Ну, не сердись... Виноват.
Что же ты скулишь? Где твой хозяин?
Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный пёсик!
Что же мы теперь будем делать?
...в голосе незнакомца тёплую, душевную нотку...
А ты хорошая...
... пойдём со мной.
4-й уровень – все задания
выполнены верно;
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, но есть отдельные недочеты
(например, не все указанные фразы подчеркнуты);
2-й уровень – выполнено только
одно из трех последних заданий;
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
Задание 2
Анализ стихотворения: понимание
содержания прочитанного, эмоционально точное
восприятие текста, знание художественных
приемов.
Правильные ответы:
2. Г.
Вариант А не подходит, потому что
сама лексика стихотворения не патетическая, не
торжественная («вылупился», «сбежала»).
3. Подчеркнуты строки:
Зима сбежала...
И вылупился желторотый... лист.
Он жадно ловит...
Он тоже рад бы засвистать...
...он научится летать.
4. Рифмы: ворота – желторотый,
свист – лист, света – лета, засвистать – летать.
5. Удачным может стать заголовок, в
котором отражено время года – весна или
затронута тема – листочек.
6. А.
Подчеркнуты строки:
...под беспощадный птичий свист.
Он тоже рад бы засвистать...
4-й уровень – даны верные ответы
на все вопросы;
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина
заданий;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
Сравнение научного и
художественного текстов.
Правильные ответы:
3. Во 2-м тесте.
4. А, Г.
5. Подчеркнуты слова и фразы:
6. Сравнение «как стеклянный дождь».
4-й уровень – даны верные ответы
на все вопросы;
3-й уровень – даны верные ответы
на два из четырех заданий, не все термины
подчеркнуты;
2-й уровень – дан верный ответ на
один вопрос и подчеркнуты 1–2 фразы, есть ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
2-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
Алёнка взяла красный шарик. И мы
пошли. И вдруг Алёнка говорит:
– Хочешь поносить?
И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу услышал,
что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!
Ему, наверное, хотелось улететь. Тогда я немножко
отпустил ниточку и опять услышал, как он
настойчиво так потягивается из рук, как будто
очень просится улететь. И мне вдруг стало его
как-то жалко: он может летать, а я его держу на
привязи. Я взял и выпустил его. И шарик сначала
даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а
потом почувствовал, что это взаправду, и сразу
рванулся и взлетел выше фонаря.
Алёнка за голову схватилась:
– Ой, зачем, держи!..
И стала подпрыгивать, как будто могла
подпрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и
заплакала:
– Зачем ты его упустил?
Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на
шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как
будто этого хотел всю жизнь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка
смотрела тоже, и многие взрослые останавливались
и тоже задирали головы – посмотреть, как летит
шарик, а он всё летел и уменьшался.
...Мы шли и молчали, и всю дорогу я думал, как это
красиво, когда весна во дворе, и все нарядные и
весёлые, а в чистое, синее небо улетает от нас
красный шарик... И ещё я думал, как жалко, что я не
могу это всё рассказать Алёнке. Я не сумею
словами, и если бы сумел, всё равно Алёнке бы это
было непонятно: она ведь маленькая. Вот она идёт
рядом со мной, и вся такая притихшая, и слёзы ещё
не совсем просохли у неё на щеках. Ей, небось, жаль
своего шарика.
И мы шли так с Алёнкой до самого дома и молчали, а
возле наших ворот она сказала:
– Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё
один шарик... чтоб ты его выпустил.
(По В. Драгунскому)
1. Прочитай текст тихо, вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь,
простым карандашом.
3. Определи жанр текста, из которого взят этот
отрывок, правильный ответ обведи кружком.
а) авторская сказка;
б) рассказ;
в) научно-популярный рассказ;
г) народная бытовая сказка.
4. Подчеркни прямой линией строчки,
где главный герой (Дениска) рассказывает, почему
он выпустил шарик.
5. Аленка согласилась бы купить еще
один шарик, чтобы выпустить его. Как ты думаешь,
почему? Обведи кружком правильный ответ:
а) она не жадная, ей ничего не жалко
для друга;
б) ей интересно само явление: почему шарик
полетел вверх;
в) она увидела, что это необыкновенно
красиво: красный шарик в синем небе;
г) она жалеет шарики и отпускает их на волю.
6. Что можно сказать о Денисе, о его
характере, прочитав этот текст? Выдели
правильный ответ:
а) он эгоистичен, думает только о
своих развлечениях;
б) он очень смелый и решительный человек;
в) он мечтатель и фантазер;
г) он наблюдательный, любит все живое.
