Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2006

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
 

Нюансы методики

Литературное чтение

В этой рубрике мы традиционно заглядываем «внутрь» предлагаемых конспектов уроков. У авторов, которых мы просили прокомментировать материалы, есть возможность анализировать только то, что изложено на бумаге, а это значит, что часто за кадром остаются отношения между учителем и детьми, от нашего внимания ускользают ошибки, допущенные ими, то, как в этой ситуации действует учитель, и так далее – то есть ускользает жизнь на уроке.
Предлагаем вашему вниманию конспект урока по литературному чтению, который комментирует автор курса Виктория Юрьевна СВИРИДОВА.

Тема. «Чему учит нас сказочная повесть Сельмы Лагерлёф “Путешествие Нильса с дикими гусями”?»

Цель. Учить вслушиваться в авторский голос. Продолжить знакомство учеников с литературными понятиями «композиция», «сюжет», которые помогут понять основную мысль сказочной повести.

Оборудование. Учебник «Литературное чтение» (3 класс) (авт. Н.А. Чуракова).

Наш комментарий

Учитель совершенно правомерно акцентирует внимание на нравственной проблематике повести и значении сюжета для ее понимания. Однако постановка вопроса «чему учит» и «понять основную мысль» слишком прямолинейна и возвращает нас к не лучшим обычаям традиционной педагогики работать с текстом с точки зрения его «воспитательного значения». «Литература, конечно, оказывает воспитательное воздействие, но не прямое, а преимущественно косвенное, опосредованное и, как правило, отсроченное» (Л.С. Выготский). Лучше было бы говорить о нравственных вопросах, которые ставит перед нами автор, о нравственных проблемах, которые его волнуют и над которыми он заставляет поразмышлять читателя. Именно на такую интонацию (а не на прямолинейно-нравоучительную) настраивают и вопросы учебника. Например: «Изменился ли Нильс за время путешествия? Чему он научился? Какие изменения ты считаешь самыми важными?»
Формулировка об «авторском голосе» является слишком общей, неконкретной, следовательно, малообучающей. Работа с понятием «композиция» в 3-м классе не проводится.
Излишняя назидательность урока и усложненная работа с литературоведческими понятиями вызывает возражения и в дальнейшем. Итоговый урок по повести представляется более легким, прозрачным, трогательным по интонации, человечным.

3 класс

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. Тема урока совпадает с учебной целью. Мы должны определить идею данного произведения. Предлагаю вам вспомнить некоторые моменты из истории создания произведения, его литературный род, жанр.

Наш комментарий

Сообщение данной темы и цели урока настраивает на однолинейное восприятие произведения, тогда как его художественная ткань многогранна, объемна, разнообразна и ее ценность не заключена в определенной идее. Обращаясь к специфике художественного образа на протяжении четырех лет обучения, мы избегаем сведения ее к понятиям «тема» и «идея» произведения, хотя и обсуждаем с детьми, о чем говорится в произведении (тема) и каково отношение автора к тому, о чем он говорит (идея).
Работа с понятием «литературный род» в 3-м классе не проводится. То, что жанр произведения – сказочная повесть, не является предметом исследования в системе уроков по данному тексту. Это исходный пункт, определяющий направления работы.

III. Актуализация знаний

У. Что вы можете сказать об авторе данного произведения?

Дети. Сельма Лагерлёф родилась в семье военного и учительницы. Став взрослой, она тоже стала учить детей. Получив предложение написать учебник по географии Швеции для младших школьников, она решила написать сказку, положив в основу реальное событие – из ее двора с дикими гусями улетел гусак и вернулся обратно с целым семейством. Нильс стал символом Швеции, его называют «маленьким гусенавтом».

У. Что это за страна такая – Лапландия?

Д. Это северная часть Скандинавского полуострова: Норвегии, Швеции, Финляндии и Мурманской области. Море в этом месте не замерзает, так как теплое Североатлантическое течение доносит сюда свои теплые воды, поэтому гуси здесь прекрасно зимуют.

