Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

ЛАЗАРЕВА Валерия Алексеевна

Уроки литературного чтения в современной начальной школе

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Цели и задачи современной школы, роль «литературного чтения»
в нравственном воспитании учащихся

18

Лекция 2. Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия

19

Лекция 3. Деление художественной литературы на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Предмет и способы изображения, существенные особенности.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Принципы и технология анализа художественных произведений в их родовой и жанровой специфике

21

Лекция 5. Анализ лирического текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний

22

Лекция 6. Особенности работы над драмой, чтение по ролям и инсценирование как путь глубокого читательского вхождения в образ.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 30 декабря 2005 г.)

23

Лекция 7. Мировой литературный процесс и великие литературные открытия

24

Лекция 8. Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации.
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 фераля 2006 г.)

Лекция 5.

Анализ лирического текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний

В эпических произведениях воспроизводится жизнь, действительный, объективный ход событий, и автор является как бы простым повествователем. Но цель эпического текста, как и любого другого, – доказать читателю важную для автора идею. События в эпическом произведении даны в авторском изложении, выстроены в авторской логике (сюжетной), герои и их поступки иногда напрямую оцениваются автором. Поэтому, несмотря на то что автор повествования по большей части скрыт, мы должны помочь ребенку увидеть авторскую позицию, его отношение к людям, обогатить детское представление размышлениями взрослого, умного, много повидавшего в жизни человека, о взаимоотношениях людей, причинах и последствиях поступков.

Иногда автор эпического произведения ведет свой рассказ от лица кого-то из персонажей или от своего лица. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, – это все-таки рассказчик, даже если писатель, как, например, В.Ю. Драгунский в «Денискиных рассказах», употребляет местоимение «я», – ведь когда автор создает художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия и антипатии.

Основой эпического текста является сюжет, он его «цементирует». В волшебной сказке развитие сюжета определяется вмешательством волшебных сверхъестественных сил. В русских народных сказках существует несколько типов сюжетов: развивающиеся через бой с противником, основанные на решении трудной задачи и др. В сказках авторских, уже как в жизни, в основе развития сюжета лежат поступки героев, их поведение, определяющиеся качествами их характера. Развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа любого эпического произведения, поэтому нам очень важно, особенно если наши читатели еще малы и неопытны, чтобы они ясно и четко представляли себе сюжет эпического произведения. Самым распространенным приемом осмысления сюжета является составление плана. Это особенно важно, когда произведение достаточно большое по объему. План может быть традиционным, а может быть «картинным», то есть рисованным, когда, кроме заголовка, дети рисуют иллюстрацию к событию.

Большое значение в работе с эпическим текстом имеет осмысление финала произведения. Ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. В финале автор «награждает» своих любимых и «наказывает» злых, неприятных ему героев. Так поступает А.С. Пушкин в своих сказках, «наказывая» жадную старуху или злую, завистливую мачеху. Но уже в финале «Сказки о царе Салтане...» традиционный сказочный финал нарушается: «...Царь для радости такой отпустил всех трех домой». И на последних уроках по этому произведению надо специально разбираться с ребятами, почему А.С. Пушкин в этой сказке придумывает такой финал.

Финальные ситуации в произведениях могут быть неоднозначными, такими, как, например, в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш», где нет прямого наказания, потому что нет ничьей вины, а есть утверждение права каждого существа на жизнь и свободу. Но это не означает, что над финалом этого рассказа не надо работать, – скорее, наоборот: такие финальные сцены требуют особенно вдумчивого прочтения и серьезного обсуждения. И к произведениям с подобными финалами можно дать творческую работу – дописать, что было дальше с героями. Эта работа, кроме стимулирования творческого интереса у детей, может способствовать литературному развитию, формированию читательских навыков, поскольку в дописанном финале герои должны будут действовать по логике образа, нарисованного автором. Мы давали ребятам задание дописать рассказы Б.С. Житкова «Как я ловил человечков», Ю.Я. Яковлева «Полосатая палка», С.Г. Георгиева «Дедушка». Везде они прекрасно справлялись с работой, придумывая порой неожиданные, но не выходящие за рамки сюжетной логики и логики образов героев продолжения сюжетов.

