Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Елена БРЕДИХИНА,
учитель СОШ № 2,
г. Губкин,
Белгородская область

Творцы книг

& Внеклассное чтение & Изобразительное искусство &

4 класс

Тема. «Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах».

Цели. Познакомить детей с творчеством иллюстраторов детских книг, с историей иллюстрации.

Оборудование. Выставка книг с работами художников-иллюстраторов; детские книги, тексты рассказа Е. Чарушина «Медвежонок» для учащихся; портрет Е. Чарушина и выставка его книг; портреты М. Врубеля, В. Васнецова, В. Серова, репродукции картин этих художников; толковый словарь; карточки с заданиями (входные билеты); детские рисунки к известным русским сказкам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Кто из вас знает, что обозначает слово «музей»?

В толковом словаре дети находят объяснение смысла слова.

Дети. Музей – учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический и художественный интерес.

У. Сегодня я хочу всех вас пригласить в необычный музей. В его залах мы встретимся с людьми, которые пишут и иллюстрируют детские книги, окунемся в историю иллюстрации.

III. Вводная часть

У. Чтобы войти в этот музей, необходимо заполнить входные билеты.

У каждого ребенка на парте – билеты с заданиями. Ответы теста записываются на строке «Код».

ВХОДНОЙ БИЛЕТ

Код ________________________________
Х ___________________________________
У    ________________________________
Д    ________________________________
О    ________________________________
Ж    ________________________________
Н    ________________________________
И    ________________________________
К    ________________________________

М

Ч

Б

Е

А

З

Т

Е

Т

З

Р

М

З

У

Б

Т

Т

Ш

Е

И

Б

М

Н

Е

ТЕСТ

1. Как называют художника, который изображает военные действия?

а) гитарист;
б) филателист;
в) баталист;
г) генерал.

2. Что изображают маринисты?

а) Марин;
б) море
в) природу;
г) горы.

3. Кто написал картину «Весна. Большая вода»?

а) Левитан;
б) Чайковский;
в) Шишкин;
г) Толстой.

На строке «код» у детей должна быть запись: в, б, а.

– Предлагаю вам игру «Добавь словечко».

Дети, добавляя по одному слову, распространяют предложение: Картина висит.

Д. Картина висит на стене.
– Яркая картина висит на стене.
– Яркая картина висит на стене в гостиной.

У. Заполните входные билеты, и мы отправимся в путешествие по необычному музею.

Дети сочиняют акростих и записывают его на входных билетах:

Х – художники пишут картины.
У – у них много замечательных картин.
Д – долго работает художник над картиной.
О – он тщательно изучает природу.
Ж – животных рисует анималист.
Н – натюрморты пишут с натуры.
И – иллюстраторы оформляют книги.
К – как интересно быть художником!

IV. Проверка домашнего задания

У. Итак, перед нами первый зал – зал истории иллюстрации детской книги.

Дети рассматривают выставку книг.

– Невозможно представить жизнь человека без книг. С раннего детства они прочно входят в нашу жизнь. Еще не научившись ходить и говорить, малыш с интересом рассматривает картинки в детских книжках. Яркие и красочные, они привлекают внимание самых маленьких ребятишек. Такими их делают художники-иллюстраторы.
В былые времена книги могли купить только богатые люди. Бедняки же довольствовались лубками – простыми и доходчивыми картинками на липовой доске, обычно с поясняющей надписью. Стоили они дешево, сюжет их был прост: город, ярмарка, праздники, некоторые сюжеты сказок. В нашей стране за оформление детской книги серьезно взялись примерно в 20–30-е годы прошлого века. Об иллюстраторах того времени расскажут экскурсоводы этого зала.

Выступают подготовленные дети.

Ученик 1. Художник Никита Фаворский был выпускником художественно-полиграфического института. Первая иллюстрированная им книжка – «Колобок» – была выпущена в 1935 году, когда художнику было 20 лет. В то время большинство художников рисовали в технике гравюры. Гравюра выполнялась так: на деревянной заготовке вырезалось изображение картины или рисунка, затем все покрывалось краской, и делался оттиск на бумаге. Гравюры делали не только на бумаге, но и на металле, линолеуме, камне. Так оформляли книги для взрослых. Но подобные иллюстрации для детских книг не подходили. Рисунки, где дети, животные и другие персонажи изображены на белой бумаге, без окружающей природы, пейзажа, комнаты, в издательствах не брали. Прежде чем иллюстрировать «Колобка», художник делал зарисовки зверей в зоопарке. Затем использовал акварель. В числе прочих сказок Никита Фаворский иллюстрировал любимые сказки Андерсена, «Красную Шапочку» Шарля Перро. Это был очень талантливый человек. В 1941 году он добровольцем ушел на фронт и погиб в возрасте 26 лет.

