Елена ЧУДИНОВА,
В.Н. АНДРЕЕВА,
куратор 1 «А» класса
НОУ «Школа “Бакалавр”»
Людмила ЗЕМСКОВА,
учитель-методист
Продолжение. См. № 20/2005
Когда больше воды – зимой или летом?
История о том, что произошло на уроке
Спроектированный урок был проведен
утром в конце учебной недели в классе из 11
человек (1 «А» класс). На урок были приглашены
независимые наблюдатели, которые должны были
фиксировать ход урока по разработанной схеме
наблюдения. Велась видеосъемка. Подробная
фиксация хода урока проводилась в целях
выявления необходимости коррекции проекта
урока, проверки гипотез об эффективности подбора
групп и пар, а также для получения сведений о
характере деятельности учащихся класса.
Далее представлено подробное
описание хода рассматриваемого урока1.
Урок начался с того, что учитель
напомнил детям вопросы, которые возникли у них в
конце предыдущего урока. Дети стали выдвигать
различные предположения.
Учитель. Вы задали на прошлом уроке
вопрос: в какое время года больше воды – зимой
или летом? Помните?
Сева. Больше всего весной,
наверное.
Таня. Зимой больше воды, так как
снег может растаять, и будет вода!
Вова. Еще больше воды!
Лида. Нет, будет равно!
У. Ребята, а снег – это вода?
Катя. Вода, замерзшая вода!
Дима. Нет, снег – это не вода!
У. Значит, мы точно не можем
сказать: снег – это вода или нет?
Дима. Не можем.
Лида. Можем. Мы можем посмотреть на
этот снег (показывает на приготовленный
учителем снег на демонстрационном столике).
Когда он растает, будет вода.
У. Сейчас вам надо будет
понаблюдать за опытом и позже записать в виде
схемы то, что вы наблюдали.
Учитель кладет снег в колбу и
закрепляет на штативе над зажженной спиртовкой.
Снег начинает таять. Дети внимательно наблюдают,
сопровождая наблюдение репликами.
Вова. Вот вода!
Оля. Снега меньше стало!
У. Что мы сейчас делали со снегом?
Таня. Мы превратили его в воду, и он
растаял.
Оля. Мы его сжигали.
Сева. Мы его подогревали.
Фото 1. Дети наблюдают за ходом опыта.
Учитель подносит ближе к каждому
ученику колбу, чтобы они убедились, что в ней
действительно вода.
Затем учитель раздает детям подписанные листы
бумаги и просит каждого учащегося
самостоятельно составить схему процесса,
который он только что наблюдал.
У. А теперь, пожалуйста, запишите
то, что произошло со снегом, в виде схемы.
Когда большинство детей закончили
работу, учитель, спросив, одинаковые ли у них
схемы, предложил им обменяться работами с
соседом по парте и обсудить схемы друг друга.
Часть детей стала обсуждать, другая часть
продолжала предыдущую работу. В процессе работы
учитель задал вопрос: «Дети, у вас действительно
получились схемы?» Дети ответили утвердительно.
Затем учитель предложил детям объединиться в
пары (ученики уже сидели так, как их рассадил
куратор в соответствии со своим замыслом) и
назвал имена детей, которые должны были
рассказать партнеру о том, что они наблюдали (что
произошло со снегом и почему?), а их партнеров
попросил внимательно их выслушать, оценить ответ
и, если надо, поправить его. Напомнил, что знаком
готовности пары должны быть сцепленные и
поднятые вверх руки партнеров.
Затем наблюдатели с удовольствием смотрели, как
пары выполняют задание. Конечно, не все дети
сразу начали работать в соответствии с
инструкцией учителя. Двум парам для начала
работы потребовалось повторение порядка
выполнения задания. В течение работы дети в
нескольких парах непроизвольно менялись ролями,
и учителю приходилось напоминать им о своей
просьбе. Это происходило потому, что детям
пришлось исполнять непривычные для себя роли. Не
каждый взрослый может быть хорошим слушателем.
