Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Наталья МАХОНИНА,
г. Норильск, Красноярский край

Урок математики. 4-й класс

Тема. «Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное число».

Цели урока. Отрабатывать приемы письменного деления многозначного числа на однозначное; совершенствовать навыки быстрого счета; развивать логическое мышление.

Оборудование. Карта Солнечной системы; карточки с примерами для устного счета, словарными словами: космос, космонавт, ракета; картинки по теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок: мы будем путешествовать по Солнечной системе. Что такое Солнечная система?

Выслушиваются ответы детей.

– Итак, в путь!

III. Устный счет

1) Назовите ответ.

73 : 9
40 : 6
42 : 5
37 : 4
63 : 7
51 : 8

2) Уменьшите в 9 раз.

180
540
3600

3) Вычислите.

0 : 173
207 : 1
465 : 465

4) Проверьте вычисления.

62 : 31 = 3
82 : 41 = 4

5) Объясните приемы вычисления.

369 : 3
355 : 5

6) Выберите только те уравнения, которые решаются делением.

х : 9 = 90
100 . х = 6800
х . 5 = 450
х : 1 = 999

7) Найдите неверное выражение.

1 . а = а
а
: 1 = а
а
. 0 = а
а : 0 = 0

8) Назовите самый большой остаток при делении на 4, 7, 9.

9) Определите количество цифр в частном.

940 : 4
5635 : 7
864 : 8
72 396 : 9

IV. Чистописание

На доске:

9 9 9

У. Почему именно эту цифру мы прописываем? Как эта цифра связана с нашим уроком?

Дети. Мы сегодня путешествуем по Солнечной системе. В Солнечной системе 9 планет.

Дети прописывают строчку цифр.

V. Работа по теме урока

У. 

Много планет вокруг Солнца летает.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету мы сядем скорей,
Помчимся от Солнца света быстрей.

Учитель вывешивает на доску рисунок ракеты.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мертвый покой,
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы – вот наказанье!

Что вы узнали из стихотворения об этой планете?

Дети отвечают.

– Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.

У. Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Давайте узнаем: сколько земных суток длится год на Меркурии? Для этого надо найти частное 792 и 9.

Дети записывают решение.

Д. 792 : 9 = 88. Год на этой планете длится 88 земных суток.

У. За быстроходность, за проворность, с которой Меркурий бегает по небу, древние римляне прозвали его небесным гонцом.
Если мы вычислим устно частное 840 и 42, то узнаем, во сколько раз по объему Меркурий меньше, чем Земля.

Д. В 20 раз.

У. Значит, из земного шара можно было бы выкроить 20 шаров, равных по объему Меркурию.

Что же, дружок,
В жизни много дорог.
Летим на Венеру,
Хоть путь наш далек.

Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. Свое название она получила в честь древнеримской богини Венеры. По размерам эта планета равна Земле. А если мы найдем частное 1350 и 6, то узнаем, сколько земных суток длится год на Венере.

Д. 1350 : 6 = 225 земных суток.

У. На сколько больше длится год на Земле, чем на Венере?

Д. 365 – 225 = 140 (сут).

У. Дневная температура на Венере равна +100°, а ночная – 23°. Ученые считают, что есть такие водоросли, которые живут в горячих источниках. Ну, а –23° – это для нас не мороз. Поэтому, возможно, когда-нибудь и на Венере будет жизнь.

Путешествуем дальше.

Мерцает по курсу ракеты Земля.
На ней мы живем,
И, как видно, не зря.
Планета Земля – родимый наш дом!
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем,
Но многое так до конца и не знаем.

– Для того чтобы узнать побольше о нашей планете, решим несколько задач.

На доске:

Задача 1

Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения?

Задача 2

Площадь нашей страны составляет 22 400 000 кв. км.
Покрыто водой 3/4 части территории.
Какая площадь территории нашей страны покрыта водой?

Дети записывают решения задач в тетради.

Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться на ней не сорить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»

Учитель вывешивает плакат «Береги воду».

– Следующая планета похожа на таинственный красный глаз – это Марс. Свое название она получила в честь древнеримского бога войны.

Марс меньше Земли в 7 раз. Сутки у него по продолжительности такие же, как на Земле. На Марсе есть зима, весна, лето, осень. Узнайте, сколько дней составляет год на Марсе. Для этого найдите частное 2061 и 3.

Д. 2061 : 3 = 687 (сут).

У. На Марсе есть все необходимое для жизни: вода, кислород, атмосфера. Это все те условия, при которых развивалась жизнь на Земле. Марс – очень интересная для нас, жителей Земли, планета.

Дальше и дальше летим мы от Солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер – царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит –
Уж нрав его таков!

– Вычислив частное 960 и 8, вы узнаете, во сколько раз Юпитер больше Земли.

Д. 960 : 8 = 120 (раз).

У. А теперь вычислите, скольким земным годам равен год Юпитера. Для этого найдите частное 144 и 12.

Д. 144 : 12 = 12 (земным годам).

У. Зато сутки на Юпитере короткие – 10 часов: 5 часов – день и 5 часов – ночь.

Представьте, что на Земле были бы такие короткие сутки. Встанешь, позавтракаешь, пойдешь в школу, поучишься, и уже ночь. А когда гулять? Но так как жизнь на Юпитере отсутствует, то и длительность суток не имеет значения.

В Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом, – это Сатурн. Если мы найдем закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце.

На доске:

1966 1981 1996

Д. Каждое последующее число на 15 больше предыдущего.

У. Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7–8 лет принимает наибольший размер.

Вычислите, в каком году следующий раз исчезнет кольцо.

Д. В 2011 году.

У. Самые далекие планеты Солнечной системы – Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары,
Вечные зима и ночь –
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне – колотун!
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому!

VI. Итог урока

У. Наше путешествие подходит к концу. Понравился ли вам сегодняшний урок? Вы не только много узнали о Солнечной системе, но и тренировались делить многозначные числа на однозначные.

VII. Домашнее задание