Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2005

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Повесть «Среди слов». Продолжение. См. 34, 41, 46/2004; № 2, 11, 15/2005

Чем стихи отличаются от прозы?

– Какие вы знаете стихи? – задала вопрос в начале нового занятия Анна Александровна.

– Пушкина, Есенина, – сказала Диана.

– У Пушкина еще сказки написаны стихами, – уточнил Юлик.

– А еще? – продолжала спрашивать преподавательница.

– Еще Маршака, Тютчева, Заходера, Берестова, – стала перечислять Агата. – Мы учили эти стихи на уроках.

– И что же вы учили?

– Учили Тютчева: «Чародейкою Зимою околдован лес стоит». А Маршака – «Говорят, под Новый год что ни пожелается…»

– «...То всегда произойдет, то всегда сбывается», – закончила Диана.

На этом как-то все закончилось – больше никто не мог припомнить определенных стихов…

– И это все? – спросила Анна Александровна. – Маловато. Ну что же, будем читать стихи и учиться, как читать стихи.

– А разве этому надо учиться? – недоверчиво переспросил Федот.

– Стихи – это… особый вид литературы. Древние греки считали, что поэзия – это речь богов. Сегодня мы выясним, чем же стихи отличаются от прозы. Кое-кто поможет нам сейчас в этом разобраться. Включим компьютер. Сейчас я наберу: «Чем стихи отличаются от прозы?» Что же мы видим? «Приключения Незнайки».

А из дискеты, вынутой из компьютера, шлепнулись на учительский стол двое коротышек.

– А, Незнайка! Ты снова здесь! Привет! – закричали ребята.

– Да, братцы, вы не ошиблись. Тут снова я, Незнайка.

– Незнайка, ты опять задаешься, – проговорил второй коротышка, кудрявый и с серьезным выражением лица.

– Это я задаюсь? Да что ты, я просто хочу рассказать ученикам, как я понял, что сочинять стихи – нелегкая штука. Ах да, я тебя не представил! Это Цветик, лучший поэт в Цветочном городе. Лучше я стихами скажу:

Он поэт, зовется Цветик.
От него вам всем приветик!

– Незнайка, не отнимай у меня стихи! Это ведь я сочинил: «Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик». Правда же?

– Ну, правда.

– А у тебя-то что получилось? «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка».

– Теперь уже ты за меня говоришь! Я это и хотел сказать, что рифма есть, а смысла нет! Сначала у меня именно так получилось! Зато потом уж я насочинял на весь Цветочный город!

– Ты дразнилки какие-то насочинял! «Знайка шел гулять на речку, проглотил случайно свечку…»

– Не так, не так! «Перепрыгнул через овечку!»

– Ну все равно, какой в этом смысл? А Знайку обидел!

– Да и Торопыжку обидел, и Авоську… То есть что я скажу, братцы: в стихотворении должна быть рифма. Но и смысл должен быть!

– А смысл должен быть и в прозе, – сказала Диана.

– Но в стихотворении – и смысл, и рифма. Сначала я хочу, чтобы вы придумали рифму. Так, Цветик?

– Да, так. Пусть поупражняются, чтобы понимать, как пишутся стихи!

– Придумайте, ребята, рифму к слову «жучок».

– Сачок, – сказал Федот.

– Сучок, – предложила Агаша слева.

– Старичок, – отозвался, подумав, Юлик.

– Сморчок! Стручок! Щелчок! Бычок! – находили ребята всё новые рифмы.

– Цветик, скажи ты теперь, – попросил Незнайка, – что надо делать, чтобы и рифма была, и смысл.

– Итак, посмотрим, что вы предложили. Не надо обижать жучка, поэтому отбросим «сачок» и «щелчок». «Бычок» и «сморчок» тут не при чем, «стручок», пожалуй, тоже. «Старичок»… жучок, конечно, может быть, старичок, но о чем тут сочинишь стихи? Что же остается?

– Сучок, – подсказал Юлик.