Ученик 2. Следующий художник – Владимир Лебедев. Одна из работ художника-иллюстратора Лебедева – книга-альбом «Охота». Она была выпущена в 1924 году. Эта книжка была создана для малышей и не содержала никакого текста. Рисунки книги познавательные и очень занимательные. Автор знакомил детей с историей охоты различных народов в разное время. Рисунки были выполнены акварелью, тушью, карандашом и даже ламповой копотью.

Ученик 3. Еще один художник – Алексей Пахомов. Он известен по иллюстрациям к стихотворению Самуила Яковлевича Маршака «Кот и лодыри», к произведениям Некрасова, Толстого. Его творчество началось в 1920-е годы. Уже тогда он показал себя как блестящий рисовальщик, крупный художник детской книги. Его книжная графика (рисование карандашами) была посвящена детям и русской деревне. Книга художника «Как Саньку в очаг привели» необычна. Она вся напечатана на розовой бумаге плохого качества. В то время с бумагой было очень трудно. Но такой цвет понравился художнику. Эта книжка издавалась только однажды и, к сожалению, позабыта.

У. Сегодня детские книги совсем не такие, как 70 лет назад. Дизайн изменился, очень многие художники занимаются оформлением детской книги. На помощь им пришла современная техника, компьютеры.

Дети рассматривают современные книги с иллюстрациями.

V. Физкультминутка

VI. Изучение нового материала. Зал Е.И. Чарушина

У. Ребята, особого внимания заслуживает еще один художник-иллюстратор. Его имя вы узнаете, зачеркнув повторяющиеся буквы на вашем билете.

М

Ч

Б

Е

А

З

Т

Е

Т

З

Р

М

З

У

Б

Т

Т

Ш

Е

И

Б

М

Н

Е

– О ком будет идти речь?

Д. О Чарушине.

У. Поведет нас по залу Евгения Ивановича Чарушина новый экскурсовод.

Подготовленный ученик рассказывает о Чарушине и показывает выполненные им иллюстрации.

Ученик 4. Чарушин – один из лучших художников-анималистов. Анималист – это художник, главными героями картин которого являются звери и птицы. Он написал более 50 книг о животных, которые сам же и иллюстрировал. Вспомните рассказы Чарушина.

Дети называют произведения Е.И. Чарушина.

– Превосходный рисовальщик, увлекающийся рассказчик, отличающийся добрым юмором, он иллюстрировал книги В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака. Книги, оформленные Чарушиным, многократно переиздавались. Обратите внимание на выставку его книг.

Учитель читает отрывок из книги Е.И. Чарушина.

У. А теперь мы прочитаем рассказ «Медвежонок».

Перед чтением рассказа учитель объясняет смысл слов: служительница, вершок, медвежишко, масть, угрюмый.

– Перед вами зал русских художников-живописцев. Многих художников вдохновляли различные литературные жанры: сказки, басни, былины. И хотя эти художники не иллюстрировали книги, сюжеты их картин вполне могут быть использованы для знакомства с литературными произведениями.
Так, например, картины Виктора Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке», «Аленушка», «Богатыри» написаны на сказочные сюжеты и вполне могли бы служить иллюстрациями к ним.
Картина Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» – к сказке Пушкина Валентин Серов иллюстрировал басни Крылова.

Учитель показывает детям иллюстрации В. Серова к басням А. Крылова.
Дети инсценируют басню «Ворона и Лисица».

– Теперь мы с вами переходим в зал с картинами будущих художников-иллюстраторов.

Дети показывают свои работы, выполненные к детским произведениям, и рассказывают о них.

VII. Итог урока

У. Что нового, необычного вы узнали на уроке?
Какие моменты были наиболее интересными?
Кто такие творцы книг?

Выслушиваются ответы детей.