Чтобы наши читатели поняли роль и значение финала в произведении, приведем такой методический прием: читаем какой-нибудь небольшой рассказ не до конца, не доходя до финальной сцены, и просим их завершить рассказ, а потом зачитываем авторское окончание и сравниваем. Это помогает выявить авторскую идею. Очень хороши для этой работы миниатюры В.А. Сухомлинского. Они просты по сюжету, что позволяет использовать их в работе с самыми маленькими читателями.

Покажем, как мы это делали.

СТАРЫЙ ЛЕС

Был у Человека верный друг – Пес.
Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, пес выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился и спросил:
– Значит, ты уже не узнаешь меня?
Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!
Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну, маленькую, и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пес спросил у Человека:
– Зачем тебе еще один пес?

Мы дочитывали до этого момента и просили детей придумать, что сказал Человек своему старому Псу. Чаще всего дети говорили, что хозяин хотел, чтобы старый Пес научил Щенка сторожить дом. В этих ответах завуалирована мысль, во-первых, о том, что Пес скоро умрет, а во-вторых, что Человек думает о себе, а не о старом Псе. У автора же финал его истории гораздо человечнее и мудрее.

– Чтобы тебе не было скучно, – сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел.
Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на траве кувыркался, играл Щенок.

Когда мы читаем и обсуждаем с детьми авторское окончание, дети понимают, умом и сердцем постигают истинную доброту автора, герой которого думает не о себе, а о том, кто верой и правдой ему служил.

Иногда в эпическом тексте автор сознательно нарушает ход событий. Мы с детьми должны осмыслить причины такого построения произведения, разобраться в его композиции. Ведь если «форма – это дело авторских рук», то всякая ее необычность (особенно «непонятное», «излишнее») должна заставить нас очень внимательно всмотреться в нее и постараться понять, почему автор именно так выстроил свое произведение или заставил героев совершать вроде бы непонятные поступки.

Покажем организацию подобной читательской деятельности на примере рассказа «Заячьи лапы» К.Г. Паустовского, где вместо последовательного изложения событий прослеживается явное нарушение их логики. Зачем это делает автор?

Логика анализа особенностей сюжета после чтения рассказа и составления плана такова:

Вопросы учителя

1. Вспомните, как, в какой последовательности автор рассказывает о событиях?
2. А каков порядок событий на самом деле?
3. Почему только в самых последних строчках выясняется, что заяц с обгорелыми лапами – дедов спаситель?
4. Зачем автор так построил рассказ?

В беседе дети выходят на понимание цели перестановки событий – прежде всего как способа держать читателя в напряжении (внутренняя интрига, рассказ – «заячий детектив»). Кроме того, это возможность привлечь наше внимание к очень важному для автора моменту, от которого до идеи рассказа, до его главной мысли – рукой подать. Без этого сюжетного поворота трудно было убедить читателя в вине охотника перед теми зверями, которых он убивал.

Размышляя о важности финального эпизода, который все ставит на свои места, мы приходим к выводу о том, что если бы не лесной пожар, на котором заяц спас деда, то дед Ларион так бы и остался на всю жизнь охотником, спокойно убивающим зверей, и что человеку не просто бывает осознать свою кровную связь с природой, с «братьями нашими меньшими», что и в прямом, и в переносном смысле, уничтожая ее, он уничтожает и себя.

И эта мысль, и кровная связь, и общая боль – все это в заглавии рассказа, где главный герой – не человек, дед Ларион, а заяц и даже не заяц, а его бедные обожженные лапы, которые вывели из огня лесного пожара деда, доверившегося этим лапам, инстинкту животного, который иногда мудрее человеческого разума. Итак, в завершение работы над данным эпическим текстом мы осмысливаем его заглавие, поскольку у автора, истинного художника и мыслителя, в заглавие вынесен смысл, идея произведения.

Двигателем сюжета является герой, в эпическом произведении – образ-персонаж. Именно из его поступков складывается сюжетная цепочка. Само понятие «герой» возникло в древнейших литературных текстах, в которых рассказывалось действительно о героях: сильных, мужественных людях, совершающих героические поступки. Позднее героями стали называть всех персонажей художественного произведения – и главных героев, и второстепенных, и эпизодических. В древних текстах – мифах, сказках, былинах – все герои четко делятся на положительных и отрицательных. В произведениях реалистической литературы ХIХ–ХХ веков авторы изображают сложных героев, наделяя их и положительными, и отрицательными чертами характера, таких, какими бывают в жизни обычные, реальные люди. Это способствует читательскому «узнаванию» героев, примериванию на себя ситуаций из их жизни, а в конечном итоге – личностному восприятию нравственных образцов поведения, отношений людей друг к другу, к своему делу, к природе, к Родине.

