Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2006

СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА

Елена ВОСТОРГОВА,
Галина ШИРЯЕВА,
г. Москва

Урок русского языка в 4 классе

(Программа В.В. Репкина и др.)

Раздел. «Словосочетание и предложение».

Тема. «Способ определения главных членов предложения».

Цель. Зафиксировать основание выбора одного из нескольких существующих способов определения главных членов предложения.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Определение алгоритма нахождения главных членов предложения во время самостоятельной работы учащихся

На доске записаны предложения из упр. № 250 (учебник «Русский язык.», 4 класс. 2 часть. Авт. В.В. Репкина и др. , с.109).

На доске:

Чтение – лучшее развлечение для меня.
Этот случай – хороший урок всем нам.
Мой сын – художник.

Учитель. Ребята, дома вы выполняли упражнение 250. На доске выписаны предложения из этого задания со знаком тире. Согласны ли вы с этой записью?

Дети. Да.

Богдан. У меня со знаком тире записано еще одно предложение. (Выходит к доске и записывает.)

На доске:

Учительница – строгая, но справедливая.

У. Ребята, вы согласны с такой записью?

Даня. Нет. Так как тире ставится только тогда, когда в предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. А в этом предложении сказуемое является прилагательным.

Богдан. Я с тобой согласен.

У. Что же необходимо учитывать, чтобы правильно поставить в предложении знак тире?

Петя. Надо проверить, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. Если оба главных члена выражены именем существительным, значит, знак тире ставить надо.

У. Ребята, посмотрите на эту схему. Все ли то, о чем сказал Петя, здесь зафиксировано?

На доске:

Диана. Нет.

Выходит к доске и дополняет схему.

На доске:

Д. Мы согласны.

У. Пользуясь схемой, объясните наличие в данных предложениях знака тире.

Катя выходит к доске, остальные ребята работают в тетрадях. Катя подчеркивает главные члены, над ними указывает, какой частью речи они выражены.

На доске:

У. Сумела ли Катя объяснить наличие знака тире в этих предложениях?

Д. Да.

У. Как Катя это сделала?

Алина. Катя сначала нашла подлежащее и сказуемое, а затем определила, какой частью речи они выражены.

У. Действительно, в данной ситуации очень важно правильно найти главные члены предложения. Объясните, как вы это сделали?

Саша. Я сначала нахожу сказуемое. Для этого изменяю предложение с точки зрения оценки говорящего. Например, в предложении Мой сын – художник изменяем наклонение: Мой сын был бы художником. Появился глагол быть, и изменилось слово художник. Значит, в предложении Мой сын – художник слово художник – это сказуемое. Затем определяю подлежащее. Подлежащее командует формами сказуемого. Изменяем форму числа сказуемого: Мой сын – художники. Слово сын не дает изменить форму числа сказуемого, значит, сын – это подлежащее.

Даня. Мы с мамой делали по-другому. Сначала определили подлежащее, оно отвечает на вопрос кто? или что? Так легче. Затем нашли сказуемое – это то, что сообщается о подлежащем.

Катя. И мы с мамой так делали!

У. Вы пользовались разными способами, но результат получился один и тот же. Возможно, действительно удобнее пользоваться вторым алгоритмом.

Учитель фиксирует на доске последовательность действий и способ определения главных членов предложения, предложенный родителями:

I. 1. Подлежащее
(отвечает на вопрос кто? или что?).
2. Сказуемое
(то, что сообщается о подлежащем).

II. Проверка действия алгоритма родителей при определении главных членов предложения

У. Запишем высказывание (Костя записывает на доске, ребята в тетради):

Этот мяч подарили мне ко дню рождения родители.

У. Выделите главные члены предложения.

На доске:

Костя. Я буду пользоваться способом родителей. Подлежащее – мяч, это слово отвечает на вопрос что это? Сказуемое – подарили, это слово сообщает нам что-то о подлежащем.

Д. Мы согласны.

