Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2006

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Дарья КАЗАНЦЕВА,
Анна КУЗИНА,
Инна ШЕВЦОВА,
Галина ШИРЯЕВА,
школа «Бакалавр»,
г. Москва

Развитие речи

Диагностические работы

Обычно учитель проводит диагностические, тематические, проверочные и итоговые контрольные работы по основной содержательной линии курса русского языка, связанной с действием письма. Пакет таких работ, составленных авторами программы, есть в учебнике и методическом пособии (авт. В.В. Репкин и др.). Итоговые контрольные работы по курсу русского языка начальной школы ежегодно публикуются в газете «Начальная школа». Поэтому особых проблем с организацией контроля над сформированностью действия письма у учителей обычно не возникает. Однако в программе по русскому языку, помимо основной содержательной линии, связанной с формированием действия письма, выстроена и линия развития речи. Существует ряд программных требований к овладению детьми различными речевыми знаниями, умениями и навыками. Но специальной системы диагностических и проверочных работ, которые помогли бы учителю в полной мере оценить уровень сформированности этих речевых навыков, в методических пособиях нет.

В данной статье предлагается пакет специальных диагностических заданий по развитию речи в соответствии с программными требованиями в курсе русского языка начальной школы В.В. Репкина и его соавторов.

Предлагаемые работы можно использовать:

  • как стартовые в начале учебного года для проверки «остаточных» знаний (в этом случае в начале 2-го класса проводится работа для 1-го класса в начале 3-го класса – работа для 2-го класса и т.д.);

  • как диагностические для текущей проверки речевых знаний, умений и навыков на протяжении года (необязательно проводить всю работу целиком – можно разбить ее на отдельные задания, направленные на проверку конкретных умений после изучения той или иной темы);

  • как итоговые в конце учебного года для контроля усвоения знаний, умений и навыков, формирование которых обеспечивалось в течение этого года.

Стартовую и итоговую работы можно проводить не сразу на одном уроке – лучше давать отдельные задания в течение нескольких уроков.

Предлагаемые работы ученику удобнее выполнять на специальных индивидуальных бланках. Но если технические возможности школы не позволяют подготовить нужное количество печатного материала, задания можно написать и на доске, исключая задания с использованием картинок (бланк 2, задание 3), либо подготовить эти картинки в виде плакатов и повесить их на доске.

Так как важна прежде всего не отметка, а содержательный анализ результатов работы каждого учащегося, прилагаются специальные таблицы, в которых заложены определенные критерии для оценивания всех заданий.

Для того чтобы педагог мог видеть картину успешности выполнения работы учащимися класса в полном объеме, предлагаются также сводные таблицы для анализа работ. В таких таблицах учитель может видеть не только проблемы каждого отдельного ученика, но и пробелы класса по тем или иным критериям в целом.

1-й класс

Бланк № 1

Задание. Прочитайте.

  • Брату нравится играть в хоккей

  • Дедушка ушел на рыбалку

  • Когда начнется урок

  • Сегодня хорошая погода

  • Где живет Дед Мороз

Поставьте знаки в конце высказываний. Подчеркните двумя чертами те высказывания, которые могут быть и сообщением, и вопросом.

Таблица 1. Критерии оценивания диагностической работы для 1-го класса

Таблица 1. Критерии оценивания диагностической работы для 1-го класса

Таблица 2. Анализ стартовой, диагностической, тематической проверочной, итоговой проверочной работы (нужное подчеркнуть)

Класс: 1
Предмет: русский язык
Учитель: ____________________
Дата проведения: ____________________
Тема работы:______________________________________________________________
Кол-во учащихся в классе: ______
Кол-во уч-ся, выполнявших работу: _______

Таблица 2. Анализ стартовой, диагностической, тематической проверочной, итоговой проверочной работы (нужное подчеркнуть)

2-й класс

Бланк № 2

Задание 1

Прочитайте. Расставьте знаки препинания в конце высказываний.

– Здравствуйте
– Который сейчас час
– Девять часов утра
– Ой, я на урок опоздал

Задание 2

Прочитайте. Поставьте ь рядом с теми отрывками, которые можно считать текстами.

А. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.

Б. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

В. Бобры живут на лесных реках и строят плотины.

Озаглавьте связный текст:

  • так, чтобы было понятно, о ком этот текст;
    ___________________________________________________________________

  • так, чтобы было понятно, что сообщается о предмете в этом тексте.
    ____________________________________________________________________

Задание 3

Спишите текст, заменяя, где нужно, названия предметов указательным словом.

У нас живет пушистый кот Васька. Наш кот –большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе гнездо грача. Мгновенно кот полез на берёзу. Но грач увидел его. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 4

Впишите порядковый номер каждого высказывания так, чтобы получился связный рассказ.

Однажды мы пошли в лес за ягодами.

Мы спрятались под дерево.

Пошел сильный дождь.

Но скоро дождь закончился, и мы увидели радугу.

Вдруг набежала туча.

Задание 5

Рассмотрите картинки. В правильном ли порядке они расставлены? Восстановите его и впишите порядковый номер каждой картинки. Составьте по картинкам текст и запшите.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Таблица 3. Критерии оценивания диагностической работы для 2-го класса

Таблица 3. Критерии оценивания диагностической работы для 2-го класса

Таблица 4. Анализ стартовой, диагностической, тематической проверочной, итоговой проверочной работы (нужное подчеркнуть)

Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: _____________________________________________
Дата проведения: ______________________
Тема работы: ________________________________________________________________
Кол-во учащихся в классе: ______
Кол-во учащихся, выполнявших работу: _______