Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Надежда УКРАИНСКАЯ,
учитель СОШ № 41, г. Белгород

От повозки до гоночного автомобиля

& Математика & ОБЖ &

4 класс

Тема. «Решение задач».

Цели. Продолжить работу по формированию умения решать задачи; воспитывать у детей привычку соблюдать Правила дорожного движения.

Оборудование. Перфокарты, таблицы с буквенными выражениями; плакат с изображением автомобилей; энциклопедии об автомобилях; таблицы по Правилам дорожного движения; стенд-«компьютер».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Деление на двузначное число».

III. Устный счет

У. Ребята, мы живем в эпоху технического прогресса. Доминирующую роль в нашей жизни играют автомобили.

Если все автомобили, которые есть на Земле, выстроить в одну линию, то она протянется до Луны. И эта «очередь» будет постоянно, так как каждую секунду на Земле появляется новая машина. Большинство легковых машин предназначено для личного пользования: для поездок на работу, по магазинам, к друзьям или за город. Но есть автомобили специального назначения – гоночные, «скорой помощи», МЧС и т.д. У многих современных машин мощные двигатели и новейшее электронное оборудование.

Поэтому я предлагаю вам на машине времени совершить путешествие в прошлое – из ХХI века в ХVIII–ХIХ века, чтобы узнать об истории автомобилей, их изобретателях. Наш автомобиль оснащен бортовым компьютером, который поможет нам в пути.

До изобретения автомобиля использовались самодвижущиеся паровые экипажи.

Расположите дроби в порядке возрастания, и вы узнаете фамилию изобретателя, создавшего самодвижущийся паровой экипаж.

На доске:

– Первые самодвижущиеся экипажи были паровыми. В 1769 году французский солдат Никола Кюньо построил трехколесную повозку для перевозки артиллерийских орудий. Она двигалась со скоростью 5 км/ч и останавливалась каждые 10 минут, чтобы накопить пар и двигаться дальше.
Расшифруйте имя и фамилию немецкого конструктора, построившего первый автомобиль на бензиновом двигателе.

Дети работают по алгоритму, подставляя в него значения переменной а.

На доске:

а

0

6

9

10

12

23

34

45

х

е

б

а

к

л

н

р

ц

2

36

50

6

 

 

 

 

30

18

28

72

 

 

 

 

– Назовите имя конструктора.

Дети. Карл Бенц.

У. В 1885 году Карл Бенц построил хрупкий трехколесный экипаж, который и стал первым в истории автомобилем на бензиновом двигателе.
У первых автомобилей колеса были покрыты резиновыми шинами. Из-за них ездить было очень неудобно: сильная тряска и грохот портили настроение даже самому терпеливому пассажиру. Спустя некоторое время колеса автомобилей стали делать жесткими, снабжая их металлическим ободом (такие колеса были у телеги). Такое чудесное изобретение позволило ездить по дорогам быстро, без лишней тряски и невыносимого шума. После этого автомобиль стал хозяином дорог, обретя всеобщую любовь.

IV. Физминутка. Игра «Регулировщик»

V. Решение задач

У. А теперь давайте сравним скорость движения современных автомобилей и машин прошлого. Для этого решим несколько задач.
Автомобиль старой конструкции ездил со скоростью 25 км/ч, что на 275 км/ч медленнее современного спортивного автомобиля. Найдите скорость современного спортивного автомобиля.

Д. 25 + 275 = 300 (км/ч).

У. Гоночный автомобиль едет со скоростью 400 км/ч, а автомобиль старой конструкции – 25 км/ч. На сколько километров в час едет быстрее современный автомобиль?

Д. 400 – 25 = 375 (км/ч).

У. Во сколько раз быстрее едет гоночный автомобиль, чем самодвижущийся паровой экипаж Кюньо, скорость которого 5 км/ч?

Д. 400 : 5 = 80 (раз).

У. Послушайте и решите несколько шуточных задач о машинах:

По дороге едут 3 грузовика. В кузове каждого по 2 легковые машины. В багажнике каждой легковой машины – 4 игрушечных. Сколько всего машин в задаче?

1) 3 х 2 = 6 (м) – легковых
2) 6 х 4 = 24 (м) – игрушечных
3) 3 + 6 + 24 = 33 (м) – всего

Сделать «Кадиллак» из «Запорожца» очень просто – надо только «Запорожец» растянуть в два раза в длину. Длина «Запорожца» 3 м 5 дм. Какова длина «Кадиллака» в метрах?

Д. 7 метров.

У. А теперь придумайте задачи по схемам и подберите к ним подходящие выражения.

На доске:

Дети выполняют задание.

– Составьте задачи по таблицам и запишите решение в виде выражений.

– Прочитайте условие задачи, записанное на доске.

Задача 1

Автомобиль «Волга» за два дня проехал 1200 км. В первый день он был в пути 9 ч, а во второй день – 6 ч. Какое расстояние он проедет в каждый из дней, если будет двигаться с одинаковой скоростью?

– Какого вида задача?

Д. На пропорциональное деление.

У. Что в задаче известно? Что неизвестно? Как лучше записать условие задачи?

Д. В таблицу.

В ходе обсуждения на доске записываются таблица и решение задачи.

3) 80 х 9 = 720 (км) – пройдено в 1-й день
4) 80 х 6 = 480 (км) – пройдено во 2-й день

Задачу 2 дети решают самостоятельно.

Задача 2

Автомобиль «Волга» за 2 дня был в пути 15 ч. В первый день он проехал 720 км, а во второй – 480 км. Сколько часов автомобиль был в пути каждый день, если ехал с одинаковой скоростью?

1) 720 + 480 = 1200 (км) – за 15 часов
2) 1200 : 15 = 80 (км/ч) – V автомобиля
3) 720 : 80 = 9 (ч) – в 1-й день
4) 480 : 80 = 6 (ч) – во 2-й день

У. А теперь сравним решения этих задач. Что в них общего? Чем они отличаются?

Выслушиваются ответы детей.

– Пора возвращаться домой на нашем замечательном автомобиле. Но что случилось? Наш автомобиль потерял управление. Оказывается, автомобильный компьютер испортился. Чтобы его отремонтировать, надо составить формулу.

На доске:

– Расставьте числа между знаками так, чтобы получилось 28.

Д. 12 х 6 : 18 + 24 = 28.

У. Молодцы! Вот мы и дома.

VI. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке?

Дети отвечают.

– Автомобиль – это замечательное средство передвижения. Однако в последнее время увеличивается количество аварий на дорогах, гибнет много людей, в том числе и детей. За три месяца 2005 года в Белгороде зарегистрировано 72 ДТП, в которых 8 человек погибли и 79 получили ранения.
Что же нужно делать водителям и пешеходам, чтобы предотвратить эти трагедии?

Д. Соблюдать Правила дорожного движения.

У. Вспомните основные правила .

Учитель использует таблицы по правилам дорожного движения.

VII. Домашнее задание

У. Напишите памятку для первоклассника «Грамотный пешеход»