Определение стилевой принадлежности
текста
Задание 2
1. Я всегда любил природу
Алтайского края. Вот и этим летом решил
отправиться в Белокуриху – небольшой курорт в
предгорьях Алтая, знаменитый целебной водой.
Когда-то я уже бывал в этих краях. Как сейчас
помню недостроенную плотину на горной речушке
Безымянке, в трёх километрах от Белокурихи. Я жил
в низкой избе, прижатой горами к самой речушке.
Безымянка лила прозрачные водопады, бормотала в
камнях, должно быть, сердилась на тесноту. И над
ней низко, как заботливые няньки, нависали кусты
– ежевика, дикая малина и облепиха, – так что не
прорвёшься к воде.
2. Речная долина – пространство,
образованное разнообразной деятельностью рек.
Долина состоит из русла, поймы (затопляемой части
реки) и надпойменных террас. Река с её притоками
образует речную систему. Территорию, с которой
вода стекает в реку, называют бассейном реки.
(Из энциклопедии)
1. Прочитай тексты 1 и 2 тихо,
вполголоса.
2. В каком из текстов ощущается
присутствие автора, его чувства и мысли? Обведи
нужный ответ:
а) в первом;
б) во втором.
3. Выбери правильные ответы и обведи
буквы кружком:
а) первый текст – научный;
б) первый текст – литературный,
художественный;
в) второй текст – научный;
г) второй текст – литературный,
художественный.
4. В том тексте, который ты считаешь
научным, подчеркни те слова, которые могут
встретиться только в научном тексте.
5. В том тексте, который ты считаешь
художественным, подчеркни сравнение волнистой
линией, а олицетворение – прямой чертой.
Анализ стихотворения
Задание 3
Зацепилось солнце за сосну,
Уронило в снег лучей охапку;
Проходил медведь, сложил их в шапку.
Рыжий мех у шапки был худой,
Снег под ней растаял, стал водой,
Той воды берёзка напилась,
С перелётным ветром обнялась.
Ни покоя ей теперь, ни сна –
Так и началась в лесу весна!
(С.А. Островой)
1. Прочитай стихотворение тихо,
вполголоса.
2. Соедини карандашом рифмующиеся
строчки.
3. О чем это стихотворение?
а) о зимовье зверей;
б) о снеге;
в) о весне;
г) о жизни медведя в лесу.
4. Какие строчки показались тебе
самыми красивыми? Подчеркни их волнистой линией.
5. Найди прием олицетворения в
стихотворении. Подчеркни нужные строки прямой
линией.
Уровни выполнения работ
Задание 1
Проверка техники чтения. Темп чтения
(при норме 50 слов в минуту)
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 40–50 слов;
2-й уровень – 30–40 слов;
1-й уровень – менее 30 слов.
Умение анализировать рассказ –
понимать характеры героев
3. Б.
4. Подчеркнуты строки:
И сразу услышал, что шарик
тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему,
наверное, хотелось улететь. Тогда я немножко
отпустил ниточку и опять услышал, как он
настойчиво так потягивается из рук, как будто
очень просится улететь. И мне вдруг стало его
как-то жалко: он может летать, а я его держу на
привязи. Я взял и выпустил его.
5. В.
6. В.
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 2
Умение отличать научный текст от
художественного
2. А.
3. Б, В.
4. Подчеркнуты слова, указывающие на
принадлежность второго текста к научному:
«речная долина», «пространство, образованное
разнообразной деятельностью рек», «русло»,
«пойма», «затопляемая часть реки», «надпойменные
террасы», «речная система», «бассейн реки».
5. Сравнение: «как заботливые
няньки».
Олицетворение: «Безымянка... бормотала
в камнях, сердилась на тесноту».
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
Анализ стихотворения: умение
понимать поэтическое слово, видеть его красоту,
находить рифмы
2. Найдены рифмы: охапку – шапку,
водой – худой, напилась – обнялась, сна – весна;
3. В.
4. Могут быть подчеркнуты любые
строчки;
5. «Зацепилось солнце, уронило лучей
охапку...», «той воды берёзка напилась, с
перелётным ветром обнялась».
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
3-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
Баба Яга
(Русская народная сказка)
Баба Яга отошла, а девочка дала коту
ветчину и спрашивает:
– Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
– Вот тебе гребешок и полотенце, – говорит
кот, – возьми их и убеги; за тобой будет гнаться
Баба Яга, ты приклони ухо и, как заслышишь, что она
близко, брось сперва полотенце – сделается
широкая-широкая река; если Баба Яга перейдёт
через реку и станет догонять тебя, ты опять
приклони ухо к земле и, как услышишь, что она
близко, брось гребешок – сделается
дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже никак
не пролезет, не проберётся!
Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала;
собаки хотели её рвать – она бросила им хлебца, и
они её пропустили; воротца хотели захлопнуться –
она подлила им под пяточки маслица, и они её
пропустили; берёзка хотела ей глаза выстегать –
она её ленточкой перевязала, и та её пропустила. А
кот сел за кросна и ткёт; не столько наткал,
сколько напутал. Баба Яга подошла к окну и
спрашивает:
– Ткёшь ли, племяннушка, ткёшь ли, милая?
– Тку, тётка, тку, милая! – отвечает грубо кот.
Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка
ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не
выцарапал девочке глаза.
– Я тебе сколько служу, – говорит кот, – ты мне
косточки не дала, а она мне ветчинки дала.
1. Прочитай отрывок из сказки тихо,
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где читаешь, простым карандашом.
3. Какие черты народной волшебной
сказки можно обнаружить в этом фрагменте? Обведи
кружком нужные буквы:
а) троекратные повторы (трижды
происходят какие-то события);
б) древние представления о мировом дереве;
в) существование волшебного помощника;
г) существование «чужого», волшебного
мира;
д) существование волшебных предметов.
4. Подчеркни те фрагменты текста,
которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над
каждым фрагментом поставь соответствующую ему
букву.
5. Вспомни и запиши названия сказок,
в которых герой убегает из волшебного мира,
спасаясь от преследователей.
Анализ стихотворения
Задание 2
Лес осенью
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
(А. Твардовский)
1. Прочитай стихотворение тихо,
вполголоса.
2. Как лучше читать стихотворение?
А) тихо, задумчиво, задушевно;
Б) трагически, с грустью и печалью;
В) весело, задорно, с торжеством в голосе;
Г) ласково, с любовью.
3. О каком времени года пишет автор: о
весне, о лете, об осени? Подчеркни правильное.
4. Как ты считаешь: герой видит лес
издали или идёт по осеннему лесу, вглядываясь в
детали? Подчеркни строки, подсказавшие тебе
правильный ответ.
5. Придумай свое название для
стихотворения. Напиши его.
6. Соедини карандашом рифмующиеся
строчки.
Определение стилевой принадлежности
текста
Задание 3
Я долго сижу в лодке. Вижу, как
солнышками всплывают кувшинки. Тотчас являются
стрекозы, трещат крылышками.
«Ка-а-ар!» – очнувшись от дрёмы, ахнул, удивившись
красоте, древний ворон. Всё то же, как всегда:
солнце, река, сосны, стрекозы, – но удивительно!
Разбежался, покатился по колючим вершинам
мальчишка-ветер, покатился за лесом поезд, и из
этого гула родился и пал на реку звенящий хор
детских голосов. Прибежали купаться хозяева
лета.
(В. Бахревский)
1. Прочитай отрывок из произведения
тихо, вполголоса.
2. О каком времени года пишет автор: о
ранней весне, о лете, о ранней осени? Подчеркни
правильное.
3. Определи жанр этого текста:
а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ.
4. Найди олицетворения в тексте,
подчеркни волнистой линией.
5. Кого В. Бахревский называет
хозяевами лета? Запиши свой ответ.
Уровни выполнения работ
Задание 1
Проверка техники чтения. Темп чтения (при
норме 70 слов в минуту)
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 60–70 слов;
2-й уровень – 50–60 слов;
1-й уровень – менее 50 слов.
Понимание содержания, жанровой
специфики сказки
4-й уровень – даны ответы на все
вопросы (обнаружены характерные особенности
волшебной сказки: повторы (трижды девочке
препятствуют убежать от Бабы Яги); в роли
волшебного помощника выступает кот; действие
происходит в волшебном, «чужом» мире; волшебные
предметы – полотенце и гребешок. Названы сказки,
где герой или герои убегают из волшебного мира:
«Гуси-лебеди», «Морской царь и Василиса
Премудрая» «Разбойники» и др.);
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты,
например не указана одна из черт волшебной
сказки;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 2
Анализ стихотворения: понимание
прочитанного, выбор интонации
Важно, чтобы дети уловили задушевную,
задумчивую интонацию этого стихотворения об
осени. Отметили, что герой идет по лесу, наблюдает
за его жизнью, поэтому могут быть подчеркнуты
разные строки, но в первую очередь – «треснет
мелкий обломившийся сучок», «стала ель в лесу
заметней, бережет густую тень», «подосиновик
последний сдвинул шапку набекрень», то есть те
детали, которые видишь, шагая по лесу. Рифмы:
верхушек – опушек, синева – листва, мелкий –
белка, сучок – прыжок, заметней – последний, тень
– набекрень. В заголовках, придуманных детьми,
должна прозвучать тема осени.