– У жучка с сучком может быть прямая связь – он ведь может забраться на сучок! Ну, попробуйте теперь сочинить двустишия с этой рифмой! Такая игра называется, между прочим, буриме.

Через минуту Юлик предложил вот что:

Какой догадливый жучок –
Взлетел он прямо на сучок!

– Что же, друзья, вы делаете успехи! – обрадовался Цветик.

– Да! И рифма есть, и смысл! – подтвердил Незнайка.

– Спасибо вам, – сказала коротышкам Анна Александровна. – Вы хорошо здесь кое-что объяснили.

– А теперь, пожалуй, нам пора. Нам много чего еще нужно сделать для тех, кто читает нашу книгу! – объяснил Цветик.

Когда коротышки исчезли в дискете, Анна Александровна продолжила занятие.

– Ну, как вы поняли, что должно быть в стихотворении, чтобы оно было стихами?

– Конечно, рифма! – удивился вопросу Федот.

– И смысл тоже, – добавила Агафья.

– Но и что-то еще должно быть. Цветик и Незнайка специально сказали вам не обо всем. Подумайте. Если вам трудно, пусть кто-нибудь прочитает вслух стихи – какие-нибудь самые запомнившиеся, а может быть, и любимые.

– У меня есть любимые стихи, – сказала Диана.

– Прочитай. Ты их помнишь наизусть?

– Да, помню:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна…

– Молодец, – похвалила Анна Александровна. Помнишь, чьи это стихи?

– Сергея Есенина, – ответила Диана.

– Смотрите, Диана так хорошо выучила стихи Есенина, прочитала их, как по нотам играет музыкант. А прозу вы можете так же вот легко прочитать наизусть?

– Прозу… Пожалуй, нет, – откликнулся Юлик. – Так хорошо проза не заучивается.

– Стихи складные, – продолжил мысль Федот. – Поэтому они запоминаются лучше, чем проза…

– Обычно в стихах есть определенный ритм – ударения через определенное число слогов. – Анна Александровна включила экран компьютера, где вызвала картинку с черточками:

– Еду. Тихо. Слышны звоны… Слышите – чередуются ударные и безударные слоги. Попробуйте-ка теперь вспомнить еще какие-нибудь строчки стихов, подходящие под этот ритм.

После минутного раздумья первой нашлась Диана:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…

– А вот еще, – предложил Юлик:

Дети, в школу собирайтесь,
Петушок пропел давно…

– Откуда ты знаешь эту песню? – Анна Александровна даже удивилась.

– Учили в хоре, – сообщил мальчик. – Это старая школьная песня.

– Это не просто старая, а очень старая школьная песня. С ней дети шли в школу почти полтора века назад!

– А вот это подходит? – отозвалась Агаша слева:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…

Тут уже все стали подбирать подходящие строчки:

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит…
За горами, за лесами,
За широкими морями…

– Достаточно! – обрадованно прервала ребят Анна Александровна. – Это очень подвижный игровой размер стиха – недаром им написано так много детских стихов и песен. Называется он хорей. Бывают и другие размеры. В русской поэзии, кроме хорея, самый распространенный из них – ямб. В нем, наоборот, делается ударение не на первом из двух слогов, а на втором. Например, у Пушкина:

Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…

И на экране включился новый ряд черточек:

– А зачем так – в стихах разные размеры? Не все ли равно, хореем или ямбом написано? – вдруг задал вопрос Федор.

– А я думаю так, – сказал Юлик: хорей – очень подвижный стих, а ямб – медленнее.

– В чем-то ты прав, – заметила Анна Александровна. – Вот попробуйте сказать, что вам напоминает хорей. Та-та та-та та-та та-та…

– Как будто дети прыгают, – ответила Агаша слева.

– А еще похоже на то, как малыша укачивают, – отозвалась Диана.

