Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.
Русский язык
Контрольные работы за III четверть для
1–4 классов
Предлагаемые контрольные работы по русскому
языку (диктанты, проверочное списывание,
грамматические задания, работа над предложением
и текстом) позволят учителю узнать, насколько
прочно, осознанно усвоен учащимися материал по
пройденным темам на конец III четверти.
1-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
записывать текст под диктовку с использованием
правил написания большой буквы в начале
предложения, в именах людей, кличках животных.
При диктовке четко проговариваются
окончания слов.
Объем работы: 15–22 слова.
Весна настала
На солнышке грелась старая ель. С ее
мохнатых лап падала капель. На верхушке ели была
белка. Ее спугнула собака Цапка.
Слова для справок: мохнатых,
верхушке.
Лес ждет весну
Алеша и Андрюша пошли в лес. Лес притих.
Он ждет теплых ясных дней. Только на ветках вербы
серые пушинки.
Слово для справки: пошли.
Гуси
У деда Ивана гуси. Алеша гонит их к
пруду. Гуси любят воду. Первым поплыл гусак Гога.
За Гогой бросились в воду гусята.
Тюльпаны
Наша мама любит тюльпаны. Игорь и
Сережа купили ей большой букет алых цветов. Они
украсили комнату. Мама рада.
Слова для справок: комнату, цветов.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – выявить умение
списывать и сличать написанное с образцом.
Пузырь, Соломинка и Лапоть
Жили Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли
они в лес дрова рубить. Дошли они до реки. Как
перейти через речку?
Дюймовочка
Старая жаба сидела в тени и украшала
свой дом. Рыбам стало жалко Дюймовочку. Они
перегрызли стебель листа. Лист кувшинки поплыл
по реке.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
записать ответ на вопрос.
I. Запиши ответ на вопрос.
1. Где птичка свила гнездо?
над, на, за, под, около
ветке веткой ветки
2. У кого много друзей?
У Пети, Коли, Маши, Сережи, ...
3. Какой месяц открывает дорогу
весне?
II. Составь из слов предложение.
У, кот, Тишка, жил, Миши.
III. Узнай птицу. Запиши ее название.
Ур-р-ра! Кр-ра-сота! Кар-кар!
Составь с этим словом предложение.
2-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыка по основным темам
программы: звонкие и глухие согласные, удвоенные
согласные, разделительный мягкий знак,
безударные согласные в словах и формах слов.
Объем работы: 30–35 слов.
Приход весны
Весна. Дождь и солнышко делали чудеса.
Цветы и травы покрывали мир ярким ковром.
Зажужжали первые пчелы и жуки. Весело чирикали
воробьи. Им надоели снег да мороз. Я открыл окно.
Стройный ряд тюльпанов встречал утро.
Слово для справки: встречал.
У реки
Лучи солнышка растопили снег и лед.
Звонкие ручьи понесли мутную воду к речке. У реки
плот и лодки. Волна с силой била о борта лодок.
Рыбаки закрепили их кольями и цепью.
Слова для справок: растопили,
понесли, закрепили.
Наша деревня
На высоком холме стоит наша деревня
Власовка. Все окна в деревне смотрят на солнышко.
Весной вишни и сливы цветут во всех садах. С
крыльца дома видна ферма. Там работает бабушка
Дарья. Мы с сестрой помогаем ей.
Слово для справки: помогаем.
Цветы
Ты сорвал первые цветы. Ты обидел пчелу
и шмеля. Ты отнял у них капельку сока. Она была в
цветке.
Пчела и шмель могут погибнуть.
А кто будет опылять цветы? Кто будет
приносить в ульи мед?
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить, как
формируется орфографическая зоркость у
учащихся.
Лед идет.
Лед идет!
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лед в кусочки разбивает.
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга гро-моз-дят-ся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут, и трещат.
(В. Мирович)
Проверь написанное, подчеркни
«опасные» места.
Прочитай, определи, сколько в тексте
скрывается предложений.
К вечеру тучи ушли уснул шалун-ветер в
саду стало тихо влажная земля отдыхала цветы
наполнили воздух тонким ароматом как хорошо было
кругом я вышел на крыльцо воздух был свеж и чист.
Спиши, расставь знаки препинания.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
составлять текст по опорным словам, дописывать
текст по началу и заголовку, записывать текст по
памяти.
Котенок Васька
вышел на крыльцо, упал лист, стрелой
бросился, хлопал лапой
Плот
лето, целый день на реке, сделали плот,
поплыли, сел на мель, помогли рыбаки
Запиши заголовок и составь текст по
опорным словам (по выбору).
Чей это дом?
– Петя, смотри, нора! Кто там живет?
Допиши текст так, чтобы получился
ответ на вопрос: чей это дом?
Коза Ночка
Бабушка Ольга купила козу. Ее назвали
Ночка. Коза часто убегала со двора в лесок. Мы
долго ее искали. У дома рос большой дуб. Бабушка
стала привязывать Ночку к дереву. Козочка
упрямилась и бодалась.
