Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы за IV четверть для 1–4 классов

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

В. Осеева

Ни за то и ни за это

Костя сделал скворечник и позвал Вову:
– Посмотри, какой я птичий домик сделал.
Вова присел на корточки.
– Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, – робко сказал он, – сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
– Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе – скворечник.

(69 слов)

Вопросы и задания:

1. Почему Вове захотелось иметь такой же птичий домик? Для кого он был предназначен? Почему ты так думаешь?
2. Что он предложил Косте?
3. Почему слова Кости автор сделал заголовком рассказа?
4. Как ты озаглавишь этот текст?

Г. Скребицкий

… Сидит Коля Зайцев возле пенька, собирает ягоды.
Вдруг совсем рядом, в кустах, зашуршал кто-то. Коля раздвинул кусты да как закричит:
– Смотрите, кого я нашёл!
– Это ёжик, – сказала Мария Ивановна. – Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, покажись!

(36 слов)

Вопросы и задания:

1. Кого увидел Коля?
2. Почему Мария Ивановна назвала ёжика «фыркучий»?
3. Как бы ты озаглавил этот текст?
4. Какие повадки ёжика знаешь ты?

А. Барто

Цветы не знали

Астры в школьном цветнике
Поливал Андрейка.
У него была в руке
Голубая лейка,
И текли из лейки
Водяные змейки.
Пусть напьётся школьный сад
В жаркую погоду...
– Стой! – ребята говорят. –
Как ты носишь воду?
Не срамись! – кричат они,
Сидя на скамейке. –
Не годится в наши дни
Поливать из лейки.
И уже решён вопрос:
Заказали мы насос,
Подали заявки
И сидим на лавке.
– Что ж!
Пускай везут насос! –
Говорит Андрейка.
Лейку он в сарай отнёс –
Устарела лейка.
Прибыл в пятницу насос,
Но цветы не знали,
Что о них решён вопрос,
И в четверг завяли.

(95 слов)

Вопросы и задания:

1. Кто ухаживал за цветами в школьном дворе?
2. Что в это время делали другие дети?
3. Какой совет дали они Андрюше? С какой интонацией ты прочитаешь эти строки?
4. О чём напоминала поэтесса детям?

Текст для чтения про себя

С. Баруздин

Как Алёшке учиться надоело

Было Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. Школьный год ещё не кончился, зима только-только наступает, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. И вдруг Алёшка подумал, что ему надоело учиться.
Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.
– Ты куда? – спросила учительница.
– Домой! – ответил Алешка. – До свидания! – И ушёл.
Домой пришёл и говорит матери:
– Я больше в школу не пойду! Работать буду!
– Ладно, – согласилась мать. – Выпиши лекарство больному, у которого грипп, латинскими буквами. …
Подумал Алёшка, подумал и говорит:
– Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

(132 слова)

Вопросы и задания:

1. Почему Алёшка решил уйти из школы?
2. Как к этому отнеслась учительница? Подумай, почему она ничего не сказала Алёшке?
3. Какое задание дала Алёшке мама? Что хотела мама доказать сыну?
4. К какому решению пришел Алёша?
5. Назови всех персонажей рассказа. Сколько их?

2-й класс

Вл. Архангельский

Счастливый малыш

Вова и Мишка тихо сидели в густой траве. Вдруг в кустах послышался шум – кто-то тяжело прошёл и выбрался к воде.
Вова осторожно приподнялся и прижал палец к губам: неподалеку стояла лосиха – горбоносая, высокая, стройная.
Медленно двигая головой, она слушала лес. Тонкие ноздри её жадно ловили запахи.
Не отрывая губ от воды она напилась и спокойно повернула голову к лесу. Из кустов выбежал длинноногий лосёнок. Он обнюхал песок, вошёл по колено в воду и начал пить.
– Гляди и хвоста у него нет! – зашептал Мишка. Чувство восторга переполняло его.
– Щёлкнуть бы фотоаппаратом, вот это дело! – думал Вова.
Лосиха медленно поплыла, лосёнок устремился за ней…

(104 слова)

Вопросы и задания:

1. Что удивительного увидели мальчики, сидя на берегу реки?
2. Опиши мать лосиху и её малыша.
3. Из каких слов видно, что лосиха очень заботилась о своём малыше?
4. Как она приучала своего малыша к самостоятельной жизни?

Астрид Линдгрен

Малыш и Карлсон

Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий. Потому что у папы, например, была мама. И у мамы был папа. Даже брат с сестрой всегда гуляли вместе. Только у Малыша никого нет. Сколько раз он просил, чтобы ему купили собаку! И что же? Ровно столько раз ему отказывали. Не нужно объяснять, как одиноко человеку, когда у него нет собаки.
И вот в эту минуту Малыш увидел Карлсона. Сначала он растерялся. В воздухе перед ним висел человек, который летает без самолёта, а просто сам по себе.
– Садитесь, пожалуйста, – испуганно ответил Малыш.
Человек сказал, что его зовут Карлсон, который живёт на крыше и предложил:
– Давай побалуемся…
И начал медленно облетать комнату.