– Что же, это правда, – откликнулась преподавательница. – Подавляющее большинство колыбельных песен – это не случайно хорей:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю…

А по поводу того, как дети играют под стихи, написанные хореем, писал всем вам известный детский писатель Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти». Он обратил внимание на то, что в раннем детстве все начинают сочинять стихи хореем и поют, а чаще выкрикивают их во время своих игр. Может быть, вы помните такие вот стихи и песенки?

– Я помню, – сказала Агаша справа. – Когда-то ко мне в гости пришла подружка. Мы бегали по квартире и кричали: «Мы гуляем, мы гуляем!»

– А что напоминает ямб? – спросила Анна Александровна. – Та-та та-та та-та та-та…

– Это поезд метро отправился со станции! – предложил Федот.

– Неожиданно, но похоже. А еще?

– Так неторопливо идет человек, – представил себе Юлик.

– Это бальный танец, – был вариант Дианы.

– Ямб помогает описать самые разные картины и ощущения, – сказала Анна Александровна. – Поэтому он, как и хорей, очень распространенный стихотворный размер. Другие чаще всего принятые в нашей поэзии размеры – дактиль, амфибрахий, анапест. В них ударение падает на один их трех слогов. Посмотрите на экран – вот, например, дактиль:

Здесь ударение падает на каждый первый слог из трех. А вот амфибрахий:

Второй слог ударный.

И, наконец, анапест:

Тут уже ударный третий слог. Предлагаю вам домашнее задание: найти стихи, написанные этими размерами. Но сначала надо записать схему слогов и ударений в тетради. Итак, в стихах есть рифма, ритм. Но это еще не все. Можно сочинить стихотворение, в котором все вроде бы правильно, складно. И все же что-то не то. Попробуйте сделать стихами обычное предложение. Например: «Я пошла к магазину и посмотрела на витрину, купила триста грамм сосисок и два пакетика ирисок». Это интересные стихи?

– Да как-то нет, – ответил Юлик. – Ведь то же самое можно сказать и прозой…

– Вот тут-то мы и подошли, пожалуй, к самому главному, чем отличаются стихи от прозы: стихи не просто должны быть складные – это особо выразительная речь. Давайте вернемся еще раз к стихотворению Есенина, любимому Дианой.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу…

Ну как, похоже на обычную речь? Ведь человек рассказывает, как он куда-то едет зимой, вероятно, в санях.

– Нет, тут даже предложения в одно слово: «еду», «тихо», – обратила внимание Диана.

– Вот так: «Еду. Тихо». Одно слово – и уже целая картина. А дальше: «Слышны звоны под копытом на снегу». Как об этом можно сказать в обычной речи?

– Может быть: «Лошади цокают копытами на снегу», – придумал Юлик.

– Вот. А тут: «Слышны звоны». Красиво, не правда ли? И как будто слышатся эти звоны… Такая выразительная, образная, красивая речь так и называется – поэтическая. А что дальше? «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»…

– Это уже какая-то сказка начинается, – сказал Федот.

– Сказка, но в одной фразе! Так может быть только в стихах. И сосна словно белою косынкой повязалась, «принагнулась, как старушка, оперлася на клюку…»

– А это уже другая сказка – про сосну, – продолжил Федот.

А Агаша слева сказала:

– И все так хорошо представляется! Как в воскресенье – я была в лесу рядом с домом и видела такую сосну в белой косынке…

– В следующий раз мы поговорим, как называются те волшебные приемы, которые используют поэты, чтобы все так чудесно у них получилось в стихах. А пока даю и второе задание, – предложила Анна Александровна, – продолжить игру в буриме. Предлагаю рифмы: «зима» – «дома»; «мороз» – «вопрос». Попробуйте сочинить тоже зимнее четверостишие, где будут эти рифмы и один из ритмов – ямб или хорей. Если не получится четыре строки – хотя бы две с одной рифмой.

– Это мы побываем в роли Цветика, – отметил Юлик.

– Ну хотя бы в роли Незнайки! До встречи на следующем занятии.

Продолжение следует