Как создается образ литературного героя? Мы имеем в виду героя рассказа, так как в сказке герой по сути дела не изображается – он представлен достаточно условно и скупо, с помощью постоянных эпитетов. Но слушатель или читатель сказки всегда представлял положительного сказочного героя прекрасным, поскольку действовал он всегда не в своих корыстных интересах, а освобождая, спасая кого-то, то есть совершая добрые дела.

Чтобы мы могли представить себе героя рассказа, автор изображает его внешность, рисует его портрет, и не только лицо, но и фигуру, одежду, жесты, манеры и т.д. Но самое главное – это поступки героя: ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, но иногда герой совершает неожиданные, казалось бы, несвойственные ему поступки: Наташа Ростова влюбляется в Анатоля Курагина и собирается бежать с ним из родительского дома, Татьяна Ларина выходит замуж за генерала, которого не любит, и, дождавшись наконец признания в любви от Онегина, отказывает ему и т.д. Но на самом деле герои поступают по логике художественного образа, созданного автором: если бы Татьяна Ларина бросила своего любящего и гордящегося ею мужа или стала любовницей Онегина, она бы изменила себе, перестала быть «милым идеалом» поэта.

Автор художественного произведения всегда глубоко и точно мотивирует поступки героя, иногда впрямую, словами героя или изображением его мыслей (как, например, изображает Н.Г. Гарин-Михайловский переживания и страхи мальчика в повести «Детство Темы»). Но чаще всего до мотивов поступков героя читателю надо додуматься. И именно в результате глубоких раздумий, умноженных на интерес к тому, о чем рассказывается в произведении, может произойти сопоставление вымышленного мира с реальным, в котором живет читатель. Размышления над поступками героев, их взаимоотношениями, осмысление идеи автора, присоединение понятого и эмоционально принятого к своим личным представлениям – это и есть главный результат читательской деятельности. Как говорит З.И. Клычникова: «Процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности».

Идея – это главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы. В народной сказке всегда торжествует справедливость, сказка не мирится со злом: в ней злые персонажи наказываются, добрые, честные – награждаются, чудо служит добру. В авторской сказке и в рассказе идея глубоко запрятана в текст и извлекается в результате его анализа. Эта работа непростая, трудная, похожая на разгадывание загадки, решение задачи. Но какое удовольствие, иногда – потрясение испытывает читатель от понимания мыслей, чувств, мудрых и добрых людей – авторов произведений! Это все является наградой.

Для того чтобы понять автора, его идею, для понимания которой создана вся художественная структура произведения, создано определенное число образов героев, выстроен именно такой сюжет, мы прежде всего должны выявить с учениками-читателями систему образов произведения, составить его «структурную схему», которая поможет увидеть все образы, разобраться в их связях и взаимоотношениях и вывести идею как главную мысль произведения, ради утверждения которой все это и создано писателем.

Покажем на примере «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, как «выводится» идея произведения из анализа системы образов, как их взаимоотношения наглядно представлены в структурной схеме произведения.

Схема произведения

Читая сказку А.С. Пушкина, мы постепенно, по мере появления в тексте главных героев, начинаем составлять систему образов. Рисуем в тетради по литературе кружочек, которым обозначаем образ новой жены царя – мачехи, «царицы злой». Далее по сюжету появляется и «расцветает» царевна молодая, и мы рисуем на схеме этот образ и стрелкой обозначаем отношение злой царицы к ней. Смысл этого отношения может быть передан своими словами или цитатой.

Все новые герои сказки: девушка Чернавка, семь богатырей, королевич Елисей и т.д. – по мере их появления в произведении обозначаются в схеме, причем понявшие смысл работы ученики-читатели вполне осмысленно и самостоятельно разбираются в их отношениях.

После осмысления сюжета сказки, которая завершается гибелью злой царицы, с помощью данной схемы ребята вывели такую идею: «Если ты любишь людей, идешь к ним с добром, то они отплатят тебе тем же».

