Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2006

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
учитель школы № 901 г. Москвы

Что мы поём?!..

Часто, обращая внимание на увлечения детей, педагог замечает некоторые вещи, которые его расстраивают. Что делать? Нудно читать мораль? Можно, конечно, но это не самый действенный способ. Как же быть? Можно поступить так, как это сделала учитель школы № 901 г. Москвы Людмила ЛЕБЕДЕВА. От своих учеников второго класса она часто слышала песню «Снег идет», которую исполняет певица Глюкоза. Чтобы дети задумались о содержании любимых песен, она провела внеклассное занятие по русскому языку, фрагмент которого мы вам предлагаем.

Класс делится на три группы, выбираются командиры, которые получают листы бумаги и фломастеры.

Учитель записывает на магнитофон первый куплет и припев песни «Снег идет» в исполнении Глюкозы и песню «Снег кружится» в исполнении ВИА «Пламя».

Учитель. Сегодня на занятии мы с вами будем решать орфографические задачи. Для работы я приготовила тексты двух песен о зиме и снеге. Начнем мы с хорошо знакомой вам песни «Снег идет».

Звучит аудиозапись.

– Я вижу, что текст вам хорошо знаком. Сейчас я еще раз включу запись припева. Слушайте его внимательно. Вам надо будет определить, какие орфограммы встречаются в словах.

Звучит припев песни.

А снег идет, снег идет,
По щекам мне бьет, бьет.
Болею очень, температура,
Стою и жду тебя, как дура.
Снежинки ртом ловила –
Очень мило.
Клевый вечер, делать нечего
Там, где нет тебя,
А снег идет.

– Какие виды орфограмм нам встретились?

Командиры выбирают вид орфограммы, над которой предстоит работать группе и берут листы бумаги, на которые будут выписывать слова.

Например:

Учитель включает запись с остановками, чтобы дети успевали записывать слова и подчеркивать орфограммы. Выполненная работа проверяется.

– Почему некоторые слова мы видим в разных столбиках?

Дети. В одном слове несколько орфограмм.

У. Найдите в тексте однокоренные слова.

Д. Снег – снежинка.

У. Были ли в тексте слова или слово, при произношении которого вслух перед классом вы испытывали неловкость? Почему, как вы думаете?

После обсуждения с детьми данного вопроса учитель делает обобщение.

– Некоторые авторы текстов песен используют слова, которые укладываются в рифму, но нехороши для воспроизведения вслух, даже при неплохой мелодии. Может, стоит задуматься, что мы поем, повторяя тексты за любимым исполнителем?
А теперь я хочу познакомить вас со второй песней, подготовленной для нашего занятия.

Учитель включает запись песни «Снег кружится».

Такого снегопада,
такого снегопада
Давно не помнят
здешние места.
А снег не знал и падал,
А снег не знал и падал,
Земля была прекрасна,
Прекрасна и чиста.

Припев:

Снег кружится, летает, летает
И, поземкою клубя,
Заметает следы, заметает
Все, что было до тебя.

На выпавший на белый,
на выпавший на белый,
На этот чистый, невесомый снег
Ложится самый первый,
ложится самый первый
И робкий, и несмелый,
на твой похожий след.

Припев.

Раскинутся просторы,
раскинутся просторы
До самой дальней
утренней звезды.
И верю я, что скоро,
и верю я, что скоро
По снегу доберутся
ко мне твои следы.

Припев.

– Задание: каждая группа должна записать по одной строчке из припева песни.
Как вы работаете с орфограммами?

Д. Знаю: пишу – подчеркиваю.
– Не знаю: ставлю точку, сверху выбор букв.

У. Запишите строку, предупреждая свои ошибки. Как пишется каждая новая строка в стихотворении?

Д. С большой буквы.

Учитель останавливает кассету после каждой строки. Группа детей слушает, затем хором проговаривает ее и записывает. Запись в группах выглядит так.

Группа I

Группа II

Группа III

Значение слова «поземка» может быть детям непонятно. В словаре Ожегова ученики находят толкование слова.

Позёмка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.

После самостоятельной работы осуществляется проверка с объяснением всех орфограмм.

– Слушая какую из песен, вы не испытывали неловкости за используемые автором слова? Давайте споем ее.

Каждому ученику дается распечатка текста песни «Снег кружится».

Ученики знакомятся со словами, затем под музыку хором исполняют песню.