Про таких говорят: «Он слышит только себя». И не
каждый взрослый может быть хорошим рассказчиком,
которого увлеченно слушают другие. Многие с
трудом подбирают нужные точные слова для
выражения своей мысли, многие стесняются
говорить вслух, если рядом с ними хороший оратор.
Когда все пары подняли вверх руки в знак
окончания работы, учитель спросил:
– Итак, что же произошло со снегом?
Дети (почти хором). Он растаял.
У. А почему?
Катя. Рядом с ним огонь держали.
Оля. Огонь теплый, а снег холодный.
Сева. Снег растаял, он превратился
в воду. Мы его нагрели, и он превратился в воду.
У. А что будет, если мы дальше будем
нагревать воду?
Вова. Тогда вода горячая станет.
Петя. Вода будет кипеть, бурлить.
Оля. Будет кипяток.
У. И все?
Оля. И будет много воды.
У. Воды станет больше?
Сева. Если мы дальше будем
нагревать, будет горячая вода.
У. Давайте посмотрим.
Учитель зажигает спиртовку и
закрепляет колбу с водой, получившейся при
таянии снега, на штативе над спиртовкой. Дети
внимательно наблюдают, комментируя наблюдаемое.
Катя. Воды становится больше…
Сева. Она уменьшается…
Петя. Пока что еще не бурлит (вода
закипает).
Таня. Стекло запотело!
Петя. И пар пошел!
Вова. Это вода испаряется! Пар! Это
вода испаряется!
Д. Кипит, бурлит, бурлит!
Сева. Пар означает, что вода кипит.
Оля. Как будто чайник!
Вова. Можно сосиски варить. Давайте
так, пока вся вода не уйдет.
У. Куда уйдет?
Вова. Она же испаряется в пар! В пар
она испаряется!
Оля. А я думаю, что она так же и
осталась.
Таня. Все течет со стенок! (показывает
на колбу).
Вова. Нет, это испаряется вода.
Петя. В океане же… Ученые даже
говорят, что вода в океане, везде – она может
испаряться, когда она теплая!
Д. Горячая.
Петя. Горячая или теплая.
У. А что, там тоже подогревают?
Петя. Солнце там подогревает.
Сева. Нет, солнце не может такую
энергию вырабатывать! Посмотрите, вода
испаряется!
Дима. О, да! Воды меньше стало.
Меньше.
Д. Да, меньше стало.
Вова. И пара меньше стало.
У. Дети, а вы помните, сколько воды
вначале было?
Дети показывают. Учитель
демонстрирует детям отсутствие воды в колбе,
перевернув ее.
У. Ну что ж, давайте посмотрим,
сколько у нас здесь воды.
К этому времени вода полностью
испарилась.
– Ребята, а что же с водой случилось?
Вова. Она испарилась, она ушла.
Дима. Все, воды нет.
У. Она исчезла?
Петя. Да. Нет! Она испарилась!
У. А где она сейчас?
Петя. В воздухе.
Дима. Она в пар превратилась.
Лида. От этого и происходит воздух.
Сева. Она превратилась в воздух.
У. А теперь, пожалуйста, запишите в
виде схемы то, что произошло с водой.
Фото 2 и 3. Дети составляют
схемы
Дети приступили к работе, а учитель
при этом стал наблюдать за их работой.
Когда дети закончили работу, учитель предложил
им обменяться работами с соседом по парте и
обсудить схемы друг друга.
Как и в прошлый раз, часть детей стала обсуждать,
другая часть продолжала предыдущую работу.
Затем учитель снова назвал имена детей, которые
должны были рассказать о том, что они наблюдали
(что произошло с водой и почему?), а их партнеров
попросил внимательно выслушать первого, оценить
ответ и, если надо, поправить его. По сравнению с
прошлым разом большинство пар уже работали в
соответствии с инструкцией учителя.
