«Анализируй и
предлагай!»
Все больше учителей используют в своей
профессиональной деятельности идеи
развивающего обучения, потому что для них
очевидно: основной девиз традиционного обучения
– “Делай, как я!”– ушел в прошлое. Сегодня на
уроке должны звучать другие призывы:
проанализируй, предложи свой вариант, оцени свою
работу (работу товарища).
Под этим углом зрения и построены
уроки, представленные в книгах С.В. Бахтиной
«Поурочные разработки по математике. К учебнику
М.И. Моро и др.» (издательство «Экзамен») для
1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. Учителю предлагается
создать такую последовательность заданий, при
которой дети осознают практическую
необходимость того или иного знания. Педагог
лишь помогает найти выход из затруднительной
ситуации и показывает, какими средствами это
можно сделать.
Авторы учебников построили
специальную систему заданий, которую очень
удобно использовать в тех ситуациях, когда
материал не является особо трудным либо в
некоторой степени повторяет элементы изученного
ранее. Опираясь на такое построение учебников и
рекомендации авторов, в пособиях сделана попытка
разнообразить уроки, сделать их непохожими друг
на друга. Так, при изучении умножения во 2-м классе
нет необходимости составлять таблицы умножения
на каждое однозначное число: какую-то из них
можно рассмотреть на форзаце, другую – в тексте
учебника. После работы по введению понятия
диагоналей и рассмотрения свойств диагоналей
прямоугольника в 4-м классе свойства
соответствующих элементов квадрата можно
предложить детям изучить по книге. Постепенно
учитель формирует у учеников отношение к
учебнику как к помощнику, а не как к лишней
тяжести в портфеле.
Можно заметить, что в данных
конспектах уроков учитель часто обращается к
ученикам со словами: “Как вы думаете?”, “Как вы
считаете?”, “Предложите свой способ выполнения
задания”. Такая форма общения позволяет детям
стать более самостоятельными и смелыми,
способными высказать свою точку зрения.
Но если ученик получает право иметь
собственное мнение, а учитель снимает с себя
бремя быть истиной в последней инстанции, то
логично и функции контроля частично разделить
между ребенком и педагогом. Поэтому возникает
необходимость использовать такую форму работы,
при которой взрослый только предлагает задание,
а выполняют, проверяют и оценивают работу сами
дети. В данных конспектах уроков такой формой
контроля являются самостоятельные работы,
которые проводятся следующим образом: на одном
уроке учитель предлагает детям выполнить
небольшое задание и сдать листочки. Затем данное
задание разбирается в тетради либо
непосредственно после проведения работы, либо на
следующем уроке перед проверкой.
Собранные работы учитель проверяет,
делает отметки о правильности выполнения в своем
журнальчике и рядом ставит отметку. При этом
учитель обращает особое внимание на
качественную сторону оценки: важно, какие этапы
решения ученик выполнил верно, а какие – нет. На
следующем уроке дети получают листочки без
каких-либо учительских пометок и самостоятельно
проверяют правильность выполнения, выставляют
отметку. Разрешается использовать записанное в
тетради решение данного задания, обращаться за
помощью к товарищу. Затем листочки вновь
попадают к учителю, который смотрит, все ли
ошибки увидел ученик, адекватно ли оценил свою
работу. Педагог делает если надо исправления,
ставит рядом с отметкой ученика свою и
возвращает листочек.
Контрольные работы предлагаются в
конце четверти (иногда в конце изучения темы).
Целью их проведения является проверка усвоения
материала, изученного в течение четверти.
Последний урок каждой четверти
предлагается сделать развлекательным, но “с
математическим наполнением”: это различного
рода командные соревнования. При подборе заданий
для конкурсов автор пособия старалась
использовать материал, изученный в течение
данной четверти, но несколько измененный или
усложненный.
В конце еще раз хочется заметить, что
все принципы построения уроков, изложенные выше,
не являются новыми. О них много писали и положили
в основу систем развивающего обучения.
В данных разработках уроков были
использованы только элементы развивающего
обучения.
|