(120 слов)

Вопросы и задания:

1. О чём говорится в первой части этой замечательной истории? Как бы ты озаглавил её?
2. Что за друг появился у Малыша? Каким был этот смешной Карлсон?
3. Прочитай книгу и подружись с её героями.

В. Берестов

Кто чему научится

Чему первым делом
Научится кошка?
– Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
– Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
– Читать!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.

(59 слов)

Вопросы и задания:

1. О чём размышляет поэт?
2. С какими малышами ему всё понятно?
3. О ком он вместе с папами и мамами беспокоится?
4. Почему именно за детей он очень беспокоится?

 

 

Текст для чтения про себя

Х.К. Андерсен

Дикие лебеди

…Мачеха невзлюбила Элизу и её братьев и прогнала детей из дворца. Элиза и братья больше не хотели расставаться.
– Мы возьмем тебя с собой милая сестрица! – сказал самый младший из братьев.
Девушка с радостью согласилась лететь с ними. Всю ночь они плели из тростника прочную сетку, чтобы перенести Элизу через море.
Они летели весь день. Элиза видела только море. Наступил вечер. Пришло время лебедям вновь стать людьми. Тут внизу показался крохотный островок. Элиза и её братья всю ночь стояли на маленьком островке.
Утром буря утихла. Они полетели дальше. Вот и прекрасная страна. Девушка стала жить в пещере, увитой чудесным виноградом. Она так устала, что сразу уснула.
Во сне перед ней возникла прекрасная фея, которая сказала Элизе:
– Ты расколдуешь своих братьев, если сумеешь сплести из жгучей крапивы одиннадцать рубашек для них! Всё это время ты должна молчать, иначе братья погибнут!
Элиза тут же принялась за работу…

(148 слов)

Вопросы и задания:

1. Почему дети должны были покинуть свой родной дом?
2. Как братья и сестра относились друг к другу?
3. Как можно было разрушить колдовство злой мачехи?
4. Справится ли Элиза с наказом феи? Почему ты так думаешь?
5. Чем закончится сказка?

3-й класс

Нина Павлова

Травка – пупавка

(Сказка)

…На дворе стало очень тепло, и все травки зацвели. Зацвели кто как мог. И когда прилетел ветерок, стали хвастаться своими цветами.
– Мои цветы, как солнышко, сказал Дядя-Одуванчик, – и, когда дети на них смотрят, они улыбаются.
– И мои похожи на солнышко, – сказал Мак, – вот таким красным-красным оно бывает иногда по вечерам.
А Дядя-Репейник вздохнул. Его цветы походили только на кисточки, которыми мылят лицо.
Все травки показали друг другу свои цветы. И тут вспомнили про низенькую Травку-пупавку.
– Покажи-ка твои цветы, – зашелестели травки. А её цветы были маленькими зелёными шишечками. Она их и показала:
– Вот у меня какие!
– Смотрите, смотрите, вот так цветочки!
Травка-пупавка обиделась, что её дразнят. Молчит и пахнет. А запах какой! Чудо!
Дядя-Репейник и Дядя-Одуванчик стали её утешать:
– Не беда! Зато уж на такие цветочки никто не позарится.
– И ты нисколечко не подурнеешь, когда они отцветут, – сказал Мак…

(140 слов)

Вопросы и задания:

1. Чем хвастались цветочки перед ветерком?
2. Какие сравнения тебе особенно понравились? Зачитай эти строки.
3. Как оценили цветы зелёные шишечки травки-пупавки?
4. Кто успокаивал незаметную травку? Прочитай эти строки и объясни, что хотели сказать Мак, Дядюшка-Одуванчик, Дядюшка-Репейник? Объясни значение слов: позарится, подурнеешь.

Марина Цветаева

У кроватки

«Там, где шиповник рос аленький,
Гномы нашли колпачки».
Мама у маленькой Валеньки
Тихо сняла башмачки.
«Солнце глядело сквозь веточки,
К розе летела пчела».
Мама у маленькой деточки
Тихо чулочки сняла.
«Змей не прождал ни минуточки,
Свистнул – и в горы скорей!»
Мама у сонной малюточки
Шёлк расчесала кудрей.
«Кошку завидевши, курочки
Стали с индюшками в круг».
Мама у сонной дочурочки
Вынула куклу из рук.
«Вечером к девочке маленькой
Раз прилетел ангелок».
Мама над дремлющей Валенькой
Кукле вязала чулок.