Когда все пары подняли вверх руки в знак
окончания работы, учитель спросил:
– Итак, что произошло с водой?
Д. Она испарилась.
У. Почему?
Катя. Потому что мы ее подогрели.
У. Итак, ребята! Мы с вами брали
снег, и мы его видели, мы превратили его в воду, и
ее мы тоже видели, а где же сейчас вода?
Сева. Она превратилась в воздух.
Петя. Она в воздухе.
Вова. Она испарилась. Теперь стал
пар.
Дети соглашаются с последним
предположением (показывают знаками согласия).
У. Мы его не видим?
Вова. Нет. Это облака – пар.
У. А у нас в классе есть облака?
Д. Нет.
У. Мы говорим про класс. А у нас в
классе была вода.
Катя. Воздух это. Это воздух, сам
воздух.
У. Вода – это воздух или в воздухе
есть вода?
Лида. От воды и происходит воздух.
У. Если не будет воды, не будет и
воздуха? Ребята, с этим все согласны?
Часть детей. Да.
Часть детей. Нет.
Дима. Воздух у нас на планете.
Таня. И кислород.
Сева. А-а, мы сделали кислород!
У. Нет. У нас же вода была?
Д. Вода.
Дима. Мы сделали пар.
У. Теперь нам надо будет
объединиться в группы. Задание будет сложным. Как
нам вернуть воду из воздуха?
Далее учитель делит детей на группы,
рассказывает им правила групповой работы. После
этого он предлагает группам найти способ
возвращения потерянной воды. Дети высказывают
свои предположения, слушают и обсуждают гипотезы
друг друга, спорят, отстаивая свои точки зрения,
договариваются. Обсуждение заканчивается тогда,
когда в одной из групп прозвучала и была
поддержана всеми входящими в нее детьми мысль о
необходимости охладить воздух с паром. В
нетерпении от желания ее высказать, заявляя, что
они «догадались», дети, представляющие третью
группу, демонстрируют готовность к
обнародованию своего решения перед всем классом.
Другие группы постепенно заканчивают свою
работу, и учитель просит представителя третьей
группы начать свое выступление.
У. (приглашает представителя
группы). Дима, пожалуйста, расскажи нам, о чем вы
договорились в группе, как вернуть воду?
Дима. Надо заморозить воздух.
У. Как заморозить?
Дима. Мы же его грели, когда он
испарился. А теперь надо заморозить – и будет
вода.
Учитель фиксирует этот способ на
доске.
У. Вторая группа, пожалуйста. Кто от
вас выходит? Гриша, пожалуйста. Ты рассказываешь
всем, а я записываю.
Гриша. Невозможно вернуть воду. Мы
ее не видим.
У. Значит, нет способа?
Гриша. Нет.
Петя (выступая от третьей группы).
Воздух сам… Воздух так высоко может подняться,
что, пока он летит, может добраться до гор. Вот в
небе на очень высокой высоте он замораживается и
падает на горы. И потом, когда некоторые
небольшие лавины сходят вниз, там уже
обнаруживается, что снег растаял. Он тает внизу.
У. Ты вот говорил, что воздух вверх
поднимается, – ты имел в виду воздух с водой?
Петя. Нет. Воздух из воды –
испаренная вода.
У. (обращаясь ко всем). Ну вот,
ребята, чтобы нам легче было говорить об этой
воде, – она называется пар.
Д. (повторяют). Пар.
У. Это невидимая вода.
Оля. Из супа тоже пар.
У. Из супа пар мы видим. А сейчас мы
пар видим?
Сева (из первой группы). Ну, вот
мы видели, как из бутылки (показывает на колбу
на штативе) шел пар. Это самая настоящая вода.
Только если он выше поднимается, то становится
невидимым.
У. (обращаясь к Пете). Вот ты
интересно рассказал, как воздух поднимается
вверх в небо, как он там охлаждается… А нам-то в
классе что делать?
