Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна ПАНАРИНА,
г. Октябрьский,
республика Башкортостан

Падежи нам по плечу!

Русский язык

4 класс

Тема. «Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода».

Цели. Формировать умение обосновывать написание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Оборудование. Учебник авт. Т.Г. Рамзаева «Русский язык», 4 кл. ч. 2; мозаика в виде разрезанной на пять частей открытки, на каждой части с обратной стороны написаны выражения: «Вилами на воде написано», «Попасть впросак», «Зарубить на носу», «Знать на зубок»; таблица окончаний прилагательных мужского и среднего рода, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок хорошего настроения. Мы будем много думать, вспоминать, сосредоточенно работать и... улыбаться. Тогда нам все будет по плечу.

II. Сообщение темы урока

У. Сегодня мы будем собирать мозаику, но не простую, а познавательную и узнаем много интересного из истории некоторых выражений. Но и про русский язык не забудем.
Над какой частью речи вы сейчас работаете? Мы продолжим работу над именем прилагательным: вспомним, для чего нужны в речи прилагательные, с какой частью речи они связаны, вопросы и окончания имен прилагательных мужского, среднего рода в творительном и предложном падежах.

III. Чистописание

У. Отгадайте шараду.

С «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть во мне.
С «п» от вас я не таю, –
В каждом классе я стою.

Дети. Карта – парта.

У. Какими буквами различаются эти слова?

Д. Буквами к-п.

Повторяется алгоритм написания буквы «к».

У. Напишите эту букву. Полюбуйтесь на нее. Если не получилась такая же красивая, как у меня, – не беда: первый блин всегда комом. Пишем вторую. Вторая получается красивая? Молодцы! А третья – еще лучше.
А теперь – буква «п».

Повторяется алгоритм написания буквы «п».

– Мы с вами из курса истории знаем, как люди узнают о своем прошлом и для чего вообще нужно изучать историю. Но сегодня мне хочется поговорить об истории языка. Мы с вами очень часто употребляем некоторые выражения, совершенно не задумываясь над тем, почему мы так говорим и откуда они пошли. Интересно? Интересно!
Возьмем первый кусочек из мозаики, а в конце урока посмотрим, что же у нас получится.

Вилами на воде писано

Выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова «вилы» – «круги», а не «сельскохозяйственное орудие» (вспомните: «вилок капусты»). Слово вышло из употребления, а выражение, тем не менее, осталось. Означает оно нечто неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.
Я надеюсь, что вилами на воде никто из вас писать не будет.

IV. Словарная работа

У. А теперь будьте внимательны – словарная работа.

На доске:

...ктивный, в...ток, вежл...вый, е...кий,
б...седа, д...верие, а...уратный,
инт...ресный, г...лерея.

Дети хором читают слова.

– Распределите слова на две группы. Сравните слова этих групп, как части речи: что у них общего? чем они различаются? на какие вопросы отвечают? как изменяются?
Запишите слова самостоятельно в два столбика, вставив пропущенные буквы.
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы ваших соседей.
Поставьте карандашом отметку на полях и верните тетради.
У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Кто попал впросак? Что означает это выражение нам расскажет второй кусочек мозаики.
В наши дни веревку, бечевку делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Им занимались целые села. На улицах стояли столбы с крючьями, от которых канаты тянулись к деревянным колесам. Колеса вращали лошади, бегая по кругу. Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались «просак».
Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся жгут. Если попадет в плетение кончик пиджака или рубахи – прощай, одежда: искромсает ее просак, изорвет, а иногда и самого человека изувечит.
Отсюда и пошло выражение «попасть впросак», которое означает запутаться, оказаться в трудном положении.

V. Повторение пройденного материала

У. Что такое имя прилагательное?
Для чего в речи употребляют имена прилагательные?
С прилагательными какого рода мы сейчас работаем?
Что вы знаете о безударных окончаниях прилагательных?
Что нужно сделать, чтобы правильно их написать?
Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже? В дательном?

Выслушиваются ответы учащихся. Идет работа по таблице безударных окончаний имен прилагательных.

VI. Знакомство с новым материалом

У. Сегодня мы будем говорить о Творительном и Предложном падежах имен прилагательных мужского и среднего рода. Откройте упражнение 306. Прочитайте задание. Прилагательные выделены вместе со словами, от которых к ним ставится вопрос. Выпишите словосочетания по образцу, данному в учебнике, выделите окончания, укажите падеж.

Дети записывают текст с комментированием в тетрадях и у доски.

– А теперь берем третий кусочек мозаики.

Как с гуся вода

«Ему все как с гуся вода!» – это выражение мы часто слышим, но его происхождение известно не всем. Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Коленьки худоба». Худоба – это болезнь. Люди простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения. Именно с гусиного? Да нет, необязательно – с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру, и птица остается сухой.
А вот сказать: «с курицы вода» – нельзя. Видели ли вы промокшую курицу? Жалкий вид. Недаром про не приспособленных к жизни, испуганных, растерянных людей говорят: «как мокрая курица».
А выражение «как с гуся вода» означает: ему (ей) все нипочем.

VII. Физкультминутка

VIII. Работа над предложением

У. Скоро кончится зима. Чем ребятишки занимаются зимой на улице? А вам нравятся зимние забавы? Чем вы больше всего любите заниматься?

Дети отвечают.

– А вот кому-то зимой было совсем не весело. Им совсем некогда было играть – они целый день искали себе корм.
Как вы думаете: кто это?

Д. Птицы.

У. А вы им помогали перезимовать? Как? Чем? Давайте запишем предложение про маленьких птичек, которые целый день летали, искали корм, совсем устали и уже заснули.

На доске:

Сла...ко спали мал...нькие птич(?)ки
на мя...кой п...стельке из пуха.

Дети объясняют написание орфограмм, выполняют синтаксический разбор предложения, указывают части речи, определяют падеж всех существительных.

– Молодцы, вы справились с заданием. Берем четвертый кусочек мозаики.

Зарубить на носу

«Зарубить на носу» – значит «запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда».
Многим представляется, что сказано это достаточно жестоко: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх: слово «нос» тут означает не орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

IХ. Закрепление пройденного материала

У. А зарубить на носу мы должны окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. У вас на столах лежат перфокарты. Работать будем с упражнением 308. Вы читаете словосочетание, определяете, какое окончание надо вставить. В своих перфокартах вы ставите знак «+» под выбранным окончанием.

Перфокарта

Словосочетания ом ем ым им

1.

2.

3. и т.д.

А теперь берем последний кусочек мозаики.

Знать на зубок

Какой смысл вкладывается в эти слова, детям известно не хуже взрослых. «Знать на зубок» – значит, например, превосходно выучить стихотворение, роль и вообще отлично в чем-то разбираться.
А было время, когда знать на зубок (проверить на зубок) понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из драгоценного металла: прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, – значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри вся полая или залитая дешевым металлом.
Этот же обычай вызвал к жизни и другое яркое образное выражение – «раскусить человека», что значит «досконально узнать его достоинства, недостатки, намерения».

Х. Итог урока

У. Что сегодня мы должны знать назубок? Что нового узнали на уроке?
Какое у вас настроение?
Получился у нас урок хорошего настроения? Кого вы видите на собранной мозаике?

Д. Улыбающихся детей.

У. Мне очень хочется как можно чаще видеть на ваших лицах улыбки и чтобы вы радовались жизни, тогда в учебе у вас все будет получаться!