Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
с.н.с. Института общего среднего образования
Министерства образования и науки РФ

Русский язык

Контрольные работы за IV четверть для 1–4 классов

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс

ДИКТАНТЫ

Диктанты объемом 20–25 слов включают слова простой слоговой структуры, написание которых не расходится с произношением. В диктанты вошли слова с твердыми и мягкими согласными, мягким знаком, с сочетаниями жи-ши, ча-ща,
чу-щу
, имена людей и клички животных, а также проверяется умение писать слова с предлогами.

На лужайке

Лучи солнышка залили лужайку. Рядом рос частый ельник. Кругом тишина. Только собака Жучка ворон пугает. Вороны сели на ель.

Весна

Весна. Пробудились птицы. Их свист наполнил воздух. Алеша и Сережа в лесу. Лес уже проснулся и ожил. А вот и первая травка на высоких кочках.

Слова для справок: пробудились, травка.

Букет

Вот наша дача. Все лето Маришка ухаживала за астрами. Утром она срезала большой букет. Свежий букет стоит в воде. Бабушка и мама рады.

Слова для справок: ухаживала, большой, стоит.

Новый друг

Зайка брел уныло по лесу. Под кустом жила улитка. Она позвала зайчишку в гости. Она угостила его вкусными листочками. Зайка был рад.

Слово для справки: угостила.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать с доски.

Испугался

Яша нарисовал в альбоме грозного льва. Пышная грива украшала зверя. Рыжий кот Федька долго смотрел на льва и шипел. Он хотел испугать его.

Любимая игрушка

У Томки любимая игрушка мячик. Мы подошли к реке. Я бросил мячик в воду. Щенок бросился к воде. Он схватил мячик и быстро поплыл к берегу.

(По Е. Чарушину)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение составлять текст из предложений, записывать его по памяти, заканчивать предложения.

1. С каких предложений лучше начать текст?

В пруду дети ловят карасей и лещей.
Село Широкое стоит на берегу красивого пруда.
Там купаются малыши.

2. Запиши текст по памяти, вставляя пропущенные сочетания букв.

Наш дом

Мы ...вем в ...десном доме. В ...рокие окна льется дневной свет. Бе-ре-ги свой дом. Там тебя ждут.

3. Подбери слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, которые подходят по смыслу.

Ежик

В саду ... ... .
Он ... к крыльцу.
Там стоит ... с молоком.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение правильно записывать имена собственные, обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки в конце слов (рад, воз), безударные гласные в двусложных словах, писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

Объем диктанта: 35–45 слов.

Вишенка

Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Инна и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз.

Слова для справок: вишенка, ухаживали.

Желтухин

Желтухин сидел на травке и с ужасом глядел на Никиту. Желтый клюв лежал на толстом зобу. Это был маленький скворец. Он выпал из гнезда и жалобно пищал. Никита сел около птенца. Птенец закрыл глаза. Никита взял его и понес домой.

Слова для справок: глядел, желтый, лежал.

Помогли зверьку

У озера качались камыши. Над водой летали чайки и стрижи. Белка плыла по озеру. Она выбилась из сил. Витя и Олег помогли маленькому зверьку. Белка села на край весла. Вот и берег. Рядом сосны и ели. На земле много шишек. Вот и пища.

Слова для справок: помогли, берег.

Это было смешно

Последние капли дождя упали на землю. Около сосны рос гриб. Это была сыроежка. На край гриба сел жук и давай плавать. Жук устал. Он сел на самый кончик и стал принимать воздушные ванны. Кирилл наблюдал за ним и улыбался.

Слова для справок: сыроежка, принимать, воздушные.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение сличать текст с образцом, исправлять ошибки.

На пасеке

Летом Коля Зайцев и Миша Степанов жили на пасеке. Ребята пилили дрова, носили воду из ручья. Они помогали деду Илье собирать душистый мед. Вечерами дед рассказывал о пчелах, о лесных тайнах. Интересно было слушать деда. Дети любили бывать на пасеке.

Берегите друзей

Часто ребята разоряют птичьи гнезда. Они наносят большой вред родной природе. Наступает весна. Стаи майских жуков летят в сады, в леса. Скворцы и сойки истребляют их. Гусениц клюют иволги и кукушки. Берегите друзей леса! В зимнюю пору помогайте им.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение в логической последовательности записывать текст, составлять текст по вопросам.