Наш комментарий

Эти сведения важны и интересны. Их может сообщить учитель на одном из первых уроков по повести. Обратите внимание, что задача автора повести не была изначально и единственно нравоучительной. Если уж говорить об идее произведения, то она скорее патриотическая: интересно и занимательно познакомить детей (и взрослых) с географией своей родины, разнообразным природным и животным миром, а также с ее легендами и преданиями. Перед нами «интегрированный учебник» по окружающему миру и литературному чтению, это особенно явно видно в несокращенном и неадаптированном варианте текста. Образная природа художественного текста нацелена не на передачу информации, а на сопереживание, сочувствие. От первого до последнего урока по произведению Сельмы Лагерлёф надо стремиться, чтобы дети попали под обаяние текста, увлечь, заинтриговать их, заинтересовать в чтении текста целиком (или обратиться к хрестоматии, где помещены дополнительные главы).

У. Когда была написана сказка?

Дети работают по ленте времени.

Д. 60 лет назад.

У. Сколько лет Сельме Лагерлеф?

Д. 20 ноября 2003 года ей исполнилось бы 145 лет.

Наш комментарий

Смысл последнего «открытия» не ясен. Пафос обращения к ленте времени здесь может быть один: обратить внимание детей на то, что современный автор (литературу примерно с середины ХХ века принято считать современной) обращается к мифологии, истории, легендам и преданиям своей страны, что они живут в новом качестве. Сельма Лагерлёф не просто рассказывает «сказочные» сюжеты: она проводит нас вместе с Нильсом сказочной дорогой, использует, как многие авторы, схему народной сказки. События основной сюжетной линии в повести развиваются по законам волшебной сказки. Но сказка наполняется новым содержанием, ставит современные нравственные вопросы.

IV. Проверка домашнего задания

У. На прошлом уроке мы составляли подробную характеристику образа Нильса. Предлагаю прослушать домашнее задание – представить свои «портреты» других героев произведения. При ответе прошу использовать текст.

V. Зарядка для глаз

У. Мы вновь пришли в городской парк на аттракционы, «кататься» будут ваши глазки.

Дети выполняют упражнения «Качели», «Колесо обозрения», «Орбита», «Автодром», «Тир».

VI. Работа над сюжетом и композицией

У. Сегодня наша задача – вслушаться в авторский голос, понять, чему учит нас сказочная повесть, о чем хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали – подробно проанализировали характеры героев. Теперь нужно проследить, в чем же особенность сюжета и композиции текста. Предлагаю вспомнить, что такое сюжет и композиция.

Дети работают со словарем.

VII. Работа над сюжетом

На доске:

Экспозиция – изображение положения действующих лиц от первой строчки произведения до начала развития событий. (Как жил Нильс.)

Завязка – начало развития событий. (Встреча с гномом и то, что произошло впоследствии.)

Развитие действия – изображение событий после завязки до кульминации. (До момента превращения маленького человечка в большого.)

Кульминация – наивысшее напряжение действия. (Момент превращения.)

Развязка – заключительный момент.

На доске – схема развития сюжета:

Наш комментарий

Нет необходимости вести с учениками словарь литературоведческих терминов, записывать определения литературоведческих понятий и заучивать их. Достаточно, если дети будут понимать общий смысл терминов «сюжет», «завязка», «кульминация», «развязка», понимать, какое практическое действие подразумевается, что именно надо найти в тексте. При этом речь пока идет только о попытках найти узловые моменты текста, определяющие события. Этот навык особенно важно нарабатывать на объемном тексте. Поэтому при ответах на указанный вопрос приемлемы варианты. Так, завязкой могут быть названы и встреча с гномом, и момент превращения Нильса в малыша. Кульминацией – и момент, когда он узнает заклинание (цель его путешествия), и когда он присутствует на празднике на горе Кулаберг (наиболее полное слияние Нильса с миром животных и птиц, наивысшее единение этого мира). Развязкой – и обратное превращение Нильса, и его встреча с матерью, и его прощание с Аккой. Важен процесс высказывания версий детьми и обоснование ими своей точки зрения.