У. Давайте посмотрим, как справились с этой задачей герои учебника. Найдите упражнение № 251. Между героями учебника Алешей и Петей возник спор о том, каким способом лучше определять главные члены предложения:

– В предложении говорится о мяче, – сказал Петя. – Значит, мяч – это подлежащее. А что сообщается о мяче? Что его подарили. Подарили – это сказуемое.

– А почему ты начинал с подлежащего? – поинтересовался Алеша. – По-моему, сначала нужно найти сказуемое, а уж потом искать подлежащее.

– Как же ты найдешь сказуемое, не зная подлежащего? – удивился Петя. – Ведь сказуемое – это то, что сообщается о подлежащем. Значит, сначала надо найти подлежащее.

– Совсем не обязательно, – возразил Алёша. – Ведь сказуемое выражает грамматическое значение предложения. Вот и нужно изменить это значение и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое. Например, это предложение можно изменить так: Этот мяч подарят мне ко дню рождения родители. Изменился глагол подарили, значит, это и есть сказуемое.

– Но ведь я тоже сказал, что это сказуемое, – упрямился Петя. – Какая же разница, как его искать?

– Есть разница, – не согласился с ним Алеша. – Ты ведь сначала искал подлежащее, а я – сказуемое. Только теперь можно искать слово, от которого сказуемое зависит. И тогда окажется, что мяч – это вовсе не подлежащее.

– Как это так?! – возмутился Петя. – Ведь в предложении говорится-то о мяче!

У. О каком способе говорит Петя?

Диана. О том, который записан у нас на доске и которым мы решили пользоваться.

У. А как предлагает действовать Алеша?

Саша. Сначала найти сказуемое, а потом – подлежащее.

Учитель фиксирует на доске другой алгоритм работы:

II.

1. Подлежащее
2. Сказуемое

У. Как предлагает Алеша определять сказуемое?

Даня. Изменить грамматическое значение предложения и посмотреть, какое слово изменится.

У. А подлежащее?

Даня. Алеша об этом не сказал…

Богдан. Я помню: подлежащее – это то слово, которое командует формой сказуемого.

На доске:

II.
1. Сказуемое
(слово, которое изменяется при изменении грамматического значения предложения).
2. Подлежащее (слово, которое командует формой сказуемого).

У. Кто же из ребят прав?

Саша. Давайте найдем главные члены предложения Алешиным способом и сравним результаты (выходит к доске и объясняет).

1) Определяем сказуемое. Для этого изменяем форму предложения.

На доске:

2) Определяем подлежащее, т. е. слово, которое командует формами сказуемого. Пробуем изменить форму числа сказуемого:

На доске:

Этот мяч подарил мне ко дню рождения родители.

Не получилось, так как слово родители командует формой числа сказуемого. Значит, это и есть подлежащее.

На доске:

Катя. Результаты получились разные. Способ, которым пользовались мы с родителями, работает не всегда.

У. Каким же способом мы будем пользоваться для определения главных членов предложения?

Даня. Теперь будем пользоваться только тем способом, о котором говорил Алеша, – он работает всегда.

У. А как же родители?

Катя. Наверное, они учились давно и не знали, что их способ работает не всегда.

У. А может быть, это мы еще не все знаем о способе, который предложили родители, и поэтому не можем его правильно применить?

Даня. Может быть. Но я попробую рассказать маме, как мы выделяем главные члены.

На доске остается только выбранный алгоритм работы.

III. Диагностическое задание

У. Запишите предложение и определите главные члены: «Этот мяч – подарок ко дню рождения».

Дети определяют и объясняют:

Д. Этот мяч будет подарком ко дню рождения. Этот мяч был бы подарком ко дню рождения. Этот мяч – подарок ко дню рождения.

1. Сказуемое – подарок: слово, которое изменилось при изменении формы предложения.

2. Подлежащее – мяч: это слово командует формами сказуемого.

На доске:

Богдан. Сказуемое и подлежащее выражено именем существительным, значит, между ними ставим тире.

Д. Мы согласны.

Богдан выходит к доске и исправляет запись.

На доске:

У. Дома выполните упражнение 252. Выполняя задание, объясните родителям, почему мы договорились находить главные члены предложения другим способом.