Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина АНТОНОВА,
Графовская СОШ,
Шебекинский р-н, Белгородская обл.

«Я к вам пишу...»

К 30-летию Недели письма

Тема. «Учимся писать письма».

Цели. Познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование. Конверты; открытки; почтовый ящик; карточки с правилами переписки «Проверь себя»; таблица «Схема текста письма»; Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. (авт. С.В. Иванов и др.) М.: Вентана-Графф; графпроектор; образцы писем.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Раздается стук в дверь.

Учитель.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?

(С. Маршак. «Почта»)

– Это он, это он... Кто, ребята?

Дети. Почтальон.

Входит почтальон.

Почтальон.

Здравствуйте, дети!
Я веселый почтальон!
Детям я давно знаком.
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы –
Доставляю все их вам я!

(М. Лаписова)

Почтальон вручает учащимся письма.

– До свиданья, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще очень много писем – ведь сейчас идет Неделя письма. Этот праздник был утвержден в 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза. Он проводится в октябре каждого года. А в этом году – 30-й раз. Неделя письма – праздник не только почтальонов, но и всех людей – взрослых и детей.

Почтальон уходит.

У. Ребята, а как почтальон узнал, кому какое письмо предназначено? Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

Дети отвечают. Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки:

Правило 1

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

У. Получателя письма называют адресатом. Адресат – от немецкого слова адрес.

III. Сообщение цели урока

У. Будем ли мы отвечать на полученные письма?

Д. Да, будем.

На доске:

Правило 2

Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3–5 дней после получения и в вежливой форме.

У. Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма. Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем, и тем, кому оно адресовано, то есть получателем, соблюдается выработанный веками порядок, с которым вы познакомитесь.

IV. Актуализация знаний детей

У. Кто уже получал письма? От кого? О чем вы узнавали из писем?
Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Если сохраняются, то почему?
С какой целью люди пишут письма?
Кому из вас приходилось писать ответ?
Какие письменные принадлежности вам понадобились при работе?

Дети отвечают.

На доске:

Правило 3

Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.

V. Знакомство со структурой письма

У. Прочитайте письма, которые вам вручил почтальон.

Письма подготовлены заранее родителями, шефами-старшеклассниками каждому ученику.

– Какие чувства вы испытывали, когда читали письма?
Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях. Пишут письма только в хорошем настроении. Оно сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые ответы на полученные письма.
А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на «вы» или «ты»? От чего это зависит?
Прочитайте, как обращался в своих письмах к родным и друзьям Антон Павлович Чехов. ( «Русский язык», урок 31, с. 63).
Можете ли вы определить, к кому обращены письма – к ровесникам или ко взрослым? Что вам помогло догадаться?
Запишите в тетрадь слова здравствуйте, привет.
Прочитайте, как обращаются в письме к вам?
Какое обращение было бы приятно вам прочитать в письме?
Как выделяется обращение? Ответить на этот вопрос вам поможет рубрика в учебнике «Обрати внимание!»
Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься (обращение), всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком: Здравствуй, Маша! Как у тебя, Сережа, дела? До свидания, Люда. Здравствуйте, бабушка и дедушка!
В «приступе» описывается причина написания письма:

  • Я очень скучаю...

  • Мне необходим твой совет...

  • Получила от тебя письмо...»

– О чем можно рассказать в основной части письма?
Подумайте, как вы будете прощаться в письме, если оно адресовано:

– учителю;
– другу или подруге;
– родителям, бабушке, дедушке;
– инопланетянину.

По ходу беседы на экране с помощью графпроектора демонстрируется таблица.

Схема текста письма

1. Обращение (начальная фраза о состоянии переписки)

Дорогие мама и папа!
Получила ваше письмо.

2. Основное содержание письма, сообщение о новостях

Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – белорусские школьники.

3. Вопросы адресату

Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

Благодарность. Просьбы. Приветы.

Спасибо за то, что положили мне теплые вещи. Я прошу вас писать мне чаще. Передайте большой привет Марии Петровне и Тане.

4. Прощание (подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)).

До свидания. Любящая вас Катя. 14 июня 2005 года. Анапа.

VI. Физкультминутка

VII. Работа в группах

Класс делится на группы. Каждая группа пишет письмо по выбору:

– другу, бывшему однокласснику;
– заболевшему учителю;
– бабушке, живущей в другой местности;
– из летнего лагеря маме.

По желанию дети читают письма.

У. Чье письмо вам понравилось? Почему? Какое письмо легче читать адресату?

Д. Письмо, в котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись.

У. Сравните два поздравительных письма, которые получил один и тот же человек. Какое из поздравлений доставило ему больше радости? Почему?

Учитель раздает группам образцы текстов писем:

Дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую и обнимаю.

Твой внук Коля.
15 июня 2005 года

Мой дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с днем рождения.
Я очень хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. И еще хочу, чтобы у тебя на работе все всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.
Целую и обнимаю тебя.

Любящий тебя внук Сережа.
15 июня 2005 года.

Учащиеся отмечают, что в обоих поздравлениях есть все части: обращение, поздравление, пожелание, подпись. Но они отличаются друг от друга. В первом поздравлении трафаретные выражения, а второе написано нестандартно: оно трогает добротой и сердечной заботой о дедушке.

VIII. Знакомство с правилами оформления конверта

У. B рассказе Антона Павловича Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?
– Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.

(С. Маршак)

Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 309277. 309 – Белгородская область, Белгород, 277 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.
Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.

IХ. Работа с учебником

У. Прочитайте текст упражнения 2 на с. 62.

БУТЫЛОЧНАЯ ПОЧТА

Письма, которые мы отправляем друг другу, могут путешествовать на поезде или самолете. Даже на велосипеде, если почтальон развозит их по улицам поселка.
Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
Кажется, что отправлять письма водной почтой – просто забава. Это не так. Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, еще неизвестным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению.
Люди еще очень мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть ее тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.

(По М. Скороходову)

– Задайте к каждой части вопросы, чтобы у вас получился план текста.

Х. Домашнее задание

У. Запишите в тетради план текста «Бутылочная почта», напишите письмо близкому человеку и отправьте по почте.

ХI. Итог урока

У. На сегодняшнем уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова.
Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.
Какие правила составления писем вы узнали на уроке?

Дети работают по карточкам «Проверь себя».

1. Для письма используй ______ лист бумаги.

2. Письмо – это текст. Назови его части _____.

3. Отвечать на письмо нужно ____________ .

4. Письмо складывается текстом _________.

5. Адрес нужно писать _________________ .

6. Не забывай указать на конверте ________ .

Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, подпись, как можно быстрее, внутрь, разборчиво, индекс.