Наталья НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА
Русский язык
Программа Н.В. Нечаевой
1-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней
характеристики, связности устной речи см. в
разделе «Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, словарный запас,
переключение от одного слова к другому
(дополнительные сведения об орфографической
зоркости)
Задание 1
а) Задумай звук. Назови три слова, в
которых этот звук был бы в начале. Запиши их.
Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
б) Задумай звук. Назови три слова, в
которых этот звук был бы в конце. Запиши их.
Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
Оцениваются:
1) Количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.
Орфографические ошибки в записи слов
при выполнении данного задания не учитываются.
Однако самостоятельное записывание слов может
дать дополнительные сведения о сформированности
графических умений, об орфографической зоркости:
пишет опасные места наугад, делает пропуск или
спрашивает о написании учителя.
Соотнесение печатного и письменного
шрифтов, комбинаторные способности, знание
алфавита, различение мягких и твердых согласных
звуков и их букв
Задание 2
а) Запиши буквы письменным шрифтом
в алфавитном порядке.
т щ а ю о л п б р
Примечание. При проведении
контрольных работ на написание диктанта
отводится один урок. Проверочные работы
выполняются в течение нескольких уроков. Эти
работы не обязательно проводить за одну неделю.
Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут урока в
зависимости от уровня сложности заданий и уровня
подготовки вашего класса. |
б) Составь из выписанных букв как
можно больше слов. Можно использовать не все
буквы, буквы можно повторять.
в) В составленных словах отметь
зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и
синим – буквы твердых согласных звуков.
Оцениваются:
1) Количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.
Проверка орфографической зоркости
Задание 3*
Возможные формулировки задания:
1) подчеркни в словах все орфограммы;
2) подчеркни все опасные места.
Задание может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах, а также на любых
текстах похожей сложности.
Пример текста:
Живёт в зоопарке чистюля
енот,
Немытую пищу он в рот не берёт.
(И. Токмакова)
Оценивается полнота выполнения
задания.
Списывание текста
Задание 4
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является определение
средних результатов домашней и классной работ за
последнюю неделю или две в зависимости от
конкретных обстоятельств.
Фиксируются следующие недочеты: количество
пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков,
количество искажений и замен букв, большая буква
в начале предложения, количество исправлений.
При списывании теряет смысл выделение изученных
и неизученных орфограмм.
Все ошибки такого рода фиксируются как искажение
замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием правильно
его списать, например: спиши текст.
Примеры текстов:
Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи!
(16 слов)
(С. Маршак)
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на ужин!»
(30 слов)
(М. Бородицкая)
После списывания возможны и другие
задания, например: а) сверь свой текст с
текстом на доске, исправь ошибки, если они есть; б)
в первых строчках подчеркни буквы мягких
согласных звуков (вариант: в словах первых двух
строчек поставь ударение или подчеркни
орфограммы).
Списывание может быть и
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания, например
грамматического, или при восстановлении
деформированного текста (см. задания 7, 8).
Оценка списывания
4-й уровень – переписывает
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки
или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3–4
ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3
исправления;
1-й уровень – работа показывает
значительные затруднения ученика при
списывании.
Выявление готовности к усвоению
орфографической темы следующего года обучения:
проверяемые безударные гласные в корне
Задание 5
Выпиши только родственные
(однокоренные) слова.
Примеры слов:
случай, чай, чайка, чайник, чаинки,
чашка;
берег, берлога, берет, бережок, бережливый,
берёт, побережье, сберегу
В выписанных словах поставь знак
ударения.
Подчеркни буквы безударных гласных.
Оцениваются полнота и
правильность выполнения.
Орфографический диктант
Задание 6
Проверяются правописание гласных
после шипящих, написание имен собственных с
большой буквы, оформление предложения.
Находка
Летом малыши пошли в лес.
Юра и Ольга зашли в чащу. Оля села на пенек.
Мальчик увидел ёжика. Ребята взяли ёжика домой.
Дети рады.
(25 слов)
Грамматические задания
1. В словах первого предложения поставь
ударение.
2. Во втором предложении подчеркни буквы,
обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши слова третьего предложения, разделяя их
для переноса.
Составление предложений из данных слов
Задание 7
Из данных слов составь как можно
больше предложений.
