ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Ученики младших классов любят играть, поэтому
педагоги часто проводят уроки в форме различных
интеллектуальных игр. На их подготовку уходит
достаточно много времени, поэтому мы предлагаем
готовые разработки, которыми можно
воспользоваться по мере знакомства школьников с
учебным материалом.
Людмила ОРЛОВА,
учитель школы № 556,
г. Москва
Веришь ли ты?
Окружающий мир
На доске – изображение цветка, на
лепестках которого записаны вопросы двух туров.
Учитель. Сейчас мы поиграем – выясним,
кто в нашем классе лучше знает природу. В каждом
туре по 4 вопроса. Темы туров «Почему?» и «Веришь
ли ты?» – по материалам, которые мы изучили.
За ответы в первом туре вы получаете
жетон того цвета, какого цвета был лепесточек, и
выходите во второй тур.
Вода
Тур 1. «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье
становятся чистыми, если их моют и стирают в воде?
(Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от
впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот
воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в крышке чайника делают
отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не
тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче
воды.)
Тур 2. «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что в глубоких
колодцах иногда даже летом на дне лежит лед и не
тает? (Верю. Если зимой колодец промерзнет до
дна, то летом может оттаивать только верхняя
часть: вода – плохой проводник тепла.)
2. Веришь ли ты, что человек может
поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды
1000 кг.)
3. Веришь ли ты, что водоплавающим
птицам холодной осенью теплее в воде, чем на
земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который
успел охладиться.)
4. Веришь ли ты, что облака и туман не
одно и то же? (Нет: туман и облака – это
мельчайшие капельки воды.)
Полезные ископаемые
Тур 1. «Почему?»
1. Почему о соли говорят «В воде
родится, а воды боится»? (Она растворяется в
воде.)
2. Почему Москву называют
белокаменной? (В VII–VIII веках здания строили
из белого известняка.)
3. Почему песок используют как
фильтр в колодцах, водопроводах? (Он
водопроницаемый.)
4. Почему почва плодородна? (В ней
много веществ, необходимых для роста и развития
растений.)
Тур 2. «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что уткам и курам в
пищу добавляют известь и мелкие камни? (Да,
известь нужна для того, чтобы скорлупа их яиц
была прочной, а камешки – для перетирания пищи,
ведь у них нет зубов.)
2. Веришь ли ты, что Москва стоит на
слое известняка толщиной более 3 км? (Да.)
3. Веришь ли ты, что для защиты конфет
и сыра от высыхания используют продукты
нефтепереработки? (Да, парафином покрывают
бумагу и сыр.)
4. Веришь ли ты, что жемчуг является
известняком? (Да, он входит в состав раковин.)
Растения
Тур 1. «Почему?»
1. Почему у деревьев весной клейкие
листочки? (Смолистые вещества защищают от
заморозков.)
2. Почему медуницу называют
«цветок-букетик»? (На веточке цветы розового,
голубого, фиолетового цветов.)
3. Почему древесина не тонет в воде? (В
древесине есть воздух.)
4. Почему листья на верхушке дерева
опадают последними? (Они моложе остальных.)
Тур 2. «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что дрова,
заготовленные зимой, сухие и горят лучше дров,
заготовленных летом? (Да: дерево зимой «спит» и
не всасывает влагу.)
2. Веришь ли ты, что есть
растения-хищники? (Да.)
3. Веришь ли ты, что осину называют
«спичечной королевой»? (Да: из нее получаются
самые лучшие спички.)
4. Веришь ли ты, что дятел пьет
березовый сок? (Да.)
Животные и птицы
Тур 1. «Почему?»
1. Почему говорят: «Волка ноги
кормят?» (Он не стережет добычу, а догоняет.)
2. Почему кошки чистоплотнее собак,
волков, лисиц? (Они поджидают добычу в засаде, , и
умываются очень чисто, чтобы от них не было
запаха.)
3. Почему звери и птицы зимой
держатся ближе к человеческому жилью? (Легче
добывать пишу.)
4. Почему говорят: «Как с гуся вода»? (Перья
водоплавающих птиц смазаны жиром, с них легко
скатывается вода.)
Тур 2. «Веришь ли ты?
1. Веришь ли ты, что у птиц бывает зуб?
(Да, у птенцов есть на клюве шишечка, «яйцовый
зуб», им птенец разбивает скорлупу.)
2. Веришь ли ты, что по клюву птицы
можно определить, чем они питаются? (Да, у
насекомоядных – узкий, тонкий клюв; у птиц,
питающихся зернами, семенами, – толстый, твердый;
у хищных – крючковатый.)
3. Веришь ли ты, что рыбы и змеи спят с
открытыми глазами? (Да.)
4. Веришь ли ты, что, улетев на юг,
птицы там вьют гнезда и выводят птенцов? (Нет.)
Охрана природы
Тур 1. «Почему?»
1. Почему весной нельзя охотиться на
пушных зверей? (Они в это время выкармливают
детенышей.)
2. Почему весной, в начале лета
нельзя шуметь в лесу? (Это пугает птиц, животных:
они бросают гнезда, птенцов, детенышей.)
3. Почему нельзя вырубать леса по
берегам? (Реки мелеют.)
4. Почему нельзя уничтожать в лесу
ядовитые грибы? (Ими лечатся животные.)
Тур 2. «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что лишайники растут
только в том лесу, где чистый воздух? (Да.)
2. Веришь ли ты, что лес – источник
здоровья? (Да.)
3. Веришь ли ты, что 60 кг
макулатуры сберегают одно дерево? (Да.)
4. Веришь ли ты, что причиной лесных
пожаров может стать удар молнии, небрежность
человека? (Да.)
Воздух
Тур 1. «Почему?»
1. Почему двигаются облака по небу? (Благодаря
движению воздуха – ветру.)
2. Почему в окнах используют двойные
рамы? (Воздух – плохой проводник тепла.)
3. Почему в сильные морозы птицы
прячутся под снегом? (От холода: в снегу много
воздуха, он сохраняет тепло.)
4. Почему верно утверждение, что
воздух имеет отношение к музыке? (Звуки – это
колебания воздуха, они передаются по воздуху, и
ухо воспринимает эти колебания.)
Тур 2. «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что в
железнодорожном вагоне теплее спать на верхней
полке, чем на нижней? (Да: теплый воздух легче, он
поднимается вверх.)
2. Веришь ли ты, что есть
искусственный ветер? (Да: веер, вентилятор.)
3. Веришь ли ты, что есть жилища из
снега и в них тепло, как в обычном доме? (Да. Народы
Севера строят дома из снега, полы и стены
устилают шкурами.)
4. Веришь ли ты, что без воздуха в
мире стояла бы полная тишина? (Да, так как
звуки – это колебания воздуха.)
|