VIII. Работа над композицией

У. Вернемся к композиции. Как автор позаботился о нас?

Д. Разделил текст на главы и озаглавил каждую.

У. Мы подошли к этой работе творчески: произведение в учебнике напечатано в сокращении, мы выделили самые важные композиции. Наша задача – перечислить все главы, заглавия, которые мы придумали на прошлом уроке, и кратко передать содержание каждой главы.

Дети отвечают, учитель записывает на доске:

1-я глава (с. 58–66). Домовой.

2-я глава (с. 66–73). Полет.

3-я глава (с. 73–78). Ночной вор.

4-я глава (с. 78–80). Страшная тайна.

5-я глава (с. 80–81). Продолжение полета.

6-я глава (с. 82–86). В Лапландии.

7-я глава (с. 86–88). Ужасные новости.

8-я глава (с. 88–89). Домой!

9-я глава (с. 89–90). Завершение путешествия.

Наш комментарий

Эта работа очень важна и полезна. Такой методический прием обобщает прочитанное, учит ориентироваться в объемном тексте, организует «взгляд назад», приучает к рефлексии по поводу того, как «сделано» произведение. Этот вид работы мог быть задан на дом, лучшие заглавия, придуманные детьми, отмечены.

IX. Физкультпауза

У. Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнем.
– Только в джунгли мы зашли – налетели комары. (Отгоняют.)
– Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем. (Рычат.)
– Но его мы обхитрим – на носочках убежим! (Прыгают на носочках.)
– Ближе к пальме мы подходим и бананы там находим. (Собирают.)
– Привезем домой скорей, угостим своих друзей! (Поворачиваются друг к другу.)

Х. Работа по тексту

У. Опираясь на выводы, попытаемся ответить на вопрос: почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – полета Нильса с дикими гусями в Лапландию?

Д. Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с другими героями нужно быть, чтобы добиться успеха. Для этого существуют шесть дополнительных сюжетных линий (с. 78 – 4 сюжетные линии, с. 81 – 2 сюжетные линии – в кратких описаниях пропущенных глав).

У. Что автор хочет сказать нам, какова основная мысль сказочной повести, ее идея?

Д. Он считает главным пробуждение в человеке его души.

У. Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказочной повести?
– Нильс – крошечный, маленький, несчастный (с. 66), бедный, противный (с. 68), одинокий (с. 77), шелковый (с. 79), дрожащий, голодный (с. 80), строгий (с. 85).
– Мартин – милый (с. 68), верный товарищ (с. 72), уважающий себя домашний гусь (с. 71), хороший гусь (с. 71).
– Акка – старая-престарая утка (с. 71), хорошая птица, строгая (с. 82), умная гусыня (с. 90), мудрая, умная, маленькая (с. 95).
– Юкси – глупый.

Д. Автор не скрывает своего отношения к героям. Он подчеркивает, что все они обыкновенные, живые существа с обыкновенными слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают добрые и не очень добрые чувства, приспосабливаются друг к другу. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, терпимее друг к другу.