щенок пластилин из лепить Яша
Назначение задания. Выявить
уровень усвоения учениками понятий
«предложение», «слово», способность к поиску
разных вариантов словесного выражения мысли
(комбинаторные возможности). Количество
вариантов связано с изменением порядка слов, с
изменением и без изменения их форм (например: Яша
слепил из пластилина щенка. Яша и щенок лепят из
пластилина. Яшу и щенка слепили из пластилина.
Щенок слепил из пластилина Яшу.), с выходом на
повествовательные и вопросительные предложения,
с изменением формы глагола и с подбором
родственного слова (лепят, слепил, вылепит, ...).
Оценка составления предложений
Оценивается только количество
правильно составленных предложений.
Орфографические ошибки не учитываются.
4-й уровень – составлено не меньше
4 вариантов предложений;
3-й уровень – составлено 2–3
предложения;
2-й уровень – составлено 1
предложение;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Восстановление деформированного
текста
Задание 8
Она сжала лапки.
Не сиди близко, птичка!
Села около кошки птичка.
Кошки очень хитры.
Спала кошка на крыше.
(18 слов)
Оценка составления текста
4-й уровень – все логико-смысловые
связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей
установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей
установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор
предложений.
Кроме этих заданий, повторите задания,
которые вы проводили в начале учебного года,
выявляя уровень готовности к обучению русскому
языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения
ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой
«Обучение грамоте»). Результаты сравнения
покажут абсолютный прирост в развитии
предпосылок продуктивного усвоения русского
языка.
2-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней характеристики,
связности устной речи см. выше в разделе
«Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество освоения
орфоэпии и графики
Задание 1
а *) Напиши по законам русского
языка.
Се[в]одня, коне[ш]но,[ш]то, че[в]о,
ле[с]ница
б) Запиши слова, в которых
количество букв совпадает с количеством звуков.
иней, ягода, собака, праздник, аллея
Проверка орфографической зоркости
Задание 2*
Прочитай, произнеси, как мы обычно
говорим. Далее возможны разные формулировки: 1)
подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все
опасные места. Задание может быть
самостоятельным, а может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах.
Примеры текстов:
У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
(Е. Благинина)
— Хорошо листьям шелестеть
на веточках, — вздохнула одна
травинка.
Водоросль чувствует
себя лучше, чем рыба в воде!
(В. Хмельницкий)
Оценивается полнота выполнения
задания.
Формулировка задания может быть
другой: дать слова, в которых пропущены буквы
звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной
позициях. Ученик должен распределить эти слова в
две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с
пропущенной буквой, которая не является
орфограммой.
В...тер, з...лёный, зап...д, серд...е,
шар..., тро...ейбус, поми...ор, ...зык, здра...твуй
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является определение
средних результатов этого вида домашней и
классной работ за последнюю неделю или две – в
зависимости от конкретных обстоятельств.
Фиксируются недочеты (см. с. 4, задание 4).
Списывание может быть преднамеренным,
когда предъявляется текст с прямым заданием –
правильно его списать, после чего возможны и
другие задания.
Пример текста:
Талая Вода
В пруд сбегала Талая Вода, и он
подумывал: «Не стать ли Озером?»
В Озеро тоже сбегала Талая Вода, и оно думало: «Не
стать ли морем?»
Когда Талая Вода сбегала в Море, Море собиралось
стать Океаном.
И только когда в него сбегала Талая Вода, думал о
том, что вот — Весна пришла...
(54 слова)
(В. Хмельницкий)
Задания после списывания
а) Сверь твой текст с текстом на
доске, в первом предложении исправь ошибки, если
они есть.
б) Выпиши из текста одно
существительное мужского рода, одно
существительное женского рода и одно среднего
рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное.
Обозначь их.
Списывание может быть и
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания, например
грамматического (см. задание 4), или при
восстановлении деформированного текста (см.
задание 7).
Оценка списывания
4-й уровень – переписывает
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки
или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены а) 3–4
ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3
исправления;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности ученика при списывании.
Диктант с его последующим
орфографическим проговариванием
Задание 4 (диктант)
Проверяются правописание Ь и Ъ,
отсутствие Ь в сочетаниях Ч и Щ
с другими согласными, правописание гласных после
шипящих, проверяемых безударных гласных, парных
согласных, непроизносимых согласных, оформление
предложения.