4-й уровень – даны ответы на все
вопросы;
3-й уровень – даны ответы на три из
пяти вопросов;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
Знание особенностей художественного
текста, умение узнавать выразительные средства
литературы
Важно, чтобы дети определили жанр
текста – рассказ, тему – удивительный летний
день, узнали в хозяевах лета самих себя (детей,
школьников); отыскали олицетворения, делающие
текст живым, красивым: «...ахнул, удивившись
красоте, древний ворон», «разбежался, покатился
по колючим вершинам мальчишка-ветер».
4-й уровень – даны ответы на все
вопросы;
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
4-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
Заколдованная королевна
(Русская народная сказка)
Поворотил солдат к замку, въехал во
двор, лошадь на конюшню поставил, а сам в палаты
пошёл...
Вдруг входит медведица:
– Не бойся меня, добрый молодец, ты на добро
сюда попал: я не лютая медведица, а красная девица
– заколдованная королевна. Если ты устоишь да
переночуешь здесь три ночи, то колдовство
рушится – я сделаюсь по-прежнему королевною и
выйду за тебя замуж.
Солдат согласился, а медведица ушла, и остался он
один. Тут напала на него такая тоска, что на свет
бы не смотрел, а чем дальше – тем сильнее; если б
не вино, кажись бы, одной ночи не выдержал!
На третьи сутки до того дошло, что решился солдат
бросить всё и бежать из замка; только как ни
бился, как ни старался – не нашёл выхода. Нечего
делать, поневоле пришлось оставаться.
Переночевал и третью ночь, а поутру является к
нему королевна красоты неописанной, благодарит
его за услугу и велит к венцу снаряжаться. Тотчас
они свадьбу сыграли и стали вместе жить, ни о чём
не тужить.
Через сколько-то времени вздумал солдат об своей
родной стороне, захотел там побывать; королевна
стала его отговаривать:
– Оставайся, друг, не езди: чего тебе здесь не
хватает?
Нет, не смогла отговорить. Прощается она с мужем,
даёт ему мешочек – сполна семечками насыпан – и
говорит:
– По какой дороге поедешь, по обеим сторонам
кидай это семя: где оно упадёт, так в ту же минуту
деревья повырастают; на деревьях станут дорогие
плоды красоваться.
1. Прочитай отрывок из сказки тихо,
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где читаешь, простым карандашом.
3. Какие черты народной волшебной
сказки можно обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) древние представления о мировом дереве;
в) действия волшебного помощника;
г) наличие волшебного предмета;
д) тотемизм (вера древних в то, что человек
произошел от животных).
4. Подчеркни те фрагменты текста,
которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над
каждым фрагментом поставь соответствующую ему
букву.
5. Встречались ли тебе в других
сказках заколдованные царевны, превращённые в
животных, птиц? В каких? Напиши.
Анализ стихотворения
Задание 2
Лицо коня
Животные не спят. Они во тьме ночной
Стоят над миром каменной стеной.
Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
Мы услыхали бы слова,
Слова большие, словно яблоки,
Густые, как мёд или крутое молоко,
Слова, которые вонзаются, как пламя,
И, в душу залетев, как в хижину огонь,
Убогое убранство освещают,
Слова, которые не умирают
И о которых песни мы поём.
(Н. Заболоцкий)
1. Прочитай стихотворение тихо,
вполголоса.
2. Как лучше читать стихотворение?
а) негромко, задушевно;
б) однотонно, печально, трагически;
в) спокойно, ласково, с умилением;
г) весело, задорно, с торжеством в голосе.
3. Какими мыслями, переживаниями
делится с нами лирический герой стихотворения?
Выбери правильные ответы:
а) лошади – умные и необыкновенно
красивые животные;
б) надо беречь и охранять живую природу;
в) жаль, что лошади не умеют говорить;
г) надо бережно ухаживать за домашними
животными.
4. Найди выделенные в тексте слова.
Как называется этот литературный прием? Запиши
его.
Отыщи в тексте примеры использования
этого приема и подчеркни прямой линией.