Наш комментарий

Повторяя наши возражения по поводу излишней назидательности разговора, отметим как несомненное достоинство урока постоянное обращение к тексту, внимательное перечитывание по разным основаниям, требование учителя к детям – подтверждать свое мнение ссылками на текст. Совершенно верна установка учителя на поиск авторской точки зрения в эпитетах, использованных сказочницей. Говоря о том, где и в чем еще мы можем обнаружить авторское отношение, необходимо, опять же, по-новому акцентировать роль сюжета. Сюжет повести-сказки представляет собой набор ситуаций, в которых герой проходит испытания, проявляя те или иные качества, по которым читатель составляет свое мнение о характере героя и его эволюции.
Нам кажется удачным вывод о том, что герои – «обыкновенные, живые существа со слабостями и недостатками. Они переживают, испытывают добрые и не добрые чувства, приспосабливаются друг к другу». Такой вывод показывает неоднозначность ситуации, заставляет маленького читателя поставить себя на место Нильса, почувствовать, как ему сложно. Но тем ценнее будут все его победы над трудностями и над собой. Вопросы к тексту в учебнике нацеливали именно на такую вдумчивую работу («Тебе жалко Нильса?», «Есть ли в характере Нильса какие-нибудь черты, которые могут сослужить ему хорошую службу в трудных условиях?», «Чем Нильс заслужил позволение Акки остаться в стае?», «Какие чувства переживал Нильс?», «Что самое печальное в положении Нильса?»). Отвечая на вопросы, школьники приходят к выводу, что превращение Нильса в человека началось гораздо раньше, чем он произнес заклинание. И зависит оно от его мужества, способности прийти на помощь, позаботиться о ближнем, то есть от способности быть человеком в трудных ситуациях.
Смысл итоговой работы – заострить существование нравственной проблемы рядом с проблемой сказочного жанра. Проблема жанра волшебной сказки – найти способ обратного превращения Нильса из крошечного человечка в человека нормального размера. Нравственная проблема повести – найти способ превратиться из гадкого мальчишки в достойного человека.

У. Теперь вернемся к эпиграфу данной главы:

«Попробуй из живого сделать еще более живое – вот это настоящая работа!» (Григорий Горин)

– Как вы теперь, после прочтения произведения, понимаете смысл сказанного Григорием Гориным?

Ответы детей.

В контексте сказки Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» самая сложная работа – это работа по воспитанию внутреннего мира человека, мира его чувств.

XI. Выборочное чтение

У. Мы перечитаем сейчас две главы текста, стараясь передать авторское отношение к происходящему, к героям.

Дети читают главы 1 и 8.

XII. Подведение итогов

У. Чему же учит нас сказочная повесть?

Высказывания детей.

XIII. Домашнее задание

У. Перескажите понравившиеся главы от имени Нильса. Перечитайте понравившиеся главы в лицах. Выполните рисунок к понравившейся главе.

Наш комментарий

Эти задания правомерны с небольшими оговорками. Пересказывать лучше конкретные главы, насыщенные важными для сюжета событиями, например главы с обоими превращениями. Чтение в лицах предполагает несколько участников и дается как задание для групповой работы. Иллюстрация должна нацеливать на точное вычитывание текста, то есть нужно изображать или конкретное событие, или героя, подчеркнув настроение происходящего, характеры персонажей, конкретные детали. Но все эти задания были бы уместнее не на итоговом уроке по произведению. Итоговым заданием могло бы стать сочинение на одну из свободных тем: «Как я однажды встретил гнома»; «Самая трудная ситуация в моей жизни»; «Мой взрослый поступок».
Работа по тексту повести Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 3 класс) (часть 2) рассчитана на достаточно длительное время (например, по тематическому планированию О.В. Малаховской – 7 часов). При этом важно, что перед нами повесть:

– продолжим учить детей ориентироваться в тексте большого объема, перечитывать, находить нужные моменты из текста, зачитывать или пересказывать их;
– научим их пользоваться кратким пересказом для восстановления сюжетных линий повести (в отличие от рассказа, их несколько).

Не забудем, что повесть сказочная, то есть:

– используемые в тексте сюжетные линии будут иметь сходство с сюжетными линиями других сказок (вопросы в учебнике побуждают их обнаружить);
– главная сюжетная линия разворачивается в плоскости сказочного жанра (Нильс наказан и заколдован, он отправляется в путешествие, чтобы разгадать тайну обратного превращения).

Наконец, это авторское произведение:

– продолжает учить детей по эмоциональным проявлениям, словам и поступкам персонажей формировать представление об их характерах и прослеживать их развитие (в отличие от народной сказки, где характеры героев традиционны и неизменны);
– автор ставит перед читателем серьезные нравственные вопросы (превращение Нильса в человека зависит от его поведения).