Порядок работы: 1) написание
диктанта, который учитель диктует по
орфоэпическим нормам; 2) самостоятельная
проверка учениками, исправление ошибок, если они
есть; 3) орфографическое проговаривание диктанта
учителем по отдельным предложениям с
одновременной проверкой работ учениками.
Исправления вносятся карандашом другого цвета.
Диктант оценивается двумя
отметками: первая фиксирует реальную
грамотность, вторая – умение ученика сверять
совпадающий звуковой и буквенный облик слова при
его орфографическом проговаривании.
У весны много вестников.
Кричат грачи, звенит капель, появляются
лужи. Еще бывают ненастные дни и легкие
заморозки по ночам. Но весна не отступает.
Светит солнце. На деревьях набухают почки.
На подъёмах пробивается травка. Игорь
и Илья смастерили скворечник. Все рады весне.
(41 слово)
Грамматические задания
1. Подчеркни грамматическую основу
предложения в 6-м предложении.
2. В этом же предложении укажи части речи.
Понимание лексической сочетаемости
слов
Задание 5
Впиши в данные предложения подходящие
по смыслу слова.
Выбирай: бедный, убогий, скудный.
Жил (какой?) старик в (какой?)
лачуге.
(Каким?) был его ужин.
Составление предложений из данных слов
Задание 6
Из данных слов составь как можно
больше предложений. Можно изменять форму слов и
использовать служебные слова.
молоко Мурзик любить Света
Количество вариантов связано с
изменением порядка слов, с изменением и без
изменения их форм (например: Света любит
Мурзика. Мурзик любит молоко. Света и Мурзик
любят молоко. Мурзик любит Свету и молоко. Света
любит Мурзика или молоко?), с выходом на
повествовательные и вопросительные предложения,
с изменением формы глагола и с подбором
родственного слова.
Оценка составления предложений
4-й уровень – составлено не меньше
4 вариантов предложений;
3-й уровень – составлено 2–3
предложения;
2-й уровень – составлено 1
предложение;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Восстановление деформированного
текста
Задание 7
Сначала он сделал модель самолета.
Первый в мире самолет был построен в России в 1882
году.
Управлять этим самолетом оказалось трудно.
Он упал на землю и разбился.
Изобрел и построил его Александр Федорович
Можайский.
Через пять лет на самолете Можайского поднялись
в воздух.
(43 слова)
Оценка составления текста
4-й уровень – все логико-смысловые
связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей
установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей
установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор
предложений.
3-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки:
1) внешней характеристики;
2) связности устной речи (см. выше в разделе
«Обучение грамоте»).
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество освоения
орфоэпии и графики
Задание 1
а)* Первичное усвоение вариантов
произношения согласного перед буквой е.
Выпиши те слова, в которых выделенный звук
обозначает мягкий согласный звук.
бутерброд, крем, детектив,
музей, кафе, текст, реклама
б) Запиши слова, в которых количество
букв совпадает с количеством звуков.
адрес, метель, герой, барьер, овёс,
союз
Проверка орфографической зоркости*
Задание 2
«Прочитай так, как мы обычно говорим».
Далее возможны разные формулировки задания:
1) подчеркни все орфограммы;
2) подчеркни все опасные места. Задание может быть
самостоятельным, а может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах.
Примеры текстов:
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями,
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
(К. Чуковский)
Однажды Улитка свернулась
калачиком, и ей это так понравилось,
что она и домик себе построила
– калачиком, и ходить научилась,
свернувшись калачиком,
и есть, и, конечно спать...
(В. Хмельницкий)
Оценивается полнота выполнения
задания.
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является сведение в
таблицу средних результатов этого вида домашней
и классной работы за последнюю неделю или две
недели – в зависимости от конкретных
обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием: правильно
его списать, после чего возможны и другие
задания. Пример текста для списывания:
Жарким днем
Жаркий солнечный день. Солнце в
зените, лето в разгаре...
И вдруг откуда-то сверху – Птичье Перо...
Птичье Перо падало, кружась, как лист.
— Еще недавно я было Птицей! — пело Перо. Перо
пело, посвистывая на поворотах: — Я летало под
облаками! — гордилось Перо. — А Листья, они такие
обыкновенные... я на них всего лишь похоже.
— Совсем чуть-чуть, — кивали привыкшие к разным
свистунам Листья. И продолжали отбрасывать
прохладную и такую желанную тень.