Петя. Мы не можем заморозить
воздух.
У. То есть здесь мы не можем его
заморозить?
Петя. Не можем.
У. Здесь нет такого способа?
Петя. Нет.
У. А в природе такой способ есть?
Петя и другие дети. Есть.
У. А какой он?
Сева. Надо дождаться дождика.
Катя. Зимы.
У. А сейчас разве не зима?
Д. Зима.
Лида. Поэтому и снег идет!
Петя. Это тот способ в природе, о
котором я вам сказал.
У. То есть воздух надо поднять
вверх, туда, где холодно?
Петя. Нет, воздух сам туда
поднимается, вода испаряется.
Сева. Он должен в тучку попасть.
Когда по прогнозу скажут, что дождь будет в
такой-то день, мы сможем получить воду.
У (обращаясь к Пете). Я могу
сказать, что в классе нет способа?
Петя. В классе – нет.
У. Итак, у нас есть единственный
способ, который предложила нам третья группа:
надо охладить воздух. Третья группа, вот этот
воздух – с паром?
Сева (от третьей группы). Да, с
паром.
У. Следующий урок мы начнем с
проверки этого способа. А сейчас урок окончен.
Что же произошло на уроке?
Благодаря тому что была сделана
видеозапись урока и проведено специальное
наблюдение за поведением детей, мы имеем
возможность тщательно проанализировать, что же
реально произошло на уроке, насколько был
реализован его замысел (проект):
1. Учитель планировал организовать
практику наблюдения за процессом перехода от
прошлого состояния объекта наблюдения к
настоящему. Эта задача была блестяще решена.
Достаточно посмотреть на фото 1, где дети
наблюдают ход опыта. Благодаря тому что учитель
своей работой отвечал на вопрос, заданный детьми,
все они были максимально включены в работу на
уроке. Их внимание к происходящему не ослабевало
до конца урока, несмотря на то что дети –
шестилетние.
2. Учитель хотел организовать практику
описания наблюдаемого процесса, эта задача была
поддержана работой куратора по подбору пар
совместно работающих детей. В большинстве пар
эта работа удалась, и дети смогли справиться с
трудной для каждого из них задачей – выступить в
непривычной для себя роли слушатели или
рассказчика. Вот примеры описаний этой работы,
выполненные куратором (один пример
положительный и один – отрицательный):
Фото 4. Дети в парах обсуждают свои
схемы
Пара 1. Миша (в роли контролера и
оценщика) и Таня (в роли рассказчика).
Таня – доброжелательная, терпеливая,
организованная и инициативная девочка, имеющая
трудности словесного описания наблюдаемого.
Миша – трудно сосредоточивающийся на задаче и
инструкции учителя и не умеющий слушать ребенок.
Проблем с переводом наблюдаемого в речь не имеет.
Итог: пара успешно справилась с
заданием.
Пара 4. Лена (в роли контролера и
оценщика) и Кирилл (в роли рассказчика).
Лена – демонстративная девочка. Ориентирована
на самопрезентацию в любых ситуациях
взаимодействия, в том числе и учебного. В связи с
такой установкой часто пренебрегает инструкцией
к заданиям. Не имеет трудностей вербального
описания наблюдаемого.
Кирилл – организованный и очень ответственный
ребенок, ориентированный на выполнение задания в
строгом соответствии с инструкцией учителя.
Имеет небольшие затруднения при переводе
наблюдаемого в речь. На уроке был поглощен
внутренними переживаниями.
Итог: пара не справилась с
заданием. В начале работы роль рассказчика взяла
на себя Лена, однако, не получив никакого
внимания от не включившегося во взаимодействие
Кирилла, потеряла всякий интерес к дальнейшему
поддержанию контакта.
3. Учитель планировал организовать
тренировку записи процесса в виде схемы.