При изучении этой сказки детям можно продемонстрировать и способы выражения авторского отношения к героям в эпосе. Это ведь не лирический текст, где автор сам определяет свое отношение к изображаемому, разбирается в чувстве, анализирует его: «Я вас люблю, хоть и бешусь...» Автор эпического текста рассказывает о событиях, стараясь объективно их описывать. Но вот в «Сказке о мертвой царевне...» мы читаем такие строки: «Тут она, моя душа, пошатнулась не дыша...» Спрашиваем у детей: «Кто это говорит? Как он относится к героине? Как выражает свое отношение?» И далее дети уже сами находят способы выражения авторского отношения, поскольку «Сказка о мертвой царевне...» А.С. Пушкина – лирико-эпический текст.

Верное определение смысла произведения, идеи в эпическом тексте – важнейший результат работы над ним, глубины и точности его анализа. Но как проверить, правильно ли мы поняли автора? С этой проблемой сталкивается каждый и добросовестный педагог. Ответить на этот вопрос поможет вдумчивая работа над заглавием произведения.

Работа над заглавием (названием) очень важна для понимания идеи художественного произведения. Что такое заглавие, почему так долго и тщательно, что явствует из черновиков произведений, автор работает над тем, как назвать свое детище? Почему меняет название в соответствии с изменением замысла, в процессе осмысления проблематики, эволюции образов героев да и своего собственного развития? Так, А.С. Грибоедов вначале называл свою комедию «Горе от ума» – «Горе уму», М.А. Шолохов «Поднятую целину» – «Потом и кровью» и т.д. Название – это вытолкнутый на поверхность смысл произведения.

Задумывались ли вы, уважаемый читатель, почему К.Г. Паустовский назвал свое произведение об Э. Григе «Корзина с еловыми шишками»? Или почему Л.Н. Толстой рассказ, в котором два главных героя, называет «Кавказский пленник»? Понимая значение заглавия в осмыслении идеи художественного произведения, мы всегда на последних уроках возвращаемся к началу, к названию, – думаем над тем, почему именно так назвал свое произведение автор. И эти размышления являются для нас проверкой того, верно ли мы поняли идею автора.

Работа над заглавием произведения – замечательный повод вернуться к началу разговора о тексте, «окольцевать» изучение произведения: ведь кольцевая композиция – самая совершенная, самая законченная форма осмысления, изучения проблемы. Сколько великих книг построено по этому принципу! А.С. Пушкин, вернувший в последней главе романа своего героя в то же светское общество, из которого Евгений Онегин вышел, Чацкий, снова приехавший в дом Фамусова, Базаров... Из разговоров с учителями знаю, что мало кто из них задумывался над тем, почему, например, К.Г. Паустовский рассказ о композиторе Э. Григе назвал «Корзина с еловыми шишками». А ведь без правильного ответа на этот вопрос смысла, цели создания этого произведения не понять. Постараемся это доказать, разобраться в идее популярного среди авторов учебников рассказа, из которых никто, на наш взгляд, не вышел (а значит, не вывел детей) на его глубинный смысл.

В самом начале рассказа у автора поэтической прозы К.Г. Паустовского есть очень важный для понимания смысла пейзаж. Его иногда даже замечают, но задают вопрос детям: «Чем тебе нравится это описание?» – то есть не обращают внимания на главное в нем: противопоставление живого, настоящего и ненастоящего, сделанного, подделки под настоящее.

Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

Далее идет очень важный эпизод – встреча Грига с девочкой Дагни Педерсон. В небольшом по объему тексте трижды подчеркивается, как тяжело было девочке тащить корзину с еловыми шишками, и даже дается автором какое-то биологическое, а не художественное разъяснение о том, что «...в еловых шишках много смолы, и поэтому они весят гораздо больше сосновых». А еще в портрете девочки, дочери лесника, подчеркивается ее органическая связь с лесом и осенью: «...зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва». Собственно эта встреча и пробуждает у композитора желание именно ей подарить музыку. Он как будто знает, что они могут не встретиться, но верит, что она обязательно встретится с Музыкой.

