Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина КУРАКИНА,
МОУ СОШ № 42,
г. Белгород

Скорость движения

Урок математики. 4-й класс

Тема. «Скорость движения. Решение задач».

Цели. Отрабатывать навыки решения задач на движение.

Оборудование. Схемы, рисунки к заданиям, карточки для индивидуальной работы.

Статья опубликована при поддержке Специализированного послегарантийного сервисного центра Hyundai и Kia, основной сферой деятельности которого является диагностика, техобслуживание, ремонт, в том числе кузовной, автомобилей данных марок, а также продажа автозапчастей к ним. Здесь Вам постараются помочь всегда, даже в самых сложных случаях, когда другие сервисные центры не возьмутся за ремонт. И все это по реально низким ценам, ознакомиться с которыми можно на сайте http://remont-hyundai-kia.ru/remont-hyundai.html. Задавайте любые вопросы, касающиеся Вашего автомобиля, и получайте грамотные ответы квалифицированных специалистов, знающих о Hyundai и Kia все и даже больше. Все необходимые работы будут выполнены на высшем профессиональном уровне по точно согласованной с Вами цене в строго оговоренные сроки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель.

Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!»

Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На нем мы закрепим знания по изученным темам «Действия с величинами» и «Скорость движения», будем решать задачи и узнаем кое-что из истории человечества.

III. Закрепление пройденного материала

Учитель раздает 10 ученикам карточки с текстами задач по теме «Скорость движения» для индивидуальной работы.

Задачи для индивидуальной работы

1. Велосипедист проехал 80 км за 4 часа. Чему равна скорость велосипедиста?

2. Туристы были в пути два дня. В первый день они шли 5 часов со скоростью 4 км/ч, во второй день 3 часа с той же скоростью. Какое расстояние прошли туристы за два дня?

3. Из одного города в другой, расстояние между которыми 360 км, выехал автобус. Он двигался со скоростью 60 км/ч. По пути он сделал две остановки по 30 минут. Какое время затратил автобус на эту поездку?

4. Ракета за 3 секунды пролетает 18 км. Какое расстояние она пролетит за 9 секунд?

5. Автомобиль за 2 часа прошел 160 км. Какое расстояние он пройдет за 6 часов, двигаясь с той же скоростью?

6. Почтовый голубь летел со скоростью 48 км/ч. Какое расстояние он пролетел, если в полете был 20 минут?

7. Аэросани были в пути 2 часа, двигаясь со скоростью 51 км/ч. С какой скоростью двигался лыжник, если этот путь он прошел за 6 часов?

8. Пассажирский поезд проходит расстояние между двумя городами за 4 часа, двигаясь со скоростью 60 км/ч. Грузовой поезд это же расстояние проходит за 5 часов. На сколько километров в час скорость пассажирского поезда больше скорости грузового?

9. После того как туристы проплыли по реке 6 часов со скоростью 10 км/ч, им осталось проплыть 23 км. Какое расстояние должны преодолеть туристы?

10. Черепаха за 5 минут может проползти 25 метров. Какое расстояние она проползет за 30 минут?

Дети, получившие карточки, выполняют задание и решают задачи. Остальные работают вместе с учителем.

У. Рассмотрите написанные на доске величины.

На доске:

5 м/с, 720 км/ч, 2 км/мин, 8 км/с, 50 км/ч, 300 м/мин

– Что вы можете о них сказать? Чем они похожи и чем различаются?

Дети. Эти величины обозначают скорость движения, различаются единицами измерения.

У. Что вы знаете о скорости?

Дети отвечают.

– Назовите самую большую из представленных скоростей. Самую маленькую. Есть ли здесь равные скорости?
Соедините значения скорости с расположенными рядом рисунками предметов.

На доске – рисунки с изображениями пчелы, вертолета, самолета, ракеты, голубя, воздушного шара.

– На какие две группы можно разделить данные предметы?

Д. На созданные человеком и объекты природы.

У. Теперь к нам присоединяются те, кто работал самостоятельно. Вы уже готовы?

Д. Да.

У. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как человек осваивал воздушное пространство. 46 лет назад, в 1960 году, в нашей стране появилась новая профессия – космонавт. Желающих стать космонавтами было очень много, но в первый отряд было зачислено всего 20 человек. Кого из первых космонавтов вы знаете? Когда в космос поднялся первый человек? Как вы думаете, какой летательный аппарат, созданный руками человека, первым поднялся в воздух?

Д. Воздушный шар.

У. Его изобрели братья-французы. Их фамилию мы узнаем, расшифровав запись на доске. Помогут это сделать те из вас. кто выполнял индивидуальные задания.
У вас на обратной стороне карточки буквы. Прикрепите нужную букву под числом, соответствующим ответу задачи.

На доске:

20     32     7     54     480     16     17     12     83     150

М      О     Н      Г       О       Л       Ь      Ф      Ь        Е

– Прочитайте фамилию изобретателей.

Д. Монгольфье.