(77 слов)

Вопросы и задания:

1. С какой интонацией тебе хотелось читать это стихотворение? Почему?
2. Какая вечерняя картина понравилась тебе больше всего? Прочти её описание.
3. Перечисли, что делала мама у кроватки засыпающей дочери? Какие строки четверостиший помогли нам ответить на этот вопрос?
4. Что делала мама, когда дочка заснула? Как мама относится к своей маленькой дочурке?

Леонид Гурунц

Баллада о верности

Отара* овец спускалась с гор, с летних пастбищ, на зимовку в низины. На полдороге старший чабан** вдруг обнаружил, что нет его лучшей сторожевой собаки.
– Карабаш! – звал чабан собаку.
Эхо далеко отдавалось в горах, а собака не отзывалась.
«Наверное, издохла», – подумал чабан, а там и забылось.
Через немного дней после пропажи собаки не нашёл он своей бурки***. Должно быть, позабыл на летней стоянке. Чабан пожалел и о бурке.
Ранней весной колхозное стадо снова поднялось в горы на летний отгон. И здесь чабан увидел свою бурку, а возле неё Карабаша, пропавшую собаку. Чабан понял всё: собака осталась сторожить бурку.
Вокруг бурки вся трава была измята и обгрызена. И сама собака была другая, остались от неё кости и кожа, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.
– Карабаш! – кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб.
Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки. Она отчуждённо ощерила жёлтые зубы. Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. Она не простила обиды.

* Отара – овечье стадо.
** Чабан – овечий пастух
*** Бурка – плащ из овечьей шкуры

(161 слово)

Вопросы и задания:

1. Почему автор назвал рассказ «Баллада о верности»?
2. Какие странные вещи произошли с чабаном при возвращении с горных пастбищ?
3. Что чувствовал чабан, как переживал потерю? Подтверди свои мысли словами из текста.
4. Какой невероятный случай произошёл у него ранней весной?
5. Почему хозяин и собака по-разному отнеслись к этой встрече?

Текст для чтения про себя

В. Гауф

Маленький Мук

Мук низко поклонился начальнику рабов и сказал:
– Господин, я умею бегать быстрее всякого скорохода. Возьмите меня к королю в гонцы.
– У тебя ножки тоненькие, как палочки, а ты хочешь поступить в скороходы!
– Господин начальник, – сказал Маленький Мук, – я не смеюсь над вами. Давайте спорить, что я обгоню вашего самого лучшего скорохода.
Начальник рабов расхохотался. Карлик показался ему забавным и он решил рассказать о нём королю.
– Ну ладно, – сказал он, – так уж и быть, я испытаю тебя. Ступай на кухню и готовься к состязанию.
Начальник отправился к королю и рассказал ему про диковинного карлика. Король захотел повеселиться и пригласил всех своих приближённых. Принцы и принцессы разнесли эту весть по всему дворцу.
Вечером все пришли на луг посмотреть, как будет бегать этот хвастун карлик. Маленький Мук вышел на середину луга и отвесил низкий поклон. Со всех сторон раздался громкий хохот. Уж очень этот карлик был смешон. Но Маленький Мук с гордым видом спокойно ждал.
Начальник рабов выбрал самого быстрого скорохода. Принцесса Амарза, старшая дочь короля, взмахнула платком.
Оба бегуна сорвались с места и помчались как стрела. Мук настиг скорохода и спокойно ожидал его у назначенной цели.
– Да здравствует победитель – Маленький Мук! – закричали все.
Маленького Мука подвели к королю.
– О могущественный король! Я сейчас показал тебе лишь часть своего искусства. Возьми меня к себе на службу.
Хорошо, – сказал король. – Я назначаю тебя моим личным скороходом. Ты всегда будешь находиться при мне и исполнять мои поручения.

(236 слов)

Вопросы и задания:

1. Раздели данный отрывок на части и озаглавь их.
2. Каким был Маленький Мук? Каков был у него характер?
3. Как относилось к нему дворцовое общество? Свои мысли подтверди словами из текста.

4-й класс

Марина Цветаева

«Так»

«Почему ты плачешь?» – «Так». –
«Плакать «так» смешно и глупо.
Зареветь, не кончив супа!
Отними от глаз кулак!
Если плачешь, есть причина.
Я отец, и я не враг.
Почему ты плачешь?» – «Так». –
«Ну, какой же ты мужчина?
Отними от глаз кулак!
Что за нрав такой? Откуда?
Рассержусь, и будет худо!
Почему ты плачешь?» – «Так».

(56 слов)

Вопросы и задания:

1. Вчитайся в строки стихотворения и скажи, кто ведёт беседу?
2. О чём отец спрашивает сына?
3. Что отвечает сын отцу?
4. Как ты думаешь, почему плакал мальчик?
5. У тебя в жизни были такие моменты? Если сможешь, поделись с нами. Если не хочешь – не рассказывай, пусть это будет твоя тайна.

