Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2006

ГОДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

Наталья НЕЧАЕВА,
Елена ИЛЬИНЫХ

Обучение грамоте

Назначение работ

1) Cделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравнить с результатами выполнения диагностических заданий в начале и середине учебного года – см. брошюру Н.В. Нечаевой «Как учить грамоте читающих и нечитающих детей»); 2) зафиксировать результаты освоения основных для пройденного этапа умений.

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Форма изучения и показатели развития устной речи едины с 1-го по 4-й класс. Устанавливаются на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, ее развернутости и связности.

Оценка внешней характеристики устной речи

Показатели

1) Говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.

  • 4-й уровень – в норме 5 показателей;

  • 3-й уровень – в норме 4 показателя;

  • 2-й уровень – в норме 2–3 показателя;

  • 1-й уровень – в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

Показатели

Типичные единицы высказывания, развернутость характеристики объекта.

  • 4-й уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

  • 3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  • 2-й уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

  • 1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Владение устной речью

Фамилия, имя ученика

Внешняя характеристика речи

Уровень связности речи

Показатели

Уровень оценки

 

1

2

3

4

5

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Порядок изучения устной речи и критерии оценки ее развития в целом сохраняются до конца 4-го класса.

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Задание 1

Утренние лучи*

Выплыло на небо красное солнышко и стало будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травушки на завтрак.

(60 слов, из них трехсложных – 20, четырехсложных – 5, пятисложных – 1)
(По К. Ушинскому)

Оцениваются:

1) Понимание прочитанного; 2) способ чтения; 3) количество и характер ошибок.

Предлагаем и другой, более объективный показатель успехов в навыке чтения, достигнутых первоклассниками.

Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с таблицей «Анализ чтения» и постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых дети читают. Таким образом набираются самые главные показатели: понимание прочитанного, способ чтения, характер ошибок, если они есть. Время от времени незаметно для учеников учитель фиксирует и скорость чтения. Для этого надо разметить несколько текстов и в разные дни недели прочитать их в классе. Однако известно, что любой опытный учитель и завуч на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже предусмотренной программой нормы, по норме или выше нормы.

Анализ чтения

Название текста ___________________________________
Автор _______________________ Кол-во слов __________

№ 
п/п

Фамилия, имя ученика

Показатели техники чтения

Уровень
техники
чтения

Уровень
понимания
прочитанного

Способ
чтения

Количество
и характер
ошибок

Время
чтения

Темп
чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

Задание 2

Прочитай слова. Представь, что они обозначают. Запиши номер «лишнего» слова.

1. Поезд. 2. Автобус. 3. Самолет. 4. Автомобиль.
1. Ель. 2. Ромашка. 3. Береза. 4. Сосна.
1. Марина. 2. Костя. 3. Катя. 4. Маша.

Оценка умений оформлять предложение, различать на слух границы слов

Задание 3

Запиши предложения под диктовку схемами.

Весна

Наступила ранняя весна. В полях тает снег. А в лесу деревья стоят в снежном наряде. Березки ждут тепла. Вот показалось яркое солнышко. Весь лес ожил. По лесу пробежал легкий ветерок. Скоро зацветут подснежники.

(33 слова)

Примечание. Правила диктанта обычные: читается весь текст, читается предложение, которое затем диктуется по два-три слова. Обязательно выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.

Оценка дифференциации звуков речи

Задание 4

Запиши слова под диктовку кружками.

ох, имя, лай, лиса, метро, пробка, соловей

Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

Задание 5

Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой.

копна, енот, крот, гайка, пальма, след, край

Проставь в них знак ударения.

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Оценка усвоения фонетических знаний

Задание 6

Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.

не, ци, ра, со, чу, ля, шо, ми

Выполнение заданий 2–6

Оценивается в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.


* Учитель может использовать любой другой текст похожей сложности.