Перескажи текст, отметь «опасные
места», запиши текст по памяти.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пласт-Плюс». На сайте компании, который располагается по адресу http://www.plast-plus.ru/, Вы сможете буквально за пару минут рассчитать цену окна любого вида, размера и качества. «Пласт-Плюс» не просто производит окна, но и оказывает услуги по монтажу всех производимых конструкций. В выборе пластиковых окон Вам помогут сориентироваться полезные статьи и заметки, также расположенные на сайте. Компания гарантирует высокое качество изделий и помощь квалифицированных специалистов.
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыка правописания по темам:
«Безударные гласные в корне слова, в приставках»,
«Правописание разделительного твердого знака»,
«Мягкий знак на конце имен существительных после
шипящих», «Непроизносимые согласные».
Объем работы: 50–60 слов.
У подножия горы
Мы подъехали к горам. Маленькие
леднички лежали на горных вершинах. Они
прятались в тенистых щелях, висели на крутых
скалах. Длинными грязными языками снежинки
спускались к лесу и белели среди островков тайги.
Снег в зеленом лесу летом – явление удивительно
редкое. Все лето он медленно таял. Вскоре на месте
лоскутков снега полыхали цветочные лужайки.
Местность имела красивый вид.
Слово для справки: таял.
Примечание: предупредить учащихся о
постановке тире.
Комары
Наступила полночь. Об этом напомнили
комары. Я быстро съел свой скудный запас пищи.
Комариная туча появилась внезапно. Их тонкое
зудение заполнило всю окрестность. Я отмахивался
и шлепал себя по лицу и шее. Гудение стало громче,
укусы злее. Я нырнул в ельник. Там я собрал
хворост и развел костер. Яркие языки пламени и
дым спасли меня. Комары отступили. К утру я уснул.
Слова для справок: внезапно,
пламени.
Брат розы
Воздух был пропитан чудным запахом
трав и цветов. Кругом тишь. Мы медленно шли по
узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты.
Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые.
Шиповник – родной брат садовой розы. Мы
остановились у большого куста. Каждая веточка
встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить
эту красоту. Цвети и радуй всех!
Подъехала машина. Мы отправились
домой.
Слова для справок: вдали, заметили.
Солнце и дождь
По всей местности шагал дождь. На пути
ему встретился мальчик. Капли дождя лезли
мальчугану за воротник, щелкали по носу. Мальчик
побежал к реке. Там был шалаш. Тихо скрипел камыш.
Мальчик укрылся в шалаше. Дождь кончился. Вышло
солнце. Над полем легла чудесная полоска.
Здравствуй, радуга!
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
сформированность орфографической зоркости.
Лужица
Мы подъехали к заливному лугу. Он у
реки пронзительно зеленел от молодой травы.
Местами луг прорастал солнечными кружочками
мать-и-мачехи. Кое-где кудрявились сиреневые комочки
подснежников. В середине серебрилось
зеркальце. Оно ослепительно сверкало талой
водой. Из нее пили птицы. Над ней в танце
кружились бабочки. Это зеркальце все старались
оставить зеленому лугу. Все хотели привлечь сюда лучистое
солнце.
Примечание: в подчеркнутых словах
выделить корень.
Жизнь
То, что я существую, – для меня
постоянное чудо.
Молчит рыба в водоемах. Кричат
животные на земле. Поют птицы в воздухе. Но
человек таит в себе и молчание моря, и шумы земли,
и пение воздуха.
«Ты большая капля росы под листом
лотоса, а я – маленькая капелька на его верхней
стороне», – сказала Росинка Озеру.
1. Какие слова из сборника «Залетные
птицы» Рабиндраната Тагора тебе показались
важными? Запиши их.
2. Подчеркни безударные гласные в
корне.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
составлять текст по опорным словам, включать в
текст свои предложения.
1. Наступило лето. Митя с отцом
отправились на сенокос. Весь длинный день
веселился мальчик – ловил рыбу, собирал ягоды,
кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы
желал, чтобы лету конца не было.
Составь свой рассказ на тему «Лето».
Какие слова и выражения ты бы взял для
описания лета?
– Свежий запах трав.
– Первые заморозки.
– Густая зеленая трава.
– Крупная, спелая, душистая земляника.
– Теплое, веселое, радостное лето.
– Зеленый пестрый луг.
– Ледяной ветер.
– Чудесные ромашки.
Какие выражения ты бы еще добавил?
Запиши текст.
2.
Первая зелень
Подумай, какие слова, словосочетания
ты сам подберешь для этого текста. Составь и
запиши свой текст.
3.
Лужайка
Лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел
такие лужайки? Цветы гордо держат свои белые
шары. Пробежал по лужайке ветер. Он чуть дунул. На
лугу остались голые стебли. Вот шалун!
Скучно стало на лугу. Луг притих и
уснул.
К какой части ты добавил бы несколько
предложений?
Отредактируй текст, дописав несколько
предложений так, чтобы текст был красочным,
выразительным.
4-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
писать безударные окончания прилагательных,
предлоги с местоимениями, безударные гласные в
корне слова.
Объем работы: 70–80 слов.
