Интегрированные уроки являются одновременно и
целью, и средством обучения. Как цель обучения
интеграция помогает школьникам целостно
воспринимать мир, познавать красоту окружающей
действительности во всем ее разнообразии. Как
средство обучения она способствует приобретению
новых знаний, представленных на стыке
традиционных предметных знаний, а также является
высшей формой воплощения межпредметных связей
на качественно новой ступени. Интенсифиция,
интеграция учебного процесса способствует
снятию перенапряжения, перегрузки за счет
переключения учащихся на разнообразные виды
деятельности в ходе урока.
Перед вами конспекты двух интегрированных
уроков, посвященных весне.
Каждый урок проводился с участием двух
педагогов.
Елена ХОДОРЕНКО,
Светлана ПОТАПОВА,
учителя начальных классов,
с. Сонское,
Боградский р-н,
Республика Хакасия
Здравствуй, весна!
Природоведение & Чтение & Музыка
& Трудовое обучение & Изобразительное
искусство
2 и 4 классы
Тема. «Здравствуй, весна!».
Цели. Дать представление об
изменениях в жизни растений весной, показать
связь этих изменений с неживой природой; выявить
связь между природой и человеком; воспитывать
любовь к искусству, поэзии, природе, формировать
экологические навыки; развивать внимание,
образное мышление школьников.
Оборудование. Репродукция картины
И.И. Левитана «Весна. Большая вода»;
аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года»
П.И. Чайковского; гербарий; изображения птиц;
костюмы для инсценировки; цветная бумага,
ножницы, клей, ватман, образцы поделок из бумаги,
бумажный кораблик.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель 1. Сегодня на уроке мы с
вами будем говорить о весне.
III. Работа по теме урока
Учитель 1 (2-го класса). Долго
длится зимняя пора в России – уже пронеслись
веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело
людям слушать завывание вьюг и метелей. Все
мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И
со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны.
Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее
первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не
желая расставаться с былым могуществом.
Учащиеся 4-го класса инсценируют
стихотворение «Разговор Зимы и Весны»:
Автор.
Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице все справлялася:
Весна.
Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима.
Бью челом тебе, Весна теплая!
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
Весна.
Потому что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная!
Я же – теплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Учитель 2 (4-го класса). И вот,
чтобы приблизить радостную пору весеннего
обновления жизни, люди придумали еще один обряд
– заклинание весны, который справляли 22 марта, в
день весеннего солнцеворота (или равноденствия),
– по хакасскому календарю этот день
соответствует Новому году в природе. Давайте,
ребята, поможем зиме уйти до следующего года!
Дети исполняют заклички, сопровождая
их разнообразными движениями:
Д.
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март – солнцу рад;
Апрель, апрель – откроет дверь;
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем!
Учитель 1. Ребята, сегодня мы с
вами отправимся встречать весну.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
– Слышите, какие замечательные слова?
Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил
наш бумажный кораблик и понес его от столика к
столику.
Учащиеся 2-го и 4-го классов читают
стихотворения о весне.
– Многие писатели и поэты воспевали
это время года. Наш поэтический ручеек вливается
в музыкальный. Послушайте, как Петр Ильич
Чайковский выразил в музыке неповторимую
красоту природы.
Дети прослушивают аудиозапись пьесы
«Март» из цикла «Времена года».
Учитель 2. В природе бывает три
весны: весна света – март, весна воды – апрель,
весна зеленой травы – май.
Март заступил на свой пост. В этом месяце
наблюдают очень интересное явление на небе –
«небесный ледоход»: низкие серые слоистые облака
сменяются красивыми белыми кучевыми. Изменяется
снег, появляются первые проталины. В марте
начинается ледоход на реках.
Ученик 2-го класса читает
стихотворение:
Лед идет, лед идет
Вереницей длинной!
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый
К верной гибели идет –
Нет ему возврата!
Учителя проводят беседу о том, как
опасно выходить на лед весной.
– Тает снег, лед, бегут ручьи, и
наступает новый период весны, весна воды –
апрель.
IV. Беседа по картине
Учитель 4-го класса организует беседу
по картине И.М. Левитана «Весна. Большая вода».
Учитель 2. Этой картине художник
придумал не совсем обычное название. Мы
постараемся его отгадать, но пока не будем
торопиться. Скажите, какое время года здесь
изображено и почему?
Дети отвечают.
– Не только весной деревья бывают без
листьев, солнышко светит в любое время года, а
радостное настроение мы испытываем и при виде
первого снега. Итак, как бы вы назвали эту
картину?
Дети отвечают.
– Левитан назвал свою картину
«Весна. Большая вода». Давайте подумаем: почему
он назвал ее именно так, а не «Весна. Наводнение»?
Очень непростой вопрос, но догадаться можно.
Скажите, каждый ли год река разливается так
широко? Ответ найдите на картине. Посмотрите на
другой берег реки, дальний от нас. Река разлилась
так широко, что другой берег тоже затопило. Как вы
думаете, что за строения оказались в воде? Почему
только они? Очевидно, люди неправильно их
построили – слишком близко к воде? Народное
выражение «большая вода» и означает очень
широкий разлив, большое половодье. Красивое
название, теперь редко употребляемое. Как хорошо,
что оно сохранилось в названии этой картины!
Ребята, скажите: хотелось бы вам сейчас оказаться
в том месте, какое нам показал художник? Почему?
Какого цвета на картине больше всего? А как можно
понять, что день солнечный? Ведь самого солнышка
здесь нет. Давайте внимательно посмотрим на
березки, на их стволы. Какие они? Почему среди
молодых березок художник изобразил старое
дерево? О чем, по-вашему, старое дерево может
рассказывать березкам? Левитан любил природу и
умел показать ее так, что мы не только ощущаем ее
поэтическую красоту, но и стремимся ее сохранить.