1. Как чудесна роща весной! Вот лопнули пахучие почки. Маленькие чистые листочки усыпали все ветки. Роща покрылась зеленым пушком. Весело поют птицы. Они долго ждали этой поры.

Как ты представляешь весеннюю пору?
Как просыпается она после зимнего сна?
Какими предложениями ты закончил бы текст?
Запиши весь текст по памяти, добавь 2–3 предложения. Озаглавь текст.

2. 

Весну встречаем

С юга летят грачи. Они первые наши гости. Громко кричат птицы в роще, весну встречают. С веток деревьев падает частая капель. Она стучит по земле, струйками бежит к тропкам.

Подходит ли заголовок к тексту? Докажи.
С каких предложений ты бы начал текст? Что бы добавил?
Запиши свое начало текста.

3. Составь текст по вопросам:

– Какая земля была на клумбе?
– Что стало с цветами?
– Кто принес лейки с водой?
– Какими стали цветы?

О чем будет твой текст?
На какую тему?
Какой ты подберешь заголовок?
Запиши заголовок и текст.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие, глухие, непроизносимые согласные; разделительные твердый и мягкий знаки, мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; не с глаголом.

Объем диктанта: 55–65 слов.

Русская прялка

В доме наших предков прялка была самым главным предметом. Она одевала семью. В России польза и красота веками жили рядом. Скромную прялку покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Считалось, что всякая вещь должна быть красивой, должна радовать глаз. Радостно было работать на ней. На одной прялке нарисованные лошади скачут, на другой сказочные цветы растут. В каждой местности был свой рисунок на прялке. Его старательно выводили мастера.

(Л. Токмаков)

Слова для справок: считалось, что, нарисованные.

Пряники

Как появились на Руси пряники? Раньше их выпекали к празднику или в подарок. Пряничными жаворонками встречали весну. Они были румяные, сладкие. Выбегали с ними ребятишки на улицу и звали матушку весну и теплое лето. А настоящие птицы весну приносили.
Шли годы. Мастера не забыли, как выпекать пряники. Сегодня их можно купить в Москве, Твери и других городах. Особенно знамениты тульские пряники.

Слова для справок: пряничными, с ними.

Примечание. Обратить внимание на постановку запятых.

В походе

На машине мы подъехали к лесу. Ранним утром отправились в поход. Подъем в гору был крут. Олег поранил сучком ногу. Девочки смазали ранку йодом и забинтовали ногу. До привала оставалось несколько километров. На пути было топкое болото. Наши разведчики нашли твердую тропку. Вот и привал у Светлого озера. Кругом тишь. Только камыши едва шелестят. Мальчики развели костер. В котелке забулькала пища. Все радостно вздохнули.

Летний день

Был ясный летний день. Пекло. На длинных хрупких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле склонились рябенькие кукушкины слезы. Кругом кружили и жужжали пчелы. Молодой осинник притих от жары. Над рекой Енисеем чуть мерцало. Темные леса не видны на скалах. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была еще холодная. Ребята грелись на солнце.

(По В. Астахову)

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность орфографической зоркости у учащихся.

Хлеб

Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

...Положит в землю человек зерно,
Прольется дождь – зерно орошено,
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.

Какое предложение может быть заголовком текста?

* * *

Маленький родник в лесной стороне дает начало великой русской реке Волге. Вытекает из него светлый узенький ручеек. Он течет среди кустов, лугов, забирает по пути другие ручейки, становится рекой. В пути догоняют ее и вливаются в Волгу большие и малые реки. И вот уже широкая полноводная Волга несет свои воды к Каспийскому морю.

Волгу называют поилицей и кормилицей, Волгой-матушкой.

(По З. Романовской)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение излагать текст в логической последовательности.

1. Изложение.

Львица в зоопарке отказалась кормить своих детенышей. Львята жалобно пищали. Они могли умереть с голоду. Служители пытались осторожно пододвинуть львят к матери, но разъяренная львица цеплялась когтями за клетку, грозно рычала. Один сотрудник забрал их к себе домой. Его сын заботливо ухаживал за малышами. Он кормил их из соски, чистил, укрывал теплым одеялом. Львята выросли, окрепли. Им очень нравился новый дом.

Определи тип текста (повествование, описание, рассуждение). Придумай заголовок.

Напиши изложение по плану:

1. Что случилось в зоопарке?
2. Какая беда грозила львятам?
3. Как вела себя львица?
4. Как удалось спасти малышей?

2. Допиши текст.