У. Хотите узнать, в каком году это произошло? Какие буквы из этой фамилии не обозначают звуков? Поставьте их рядом и прочтите год запуска в воздушное пространство первого летательного аппарата.

Д. 1783 год.

У. Сколько лет назад это было?

Д. 2006 – 1783 = 223 (г.). 223 года назад.

Учитель читает отрывок о запуске воздушного шара из книги «Наши крылья» Г. Черненко:

«Раньше летали лишь во сне или в мечтах. Да как было не мечтать? И птицы летают, и стрекозы, и жуки, и летучие мыши. А два француза – Жозеф и Этьен Монгольфье, родные братья, – смотрели на плывущие по небу облака, на дым, поднимающийся столбом в небо, размышляли и делали для себя важные выводы.
Однажды братья склеили из бумаги большой шар, наполнили его горячим дымом – и случилось чудо: шар взлетел в небо. Братья жили в маленьком городке. Опыт их видели немногие. Братья решили показать свой шар в Париже, столице Франции.
В день полета на площади собралась огромная толпа. Каждому хотелось увидеть летающий шар братьев Монгольфье. Шар был красивым, ярко раскрашенным, расписанным золотыми узорами. Под шаром висела закрытая корзина с “пассажирами”».

У. Хотите узнать, кто были эти пассажиры? Тогда разгадайте данные закономерности, допишите еще по одной величине и определите среди рисунков животных, представленных на доске, кто были первые пассажиры.

  • 1-й ряд: 5 мм, 5 см, 5 дм, 5 м, ...

  • 2-й ряд: 160 км 600 м, 80 км 300 м, 40 км 150 м, ...

  • 3-й ряд: 5 ч, 420 мин, 9 ч, 660 мин, 13 ч, ...

Д. Утка, петух, баран.

IV. Работа по формированию умения решать задачи

У. Прочитайте условие задачи.

Петух в 2 раза легче утки и на 49 кг 500 г легче барана. Какова масса утки, если масса барана 52 кг?

Выберите схему, соответствующую условию задачи. Начертите ее в тетради, обозначьте на ней известные величины.

На доске:

– Какие еще вопросы можно поставить к данному условию?

Дети решают задачу и отвечают на вопрос: какова общая масса пассажиров воздушного шара?

Способ 1

1) 52 кг – 49 кг 500 г = 2 кг 500 г
2) 2 кг 500 г . 2 = 5 кг
3) 2 кг 500 г + 5 кг + 52 кг = 59 кг 500 г

Способ 2

1) 52 кг – 49 кг 500 г = 2 кг 500 г
2) 2 кг 500 г . 4 + 49 кг 500 г = 59 кг 500 г

– Прошло чуть больше 170 лет, и человек создал летательные аппараты, которые поднялись в космическое пространство.

Решим задачи об этих летательных аппаратах.

Задача 1

Самолет пролетает за 5 минут 75 км. Какое расстояние он пролетит за 1 час?

Решение:

Способ 1

1) 75 : 5 = 15 (км/мин)
2) 15 . 60 = 900 (км)

Способ 2

1) 60 : 5 = 12 (раз)
2) 75 . 12 = 900 (км)

Задача 2

За 3 секунды ракета пролетит 18 км. С какой скоростью летит ракета? За какое время она пролетит 900 км?

Решение:

Способ 1

1) 18 : 3 = 6 (км/с)
2) 900 : 6 = 150 (с)

Способ 2

1) 900 : 18 = 50 (раз)
2) 3 . 50 = 150 (с)

– Каким вопросом можно объединить условия этих двух задач?

Д. На сколько скорость ракеты больше скорости самолета?

У. Ответьте на этот вопрос.

Решение:

1) 75 : 5 = 15 (км/мин) – скорость самолета
2) 18 : 3 = 6 (км/с) – скорость ракеты
3) 6 км/с = 360 км/мин
4) 360 – 15 = 345 (км/мин)

– Можно ли ответить на вопрос: во сколько раз скорость самолета меньше скорости ракеты? Как это сделать?

Решение: 360 : 15 = 24 (раз)

V. Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен? Узнали ли вы что-либо новое? Что повторили? На какой ступеньке знаний нашей лесстницы вы сейчас находитесь?

Дети помещают свои фигурки на лесенке.

– Какие мысли о действиях человека появились у вас после этого урока? Все ли он делает разумно? Не наносит ли вред нашей планете?

Ученик читает стихотворение:

До чего дошел прогресс –
До невиданных чудес!
Опустился на глубины и поднялся до небес.
Силу разума и торжество науки
Без обид, как вечное дитя,
Так покорно приняла на руки
Маленькая, хрупкая Земля.
Только надорвалась. Заболела.
Ну, а людям некогда ее лечить.
Знания, друзья, – большое дело,
Но важнее добрым человеку быть.
И тогда не будет злой наука,
Не погибнут реки и поля.
Сохранят планету ваши руки.
Не обидим мы тебя, Земля!