Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2005

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Наталья ОЛЕНЧИК,
врач-фониатр

Учитель безголосым быть не может

«Человек говорит не связками, а всем организмом, всеми своими радостями и печалями, проблемами и надеждами. Зеркало души – это не глаза, а голос. Голос передает ваши ереживания. Дети воспринимают не только ваш взгляд, но и звук. И отношение к себе чувствуют по интонации. Учителя могут быть слепые, но безголосым учитель быть не может».
Рассказывает Наталья Владимировна, которая   работает в Российской академии музыки им. Гнесиных, помогает справиться с заболеваниями горла и связок студентам, педагогам, певцам.

Существует расхожий термин «профессиональные болезни голоса». Я склонна думать, что болезни глотки происходят именно от непрофессионализма. Профессиональные болезни – это то, чего нельзя избежать, от чего невозможно избавиться, например угольная пыль в легких у шахтера.

Сам по себе голос уставать не может. Ведь связки работают у нас круглосуточно, когда мы мысленно проговариваем слова, читаем и даже спим. Органические и функциональные дисфонии происходят у людей речевых профессий от неправильной постановки голоса. Нужно бы фонопедам в вузах читать курс лекций для студентов, чья специальность будет связана с работой голосом.

Неправильная речь может вызвать травматический трахеит, бронхит. Эти заболевания протекают внешне похоже на простуду. Поэтому часто патологию глотки лечат как воспалительный процесс, вместо того чтобы ставить голос.

Болезни горла небезопасны – они могут привести к нарушению эндокринной системы, неусвоению кислорода организмом.

Голос сам способен врачевать болезни глотки. Мне по роду работы в Академии музыки приходилось встречать педагогов и студентов, которые зарабатывали болячки пением, а лечились правильной разговорной речью. Точно так же, заболев от разговоров, можно и нужно лечиться пением. Вокал вообще великое дело при лечении горла. Ведь вся музыка создана о любви, нет музыки на общественные темы. Петь о любви – это полезные для организма колебания.

Замечали ли вы, что маленькие дети – груднички, как бы ни орали, никогда не срывают голоса, не хрипнут? Это потому, что они следуют природе, не мудрствуя.

Чаще прислушивайтесь к себе, к своей речи. Старайтесь говорить естественно, без напряжения.

Преподавателям важно знать, что информацию, передаваемую ровным голосом, человек воспринимает пятнадцать минут. После этого времени нужно менять образ, играть на интонации.

Во все времена считалось дурным тоном повышать голос, равно как и говорить тихо и шепеляво. К тому же нынешнего ребенка сложно испугать криком. Самый «страшный» педагог – тот, который не кричит, а говорит спокойно и размеренно.

Если у вас проблемы с голосом, прежде всего вам нужно разобраться в себе. Причин может быть несколько:

– неправильная постановка голоса;
– воспалительные заболевания глотки;
– психогенный фактор;
– заболевание щитовидной железы.

При нервных стрессах происходит общее ослабление иммунной системы, человек более уязвим для заболеваний. Во время сессии, например, обостряются хронические тонзиллиты и у педагогов, и у студентов.

Огромный психогенный фактор – жизненная неустроенность. В данном случае фониатр не помощник. Основоположник гомеопатического лечения – врач Самуил Гонемман говорил: «Уберите социальные проблемы – и нам нечего будет лечить».

Стоит ли распространяться о том, как вредит голосу сигаретный дым! Курение может вызвать курительный катар, воспаление слизистой оболочки, ларингит, трахеит. Избавьтесь от этой вредной привычки, если это в ваших силах!

Хочу дать несколько советов учителям, но предупреждаю, что рекомендации в газете могут быть только самыми общими, все конкретные лекарства и методы лечения должен прописывать ваш лечащий врач – ЛОР или фониатр.

Никогда не занимайтесь самолечением по совету друзей! Избегайте употреблять средства от простуды и болей в горле, навязанные вам рекламными роликами!

  • После перенесенного простудного заболевания учителю очень важно выздороветь до конца. Сплошь да рядом этого не происходит. Это, друзья мои, безобразие! С больным голосовым аппаратом работать нельзя даже при правильной постановке голоса.

  • Старайтесь не лечиться химическими препаратами, лучше использовать старые народные средства – малину, липовый цвет, мед. Будьте осторожны с антибиотиками! Очень помогают при болезнях глотки гомеопатические средства. Последнее вам выпишет врач в индивидуальном сочетании и дозе.

  • Насколько это возможно, избегайте стрессовых ситуаций, не реагируйте на зло.

  • Самое страшное – говорить вполголоса, «экономить» голос. В этом случае голосовые связки испытывают наибольшее напряжение.

  • Если вы живете в сельской местности – вслушивайтесь, как говорят и поют старики. У них постановка голоса естественная, природная. Как правило, ни у кого из них не бывает проблем с голосом.

  • Также полезно слушать речь дикторов радиовещания. Именно радиовещания, а не телевидения. Тележурналисты обычно говорят фонатурно неверно.

  • Чаще пойте! Особенно полезно хоровое пение.

  • На перемене можно выпить теплого (не горячего) чая. Хорошо пить отвар из сухих листьев мать-и-мачехи.

  • Полезна дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Беседу вела Светлана ПОПОВА