Лето – весна
Я шел по узкой тропке. Жесткие стебли
цветов мешали идти. Я залюбовался ромашками. От
ромашки к ромашке перелетали бабочки. Я лег
отдохнуть и долго смотрел на голубое небо.
Облачка стайкой плыли одно за другим. Ромашки
предо мной склонили свои головки.
Сегодня я сижу за письменным столом. Март. У меня
на столе букетик мартовских цветов. Вот веточка
вербы с пушистыми сережками. Это ветка тополя.
Листочки у нее дремлют в теплом домике. Скоро они
покажут свои зеленые язычки.
(По Ю. Ковалю)
Слово для справки: дремлют.
Заповедник
Ребята смело двигались по лесной
дороге. Она была очень узкой. Всех поражала
тишина леса. Лес встретил нас обилием ягод. В
старом бору черника покрылась сизым бисером. На
кочках и вокруг стволов из-под жестких листочков
выглядывали грозди крупной брусники. Ярким
рубином сверкала в траве костяника. Этими
ягодами кормились птицы. А вот и кусты малины. Из
них вылетели встревоженные рябчики. Кончался
июль. На старом пне медным браслетом свернулась
ящерица. Она грелась на теплом солнышке.
Слова для справок: заповедник,
поражала, бисер.
Москва
Из богатого и славного города Суздаля
приехал со своей дружиной князь Юрий Долгорукий.
Полюбился князю удобный для обороны холм. Это
место слияния узенькой лесной речки Неглинной с
полноводной Москвой-рекой.
Место было тихое, водное, рыбное. Обнесли воины
холм высоким валом, поставили крепкие ворота.
Быстро строились дубовые княжеские терема.
Москва всем полюбилась. Она укрепилась и
объединила под свою сильную и уверенную руку
окрестные земли. Москва стала центром всей
великой Руси.
Слова для справок: полноводная,
Суздаль, Неглинной.
Ночь
Мгла быстро опускалась на теплую
землю. На старом дереве еще дрожал последний
золотой луч. Дерево в этом месте все светилось. На
высоком небе появился тонкий серп луны. Он плыл,
как быстрый корабль. За ним бежала маленькая
отважная звездочка. Иногда они ныряли в белые
косматые облака. Под развесистым дубом
приютилась на ночлег мышь. Под его корнями была
ее нора. Над притихшим лесом громко прокричала
птица. Подуло свежим ветром. Огромный лес
засыпал.
(По А. Куприну)
Слово для справки: притихшим.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
орфографическую зоркость, умение видеть в словах
изученные орфограммы.
Веснушки
Это было весной. Зима вроде бы
кончилась. Но уже несколько дней подряд за окном
выла метелица, и стекла окон были покрыты
морозными узорами. Казалось, что весна еще
далеко-далеко. А между тем у Кати на носу
появились веснушки. Через несколько дней они
украсили весь нос, щечки, лоб. Девочка огорчилась.
Солнышко смотрит в окно и улыбается. Это оно Кате
первой весну посылает. Радоваться надо, а не
огорчаться.
(По С. Золотцеву)
На какие слова при записи ты обратил
особое внимание? Чтобы избежать ошибки,
подчеркни в этих словах орфограмму.
Петька
Ручной ворон Петька был самым
интересным из всех питомцев заповедника.
Принесли его ранней весной, летать он не умел. За
лето он вырос и стал большим проказником. Он
гонялся за курами, дергал их за хвост, задирал
собак. Боялся он только одного петуха. Петух был
огромный, с большими острыми шпорами и очень
сердитый.
Раз Петька схватил за крыло курицу. Петух пришел
в ярость, налетел на ворона, начал его клевать,
бить шпорами, крыльями. С тех пор Петька и стал
бояться петуха.
(По Т. Скребицкому, В. Чаплиной)
Подчеркни слова с безударной гласной в
корне, которую можно проверить.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
составлять текст по опорным предложениям, словам
и заголовку, излагать готовый текст в логической
последовательности.
1.
Три брата
Сладко спит весна-царевна. Спит. К ней
спешат три брата.
Запиши, что сделают март, апрель, май,
чтобы разбудить весну-царевну.
2.
Летняя разведка
Куда только не заглядывают летом
солнечные зайчики! И к птицам в гнезда, и под
грибные шляпки, даже в речке купаются. Раз ...
Докончи текст несколькими
предложениями.
3. Запиши несколько пословиц о весне.
Подчеркни ту, которая тебе больше нравится.
4. Изложение.
Беда
Дед шел березовым перелеском. Листочки
медленно кружились в тихом воздухе. Возле
трухлявого пня он заметил груду перьев. Дед
подошел и носом ботинка пошевелил ее. Это была
птица. С птицей случилась беда. На нее напал
хищник. Дед выкопал ямку в твердой от заморозков
земле, осторожно палочкой сложил все перья и
засыпал землей. Старик чувствовал боль.
Выглянуло солнце. Иней поплыл на ярком солнце.
Местность имела грустный вид.
Слова для справок: заметил,
ботинок, сложил.
Разбей текст на части. Запиши.
|