В начале рассказа неясно, почему именно ей он собирается посвятить свое произведение, но уже начинает «мерцать» смысл сквозь дальнейшее повествование, уже замедляется, «пробуксовывает» глаз, останавливаясь на важных в этом направлении эпизодах и деталях. Ведь «что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками», – говорила М.И. Цветаева. Если читать внимательно, то в глаза бросается, что «дом композитора был похож на жилище дровосека», потому что он выбросил из него ковры, портьеры, мягкую мебель – его украшал только рояль. Самыми лучшими слушателями его музыки были загулявшие матросы, которые «рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая», прачка, которая «разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой», сверчок, падавший снег и Золушка. «Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов».

Далее тема настоящих ценителей Музыки и искусства развивается на образах Магды и Нильса. Оба они служили в театре, но тетушка Магда считала, что нельзя верить тому, что происходит на сцене, а Нильс, наоборот, говорил, что «в театре надо верить всему, иначе людям не нужны были бы никакие театры», и Дагни верила. Так что Григ правильно угадал, что именно ей можно подарить на восемнадцатилетие Музыку. Теперь можно вернуться к эпизоду первой их встречи, подумать о смысле названия рассказа, и тогда мы поймем, почему Григ угадал в дочери лесника красивую, чуткую, добрую душу, как у простых людей – истинных ценителей настоящего искусства.

Вот какой смысл откроется нам, если мы задумается над смыслом названия этого рассказа.

Покажем теперь систему работы над рассказом – достаточно большим эпическим произведением, чтобы можно было увидеть систему работы учителя и особенности анализа текста именно этого рода. Возьмем сложный и очень важный для нравственного воспитания детей рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Опишем эту работу последовательно, поэтапно, технологически.

Методика изучения рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Прежде чем приступить к анализу текста с детьми, учитель должен, во-первых, сформулировать для себя те нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение. Во-вторых, ему нужно четко понимать, какой шаг в литературном образовании учеников будет сделан при изучении этого рассказа, а уже потом начинать выстраивать систему анализа, в результате которого дети извлекут и усвоят нравственные уроки и узнают то новое о жизни, что рассказал автор, изображая мир и людей.

Необходимо помнить о том, что сам Л.Н. Толстой ко времени написания рассказа окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, его простоте и мудрости, умению «прижиться» в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед. Писатель в это время всецело занят народным образованием, пишет «Азбуку» для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны. «Кавказский пленник» напечатан в 4-й книге его «Русских детских книг для чтения», то есть рассказ написан Толстым специально для детей, поэтому он так и поучителен.

Чему же учит этот рассказ? Зачем Л.Н. Толстой рассказывает эту историю (вслед за А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым, которые тоже писали на этот сюжет)? Какова наша педагогическая (воспитательная) концепция текста, чему должен научить этот рассказ?

Прежде всего сопоставим двух героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин – потому что он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин – словно на костылях, подпорках. Но обратите внимание: на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит нам название, а ведь в повести два героя. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до детей – читателей рассказа – автор.

Второй герой – Костылин – находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Но Л.Н. Толстой – художник и человек – хотел, чтобы Костылин вызывал у маленького читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание. Аналогичные чувства испытывает к нему и автор, который видит каждого человека человеком, а главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании, а не в революциях. Так в данном рассказе для детей утверждаются любимые мысли Толстого, проявляются его знание психологии человека и умение изобразить внутренний мир, переживание, умение ярко и просто нарисовать портрет героя, пейзаж, обстановку, в которой живут герои. Все это дети тоже должны увидеть, анализируя текст «Кавказского пленника». В начальной школе они только начинают знакомиться с великим мыслителем Л.Н. Толстым, далее в 7-м классе они прочитают повесть «Детство. Отрочество. Юность» и, наконец, в 11-м классе – его главную книгу – роман «Война и мир».

Методика изучения «Кавказского пленника» определяется прежде всего тем, что это рассказ, то есть жанр эпоса. Поэтому в глубь текста мы пойдем вслед за автором, будем двигаться от эпизода к эпизоду. Поскольку рассказ Толстого достаточно большой по объему, имеет развернутый непростой сюжет, а читатели наши все-таки еще маленькие, мы будем по ходу чтения составлять план произведения, озаглавливать каждую часть и, конечно же, вычерчивать систему образов рассказа, размещая в ней всех новых героев, появляющихся в тексте, обозначая их отношение к главным действующим лицам. Система образов наглядно продемонстрирует нашим читателям главную идею рассказа Толстого, поскольку в ней станут очевидными полное одиночество Костылина и прочные дружеские связи Жилина с множеством героев рассказа.

Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1-я часть. Знакомство с героями

Эпизод 1. Письмо от матери. Социальное положение героев, отношение Жилина к матери.

Эпизод 2. Отпуск. Щедрость Жилина, его отношения с товарищами.

Эпизод 3. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление второго героя, его портрет.

Эпизод 4. Встреча с татарами. Как ведут себя оба героя? Чем отличаются их поступки, как их характеризуют? Как ведут себя татары?

Эпизод 5. Плен. Почему Жилин попал в плен? Как Толстой описывает татар, как изображает татарское селение, аул?

Домашнее задание. Нарисовать сюжетную цепочку к 1-й части и иллюстрацию к любому эпизоду. Рассказать о своих первых впечатлениях о героях.

2-я часть. Жизнь аула

Главная задача изучения этой части – организовать работу так, чтобы дети увидели, как главные герои рассказа постигают жизнь татарского аула. Учитель должен обратить внимание детей на то, что герои наблюдают эту жизнь «в щелку», видят ее, но не очень понимают. Мы же, читатели, не только станем наблюдать, но и попытаемся во всем разобраться.

Вопросы к тексту

1. Что необычного видит Жилин в жизни, быте татар?
2. Как относятся к Жилину новые люди? Какие они?
3. Каков портрет Дины? Как она себя ведет и почему?
4. Как проявляют себя Жилин и Костылин в ситуации с выкупом? Почему?
5. Как меняется отношение татар к Жилину? Почему?

Домашнее задание. Нарисовать сюжетную цепочку ко 2-й части. Подготовить рассказ «Жилин и Дина» (от имени Дины или Жилина – по желанию).

3-я часть. Жилин и Костылин в плену

Урок начинается с обсуждения рисунков сюжетных цепочек. Особое внимание надо обратить на рисунки, сделанные «крупным планом», так как в них можно увидеть, верно ли дети изображают детали обстановки, портрет, одежду героев. Далее лучшие из них расположить в соответствии с сюжетом, вспомнить основные эпизоды главы.

Рисунков, на которых отражены характеры героев, как правило, немного или совсем нет; отсюда детей надо подвести к выводу о том, что литература – очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внутренний мир.

В учебнике есть иллюстрации, их тоже можно начать рассматривать, выясняя, соответствуют ли они тому, как Л.Н. Толстой рисует героев или обстановку и насколько важный эпизод выбрал художник для иллюстрирования (итоги подведем позднее, на обобщающем уроке).

Дети уже достаточно знают о героях, их взаимоотношениях, чтобы начать составлять и вычерчивать систему образов произведения в виде схемы.

Схема произведения

После того как схема будет составлена, начинаем вспоминать поступки героев, выяснять их причины и обобщать все, что мы знаем, составляя рассказ-характеристику каждого, особенно главных героев рассказа.

Жилин:

  • добрый (думает о матери, жалеет ее);

  • надеется на себя, обдумывает побег;

  • деятельный человек;

  • сумел прижиться в ауле (он – Жилин!);

  • работящий, не может сидеть без дела, мастер;

  • всем помогает, даже своим врагам – татарам;

  • ему интересны другие люди, он любит детей;

  • великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Костылин:

  • слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери;

  • способен на предательство (бросил Жилина);

  • раскис, упал духом;

  • не принимает других людей.

Дина:

  • добрая, стремится помогать людям;

  • способна на самопожертвование.

Татары:

  • работящие;

  • способны понять и оценить хорошего человека.

Через составление системы образов мы выходим на осмысление основных черт характеров героев, которые затем будут пополняться в процессе дальнейшей работы над произведением.

Анализируя взаимоотношения героев, делаем очень важный вывод: Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Домашнее задание. Прочитать 4-ю часть, придумать заглавие.

4-я часть. Подготовка к побегу

Заголовки к этой части обсуждаются в классе; выясняется смысл заголовка, его роль в раскрытии главной мысли, выбирается лучший.

Вопросы к тексту

1. Какие новые качества героев проявляются в этой части (или подтверждаются уже известные)?
2. Зачем Л.Н. Толстой рисует природу Кавказа?
3. Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вместе?

Домашнее задание. Продолжить сюжетную цепочку (3-й части).

