Нина КИРИЛОВА,
учитель начальных классов школы № 198
г. Северск Томской области
Как образовалось слово?
Урок русского языка
2-й класс
С понятиями «корень» младшие школьники
встречаются в рамках курса ознакомления с
окружающим миром и на уроках русского языка. В
ходе урока материалы этих двух предметов тесно
переплетаются, делая работу интересней и
насыщенней.
Тема. «Корень. Однокоренные слова».
Цели. Учить детей выделять корень,
подбирать родственные слова; развивать речь,
пополнять словарный запас.
Оборудование. Учебник «Русский
язык. 2-й класс» (авт. Т.Г. Рамзаева); иллюстрации
с изображением скворца, карточки для всех
учащихся с текстом стихотворения, лепестки для
цветка, магнитная доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Язык – наш учитель. А
каждое слово – урок. Особенно интересны уроки,
даваемые однокоренными словами. Я – учитель, учу
учеников. Трава подорожник растет по краям
дороги. Опенок – это гриб. Ищи его около пня.
Однокоренные слова помогают понять, как
образовалась группа слов, что означает каждое
слово.
Тема нашего урока – корень, однокоренные слова.
Кое-что по этой теме вы уже узнали из уроков
обучения грамоте, а сегодня на уроке русского
языка узнаете еще много нового.
Слово корень – многозначное. На уроках
естествознания вы тоже встречались с понятием
«корень». Что же это такое?
Дети.
Корень – это подземная часть растения, без него
оно не может жить.
У. А ученые-языковеды
использовали это слово для названия главной
части слова. Как вы думаете, почему?
Д. Из корня появляются новые
слова.
У. Это обязательная часть слова,
которая сохраняется во всех словах.
III. Знакомство с новым материалом
У. Запишите в тетради пословицу.
На доске:
Увидал скворца – знай: весна у
крыльца. |
Учитель прикрепляет на доску
картинку со скворцом.
– Расставьте знаки ударения и
подчеркните орфограммы.
Один ученик работает у доски, затем
класс проверяет его работу.
– Чтобы правильно написать
некоторые слова в пословице, нужны родственные
слова для проверки орфограмм.
Учитель открывает запись.
На доске:
Знаете ли вы?
Древний обычай русских крестьян
развешивать скворечники в деревнях так изменил
привычки птиц, что скворцы стали предпочитать
скворечники естественным дуплам.
Скворцы прилетают к гнезду 198 раз в
сутки. Рабочий день скворца длится 17 часов!
|
Дети знакомятся с
познавательным материалом и получают карточки с
текстом о скворцах. Текст читают построчно по
цепочке, последние две строчки – хором.
Карточка
Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день птенцы кричат:
– Мы хотим добавку –
Муху и козявку!
(Е.Тараховская)
|
Найдите группу слов с
одинаковым корнем. Выпишите их в столбик.
После общей работы появляется запись
на доске:
скворечня
скворца
скворечник
скворушки
скворчат |
– Можете ли вы продолжить
этот столбик слов?
Дети продолжают запись на доске:
– Слова, как и люди, живут
семьями. У слова есть корень и есть родня – слова
с таким же корнем. Слова-родственники – это слова
с одинаковым корнем, то есть однокоренные.
Какая общая часть встречается во всех записанных
словах?
Д. Сквор.
У. Это и будет корень. Графически
выделяем его особым значком – «дугой» (учитель
показывает). Выделяйте знак аккуратно.
Начинать и заканчивать его надо между буквами
слова.
Попробуйте сделать вывод о том, что же такое
корень.
Д. Общая часть однокоренных
слов.
У. Корень слова – значимая
часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Корень является главной частью слова.
В корне выражено основное значение слова, его
смысл. Нам важно не только правильно находить
корень, но и грамотно записывать его. Ведь в корне
могут быть орфограммы. А есть ли в записанных
словах орфограммы в корне?
Д. Здесь опасное место – буква о.
У. Какие слова из этой группы надо
проверять? Подумайте, есть ли среди наших слов
проверочные?
Д. Проверяемыми будут слова скворечня,
скворца, скворечник, скворчат.
– Проверочным будет слово скворушки:
в нем о слышится четко.
IV. Физкультминутка
V. Первичное закрепление нового
материала
У. Подберите однокоренные слова
к слову «весна» из пословицы.
Ученики записывают слова в столбик.