(72 слова)
(В. Хмельницкий)
Задание после списывания:
а) сверь твой текст с текстом на
доске, исправь ошибки, если они есть;
б) выпиши одно имя существительное, один
глагол, одно имя прилагательное; любое из этих
слов разбери как часть речи.
Списывание может быть и
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания, грамматического или
при восстановлении деформированного текста.
Оценка списывания:
4-й уровень – переписано
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены отдельные
(1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;
2-й уровень –
а) 3–4 ошибки или 4 исправления;
б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности ребенка при списывании.
Выявление уровня усвоения морфемного
состава слов
Задание 4
Соотнеси данные слова с
соответствующими им схемами.
город участок запись листик пешеход
лесостепь
Оценка выполнения задания
4-й уровень – правильно
установлен морфемный состав 5 слов;
3-й уровень – правильно
установлен морфемный состав 4 слов;
2-й уровень – правильно
установлен морфемный состав 3 слов;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности в усвоении морфемного
состава слова.
Диктант
Задание 5
Диктант с его последующим
орфографическим проговариванием с целью
проверки (проверяется правописание гласных
после шипящих, правописание Ь, усвоение
проверяемых и непроверяемых безударных гласных,
парных согласных, непроизносимых согласных,
раздельное написание предлогов, союзов,
написание имен собственных, оформление
предложения).
Порядок работы: написание
диктанта, который учитель диктует по
орфоэпическим нормам (слова с выделенными
орфограммами проговариваются орфографически);
его самостоятельная проверка учениками,
исправление ошибок, если они есть (правильные
исправления, самостоятельно сделанные учеником,
за ошибку не считаются); орфографическое
проговаривание всего текста диктанта учителем
по отдельным предложениям с одновременной
проверкой работ учениками (исправления вносятся
карандашом другого цвета).
Оценивается диктант двумя
уровнями: первый фиксирует реальную грамотность,
второй – умение ребенка сверять совпадающий
звуковой и буквенный облик слова при его
орфографическом проговаривании.
Пригревает весеннее
солнце. На лесной поляне тает снег. Опустели
зимние квартиры в старом пне. Проснулась,
выбралась из норки ящерка. Вылез еж. Он
помылся, почистился, побежал по поляне
искать еду. Ожил под теплым солнышком
огромный лесной дом-муравейник. С раннего
утра хлопочут муравьи. Они несут то травинку,
то сосновую иголку. Подлетели к старому пню
птицы. Сухую травинку они положили в ямку
около пня.
Грамматические задания
а) Подчеркни грамматическую основу
в предложениях с однородными членами.
б) Укажи, какими частями речи выражены
однородные члены.
в) В этих предложениях у глаголов определи
время, число, если возможно – род, у имен
существительных определи род, число, склонение,
падеж.
Понимание лексической сочетаемости
слов
Задание 6
К каждой паре слов подбери подходящие
имена существительные. Запиши словосочетания.
глинистый – глиняный (берег,
горшок);
высокий – высотный (дом, человек);
грозный – грозовой (взгляд, ветер);
длинный – длительный (шест, поход).
Оценка выполнения задания
4-й уровень – правильно
составлено 7–8 словосочетаний;
3-й уровень – правильно
составлено 5–6 словосочетаний;
2-й уровень – правильно
составлено 3–4 словосочетания;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности в дифференциации
лексического значения слов.
Выявление творческих способностей, а
также выявление способности связно излагать
мысли в письменной речи
Задание 7
Ты наверняка хорошо знаешь сказку
«Красная Шапочка». Ты помнишь, как волк
перехитрил Красную Шапочку. Затем он съел ее
бабушку, а потом и девочку. Но все закончилось
хорошо для бабушки и Красной Шапочки. Их спасли
охотники.
Предлагаем тебе сочинить свой сюжет этой части
сказки так, чтобы волку не удалось съесть ни
бабушку, ни Красную Шапочку, а охотникам не
пришлось стрелять в волка.
Оценка способности решать
нестандартные задания
Грамматическая и пунктуационная
правильность не оценивается.
4-й уровень – представлены все
четыре показателя: 1) соответствие заданной теме;
2) развернутость высказывания; 3) связность
высказывания, 4) оригинальность версии;
1-й уровень – задание не
выполнено; написанное не соответствует заданию.
* Здесь и далее
звездочкой отмечены диагностирующие задания.
Оценивая контрольную работу в целом, результат
их выполнения не фиксируется отметкой.
|