Фото 5, 6, 7. Схемы, нарисованные детьми
На фото 5, 6 и 7 показаны варианты схем,
составленных детьми. Они очень диагностичны.
Во-первых, учитель видит, что на схемах дети,
несмотря на свое невеликое умение рисовать,
изобразили последовательность состояний
объекта (снег, вода) и показали стрелкой, от
какого состояния к какому произошло это
изменение. Важно, что не у всех детей стрелка
появилась в самом процессе рисования схемы.
Некоторые дорисовывали стрелку, когда начинали
рассказывать друг другу по схеме о том, что они
видели.
Кроме этого, важно то, что дети еще не различили
для себя схему и рисунок (конечно, для шестилеток
это еще рановато, но учитель уже может сделать
себе заметку). Постепенно, анализируя с детьми их
изображения, учитель поможет им избавиться в
схемах от «излишеств», упростить изображения до
вида схемы на фото 7. Это можно сделать, только
противопоставляя схему процесса и рисунок опыта.
Учитель на следующих занятиях будет предлагать
детям сделать и то и другое: нарисовать точный
рисунок опыта – колбу, огонь, снег горкой, штатив
и др. – и записать простую схему процесса
превращения воды, как, например, на фото 7.
4. Учитель собирался привести детей к
пониманию того, что снег и пар – это разные
состояния воды, что вода в природе независимо от
времени года никуда не девается – просто
меняются ее состояния – и что воды в любое время
года одинаковое количество.
Только видеозапись помогла до конца
понять, что эта задача оказалась фактически
нерешенной. Смутные ощущения того, что что-то
дети недопоняли, у учителя и наблюдателей к концу
урока были, но по воспоминаниям о том, как все
происходило, трудно было понять, откуда взялись
эти смутные ощущения. Просмотр видеозаписи
позволил найти точный момент, когда строгая
последовательность реализации проекта была
нарушена. Вот этот момент:
У. Ребята, а что же с водой
случилось?
Вова. Она испарилась, она ушла.
Дима. Все, воды нет.
У. Она исчезла?
Петя. Да. Нет! Она испарилась!
У. А где она сейчас?
Петя. В воздухе.
Дима. Она в пар превратилась.
Лида. От этого и происходит воздух.
Сева. Она превратилась в воздух.
Учитель. А теперь, пожалуйста,
запишите в виде схемы то, что произошло с водой.
Ученики первого класса вышли на
классическую древнюю проблему, которую решали
ученые много веков назад: вода, испаряясь,
исчезает, превращается в «невидимую воду» (пар)
или превращается в сам воздух??? Это не так-то
просто – разобраться с этим вопросом. Однако
учитель, поглощенный своим замыслом, не смог
сразу в ходе урока отреагировать на мысли детей.
Не зная, что делать с этим разнообразием
представлений, учитель продолжил свою логику
урока. Урок был успешно доведен до конца. Можно
было бы и не возвращаться к этой проблеме. Ведь в
конце урока дети уже выучили новое слово – пар,
поняли, что так называется «невидимая» вода…
Но опыт показывает, что если новое
знание не преобразовывает собственные детские
представления, а ложится «поверх них», то оно не
становится подлинным знанием. Это типично для
всего нашего образования и является его самой
большой бедой. Поэтому учитель на следующем
уроке вернулся к этой точке урока и дал
возможность детям как следует разобраться с
превращениями воды. Однако как он это сделал –
тема другого рассказа.
Публикация статьи произведена при поддержке школы рисования"Selfart". На сайте школы, расположенном по адресу http://selfart.ru, Вы получите всю необходимую информацию о специфике данной художественной школы, ознакомитесь с актуальными программами обучения и ценами на них. Более того, каждую неделю школа >"Selfart" проводит для своих учеников специальные дополнительные занятия в музеях, а в хорошую погоду организует занятия на пленэре.
Продолжение следует
1 Имена детей,
естественно, ненастоящие
|