Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2006

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Галина РЯБУХИНА,
учитель начальных классов,
г. Сим, Челябинская обл.

Полет на Юпитер

Игра-путешествие. 4-й класс

Тема. Игра-путешествие «Полет на Юпитер».

Оборудование. Диапроектор; диафильм «Планеты-гиганты»; фотографии космонавтов и ракеты «Восток»; телескоп; рисунок ракеты Циолковского; плакат «Космос»; костюмы космонавтов.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Сегодня 12 апреля 2061 года. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Приветствуем пассажиров первого рейса «Земля – Юпитер – Земля». Во время полета наши космонавты расскажут много интересного о Земле и Юпитере.
Внимание! Приготовиться к запуску!

Участники (хором). Есть приготовиться к запуску!

Ведущий. Запустить двигатели!

Участники (хором). Есть запустить двигатели!

Ведущий. Включить контакты!

Участники (хором). Есть включить контакты!

Ведущий. Пять, четыре, три, два, один – пуск!
Во время полета мы приглашаем вас посетить музей, который находится на борту нашего корабля. Экскурсоводами будут космонавты.

Космонавт 1. На этом стенде находится телескоп.
Что мог увидеть человек на небе без всяких приборов? Разумеется, Луну, яркие звезды и, конечно же, Солнце. Но сколько нового выяснил человек благодаря телескопам!
Одним из его создателей считается Галилео Галилей – итальянский ученый.
Телескоп – это зеркально-линзовый прибор, который позволяет собрать больше света. Человек прикладывает глаз к окуляру, а объектив направляет на звезду или планету. Свет от небесного тела попадает в окуляр, преобразуется, и человек получает возможность рассматривать его.
С помощью телескопа были обнаружены и открыты солнечные пятна, горы на Луне, миллионы звезд и планеты Солнечной системы. Планет всего девять.
Рассмотрите плакат «Космос» и назовите все планеты.

Дети-пассажиры выполняют задание.

Ведущий. Мы летим к планете Юпитер.

Космонавт 2. Вырваться из объятий земного тяготения долгие столетия мечтали лишь писатели-фантасты. Они думали, что, выстрелив из огромной пушки, можно отправиться на Луну. Реально космонавтика начала становиться на ноги, когда появились научные расчеты. Основоположником теоретической космонавтики называют Константина Эдуардовича Циолковского. Скромный учитель из тихой провинциальной Калуги конструировал дирижабли, аэропланы, выдвинул идею использовать ракеты для космических полетов. Вот схема ракеты Циолковского на жидком топливе:
Циолковский рассчитал, сколько нужно ракете топлива для того, чтобы она подняла себя, запас топлива, грузы, приборы, людей. Циолковский изобрел ракетный поезд – многоступенчатую ракету.

Дети рассматривают схему ракеты Циолковского.

Космонавт 3. Чтобы расчеты и формулы воплотились в космические аппараты, должны были работать конструкторы – талантливые творческие люди с необычной энергией. Таким был Сергей Павлович Королев.
В начале 30-х годов ХХ века он возглавил группу инженеров-специалистов в области ракетного движения.
Первые ракеты рождались в конструкторских бюро, на экспериментальных заводах, проходили испытания на полигонах.

Космонавт 4. Этот стенд посвящен Юрию Алексеевичу Гагарину, первому космонавту.

Дети рассматривают фотографии космонавта и корабля «Восток».

– 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток». Первый полет проходил 108 минут. За это время космонавт облетел земной шар.
В отряд космонавтов Гагарину позволила войти хорошая теоретическая и физическая подготовка. Он был выбран из самых лучших, здоровых и подготовленных летчиков.

Космонавт 5. Общее впечатление при виде Земли из космоса можно было выразить словами: «Красота-то какая!»
Полет первого космонавта показал, что в условиях невесомости можно находиться долго и обживать космическое пространство, создавая условия для безопасной и успешной работы. Уже через 5 месяцев в полет отправился другой космонавт – Герман Степанович Титов. Его полет продолжался больше суток, он облетел вокруг Земли 17 раз.

Ведущий показывает фото Г.С. Титова.

– Дорога в космическое пространство была открыта! Прошло всего несколько десятилетий, и можно отправиться в путешествие к планетам.

Ведущий. Внимание! Мы приближаемся к планете Юпитер.

Дети смотрят диафильм «Планеты-гиганты».

Космонавт 6. Самая крупная планета носит имя древнеримского верховного бога Олимпа. По объему Юпитер больше Земли в 1310 раз, а по массе – в 318 раз. На планете видны ряды темных и светлых полос, которые каждый год располагаются по-разному. Это не горы, а длинные ряды облаков.
Температура на Юпитере около –140 градусов, это из-за огромного удаления от Солнца.
Странность этой планеты – в наличии красного пятна, гигантского газового образования овальной формы, по размерам превышающего нашу Землю.

Космонавт 7. В атмосфере Юпитера возникают и долго сохраняются вихревые движения. Большое красное пятно – это один из таких долго живущих вихрей. Гигант Юпитер обладает мощным магнитным полем, поэтому приземлиться космическому аппарату на его поверхность невозможно.

Ведущий. Возвращаемся на Землю. Предлагаю поиграть в игру «Космический словарь».
Условия игры: класс делится на две команды. Каждый участник команды выходит и записывает по одному слову, связанному с космосом, на обратной стороне доски. Чья команда запишет больше слов за одну минуту, та и побеждает.

Дети играют.

Ведущий. Внимание! Наш полет подходит к концу. Всем приготовиться к спуску! Говорит служба управления полетом. Фиксируем приземление.

В конце игры-путешествия ведущий может предложить детям ответить на несколько вопросов, связанных с услышанными рассказами.