Эдвар Лир

Прогулка верхом

Щипцы для орехов сказали соседям –
Блестящим и тонким щипцам для конфет:
– Когда ж, наконец, мы кататься поедем,
Покинув наш тесный и душный буфет?
Как тяжко томиться весною в темнице,
Без воздуха, света, в молчанье глухом,
Когда кавалеры и дамы в столице
Одно только знают, что скачут верхом!
И мы бы могли гарцевать по дороге,
Хоть нам не случалось ещё до сих пор.
У нас так отлично устроены ноги,
Что можем мы ездить без сёдел и шпор.
– Пора нам, – вздохнули щипцы для орехов, –
– Бежать из неволи на солнечный свет.
– Мы всех удивим, через город проехав!
– Ещё бы! – сказали щипцы для конфет.
И вот, нарушая в буфете порядок,
Сквозь щёлку пролезли щипцы-беглецы,

И двух верховых, самых быстрых лошадок
Они через двор провели под уздцы.
Шарахнулась кошка к стене с перепугу,
Цепная собака метнулась за ней.
И мыши в подполье сказали друг другу:
– Они из конюшни уводят коней!
И вот по дороге спокойно и смело,
Со щёлканьем чётким промчались верхом
Щипцы для орехов на лошади белой,
Щипцы для конфет на коне вороном.
Промчались по улице в облаке пыли,
Потом – через площадь, потом – через сад…
И только одно по пути говорили:
– Прощайте! Мы вряд ли вернёмся назад!
И долго ещё отдалённое эхо
До нас доносило последний привет
Весёлых и звонких щипцов для орехов,
Блестящих и тонких щипцов для конфет.

(217 слов)

Вопросы и задания:

1. Почему среди всей посуды только эти два предмета решили покататься на лошадях?
Откуда они могли знать о верховой езде?
2. На кого им очень хотелось походить? Чем хотелось заполнить свой день?
3.Какие бы слова из стихотворения ты выписал для разъяснения? Выпиши их и объясни их смысл с помощью словаря.

Э. Шим

Как спят лошади

На берегу озера горит костер. Мы сидим возле него, печём молодую картошку.
Рядом, в темноте, бродят лошади.
Мы их пригнали сюда, спутали им передние ноги. И лошади пасутся на лугу.
Слышно, как они мелко переступают спутанными ногами. Как всхрапывают. Как хлещут хвостами.
Вот луна засветилась над лесом.
Теперь оглянешься, глаза привыкнут к сумраку – и виден весь берег и черные лошади, стоящие по колено в тумане.
– Когда же они спать лягут? – спрашиваю я Саньку.
– Кто?
– Да лошади… Днём работали, ночью пасутся…
– А зачем им ложиться? – не понимает Санька.
– Чтобы спать.
– Да они лошади!
– Ну и что?
– Лошади стоя спят!
Я ещё раз оглядываюсь. И теперь замечаю, что ближняя к нам лошадь совсем неподвижна. Не шелохнётся, стоит с отвислой губой.
Спит.

(124 слова)

Вопросы и задания:

1. Какое открытие сделал для себя мальчик?
2. Какие иллюстрации тебе хотелось бы нарисовать к рассказу Эдуарда Шима?
3. Что нового ты узнал из этого рассказа?

Н. Сладков

На лунной дорожке

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке!
Справа и слева от тебя чёрная стена, а впереди дорожка золотая – прямо на луну.
Плывёшь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота.
Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку, неясные тени движутся по ней: кто-то ходит по лунной тропе. Чьи-то следы-бороздки пересекают её.
Я плыл и вглядывался в диковинный извилистый след. Лунный свет, как блестящие чешуйки рыб, искрясь, оседал на дно.
В конце следа я увидел большую, похожую на гигантское семечко подсолнуха чёрную раковину. Это она бороздила песок.
Раковина была старая, вся в тёмных годовых полосках. Сколько ей лет, столько и полосок на раковине. Каждая полоска – как морщинка.
Раковину называют жемчужницей. За то, что внутри этих раковин часто находят настоящий жемчуг.
Речная жемчужина похожа на капельку ртути. Она, как пузырёк воздуха, вся светится и переливается.
Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг.
Это так и не так.
В раковину проникает простая маленькая песчинка. Из неё-то и вырастает чудесная жемчужинка.

(176 слов)

Вопросы и задания:

1. Почему рассказ назвали лунная дорожка?
2. Что видел пловец под водой?
3. Как получается удивительное творение природы – жемчужина?
4. Какое объяснение придумали появлению жемчужины рыбаки?