5-я часть. Неудача

Главный проблемный вопрос, который обсуждается на уроке: почему не удался побег Жилина и Костылина из плена?

Дети читают вслух, обсуждают все обстоятельства, помешавшие побегу.

Выясняем, что главной причиной неудачи стал Костылин, обращаем внимание на «нехорошие» мысли Жилина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать».

Показываем, что автор не щадит своего героя, честно показывает его со всех сторон, потому что знает, что мы, люди, бываем малодушными (работаем над этим словом). И обращаем внимание детей на то, что Жилин преодолевает свои эгоистичные мысли и не бросает товарища.

Сравниваем его поведение с поведением Костылина в подобных ситуациях (1-я часть).

Далее отмечаем изменение отношения татар к русским пленникам, размышляем о причинах (так
как пленники сбежали) и обоснованности этого изменения.

Если учитель знает, что дети не читали рассказ до конца, он может на этом уроке спросить их о возможных вариантах окончания: кто из героев сумеет уйти (ведь в названии один пленник)? Как? Кто ему поможет?

Домашнее задание. Нарисовать самый яркий эпизод из 5-й или 6-й части. Прочитать 6-ю часть дома.

6-я часть. В яме. Побег

Вопросы к тексту

1. Как изменилась жизнь Жилина и Костылина?
2. Почему татары хотят их убить?
3. Кто не меняет своего отношения к Жилину?
4. Легко ли Дине помогать Жилину? Почему она это делает?
5. Почему Жилин все-таки оставляет Костылина?
6. В каком плену остается Костылин, только ли в татарском?

Домашнее задание. Подумать над заглавием рассказа: почему рассказ о двух русских офицерах, попавших в плен к татарам, автор назвал «Кавказский пленник»? Рассмотреть иллюстрации к рассказу. Достаточно ли их, отражают ли они главные эпизоды, характеры героев?

Обобщающий урок по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель урока. Обобщение по ведущей проблеме; нравственные уроки рассказа.

Главный вопрос урока. Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? В итоге обсуждения этого вопроса приходим к выводу о том, что Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается.

Ответить на вопрос о том, почему Жилин сумел освободиться, поможет уточненная система образов, из которой видно, как Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, как он сумел расположить к себе даже своих врагов; что он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» (работаем над словами жить, жила). Рассматривая иллюстрации, думаем над тем, все ли картины, важные для понимания смысла рассказа, изобразил художник, дополняем устным рисованием детей, размышляя над дальнейшей судьбой Жилина.

Рассказ Л.Н. Толстого всегда производит очень сильное впечатление на детей. Это и понятно – ведь великий писатель его специально для них и создал. Лев Николаевич хорошо знал жизнь людей Кавказа, поскольку участвовал в войне с горцами и там понял этих людей. Кроме того, автор поднимает в произведении очень важные не только для отдельного человека, но и для всего человечества вопросы, и главный из них – о войне и мире как способе решения проблем, возникающих между людьми. Толстой – везде Толстой, и этот рассказ несет в себе философские взгляды и нравственные ценности великого русского писателя, как и все его произведения, которые, как и сказки А.С. Пушкина, присутствуют в наших учебниках начиная с «Косточки» в 1-м классе. По сути дела, если посмотреть с этих позиций, «Кавказский пленник» – это «Война и мир», написанная для маленьких детей: в нем, как в капле, отразилось океаническое содержание великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого. Это наше глубокое убеждение, поэтому мы поместили этот рассказ в учебнике для 4-го класса и на обложке учебника – портрет Л.Н. Толстого работы И.Н. Крамского, чтобы вывести детей на образ автора, изображенный великим художником-портретистом.

Но вот о каком неожиданном повороте обсуждения смысла названия рассказа «Кавказский пленник» поведала нам учительница школы № 1753 г. Москвы А.И. Вороговская. В ее 4-м классе, который завершает свое начальное литературное образование по нашим учебникам (она автор «Конспектов уроков» к учебникам 1-го и 2-го классов), дети на завершающем уроке не согласились с учительницей и ее (а значит, и моей) трактовкой смысла названия рассказа. Одна из групп (а на уроке была организована групповая работа) усомнилась в том, что автор мог сделать Костылина заглавным героем. И они были правы, потому что все годы их учили, что в названии произведения – его смысл, его идея. Кроме этого, они обратили наше внимание на тот отрывок, где было сказано, что Жилин остался служить на Кавказе, навсегда плененный красотой этого края, выбрал себе такую судьбу.

