Дарья КАЗАНЦЕВА,
Анна КУЗИНА,
Инна ШЕВЦОВА,
Галина ШИРЯЕВА,
школа «Бакалавр»,
г. Москва
Развитие речи
Диагностические работы
Обычно учитель проводит
диагностические, тематические, проверочные и
итоговые контрольные работы по основной
содержательной линии курса русского языка,
связанной с действием письма. Пакет таких работ,
составленных авторами программы, есть в учебнике
и методическом пособии (авт. В.В. Репкин и др.).
Итоговые контрольные работы по курсу русского
языка начальной школы ежегодно публикуются в
газете «Начальная школа». Поэтому особых проблем
с организацией контроля над сформированностью
действия письма у учителей обычно не возникает.
Однако в программе по русскому языку, помимо
основной содержательной линии, связанной с
формированием действия письма, выстроена и линия
развития речи. Существует ряд программных
требований к овладению детьми различными
речевыми знаниями, умениями и навыками. Но
специальной системы диагностических и
проверочных работ, которые помогли бы учителю в
полной мере оценить уровень сформированности
этих речевых навыков, в методических пособиях
нет.
В данной статье предлагается пакет
специальных диагностических заданий по развитию
речи в соответствии с программными требованиями
в курсе русского языка начальной школы
В.В. Репкина и его соавторов.
Предлагаемые работы можно
использовать:
как стартовые в начале учебного года
для проверки «остаточных» знаний (в этом случае в
начале 2-го класса проводится работа для 1-го
класса в начале 3-го класса – работа для 2-го
класса и т.д.);
как диагностические для текущей
проверки речевых знаний, умений и навыков на
протяжении года (необязательно проводить всю
работу целиком – можно разбить ее на отдельные
задания, направленные на проверку конкретных
умений после изучения той или иной темы);
как итоговые в конце учебного года
для контроля усвоения знаний, умений и навыков,
формирование которых обеспечивалось в течение
этого года.
Стартовую и итоговую работы можно
проводить не сразу на одном уроке – лучше давать
отдельные задания в течение нескольких уроков.
Предлагаемые работы ученику удобнее
выполнять на специальных индивидуальных
бланках. Но если технические возможности школы
не позволяют подготовить нужное количество
печатного материала, задания можно написать и на
доске, исключая задания с использованием
картинок (бланк 2, задание 3), либо подготовить эти
картинки в виде плакатов и повесить их на доске.
Так как важна прежде всего не отметка,
а содержательный анализ результатов работы
каждого учащегося, прилагаются специальные
таблицы, в которых заложены определенные
критерии для оценивания всех заданий.
Для того чтобы педагог мог видеть
картину успешности выполнения работы учащимися
класса в полном объеме, предлагаются также
сводные таблицы для анализа работ. В таких
таблицах учитель может видеть не только проблемы
каждого отдельного ученика, но и пробелы класса
по тем или иным критериям в целом.
1-й класс
Бланк № 1
Задание. Прочитайте.
Поставьте знаки в конце высказываний.
Подчеркните двумя чертами те высказывания,
которые могут быть и сообщением, и вопросом.
Таблица 1. Критерии оценивания
диагностической работы для 1-го класса
Таблица 2. Анализ стартовой,
диагностической, тематической проверочной,
итоговой проверочной работы (нужное подчеркнуть)
Класс: 1
Предмет: русский язык
Учитель: ____________________
Дата проведения: ____________________
Тема работы:______________________________________________________________
Кол-во учащихся в классе: ______
Кол-во уч-ся, выполнявших работу: _______
2-й класс
Бланк № 2
Задание 1
Прочитайте. Расставьте знаки
препинания в конце высказываний.
– Здравствуйте
– Который сейчас час
– Девять часов утра
– Ой, я на урок опоздал
Задание 2
Прочитайте. Поставьте ь рядом с
теми отрывками, которые можно считать текстами.
А. Маленькая льдина быстро плыла
по реке. Чистым белым снегом покрылась земля.
Далеко видны во ржи голубые и синие цветы
васильков.
Б. Под городом Воронежем есть
бобровый заповедник. Там на лесных речках живут
бобры. Они перегораживают речки плотинами и на
берегу прудов строят хатки.
В. Бобры живут на лесных реках и
строят плотины.
Озаглавьте связный текст:
Задание 3
Спишите текст, заменяя, где нужно,
названия предметов указательным словом.
У нас живет пушистый кот Васька. Наш
кот –большой проказник. Однажды кот заметил
на берёзе гнездо грача. Мгновенно кот полез на
берёзу. Но грач увидел его. Грач клюнул кота в лоб.
Кот бросился в дом.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 4
Впишите порядковый номер каждого
высказывания так, чтобы получился связный
рассказ.
Однажды мы пошли в лес за ягодами.
Мы спрятались под дерево.
Пошел сильный дождь.
Но скоро дождь закончился, и мы увидели радугу.
Вдруг набежала туча.
Задание 5
Рассмотрите картинки. В правильном
ли порядке они расставлены? Восстановите его и
впишите порядковый номер каждой картинки.
Составьте по картинкам текст и запшите.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Таблица 3. Критерии оценивания
диагностической работы для 2-го класса
Таблица 4. Анализ стартовой,
диагностической, тематической проверочной,
итоговой проверочной работы (нужное подчеркнуть)
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: _____________________________________________
Дата проведения: ______________________
Тема работы: ________________________________________________________________
Кол-во учащихся в классе: ______
Кол-во учащихся, выполнявших работу: _______
|