V. Работа по теме урока (продолжение)
Учитель 1. От весеннего тепла
оттаивает почва. В почве накапливается много
влаги. Говорят: «Много снега – много хлеба»,
«Вода на лугу – сено в стогу». Как вы это
понимаете? Температура воздуха уже выше ноля,
просыпаются растения. Начинается весна зелени –
май.
Ученики 2-го класса исполняют песню о
весне.
Учитель 2. После таяния сугробов
под лучами яркого солнца весенняя вода
добирается до земли, и подснежники пробуждаются
от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда
сугробы растают совсем.
Подснежниками называют цветы, которые
расцветают по весне самыми первыми.
Ученики рассказывают о первоцветах
своей местности – это сон-трава, медуница,
мать-и-мачеха.
Учитель 1. Ребята, а почему
подснежников становится с каждым годом все
меньше и меньше? Что может сделать каждый из нас,
чтобы растения не исчезали?
Ученик 4-го класса читает
стихотворение Т. Собакина.
Ученик 1.
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок,
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы...
Учитель 2. Вестниками весны
являются птицы. Не зря в народе говорят: «Увидел
грача – весну встречай». А какие еще птицы
прилетают в наши края одними из первых? Вы
узнаете об этом, отгадав загадки.
Ученики 4-го класса:
Ученик 2.
Он выступает перед нами,
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут его... (Скворец.)
Ученик 3.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
Ученик 2-го класса читает
стихотворение В.А. Жуковского «Жаворонок».
Ученик 4.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Ученик 5.
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)
Учитель 2-го класса рассказывает о
граче и скворце и показывает их изображения. Дети
слушают аудиокассеты с голосами птиц.Учитель 4-го
класса читает стихотворение.
Не только цветы, но и насекомые,
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля.
Учитель 1. Пришла весна. А как же
провели зиму лесные зверушки?
Второклассники разыгрывают сценку.
Еж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов много было. Не
голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую –
будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками
питалась, ну да изредка кур посчитывала в
соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой – я
не ел четыре дня. Увидал обед у пня, а обед во все
лопатки припустился от меня. Вот несчастье, вот
беда – быстроногая еда!
Лиса. Миша, расскажи, как ты весну
чуть не проспал!
Медведь. Без заботы, без тревоги
спал медведь в своей берлоге, спал всю зиму до
весны.
Еж. И, наверно, видел сны?
Медведь. Вдруг проснулся
косолапый, слышу – каплет – вот беда! В темноте
пошарил лапой и вскочил – кругом вода!
Еж. Заспешил медведь наружу.
Медведь. Заливает! Не до сна!
Еж. Вылез он и видит лужи, тает
снег... Пришла весна.
VI. Обобщение знаний по теме
Учитель 2. Мы сегодня много
говорили о признаках весны в природе, о том, какие
цветы появляются первыми, какие птицы прилетают
весной в наши края. А теперь давайте выделим,
какие природные явления характерны для весны.
На доске вывешивается плакат,
учащиеся стрелочками указывают на нем природные
явления, характерные для весны. В центре круга –
иллюстрация на весеннюю тему, вокруг – карточки
с признаками различных времен года:
VII. Самостоятельная работа
Учитель 1. А итогом нашего занятия
станет работа, которую мы выполним вместе. Каждой
группе будет дано определенное задание. Выполнив
это задание, вы оформите картину, которую мы
назовем «Здравствуй, весна!».
На доску вывешивается чистый лист
ватмана. Ученики 2-го класса будут делать из
цветной бумаги траву, цветы, тучки; ученики 4-го
класса – солнце, деревья, птиц.
Техника исполнения аппликации
1) солнышко – требуется круг и 10–12
узких полосок бумаги произвольной длины. Каждая
полоска накручивается на карандаш, затем
аккуратно снимается с него. Один край полоски
приклеивается к краю круга, лучики у солнца
свободно свисают;
2) березы – ветви берез выполняются в той же
технике, что и лучи солнца. Для изготовления
ствола дерева из треугольника склеивается конус,
к его вершине приклеиваются ветви, сторона
конуса смазывается клеем, приклеивается к
ватману;
3) птицы – по трафарету вырезаются 5–6 птиц.
Края крыльев и середина брюшка смазываются клеем
и приклеиваются к ватману, середина крыльев
остается свободной;
4) трава – из листа зеленой бумаги вырезаются
полоски, разрезаются до половины, при помощи
ножниц «завиваются»;
5) тучки – выполняются техникой простой
мозаичной аппликации, то есть отрывные кусочки
бумаги смазываются клеем и приклеиваются на
основание плотно друг к другу;
6) цветы – вырезаются элементы цветов (на
усмотрение детей) и приклеиваются на общую
аппликацию. |
На предыдущих уроках труда
дети знакомились с техникой выполнения
различных видов аппликации. Во время работы тихо
звучит музыка. Учителя оказывают детям
индивидуальную помощь.
VIII. Итог урока
Все учащиеся 2-го и 4-го классов вместе
поют:
Здравствуйте, реки,
Моря, океаны!
Здравствуйте, рощи,
Леса и поляны!
Все люди планеты,
За руки возьмемся,
С прекрасной природой
Воедино сольемся!
Припев (вместе):
Ой, мой лес, мой дивный лес
Полон сказок и чудес.
Здесь живут мои друзья –
Берегите их всегда!
Любите природу,
Все люди планеты,
Не дайте погибнуть –
В одной все семье мы!
Любите ромашку,
Кувшинки и мяту,
Любите касатку,
Улитку и галку.
Припев.
Учителя оценивают работу учащихся на
уроке.
|