5. Перечитай последние 8 строк
стихотворения. О чем, на твой взгляд, заговорил бы
конь? Напиши.
Определение стилевой принадлежности
текста
Задание 3
Илинька Грап был сыном бедного
иностранца, который когда-то жил в поместье у
моего деда.
Мы не были дружны с Илинькой и обращали на него
внимание только тогда, когда хотели посмеяться
над ним.
Илинька Грап был мальчик лет тринадцати, худой,
высокий, бледный, с птичьей рожицей и
добродушно-покорным выражением. Он был очень
бедно одет... Когда я теперь вспоминаю свои
детские годы, я нахожу, что Илинька был очень
услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он
мне казался презренным существом.
Однажды мы начали возиться и щеголять друг перед
другом разными гимнастическими штуками. Илинька
с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и,
когда ему предлагали попробовать то же,
отказывался, говоря, что у него совсем нет сил.
– Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не
хочет показать? Что он за девочка... непременно
надо, чтобы он встал на голову! – сказал Сережа и
взял его за руку.
– Непременно, непременно на голову! –
закричали мы все, обступив Илиньку, который в эту
минуту заметно испугался и побледнел, схватили
его за руку и повлекли за собой.
– Пустите меня, я сам! Курточку разорвете! –
кричала несчастная жертва.
Мы помирали со смеху; зелёная курточка трещала на
всех швах.
Двое старших ребят нагнули ему голову и
поставили на пол; я и Серёжа схватили бедного
мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в
разные стороны, засучив ему панталоны до колен, с
громким смехом вскинули кверху...
Я решительно не могу объяснить себе жестокости
своего поступка... Куда девалось чувство
сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать
навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка
или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор...
(По Л. Толстому)
1. Прочитай отрывок из произведения
тихо, вполголоса.
2. Определи жанр этого текста:
а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ;
г) басня.
3. Кто является рассказчиком этой
истории?
а) мальчик – участник этой сцены;
б) Сережа;
в) Илинька Грап;
г) дед одного из ребят, владелец поместья.
4. Найди в тексте слова, фразы,
характеризующие Илиньку, и подчеркни их прямой
линией.
Изменилось ли у рассказчика отношение к Илиньке
спустя годы? Найди соответствующие фразы и
подчеркни их волнистой линией.
5. Какую мысль хотел донести до нас
автор, описывая эту сцену?
а) некоторые детские игры очень
полезны для здоровья;
б) дети могут быть жестоки и только спустя
время осознают это;
в) нельзя быть таким слабым, как Илинька Грап;
г) детям надо заниматься спортом.
Уровни выполнения работ
Задание 1
Проверка техники чтения. Темп чтения
(при норме 90 слов в минуту)
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 80–90 слов;
2-й уровень – 70–80 слов;
1-й уровень – менее 70 слов.
Понимание содержания, жанровой
специфики сказки
4-й уровень – даны ответы на все
вопросы. Обнаружены характерные особенности
волшебной сказки: магические числа (три дня
солдат жил один в замке), у героя есть волшебный
помощник – королевна; есть волшебный предмет –
мешочек с семечками; превращение медведицы в
королевну – отголосок тотемистических
представлений. В данном фрагменте нет
представлений о мировом дереве. Отвечая на пятый
вопрос, дети могут вспомнить, что в других
сказках («Царевна-лягушка», «Морской царь и
Василиса Премудрая», «Белая уточка»,
«Царевна-змея») героиня тоже превращается в
птицу, животное);
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты,
например не указана одна из черт волшебной
сказки;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 2
Анализ стихотворения: понимание
прочитанного, выбор интонации, знание
литературных приемов
2. А; 3. А, В;
4. Сравнение; другие сравнения:
«каменной стеной» (не обязательно, чтобы дети
указали это сравнение), «словно яблоки», «как
пламя», «как в хижину огонь».
5. Дети могут указать любую
«высокую» тему: о Родине, о любви, о подвигах, о
прекрасном;
3-й уровень – даны ответы на три из
четырех вопросов;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
Понимание художественного текста,
знание его особенностей
Рассказчик, мальчик, участник этой
сцены,– вспоминает о детстве спустя годы. Его
отношение к Илиньке меняется. В детстве он видит
его так: «мальчик лет тринадцати, худой, высокий,
бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным
выражением. Он был очень бедно одет... он мне
казался презренным существом».
Спустя годы: «я нахожу, что Илинька был
очень услужливый, тихий и добрый мальчик».
4-й уровень – даны ответы на все
вопросы;
3-й уровень – в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина
задания;
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
|