После окончания работы над рассказом Л.Н. Толстого ученики пишут сочинение на одну из тем: «Уроки Толстого», «Спасибо, умница!» (о Дине), «Жилин и Костылин».

Итак, мы показали принципы и технологию анализа эпических произведений разных жанров, но, естественно, малой формы. В заключение дадим примерный план анализа эпического произведения, который можно дать четвероклассникам для их самостоятельной работы либо по анализу рассказа, либо для написания отзыва или небольшой рецензии.

1. Тема произведения.
2. Сюжет.
3. Герои, их характеристики, взаимоотношения.
4. Смысл названия, идея.
5. Особенности стиля автора.
6. Чем вам интересно произведение.

Проанализируем теперь басню, поскольку басня – это жанр эпоса, в ней всегда рассказывается о каком-то случае и главный стержень рассказа – сюжетный. Но в басне очень сильно драматургическое начало: она представляет собой сценку, герои действуют и говорят. Сделаем это на примере самой известной басни замечательного русского баснописца И.А. Крылова – «Ворона и Лисица».

Разговор с детьми можно начать с сообщения о том, что И.А. Крылов, уже написав эту басню, возвращался к ней пять или шесть раз и дорабатывал ее. Почему такое небольшое по объему произведение автор столько раз переделывал, совершенствовал? Таким может быть установочный проблемный вопрос, на который дети смогут ответить после анализа, когда сами увидят, насколько художественно совершенна сама басня.

Логика анализа басни определяется прежде всего тем, что это жанр эпоса. Сюжет басни «Ворона и Лисица» взят у Эзопа. Но великий русский баснописец создает оригинальное произведение, настолько значительное и мудрое, что после него этим сюжетом уже никто не воспользовался, а до него на этот сюжет писали многие.

Ход анализа басни «Ворона и лисица»

I. Сопоставление завязки сюжета басен Эзопа и Крылова

(У Эзопа: «Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице»).

1. Как сыр попал к Ворону?
2. Чем отличаются герои басен – птицы, о которых писали Эзоп и Крылов?
3. Как сыр попал к Вороне Крылова? Зачем автор сообщает, что его послал Вороне Бог?
4. Как изображает Эзоп дальнейшие действия Ворона и дерево, на которое он сел? А Крылов? Почему он подбирает такое длинное и трудно произносимое слово взгро-мо-здясь? Почему именно ель выбирает автор?
5. Почему Крылов для изображения действий Вороны подбирает пассивные формы глаголов: взгромоздясь, взобралась, призадумалась?
6. Зачем автор говорит, что она не сразу стала есть сыр?
7. Рисует ли образ Ворона Эзоп? А Крылов?

II. Изображение Лисы в басне И.А. Крылова

1. Сразу ли Лиса увидела Ворону?
2. Какие части речи больше всего употребляет автор в описании действий Лисы? Почему?
3. Как он называет Лису? На кого она похожа по повадкам?
4. Лиса говорит правду: у Вороны действительно красивая длинная шея, большие выразительные глаза?
5. Где особенно ясно проступает намерение Лисы, видна ее явная ложь?

III. Смысл басни И. А. Крылова, ее мораль

1. Почему Ворона слушает все это и верит Лисе?
2. Почему автор называет Ворону вещуньей?
3. Как Крылов изображает карканье, с помощью каких слов и звуков?
4. Сравните мораль басни Эзопа: «Не верь врагам – проку не выйдет» – и басни И.А. Крылова.
5. Почему мораль этой басни Крылов поместил в начале, а не в конце, как это делают обычно баснописцы?

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие эпоса от лирики?
2. Какова система работы над эпическим произведением исходя из своеобразия этого литературного рода?
3. Какие вам известны способы создания образа литературного героя?
4. Почему так важна работа над названием (заглавием) произведения?

Рекомендуемая литература

1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.

2. Непомнящий В.С. Добрым молодцам урок // В кн.: Поэзия и судьба: Книга о Пушкине. М., 1999.

3. Писатели о писателях: Литературные портреты. М., 2003.

4. Русские детские писатели ХХ века: Библиографический словарь. М., 2001.

5. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.