На доске появляется запись:
– Попробуем объяснить
значения новых слов.
Д. Весна – время года,
следующее за зимой.
– Весенний – относящийся к сезону весны.
– Веснушки – рыжеватые пятнышки на коже,
появляющиеся у некоторых людей весной.
У. Дополню ваш список:
Веснушчатый – покрытый
веснушками.
Предвесенье – период перед
наступлением весны.
Веснянка – весенняя песня, поют в
хороводе.
Весновать – проводить весну.
Дети записывают эти слова к себе в
тетрадь.
Как можно назвать эту группу слов?
Д. У всех этих слов один корень (выделяют
его).
У. Попробуйте сделать вывод о
том, какие слова называются однокоренными.
Д. Слова, образованные от одного
и того же корня.
У. Можно ли однокоренные слова
назвать родственными?
Д. Да.
У. Почему?
Д. Слова, образованные от одного
и того же корня, называются однокоренными, или
родственными.
У. Вспомните из уроков
естествознания: какие самые первые цветы
появляются весной?
Д. Раннецветущие растения:
хохлатка, медуница, сон-трава, мать-и-мачеха,
фиалка (показ картинок).
У. Предлагаю вам поработать в
парах. Пообщайтесь, поделитесь своими мыслями с
соседом по парте, подберите родственные слова к
корню «цвет». Будьте внимательны – задание с
ловушкой!
Д. Мы знаем. Здесь надо подобрать
слова со смыслом «цветок».
У. А какие еще бывают?
Д. Еще бывает цвет – красный,
синий…
У. Теперь вы не попадетесь в
ловушку? Попробуйте подобрать однокоренные
слова.
В ходе проверки выполненного задания
на магнитной доске появляется цветок, на
лепестках которого написаны слова. Значение
записанных слов объясняется.
На доске:
цветочек
цвести
цветник
цветок
цветовод
цветочная (рассада, пыльца)
цветоводство
соцветие |
Дети объясняют значение
слов:
Д. Цвести – покрываться
цветами.
Цветник – место, где посажены цветы.
Цветовод – специалист по цветоводству.
Цветоводство – разведение цветов.
Соцветие – группа цветов, расположенных
рядом в определенном порядке.
Если детьми были допущены ошибки, то
они разбираются. При проверке этого задания надо
еще раз обратить внимание на корень «цвет»,
обозначающий цветовой фон, окраску: цветастый
платок, цветной стержень, бесцветная вода,
разноцветные шары...
У. Сделайте вывод: какие признаки у
этих однокоренных слов?
Д. Эти слова имеют два признака:
они сходны по смыслу и имеют общую часть. Такие
слова называются родственными.
У. Составьте предложение со
словом «цветы».
Д. Цветы украшают нашу планету.
Берегите цветы! Ранние цветы – это подарки весны.
Учитель записывает на доске примеры
предложений.
У. В первом предложении выделите
грамматическую основу.
Дети выполняют задание.
VI. Работа по развитию речи
У. На доске записаны
деформированные предложения. Из слов каждой
строки надо составить предложения и записать их,
правильно оформив. Пропустите строку для
заголовка текста и начинайте записывать.
На доске:
земля, зимнего, пробудилась,
ото, сна
проталинке, появился, на, подснежник
мелькают, мать-и-мачехи, цветки
у, цветут, лесного, ландыши, оврага
по, весело, поглядывают, первые, цветы, сторонам |
Дети работают
самостоятельно, затем зачитывается полученный
текст. На свободной строке дети записывают свой
заголовок.
У. Подчеркните родственные
слова, выделите в них корень.
Выполнение задания проверяется.
VII. Итог урока
У. Ответьте, пожалуйста, на
вопросы, записанные на доске.
На доске:
Дети отвечают.
– Давайте сравним ваши выводы с
правилами в учебнике. Все ли открытия сделаны
правильно?
Дети читают правила в учебнике на
с. 155.
– Кто не совсем хорошо понял
материал урока, не переживайте: у нас еще есть
время поработать и коллективно, и индивидуально.
VIII. Домашнее задание
Дети выбирают одно из предложенных
заданий:
1. Подобрать однокоренные слова с
корнем «зелень» или «птиц»(а) – на выбор.
2. Упр. 393.
3. К пяти словарным словам подобрать
однокоренные слова, выделить корень.
|