Горячий свет бил в оконце. С крыш падали длинные капли. Орали галки. Старый воробей прыгал по оконцу. Блестели черные ветки деревьев. Шуршал и сползал с крыши мокрый снег. Весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям и лесам. Громко звенели ручьи.

Придумай, какое предложение могло бы быть заголовком к тексту. Почему?
Какими предложениями ты бы закончил текст?
Запиши весь текст.

3. Используя слова из стихотворения, запиши текст «Утро».

На траве
Засверкали росинки,
Огоньки,
Серебринки,
Искринки.

Это солнышко
Утром проснулось
И росинками
Нам улыбнулось.

(А. Бродский)

Какую картину ты себе представляешь?

С чем сравнивают капельки росы? Почему?

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы.

Объем текста: 75–85 слов.

Лес

Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса. Они ждут тепла. Ветерок бежит от березки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен. К старой ели подлетели птицы. Ветки закачались. Из спелых шишек полетели легкие семена. В воздухе пахнет смолой. У ручья красуется ива. Над ее золотистым пушком жужжат пчелы. Мягким мхом порос старый пень. На поляне разместился дуб. Скоро все зазеленеет, зацветет. Лес – богатство нашей страны. Берегите лес!

Лес зимой

Выше сосен и берез мчался свежий ветер. Кругом все в тонком кружеве теней. Лес укрыт пушистым инеем, уснул до первых вешних дней. Ранним утром мы подъехали к лесу. Погода стояла морозная. Мы осмотрели местность. Перед нами открывалась ледяная гладь озера. Вокруг озера стояла белая снежная стена. Громадные сугробы оберегали озера от посторонних глаз. Чуть виднелась дубовая роща. Она вся утопала в глубоком снегу. На краю рощи росло высокое могучее дерево. На каждой его ветке лежала снежная глыба.

Рябина

Весной пышно цветут черемуха и сирень. Пчелы весело перелетают с черемухи на сирень. Но мы почти не замечаем рябину. Не бросается она в глаза и в июле. Поздней осенью земля беднеет и не радует глаз человека. Здесь и вспыхивают красные кисти рябин. Янтарные, оранжевые, красные гроздья проглядывают сквозь резную зелень. Деревенские девочки украшают себя бусами из разных ягод. Дети рвут ягодки на игрушки. Взрослые складывают о рябине задушевные песни. Ягоды рябины – хороший корм зимой для птиц. Берегите эти деревца!

Примечание. Предупредить о постановке тире.

Весенний вечер

Подходит время ночи. За вершинами большущих сосен и елей скрывается солнце. Дышит и оживает земля. Сходит снег. Пушистые шапки одна за другой падают с сосен и елей. Пахнет весенними почками. Пробудилась талая земля от зимнего сна.
Много звуков в весеннем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокой сосны громко воркует дикий голубь. Глухо мурлычут в прозрачных весенних лужах лягушки. Страшно ухнул и захохотал филин. Наступила тишь.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь. Мы вошли в палатки и заснули крепким сном.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проанализировать сформированность навыка орфографической зоркости.

Коростель и крот

Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.
Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.
Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.
Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина.

(По В. Сухомлинскому)

На берегу реки

Наступило хмурое ненастное утро. Грустно моросил дождь. К полудню он перестал. Из-за туч слабо сверкнул луч солнца.
Мы подъехали к берегам Волхова.
Мутная вода в реке лениво плескалась о деревянный настил. Он разъединил две ладьи. Ладьи позванивали цепями и покачивались на волнах. Худая собака с поджатым хвостом неторопливо объедала остатки мяса с костей.
Рослый мужик в голубом кафтане зычно прикрикнул на собаку. Она съежилась и спряталась около пустой бочки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение составлять и записывать текст по плану, излагать текст в логической последовательности.

1. ...
2. Льдину уносит в море.
3. Страх.
4. Рыбаки сделали флаг.
5. Помощь пришла.

Первый пункт плана придумай сам.

2. Изложение

Лучи солнца

Проснулось солнышко, потянулись ножки-лучи. Один луч подкрался к молодой березке. Очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками.
Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листиками. Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики.
Подкрался шалун-лучик к оврагу, заглянул. Испугался туман и пополз к речке. А лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.
А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчелки полетели к цветам. Проснулись муравьи и принялись за работу. Надо достроить муравейник.

Составь план, запиши изложение по плану. Подчеркни «опасные» места.

3. Составь и запиши текст на одну из тем:

  • «Чудное весеннее утро»;

  • «Музыка весны»;

  • «После дождя»