Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2006

НОВОЕ ПОСОБИЕ

«Анализируй и предлагай!»

Все больше учителей используют в своей профессиональной деятельности идеи развивающего обучения, потому что для них очевидно: основной девиз традиционного обучения – “Делай, как я!”– ушел в прошлое. Сегодня на уроке должны звучать другие призывы: проанализируй, предложи свой вариант, оцени свою работу (работу товарища).

Под этим углом зрения и построены уроки, представленные в книгах С.В. Бахтиной «Поурочные разработки по математике. К учебнику М.И. Моро и др.» (издательство «Экзамен») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. Учителю предлагается создать такую последовательность заданий, при которой дети осознают практическую необходимость того или иного знания. Педагог лишь помогает найти выход из затруднительной ситуации и показывает, какими средствами это можно сделать.

Авторы учебников построили специальную систему заданий, которую очень удобно использовать в тех ситуациях, когда материал не является особо трудным либо в некоторой степени повторяет элементы изученного ранее. Опираясь на такое построение учебников и рекомендации авторов, в пособиях сделана попытка разнообразить уроки, сделать их непохожими друг на друга. Так, при изучении умножения во 2-м классе нет необходимости составлять таблицы умножения на каждое однозначное число: какую-то из них можно рассмотреть на форзаце, другую – в тексте учебника. После работы по введению понятия диагоналей и рассмотрения свойств диагоналей прямоугольника в 4-м классе свойства соответствующих элементов квадрата можно предложить детям изучить по книге. Постепенно учитель формирует у учеников отношение к учебнику как к помощнику, а не как к лишней тяжести в портфеле.

Можно заметить, что в данных конспектах уроков учитель часто обращается к ученикам со словами: “Как вы думаете?”, “Как вы считаете?”, “Предложите свой способ выполнения задания”. Такая форма общения позволяет детям стать более самостоятельными и смелыми, способными высказать свою точку зрения.

Но если ученик получает право иметь собственное мнение, а учитель снимает с себя бремя быть истиной в последней инстанции, то логично и функции контроля частично разделить между ребенком и педагогом. Поэтому возникает необходимость использовать такую форму работы, при которой взрослый только предлагает задание, а выполняют, проверяют и оценивают работу сами дети. В данных конспектах уроков такой формой контроля являются самостоятельные работы, которые проводятся следующим образом: на одном уроке учитель предлагает детям выполнить небольшое задание и сдать листочки. Затем данное задание разбирается в тетради либо непосредственно после проведения работы, либо на следующем уроке перед проверкой.

Собранные работы учитель проверяет, делает отметки о правильности выполнения в своем журнальчике и рядом ставит отметку. При этом учитель обращает особое внимание на качественную сторону оценки: важно, какие этапы решения ученик выполнил верно, а какие – нет. На следующем уроке дети получают листочки без каких-либо учительских пометок и самостоятельно проверяют правильность выполнения, выставляют отметку. Разрешается использовать записанное в тетради решение данного задания, обращаться за помощью к товарищу. Затем листочки вновь попадают к учителю, который смотрит, все ли ошибки увидел ученик, адекватно ли оценил свою работу. Педагог делает если надо исправления, ставит рядом с отметкой ученика свою и возвращает листочек.

Контрольные работы предлагаются в конце четверти (иногда в конце изучения темы). Целью их проведения является проверка усвоения материала, изученного в течение четверти.

Последний урок каждой четверти предлагается сделать развлекательным, но “с математическим наполнением”: это различного рода командные соревнования. При подборе заданий для конкурсов автор пособия старалась использовать материал, изученный в течение данной четверти, но несколько измененный или усложненный.

В конце еще раз хочется заметить, что все принципы построения уроков, изложенные выше, не являются новыми. О них много писали и положили в основу систем развивающего обучения.

В данных разработках уроков были использованы только элементы развивающего обучения.