Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2006

ГОДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

Н.В. НЕЧАЕВА,
научный руководитель
ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Итоговые контрольные работы по обучению грамоте, русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и трудовому обучению разработаны авторами программ и учебников в соответствии с целями и задачами системы общего развития Л.В. Занкова и требованиями к анализу и оценке результатов учебно-воспитательного процесса, предложенными МО РФ в методическом письме от 19 ноября 1998 г. № 155/14 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
В работах представлено примерное содержание заданий, которые учитель (администрация школы) может изменить с учетом соблюдения уровня трудности, предлагаемого содержания и объема контрольной работы для каждого конкретного класса.
При проверке контрольных работ учитель проводит классификацию ошибок, допущенных учениками, заполняя предложенные таблицы.
Основные положения по проведению проверочных работ и критерии их оценки изложены в «Сборнике контрольных и проверочных работ для 1–4-х классов» (система Л.В. Занкова).

Ученик и учитель — два творца учебного процесса

К 105-летию со дня рождения Л.В.Занкова

Л.В. Занков

Л.В. Занков
(1901—1977)

23 апреля 1901 года родился Леонид Владимирович Занков. Мы, его сотрудники, всегда преклонялись перед нашим Учителем, понимали его неординарность и поэтому невольно видим в фактах его жизни что-то мистическое. Сами посудите: родился весной, умер осенью. А между – созидательная работа, непримиримая борьба за достоинство ребенка, за его полноценную жизнь в школе.

Он работал в те годы, когда ведущими понятиями в педагогике были «формирование», «управление». А Леонид Владимирович говорил о ведущей роли в обучении и воспитании эмоций, об уважении к личности ребенка, предоставлении простора его индивидуальности, «о направленности методической системы на разносторонность духовной жизни ребенка во время учения».

Чтобы вы услышали живую разговорную речь Леонида Владимировича, приведу несколько его высказываний, сделанных во время совещаний с сотрудниками.

«Одним из объяснений эффективности нашей системы является высокий тонус деятельности мозга, то есть энергетическая сторона, порождающая положительные эмоции. Эмоции должны способствовать глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается не только материалом, с которым работают ученики, а характером самой деятельности и эмоциональным настроем». «Существующие сейчас приемы ориентированы только на интеллект, а не на положительные эмоции. А методика обучения должна иметь в виду прежде всего жизнь (выделил голосом) ребенка. С этим тесно связан вопрос об эмоциях».

«Управлять процессом развития нельзя. Управлять – это значит давать точные способы, курс. Все должно заранее быть намеченным. Все – извне. Внутренние процессы вообще отрицаются. Получаем то, что было задано». «Самостоятельному усвоению знаний нельзя научить – это гораздо шире: увлеченность учением, потребность в добывании новых знаний и т. д.».

«А у нас принципы совершенно другие. Мы говорим о разносторонности духовной жизни ребенка. Идет совместное познание и учителя, и учеников. Отсюда и особые отношения между ними. Содружество между учителем и учениками. Таким образом, разносторонность, эмоциональная сторона учения занимала в нашем исследовании всегда важное место».

Леонид Владимирович, как верный ученик Л.С. Выготского, утверждал ведущую роль обучения в развитии ребенка. Но считал, что результативность этого процесса зависит прежде всего от того, как поставлено обучение. В одном из докладов он привел высказывание древнегреческого мыслителя Плутарха как иллюстрацию возможного отрицательного влияния обучения на развитие детей: «Много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять свободными существами». И Леонид Владимирович нашел, как совместить несовместимое, «управлять свободными существами»: «Для нашей системы характерно отсутствие прямолинейности. Качества личности формируются не в лоб. Особенно это важно для эмоционального развития». «Надо использовать косвенные путь, чтобы внутренние побуждения ребенка получили наиболее благоприятные условия для раскрытия. Значение косвенных ходов в науке – огромно. Они дают даже больший результат, чем ходы прямолинейные».

Эти позиции ученого ставили его в особое изолированное положение в педагогической науке. Оценка созданной им педагогической системы как «шаманство» звучала как одна из самых безобидных. Но он упорно один пел свою песню… И победил!

Чтобы убедиться в этом, сами соотнесите принципы отбора содержания образования, сформулированные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), с концептуальными положениями теории Л.В. Занкова, которые мы приводим ниже:

1. Принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития и саморазвития ребенка).

2. Принцип целостности образа мира (целостность картины мира и сформированность умения увидеть один и тот же предмет с разных сторон).

3. Принцип культуросообразности (открытость различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов).

4. Принцип гуманитаризации (влияние всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка).

5. Принцип вариативности (различный подход к подбору содержания образования и технологии обучения).

«Нет пророка в своем отечестве» – эти слова о Леониде Владимировиче Занкове. Но для него и для нас, его учеников и последователей, важно сознание того, что почти пятьдесят лет исследовательской и практической работы не пропали зря. Мы вошли в новую информационную культуру с разработанной педагогикой нового времени, главная ценность которой – ученик и учитель – два творца учебного процесса. И это главный подарок к 105-летию нашего Учителя.